Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований»





Скачать 264.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований»
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер264.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Утверждаю:
Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.


МЕТОДИКИ ЗООЛОГИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЙ

Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки 020400 «Биология»

Профиль подготовки «Зоология»

Специализация «Зоология позвоночных»

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

Томск 2011

Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол № ___ от «___» __________ 2011 г.

Зав. кафедрой Н.С. Москвитина


Рекомендовано методической комиссией Биологического института
Председатель методической комиссии ________________________

«______» ____________2011 г.

Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 04 февраля 2010 года.

Общий объем курса – 72 ч. Из них лекции – 14 ч., практические и семинарские занятия – 24 ч., самостоятельная работа студентов – 34 ч. Зачет в пятом семестре. Общая трудоемкость курса 2 зач. ед.

Авторы: Сучкова Нелли Георгиевна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

Агулова Людмила Петровна, д.б.н., профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Методики зоологических исследований» является знакомство студентов с общими организационно-методическими указаниями и освоение ряда конкретных наиболее общепринятых методик полевого и экспериментального изучения наземных позвоночных, что в конечном итоге способствует приобретению навыков научно-исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Методики зоологических исследований» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 «Биология». Для успешного освоения курса студентам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Безопасность жизнедеятельности», «Биологическая статистика».

Освоение дисциплины «Методики зоологических исследований» необходимо для овладения комплексом методических приемов, широко используемых специалистами-зоологами при изучении экологии и поведения наземных позвоночных в научно-исследовательской и производственной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методики зоологических исследований»:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями:

следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

демонстрировать способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);

использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы данных на основе ресурсов Интернет, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

проявлять творческие качества (ОК-14);

правильно ставить цели, проявлять настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);

заботиться о качестве выполняемой работы (ОК-16);

уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

иметь базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использовать методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);

знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);

оперировать правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдать нормы авторского права (ПК-13).

научно-исследовательская деятельность:

способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);

понимаеть, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

научно-производственная и проектная деятельность:

применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);

пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрировать знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);

пользоваться нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20).

организационно-управленческая деятельность:

понимать и применять на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21).

педагогическая деятельность:

заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • специфику объектов зоологических исследований;

  • основные этапы и типы зоологических исследований;

  • принципы планирования исследовательской работы;

  • правила научного коллектирования;

  • приемы наблюдения и определения наземных позвоночных в природе;

  • основные методики полевого и экспериментального изучения экологии и поведения наземных позвоночных;

  • новинки методической литературы.

    Уметь:

  • составлять программу исследований по этапам (подготовительный, сбор материала в поле или в лаборатории, камеральная обработка и т.д.);

  • грамотно подбирать методики для выполнения конкретных научно-исследовательских работ;

  • анализировать и обобщать полученные результаты;

  • составлять библиографию по теме своего исследования;

  • соблюдать технику безопасности при работе с зоологическими объектами.

    Владеть:

  • приемами первичной обработки зоологических данных;

  • методиками количественного учета наземных позвоночных;

  • инвазивными и неинвазивными методиками изучения питания, размножения, контактов и подвижности наземных позвоночных;

  • приемами регистрации этограмм;

  • физиологическими, биохимическими и генетическими методиками изучения коммуникации животных и других поведенческих характеристик;

  • навыками поиска и подбора новой методической литературы.




4. Структура и содержание дисциплины «Методики зоологических исследований»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

Самостоятельная работа студента

1

Введение в курс «Методики зоологических исследований»

5




2













индивидуальные задания

2

Планирование исследовательской работы
















2







3

Приемы наблюдения и определения позвоночных в природе

5













2

2




4

Правила научного коллектирования

5













2







5

Изучение видового состава и структуры населения наземных позвоночных

5




2










4

доклады

6

Принципы и методы количественного учета животных

5




2







2

4

коллоквиум

7

Изучение контактов и подвижности наземных позвоночных

5




2










4




8

Способы изучения размножения

5













2

2




9

Способы изучения питания

5













2

2

сообщения

10

Определение возраста наземных позвоночных

5













2

2




11

Морфологические и морфофизиологические исследования наземных позвоночных

5













2

2







12

Фенетические исследования в экологии наземных позвоночных

5













2

4

презентации

13

Методики изучения поведения животных







4







4

6

презентации

14

Сбор и первичная обработка паразитологического материала

5




2







2

2

коллоквиум




ВСЕГО







14







24

34










  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconМетодологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях
Сравнительный метод в зоологических исследованиях. Методологическое значение
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconРабочая программа профессионального модуля
ПМ. 07. Проведение высокотехнологичных лабораторных исследований и управление качеством лабораторных исследований
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconТема реферата
Основная часть 1–3 главы (обзор исследований по данной проблематике, результаты исследований автора по указанной теме, возможные...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconТема реферата
Основная часть 1–3 главы (обзор исследований по данной проблематике, результаты исследований автора по указанной теме, возможные...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconРабочая программа черчению
Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconРабочая программа по черчению 10 класс
Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconПрограмма обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconРабочая программа по интегрированному краеведческому курсу Учитель Мустафина Т. В
Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 4 а класса разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconОтчет кафедры теории и методики обучения
Вкр, их предзащита, методологическое обоснование тем диссертационных исследований, обсуждение подготовленных диссертаций, итоги учебной,...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconПрограмма методики обучения английскому языку москва 2012 учебная...
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconПрактикум по конфликтологии Издательство: Питер, 2009 г.; 384 стр
В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconИтоги исследований по актуальным проблемам подготовки спортсменов...
Дано краткое содержание наиболее интересных исследований. Раскрыты актуальные направления исследований, проводимых крупнейшими научными...
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconУрок по химии Тема: «Природные источники углеводородов»
Итоговая контрольная работа по курсу Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов
Рабочая программа по курсу «Методики зоологических исследований» iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск