Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год





Скачать 412.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации13.07.2014
Размер412.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3

ГБОУ Гимназия №1306


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

1 от 29.08.2013

СОГЛАСОВАНО

На заседании научно-методического совета ГБОУ Гимназии №1306

от 26.09.2013

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии

Спорышева Е.Б.______________

27.09.2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


Разработчик программы:
Шарякова Наталья Геннадьевна (учитель биологии)

(ФИО)
2013 год

Биология: «Животные»

7 класс, 2 ч./нед.
Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по биологии для 7 класс составлена на базе примерной программы основного общего образования по биологии: Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы:проект.-М.: Просвещение, 2010. – 80 с, программа под ред. Никишова А.И. Биология «Животные» 7 класс, :. Просвещение, 2009. Рабочая программа составлена с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания образования, определяемая целью и задачами подготовки школьников.

с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии

Раздел "Животные" включает материал по всем основным типам и классам животных, начиная с одноклеточных и кончая высокоорганизованными многоклеточными животными. Особое внимание в нем уделено ознакомлению с многообразием и единством животного мира, жизненными отправлениями животных, усложнением их ор­ганизации в процессе исторического развития, приспособлениями к средам жизни и кон­кретным местообитаниям, выяснению родственных отношений животных изучаемых ти­пов и их происхождения. Материал раздела логично развивает знания, заложенные в про­грамме по естествознанию и в разделе программы, выделенном на изучение растений, бактерий и грибов, и подготавливает учащихся к изучению биологии в последующих классах.

Предлагаемая программа основного биологического образования обеспечит подготовку школьников к овладению в старших классах профильной средней школы углубленным курсом биологии или интегрированным курсом естествознания.

Материал, программы ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественнонаучного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника.

Программы включают необходимые демонстрации, лабораторные работы, экскурсии.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке в Примерной программе по биологии:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности животных, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

В рабочей программе также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, многообразии и распространении, изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Отбор содержания раздела «Животные» осуществляется на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, единство и целостность организма, причины приспособленности животных к различным экологическим условиям,

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса биологии в 7 классе выделено 68 часов (2 часа в неделю). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. В курсе биологии 7 класса предусмотрено проведение 16 практических работ, 2-х демонстраций, 2-х экскурсий.

Урок является основной формой организации образовательного процесса. Традиционные технологии ориентированы на формирование знаний, умений оперировать ими. Инновационные подходы (деятельностные, личностно ориентированные) направлены в большей степени на формирование интеллектуальных практических умений, необходимых в течение всей жизни. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

При проведении занятий будут использованы разнообразные формы контроля: устный опрос, решение практических задач, самостоятельные работы, тестирование; задания на дом с последующим обсуждением их решений на уроке, творческие задания и др.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим в учебном процессе используются тетради с печатной основой: С.В.Суматохин. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7кл.-М.: Мнемозина, 2011. Содержание тетради имеет эколого-практическую направленность. В неё включены вопросы на проверку знаний базового уровня, творческие задания и биологические задачи. Большинство заданий оформлено в форме таблиц, схем, рисунков, кроссвордов. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания, что способствует закреплению и систематизации знаний, полученных на уроках биологии.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Преподавание осуществляется с использованием учебника «Биология. Животные. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин.-М.: Мнемозина, 2010.-272 с.:ил., который входит в учебно–методический комплект по биологии под редакцией профессора Д.И.Трайтака. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием лабораторного и технического оборудования кабинета биологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать

 значение видового разнообразия животного мира;

 роль животных в природе и жизни человека;

 связи животных со средой обитания;

 особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп;

 основные систематические группы животных;

 роль животных в пищевых цепях в биоценозах;

 экологические факторы, влияющие на животных;

 влияние деятельности человека на животный мир;

 редкие и исчезающие виды животных, правила их охраны;

 правила и нормы поведения человека в природе;

уметь

 проводить наблюдения за животными;

 ухаживать за животными уголка живой природы;

 пользоваться оптическими приборами и лабораторным оборудованием;

 определять виды наиболее распространённых животных родного края (по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах);

 составлять цепи питания;

 владеть приёмами работы с учебником и другими пособиями;

 проводить просветительскую работу по охране животных;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

 оказания первой помощи при укусах и других повреждениях животными;

 рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

 выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 ч).

Значение и разнообразие животного мира.

Что изучает зоология.

Раздел 1. Одноклеточные животные (5 ч).

Общая характеристика одноклеточных животных, или простейших. Типы Корненожки и Фораминиферы. Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы. Тип Инфузории. Паразитические простейшие.

Практические работы:

1. Изучение мела под микроскопом.

2. Изучение простейших в сенном настое.

Демонстрация одноклеточных под микроскопом.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

- изучить многообразие, строение, процессы жизнедеятельности, размножение, среду и места обитания одноклеточных животных, их образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности;

- выяснить значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

уметь:

- объяснять роль различных животных в жизни человека;

- распознавать на таблицах животных отдельных типов простейших животных;

- выявлять приспособления простейших животных к среде обитания;

- определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Раздел 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (26ч)

Общая характеристика многоклеточных животных ()

Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви и Кольчатые черви (7ч).

Гидра – пресноводный полип. Медузы. Коралловые полипы.

Черви. Тип Плоские черви. Паразитические плоские черви. Тип Круглые черви. Кольчатые черви.

