Скачать 65.65 Kb.
|
Тема урока: Органы кровообращения: строение сердца. Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование: таблица « Сердце», модель торса человека, разобранные модели сердца, учебно-тематические карты для самостоятельной работы на 29 человек, тест, портрет В.Гарвея. Ход урока. Организационный момент. Задание по вариантам . Вставьте пропущенные слова. Вариант 1. Задание. Вставить пропущенные слова.
Вариант 2 Задание: вставьте пропущенные слова.
Проверка самостоятельной работы. Взаимопроверка. Изучение новой темы. Звучит легкая музыка, раздается биение сердца. В класс входят Наука ( Раупов Тимур), Сила (Макуев Вячеслав), Сердце ( Позднякова Оксана),Разум ( Айвазян Оксана). В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука не закрывая их,- впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают медали. Позднякова (играющая сердце) одета в красное ,а в руках держит сердце. Наука. Давным –давно поспорили между собой Сила,Разум и Сердце о том,кто из них человеку нужнее. Но, убедившись,что к согласию им не прийти,обратились ко мне. Сила. Послушай,Наука,ты ведь знаешь,что я сильнее всех,что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит,я всего нужнее людям. Разум. Позволь ,Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают,как постичь науку и как уберечься от беды.Значит,я нужнее людям. Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитить старших, уважать младших. Я- благодарность и милосердие. Я- нежность и твердость. Сердце-это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум? Наука. Уважаемая Сила,все,что ты говорила,- правда. Но иногда ты жестока,хватка у тебя твердая.И когда ты – сторонник неправды,приходит беда. Много от тебя пользы,но немало и зла. Почетный Разум,и ты говорил правду.Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хоче ссорить вас друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце. Все берутся за руки, поднимают вверх. Тимур читает стихотворение Э. Межелайтиса « Сердце» Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего есть дело. Разум. « К какой части тела ни приложишь руку ( прикладывает к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них? Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом.Действительно,я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту,из нее в артерии,капилляры,вены и по двум полы венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство. За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2.5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят. Все хором сердце – это жизнь. Нет такого другого органа,который был бы изучен так хорошо,как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно . История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения. Вопрос: Назовите органы кровеносной системы. Работа в группах. А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа – земноводные, 3 группа – пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие. Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности. Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом. Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце. Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца. Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом. Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах. Учебно-тематическая карта 1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена? Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащий жидкость, которая предохраняет сердце от трения.Стенка сердца состоит из трех слоев:
2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112). 3. Определите правую и левую половины сердца. 4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение? 5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом? 6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их. 7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют? 8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция? 9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией? А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания , выполнив следующее задание : запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1-12 на рисунке тематической карты. После выполнения самостоятельной работы в классе организуется обсуждение проделанной работы, ребята делают основные выводы урока. Учитель в случае необходимости дополняет ответы учащихся. Общие выводы урока 1.Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца ( миокард) образована мелкими одноядерными клетками – кардиоцитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками , играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду. 2. Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и двух желудочков. 3.Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении. И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце». Программа «Здоровое сердце» • Не пить и не курить • Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца • Не позволять никому оказывать на себя давление • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать! • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу • Регулярно заниматься физическими упражнениями • Приобретать хорошие привычки • Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда! • Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить. • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи, • Не употреблять консервированные заменители сахара. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым и работоспособным. Оценки за урок. Домашнее задание. *22. термины. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить значение, строение и работу сердца, развить знания учащихся о системе органов кровообращения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательный аспект: обобщение знаний учащихся о составе крови и работе органов кровообращения; формирование знаний о вреде употребления... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: раскрыть понятие «Кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: обобщить знания о составе и значении крови, иммунитете, органах кровообращения | ||
Тематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы Развитие физиологии кровообращения. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Строение сердца и сосудов у плода.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, значением крови и кровообращения;... | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия... | Приложение 1 Экологическая конференция по теме: «Атмосфера» Цели Познакомить учащихся и углубить знания о строении значении атмосферы, рассмотреть проблемы загрязнения атмосферы промышленными отходами,... | ||
Урока по биологии для 6 класса Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; многообразии плодов и... | Минкина Светлана Викторовна Тема урок Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия... | ||
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать... Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,... | Урок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение» Цель: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека | ||
Тема урока: «Скелет человека, его значение и строение» Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека | План урока по истории в 10 классе Учитель: О. В. Глазкова Цели: систематизировать знания учащихся об особенностях, последствиях и значении Золотоордынского ига на Руси | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Сердце», муляж сердца, рельефная таблица «Органы кровообращения», микроскоп, микропрепараты... | Урок по теме: «неметаллы» Цель: Систематизировать знания учащихся о неметаллах, их положении в периодической системе Д. И. Менделеева, строении их атомов |