Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование





Скачать 65.65 Kb.
НазваниеЦели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование
Дата публикации07.07.2013
Размер65.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: Органы кровообращения: строение сердца.
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца.

Оборудование: таблица « Сердце», модель торса человека, разобранные модели сердца, учебно-тематические карты для самостоятельной работы на 29 человек, тест, портрет В.Гарвея.

Ход урока.

Организационный момент.

Задание по вариантам . Вставьте пропущенные слова.

Вариант 1.

Задание. Вставить пропущенные слова.

  1. Кровь, тканевая жидкость и лимфа составляют______________________________

  2. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,-____________

  3. Кровяные пластинки, не имеющие ядра, участвуют в процессе свертывания крови___________________________________________________

  4. Человек, дающий свою кровь для переливания,- ___________________________

  5. Способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них, называют ____________________________________________________

  6. Готовые антитела, выработанные другим организмом, вводимые в организм человека, называют __________________________________________________

  7. Иммунитет, самовозникающий и врожденный, называют ______________________


Вариант 2

Задание: вставьте пропущенные слова.

  1. Жидкая соединительная ткань- __________________________________________

  2. Кровь состоит из _________________и _____________________________________

  3. Красные кровяные клетки крови __________________________________________

  4. Белые клетки крови, обладают амебовидным движением и фагоцитозом _______________________________________________________

  5. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов- ________________________________________________________

  6. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, -это ____________________________________________________________

  7. Иммунитет, полученный в результате применения медицинских препаратов (вакцин и лечебных сывороток), называют ________________________________


Проверка самостоятельной работы. Взаимопроверка.
Изучение новой темы.

Звучит легкая музыка, раздается биение сердца. В класс входят Наука ( Раупов Тимур), Сила (Макуев Вячеслав), Сердце ( Позднякова Оксана),Разум ( Айвазян Оксана). В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука не закрывая их,- впереди. В руках у Разума книга. Грудь Силы украшают медали. Позднякова (играющая сердце) одета в красное ,а в руках держит сердце.

Наука. Давным –давно поспорили между собой Сила,Разум и Сердце о том,кто из них человеку нужнее. Но, убедившись,что к согласию им не прийти,обратились ко мне.

Сила. Послушай,Наука,ты ведь знаешь,что я сильнее всех,что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит,я всего нужнее людям.

Разум. Позволь ,Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают,как постичь науку и как уберечься от беды.Значит,я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитить старших, уважать младших. Я- благодарность и милосердие. Я- нежность и твердость. Сердце-это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука. Уважаемая Сила,все,что ты говорила,- правда. Но иногда ты жестока,хватка у тебя твердая.И когда ты – сторонник неправды,приходит беда. Много от тебя пользы,но немало и зла.

Почетный Разум,и ты говорил правду.Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хоче ссорить вас друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

Все берутся за руки, поднимают вверх.

Тимур читает стихотворение Э. Межелайтиса « Сердце»

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Разум. « К какой части тела ни приложишь руку ( прикладывает к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?

Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом.Действительно,я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту,из нее в артерии,капилляры,вены и по двум полы венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство.

За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2.5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят. Все хором сердце – это жизнь.

Нет такого другого органа,который был бы изучен так хорошо,как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно . История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.

Работа в группах.

А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа – земноводные, 3 группа – пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие.

Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности. Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом. Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.

Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.

Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.

Учебно-тематическая карта

1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?

Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащий жидкость, которая предохраняет сердце от трения.Стенка сердца состоит из трех слоев:

  • эпикард- наружный слой, срастается с перикардом ,называют сердечной сорочкой;

  • миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

  • эндокарт- внутренний слой , выстилает его полости изнутри , образует клапаны.

2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112).

3. Определите правую и левую половины сердца.

4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.

7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?

8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

А теперь закройте учебник, и попробуйте проверить свои знания , выполнив следующее задание : запишите в тетради, что обозначено под цифрами 1-12 на рисунке тематической карты.

После выполнения самостоятельной работы в классе организуется обсуждение проделанной работы, ребята делают основные выводы урока.

Учитель в случае необходимости дополняет ответы учащихся.

Общие выводы урока

1.Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца ( миокард) образована мелкими одноядерными клетками – кардиоцитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками , играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.

2. Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и двух желудочков.

3.Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».
Программа «Здоровое сердце»

• Не пить и не курить

• Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца

• Не позволять никому оказывать на себя давление

• Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!

• Есть медленно и тщательно пережевывать пищу

• Регулярно заниматься физическими упражнениями

• Приобретать хорошие привычки

• Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда!

• Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.

• Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,

• Не употреблять консервированные заменители сахара.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым

и работоспособным.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

*22. термины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить значение, строение и работу сердца, развить знания учащихся о системе органов кровообращения
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательный аспект: обобщение знаний учащихся о составе крови и работе органов кровообращения; формирование знаний о вреде употребления...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: раскрыть понятие «Кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: обобщить знания о составе и значении крови, иммунитете, органах кровообращения
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Развитие физиологии кровообращения. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Строение сердца и сосудов у плода....
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, значением крови и кровообращения;...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconКонспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПриложение 1 Экологическая конференция по теме: «Атмосфера» Цели
Познакомить учащихся и углубить знания о строении значении атмосферы, рассмотреть проблемы загрязнения атмосферы промышленными отходами,...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconУрока по биологии для 6 класса
Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; многообразии плодов и...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconМинкина Светлана Викторовна Тема урок
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconЦели: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать...
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconУрок окружающего мира в 4классе. Тема урока: «кровеносная система. Кровь и её значение»
Цель: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconТема урока: «Скелет человека, его значение и строение»
Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПлан урока по истории в 10 классе Учитель: О. В. Глазкова
Цели: систематизировать знания учащихся об особенностях, последствиях и значении Золотоордынского ига на Руси
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Сердце», муляж сердца, рельефная таблица «Органы кровообращения», микроскоп, микропрепараты...
Цели урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении сердца. Оборудование iconУрок по теме: «неметаллы»
Цель: Систематизировать знания учащихся о неметаллах, их положении в периодической системе Д. И. Менделеева, строении их атомов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск