Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПУ «Институт развития образования Республики Татарстан»
Отдел образования исполнительного комитета
Спасского муниципального района РТ
Научно-практический семинар
«ФГОС. Механизмы реализации, модели внедрения»
Урок биологии в 6 а классе
по теме: «Виды корней и типы корневых систем»
Учитель биологии
I квалификационной категории
Авдеева Наталья Геннадьевна
2011 г.
Тема: Виды корней и типы корневых систем
Цели урока:
Деятельностная:
Формирование у учащихся знаний о видах корней и типах корневых систем,
о развитии корня из зародышевого корешка. Изучение особенностей строения
корневых систем двудольных и однодольных растений.
Содержательная:
Расширение понятийной базы школьников за счет дополнительного материала, сведений.
Развивающая:
Развивать практические навыки по определению и распознаванию корневых систем. Развивать интерес к предмету,умения сравнивать, анализировать, делать выводы, связывать в единое целое.
Оборудование: таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы", гербарный материал, раздаточный материал,мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организация класса. Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.
II. Стадия осмысления Изучение нового материала.
Учитель читает стихотворение В.Жака.
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут?(Вопрос учителя)Предполагаемый ответ учащихся Без него расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!
Учитель- О каком органе цветкового растения идет речь?
Почему растения не может жить без корня?
(Ученики высказывают свои соображения.)
Учитель: Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Нарушив эту целостность, мы обрекаем организм на гибель.
Учитель – Сегодня мы будем говорить о видах корней и типах корневых систем и ответим на главный вопрос урока -Какова роль корней в жизни растений? Слайд №1
1.Рассказ учителя о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких, необычных корнях.
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.
2.Все ли корни растения одинаковы? Изучение видов корней по рисунку № 59 учебника, стр. 89,п.19 пункт 2 (парная работа).
На партах учащихся лежат вопросы.
Учитель– о каких видах корней вы узнали при работе с текстом?
Из каких органов они развиваются?
Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются. Их рассказ сопровождается показом слайда-схемы №2( рис.)
Учитель - Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
Учителем приводятся дополнительные сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга.
Длина корней: Слайд №3
Капуста – 1,5 м.
Пшеница – 2 м.
Кукуруза – 2,5 – 4 м..
Яблоня – 2 – 6 м.
Кактус – до 15 м.
От чего зависит длина и расположение корня ?
Учитель.Работа с раздаточным материалом. Дети приходят самостоятельно к выводу:
(в зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному)
На равнине корни обычно растут в глубину.
У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы.
В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.
Учитель – Что ищет корень в почве?
Корень ищет в почве воду и доставляет растению необходимые вещества.
Учитель -Какова роль корней в жизни растений?
Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается запас питательных веществ
Физкультминутка
4. Типы корневых систем. Учитель - Все корни одного растения образуют корневую систему
Учитель - Посмотрите на слайд №4 "Типы корневых систем" .
Проблемный вопрос
Будут ли отличаться корневые системы у однодольных и двудольных растений?Выполнив лабораторную работу ,мы ответим на этот вопрос.
Лабораторная работа выполняется по инструктивной карточке
Лабораторная работа:“Стержневая и мочковатая корневая системы” (парная работа).
Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы.
Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?
2.Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу.
Название растения
| Тип корневой системы
| Особенности строения
корневой системы.
|
|
|
| Вывод:
| III.Закрепление материала
Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа). Основные понятия
| Определение понятий
| Корни
| -подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве
| Корневая система
| - система всех корней растений
| Боковые корни
| -корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней
| Придаточные корни
| - корни, отходящие по бокам от стебля
| Стержневая система
| -система, состоящая из главного и боковых корней
| Мочковатая корневая система
| - система, состоящая из придаточных и боковых корней
| VI. Рефлексия: Каким было общение на уроке?
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком написано:радостное,интересное,познавательное,занимательное,необычное,дружелюбное,скучное. Перед каждым уч-ся - бабочка. Учитель предлагает прикрепить свою бабочку на тот цветок, каким было ваше общение на уроке.
V. Домашнее задание: параграф №19, где вы ещё могли слышать слово “корень”? |