МБОУ «Икшурминская кадетская общеобразовательная школа интернат
им. Байкиева К.С. Сабинского муниципального района
Республики Татарстан» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
I квалификационной категории
Назмутдиновой Фариды Фаритовны
по учебному курсу «Обществознание», 8 класс
Базовый уровень
УМК Кравченко А.И.
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию А.И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (35 часов в 8 классе, 35 часов ).
Используемый учебно-методический комплект:
А.И. Кравченко. Обществознание: 8 класс. - М.: Русское слово;
Е.А. Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово;
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области
отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь;
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений: ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС
№
| Тема урока
| Кол-
во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
| План
| Факт
|
| 1
| Курс обществознания. Его специфика, формы работы
| 1
| Вводный урок
| Науки, изучающие общество.
Учебник обществознания и его специфика
| Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем.
Уметь работать в малых группах для решения учебных задач
| Анализ учебника
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (9 часов)
|
| 2
| Что такое общество?
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Мировое сообщество
| Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах
| Практикум
№ 5, 7. Составить схему «Сферы общественной жизни»
| ^
| § 1, вопросы, задания, проблема
|
|
|
| 3
| Человек, природа, общество
| 1
| Комбинированный урок
| Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы, общества, человека. Экологические проблемы. Как защитить среду обитания человека
| Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами.
Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. Анализировать проблемную ситуацию. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи
| Составить словарик темы, схему «Способы защиты природы»
|
| § 2, вопросы, задания
|
|
|
| 4
| Типология обществ
| 1
| Комбинированный урок
| Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXI в. Основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма
| Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Уметь определить тип конкретного общества. Давать определение понятиям: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Перечислять основные глобальные проблемы. Характеризовать понятие глобализации. Указывать причины и опасность международного терроризма
| Составить схему «Типы обществ». Задание группам: «Человечество XXI века: проблемы и пути их решения»
|
| § 3, вопросы, задания
|
|
|
| 5
| Социальный прогресс и развитие общества
| 1
| Урок изучения нового материала
| Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция
| Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами. Знать тенденцию неравномерного развития стран, народов, уметь пояснять ее на конкретных примерах.
Пояснять сущность социального прогресса как совокупности экономического, технического, культурного прогресса. Уметь определять путь развития общества (реформа или революция). Давать определение понятиям: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха. Формулировать и обосновывать собственную позицию по вопросам темы
| Практические задания на определение особенностей общества. Вариант № 7, проблема, практикум
| Движущие силы общественного развития
| § 4, вопросы, задания
|
|
|
| 6
| Личность и социальная среда
| 1
| Комбинированный урок
| Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность
| Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности
| Составить словарик темы, разработать памятку «Как стать личностью»
|
| §5, вопросы, задания, проблема, практикум
|
|
|
| 7
| Потребности человека. Деятельность и ее основные формы
| 1
| Урок изучения нового материала
| Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Потребности и наша жизнь. Свобода и ответственность. Деятельность человека и ее основные формы. Мотивы деятельности, ее структура
| Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах показывать роль потребностей в формировании личности. Уметь анализировать свои потребности и выстраивать пути их удовлетворения. Давать определение понятиям: потребность человека, иерархия потребностей, деятельность.
Давать характеристику основным формам человеческой деятельности (труд, игра, учение). Характеризовать мотивы деятельности, ее структуру
| Понятийный диктант, проблема. Вариант №2,4
| ■•-
| § 6, вопросы, задания
|
|
|
| 8
| Социализация и воспитание
| 1
| Урок изучения нового материала
| Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье
| Характеризовать понятия: социализация, воспитание. Сравнивать воспитание и самовоспитание. Уметь анализировать собственные поступки, поведение окружающих
| № 1-3, 5, 9, проблема. Моделирование ситуаций, их анализ
| Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация, Особенности подросткового возраста
| § 7, вопросы, задания
|
|
|
| 9
| Общение
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие общения. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения
| Знать сущность и роль общения в жизни людей. Уметь анализировать разные формы общения. Давать определение понятиям: общение, речевое и неречевое общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. Сравнивать виды межличностного общения. Иметь навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях
| Словарик темы, схема «Виды межличностного общения»
| Общественные отношения и их виды
| § 8, вопросы, задания. Повторить § 1-7
|
|
|
| 10
| Человек в обществе и общество в человеке
| 1
| Урок повторения и обобщения
| Уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения
| Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека
| Тестирование, выполнение проблемных заданий
|
| Повторение
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 часов)
| 11-
| Что такое
| 2
| Урок
| Что такое экономи-
| Характеризовать экономику, ее структу-
| Понятий-
|
| § 9, во-
|
|
| |