Практическая работа:

3. Строение и поведение дождевого червя.

Демонстрация гидры под микроскопом.

Экскурсия в теплицу. Изучение нематод – паразитов растений.

Тип Моллюски, или Мягкотелые (5ч).

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Практическая работа:

4. Определение возраста двустворчатых моллюсков по их раковинам.

Тип Членистоногие (13ч).

Общая характеристика. Рост, развитие и размножение членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Насекомые. Общая характеристика насекомых. Развитие насекомых. Отряд Жёсткокрылые, или Жуки. Отряд чешуекрылые, или Бабочки. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Муравьи. Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве. Насекомые – паразиты человека и животных.

Практические работы:

5. Изучение внешнего строения членистоногих (работа с коллекцией).

6. Изучение внешнего строения речного рака.

7. Изучение внешнего строения насекомых (по коллекциям).

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

- изучить многообразие, взаимосвязь строения и функций организма, жизнедеятельность животных; среду и места обитания животных разных типов, их образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности;

- выяснить, как происходит размножение и развитие животных, какова продолжительность жизни различных животных;

- выяснить значение животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны;

- узнать, как шел процесс одомашнивания человеком диких членистоногих животных;

- познакомиться с условиями, необходимыми для успешного содержания и разведения животных;

- узнать, какие законы охраняют природу, что такое мониторинг, какие территории являются охраняемыми;

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

уметь:

- выявлять сходства и различия в строении тела животных;

- распознавать стадии развития животного;

- объяснять эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп), роль различных животных в жизни человека, необходимость защиты отдельных видов животных;

- наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением;

- распознавать на таблицах животных отдельных типов и классов, животных своей местности;

- выявлять приспособления животных к среде обитания;

- определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

- правильно пользоваться Красной книгой;

- понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за сезонными изменениями в живой природе;

- определения возраста некоторых животных;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Раздел 3. Тип Хордовые (35ч).

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. ()

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы (7ч).

Места обитания и внешнее строение рыб. Многообразие способов движения, форм тела и окраски рыб. Внутреннее строение рыб. Нервная система и органы чувств рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение, классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Практические работы:

8. Изучение внешнего строения рыб.

9. Внутреннее строение рыбы.

.

Класс Земноводные (4ч).

Общая характеристика и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных. Размножение, развитие и происхождение земноводных. Многообразие земноводных. Их значение в природе и для человека.

Практическая работа:

10. Строение скелета лягушки.

Класс Пресмыкающиеся (3ч).

Общая характеристика и особенности внешнего строения пресмыкающихся. Особенности внутреннего строения и происхождения пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Их значение в природе и для человека.

Класс Птицы (9ч).
Общая характеристика и особенности внешнего строения птиц. Скелет и мускулатура птиц. Внутреннее строение и размножение птиц. Сезонные изменения в жизни птиц. Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц. Одомашнивание птиц. Птицеводство.

Практические работы:

11. Изучение внешнего строения птицы (на примере чучел).

12. Строение перьев птицы.

13. Строение скелета птицы.

14. Изучение строения куриного яйца.

Экскурсия. Наблюдение за зимующими птицами своей местности.

Класс Млекопитающие, или Звери (10ч)

Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих. Скелет и мускулатура млекопитающих. Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей. Экологические группы млекопитающих. Летающие и водные звери. Домашние животные.

Практические работы:

15. Изучение внешнего строения млекопитающих.

16. Изучение строения скелета млекопитающих.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

- изучить многообразие животных, жизнедеятельность животных, взаимосвязь строения и функций организма, среду и места обитания животных разных типов, их образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности;

- выяснить, как происходит размножение и развитие животных, какова продолжительность жизни различных животных;

- выяснить значение животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны;

- узнать, как шел процесс одомашнивания человеком диких животных;

- познакомиться с условиями, необходимыми для успешного содержания и разведения животных;

- знать, какие законы охраняют природу, какие территории и виды животных являются охраняемыми;

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

уметь:

- выявлять сходства и различия в строении тела животных;

- распознавать стадии развития животного;

- объяснять эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп), роль различных животных в жизни человека, необходимость защиты отдельных видов животных;

- наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением;

- распознавать на таблицах животных отдельных типов и классов, животных своей местности;

- выявлять приспособления животных к среде обитания;

- определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

- правильно пользоваться Красной книгой;

- понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за сезонными изменениями в жизни животных;

- определения возраста некоторых животных;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с домашними животными;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

- оказания первой помощи при укусах и других повреждениях животными;

- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Требования ФГОС к результатам обучающихся

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Список литературы
УМК:
Литература для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 7 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;

  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену:Животные. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.

  4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Мультимедийные продукты:


  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия



Календарно-тематическое планирование

2013-2014 год

Биология

7 класс, 68 ч., 2 ч/нед



урока




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии (профиль) для 10-11 класса на 2013/2014 учебный год
«Биология» Профильный уровень: учебник для 10-11 класса/ П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая и др. М.: Просвещение. 2008
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа По биологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы
...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 10 класса на 2013/2014 учебный год
Программа основного общего образования по информатике и икт (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04. №1312)
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии...
Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по «Биологии» на 2014 2015 учебный год для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную...
Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в школе на 2013-2014 учебный...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа предмета «Биология» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
...
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013/2014 учебный год iconРабочая программа на 2013 / 2014 учебный год Учитель
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск