Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе





Скачать 52.53 Kb.
НазваниеУрок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе
Дата публикации13.07.2014
Размер52.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
УРОК №4

Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Система понятий урока: членистоногие, хитинизированная кутикула, ракообразные, антеннулы, антенны, головогрудь, хитин, статоцист, статолит, фасеточные глаза, синусы, жевательный желудок, железистый желудок, зелёные железы, половой диморфизм, планктон, бентос.

Задачи: рассмотреть особенности строения членистоногих; выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных; познакомиться с многообразием ракообразных; установить происхождение членистоногих и усложнение их организации в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями; продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов, обосновывать ответ, работать с дополнительной литературой.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций и препаратов.

Средства наглядности: натуральные: коллекция членистоногих, влажные препараты речного рака; изобразительные: таблицы с изображением членистоногих разных классов, рисунки из учебника и других книг.

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Изучение нового материала. Лабораторная работа «Внешнее строение речного рака» (Рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захарова и Н. И. Сонина «Биология: Многообразие живых организмов», 7 класс; стр. 147). На столах: раздаточный материал по речному раку, рабочая тетрадь и канцелярские принадлежности.

Тип Членистоногие объединяет разнообразных водных и сухопутных животных, обладающих членистыми конечностями и сегментированным телом. Это самый богатый по числу видов тип животных, который включает  свыше 1,5 миллиона видов. Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых червей.

Тело членистоногого, как правило, состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Членистоногие отличаются от кольчатых червей наличием твёрдой хитинизированной кутикулы. Кутикула нерастяжима, и рост членистоногих сопровождается линьками. Кутикула несёт защитную функцию и служит наружным скелетом – к ней крепятся мышцы. У членистоногих в отличие от червей нет кожно-мускульного мешка; их конечности приводятся в движение отдельными пучками мышц. Нервная система членистоногих, как и у кольчатых червей, состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. Почти все членистоногие – раздельнополые существа.

Тип объединяет несколько классов, среди которых наиболее известны Ракообразные (посмотрите на рисунок учебника, вы видите широкопалого рака), Паукообразные (посмотрите на рисунок учебника, вы видите паука-крестовика) и Насекомые (посмотрите на рисунки учебника, вы видите жука красотела пахучего, шмеля и бабочку пенелопу).

Класс Ракообразные (откройте учебник на страницах 148 и 149, давайте рассмотрим изображённых на рисунках различных представителей класса ракообразных). По разным данным ракообразных насчитывается около 30-35 тысяч видов. Ракообразных делят на две группы: низшие ракообразные (дафния, циклоп) и высшие ракообразные (раки, креветки, крабы).

Рассмотрим строение и жизнедеятельность ракообразных на примере речного рака (все видели речного рака?). Итак, тело речного рака состоит из двух отделов: головогруди (у него голова и грудь сливаются и образуют монолитную структуру) и брюшка. Первые пары конечностей у речного рака преобразованы в усики: короткие – антеннулы, длинные – антенны. Затем следует пара верхних и две пары нижних челюстей, следом три пары ногочелюстей, образующих ротовой аппарат. Речной рак имеет пять пар ходильных ног, причём первая пара ходильных ног заканчивается клешнями, служащими для захвата пищи, а также для обороны. Брюшные конечности, как правило, выполняют не сколько функцию передвижения, а сколько дыхательную функцию, органов совокупления и т. д. Тело рака покрыто твёрдым хитином. Раки периодически линяют и во время линьки быстро растут.

Нервная система рака состоит из окологлоточного нервного кольца, надглоточного и подглоточного нервных узлов и пары брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте.

На поверхности антеннул, антенн и других конечностей имеются волоски и щетинки, которые выполняют осязательную функцию. Орган равновесия у ракообразных встречается редко, но у высших раков у основания антеннул имеется небольшой пузырёк – статоцист со слуховыми камешками – статолитами, которые попадают в статоцист из внешней среды. Во время линьки раки теряют эти статолиты, поэтому они уязвимы и теряют чувство равновесия. У раков имеется пара сложных фасеточных глаз, которые сидят на глазных стебельках.

Кровеносная система ракообразных не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела – синусам.

Дыхательная система представлена жабрами, которые очень тесно связаны с конечностями – это пластинчатые или ветвистые тонкостенные выросты кожных покровов, отходящие у основания ног.

Пищеварительная система представлена сквозной прямой трубкой. Измельчённая и перетёртая пища с помощью ротового аппарата попадает в ротовое отверстие, далее – в глотку, пищевод. Далее пища попадает в желудок, который состоит из двух частей – жевательного и железистого. Кишка имеет множество боковых выпячиваний, в которых выделяются пищеварительные ферменты. Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие.

Выделительная система представлена зелёными железами, состоящих из мешочка, извитого канальца с железистыми стенками, мочевого пузыря и выделительной поры.

Ракообразные раздельнополы. Имеет место половой диморфизм, то есть самец и самка имеют отличительные особенности.

Образ жизни и значение. Ракообразные населяют моря и пресноводные водоёмы. Среди них встречаются планктонные и бентосные формы. Некоторые раки ведут сидячий образ жизни. Известно немало паразитов. Низшие раки входят в состав планктона и являются пищей для многих рыб и китообразных. Многим аквариумистам знакомы небольшие рачки – дафнии, служащие кормом для рыб. Морской жёлудь и морская уточка – низшие раки, которые приспособились к сидячему образу жизни. Высшие раки – обитатели морей и пресных вод. Речного рака, крабов, омаров, креветок человек употребляет в пищу. Раки имеют санитарное значение, так как они избавляют водоёмы от трупов животных.

III. Закрепление изученного.

Тип Членистоногие объединяет животных с сегментированным телом, членистыми конечностями и твёрдым покровом, основу которого составляет хитин. Для членистоногих характерна линька – замена старого покрова на новый.

Ракообразные – исключительно водные животные. Тело их состоит из головы, груди и брюшка. Имеется большое множество конечностей, которые выполняют различные функции. Органы дыхания – жабры. Кровеносная система незамкнутого типа. Имеются сложные фасеточные глаза. Выделение осуществляется зелёными железами. Раздельнополы. Низшие раки – корм для морских животных. Высшие раки являются санитарами водоёмов, многие используются в пищу человеком.

IV. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; ответить на вопросы учебника; подготовить сообщение о ракообразных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconТема: Антропогенез- эволюция человека
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconКонспект стр 166-169
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconП. 39, 41 Ответить в тетради на вопросы к параграфу
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconПредмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconКонспект стр. 108-113 проверит знания стр 114-115 География Литература...
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Класс Ракообразные: особенности строения, жизнедеятельности, многообразия, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Класс Ракообразные: особенности строения, жизнедеятельности, многообразия, роль в природе
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconУрок 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. Урок 2 Ч....
...
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconВопросы для подготовки к экзамену по биологии
Образ жизни и особенности строения ракообразных (на примере речного рака). Многообразие и значение ракообразных
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconУрока: Класс Паукообразные. Тип урока
...
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconУрок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи...
Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconУрок по теме "Лишайники". 6-й класс
Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни...
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Урок №4 Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск