Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю)





Скачать 101.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю)
Дата публикации18.07.2014
Размер101.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рабочая программа по биологии (базовый уровень)

68 часов (1 час в неделю)

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах.

Составлена на основе государственной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10—11 классы. Базовый уровень (68 часов) автор В. В. Пасечник. Предусматривает­ся изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологиче­ской наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Программа составлена на основе стандарта среднего полного(общего) образования по биологии (базовый уровень) и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в 5-9 классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Для повышения уровня и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предус­матривается выполнение ряда лабораторных работ, которые прово­дятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с ус­тановленными правилами техники безопасности.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов должны

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах раз­личного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия о биологических системах;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственнос­ти и изменчивости;

• основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

• соотношение социального и биологического в эволюции человека;

• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охра­не окружающей среды и здоровья человека;

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхожде­ния и развития жизни на Земле, а также различных групп расте­ний, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• решать генетические задачи, составлять родословные, строить ва­риационные кривые на растительном и животном материале;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.
10 класс (34ч, 1 час в неделю)

Введение (2 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов ученых-биологов.

Основы цитологии (24 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, АТФ, их строение и роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты и строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и клеточные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги.

Обмен веществ и превращения энергии в к клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Автотрофы и гетеротрофы. Фото­синтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемо­синтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетической код. Матрич­ный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превра­щения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

  1. Роль ферментов в ускорении химических реакций в клетках растений и животных

  2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках.

  3. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 ч)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста мно­гоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размно­жение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оп­лодотворение. Особенности оплодотворения у цветко­вых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) ор­ганизмов. Деление, рост, дифференциация клеток, ор­ганогенез, размножение, старение, смерть особей. Он­тогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние организма. Уровни приспособления организма к ме­няющимся условиям. Старение и смерть организмов. Специфика онтогенеза при бесполом размножении

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схем митоза и мейоза.
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Основы генетики (10 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Moногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаком Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Комбинативная изменчивость. Возникновение раз­личных комбинаций генов и их роль в создании генети­ческого разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомоло­гических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчи­вость. Роль условий внешней среды в развитии и прояв­лении признаков и свойств. Статистические законо­мерности модификационной изменчивости. Управле­ние доминированием.

Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результа­тов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, кол­лекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы

4. Изучение изменчивости у растений и животных, по­строение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений.

Практическая работа №1

Решение генетических задач.

Генетика человека (3 ч)

Методы изучения наследственности человека. Гене­тическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Харак­тер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здо­ровье человека. Генетические болезни. Генотип и здо­ровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социаль­ные проблемы генетики, Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетиче­ское консультирование, их практическое значение, за­дачи и перспективы.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Эволюционное учение (9 ч)

Сущность эволюционного подхода и его методическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер

Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор— движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как peзультат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем oхраны природы и рационального природопользования

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюции.

Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индиви­дуальную изменчивость и разнообразие сортов культур­ных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров го­мологичных и аналогичных органов, их строения и про­исхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирую­щих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы

5. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

6. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

Основы селекции и биотехнологии (1ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная ос­нова селекции организмов. Исходный материал для се­лекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхожде­ния культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селек­ция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. До­стижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значе­ние для микробиологической промышленности. Мик­робиологическое производство пищевых продуктов, ви­таминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перс­пективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих появление новых сортов растений и пород животных.

Возникновение и развитие жизни на Земле (3 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков растениий и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Антропогенез (3 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные направления эволюции человека. Прародина человечества. Расы человека.

Популяционная структура вида Homo sapiens. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современной эволюции человека. Влияние деятельности человека на биосферу

Демонстрация моделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»

Основы экологии (4ч)

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Ин­тенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаи­модействие факторов среды, пределы выносливости. Адаптации организмов. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отно­шения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибио­тические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейт­ральные отношения — нейтрализм.

Экосистема, её структура. Учение В. Н. Сукачёвым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Агроэкосистемы.

Практическая работа №2

Составление цепей питания, схем пищевых связей в экосистеме.

Биосфера, ее состояние и эволюция (1ч)

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергетические процессы в био­сфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышле­ние. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятель­ности человека на природу.

Экскурсия «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Пономарева И. Н., Корнилова О....
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа Предмет биология
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, программы среднего (полного образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень)....
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология»
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Симонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология....
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа учителя I квалификационной категории Назмутдиновой...
А. И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предмет­ных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая учебная программа по информатике и икт базовый уровень
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10-11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю)...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconПояснительная записка Биология 6 класс. Живой организм Н. И. Сонин (35 часов, 1 час в неделю)
В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconПриказ от 30. 08. 2013 года №203 рабочая программа по музыке (базовый уровень) 2 класс
В соответствии с Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю)
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» 7-9 классы составлена...
На изучение курса отводится 140 часов: по 35 часов (1 час в неделю) в 7, 8 классах и 70 часов (по 2 часа в неделю) в 9 классе. При...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по литературе для 8-9 классов составлена на основе...
В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по биологии 6-ые классы базовый уровень(2 часа в неделю)
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» автор Никишов. В. для общеобразовательных...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень ) 68 часов (1 час в неделю) iconРабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс»
Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск