Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов"





Скачать 269.51 Kb.
НазваниеМуниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов"
страница1/2
Дата публикации29.07.2014
Размер269.51 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Биология > Конкурс
  1   2


Управление общего и профессионального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «10»

Муниципальный смотр - конкурс методических и

дидактических средств обучения
Использование тестовых заданий по биологии в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

(из опыта работы)


Герасимова Нина Кузьмовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

МБОУ «СОШ №10»

Чайковский - 2012г

Содержание

Введение …………………………………………………………. …… . …3

Глава 1. Тест как метод и форма обучения учащихся ………………... 5
Глава 2. Использование тестовых заданий в разделе “Размножение и индивидуальное развитие организмов” курса “Общая биология”………7

2.1. Тема “Воспроизведение клеток”…………………………………… 7

2.2. Тема “Размножение организмов”…………………………………. 11

2.3. Тема “Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)”………13 Контролирующее задание “Индивидуальное развитие

организмов (онтогенез)”…………………………………………………15
Глава 3. Диагностика знаний учащихся.........................................……….23
Заключение..........................................................................................……...25

Введение
В современных условиях, когда перед школой поставлены новые социальные задачи, обучение биологии должно отвечать достижению нового качества образования, обеспечивающее конкурентоспособность российской системы образования в современном мире, дающее возможность обучающимся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой.

Среди ведущих перспективных направлений модернизации образования значительное место отводится технологии проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ), целями которых являются: аттестация и объективная оценка подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в высшие и средние профессиональные учебные заведения. ГИА и ЕГЭ проводятся по тестовой технологии.

Исходя из вышесказанного, ставлю перед собой цель: использовать тестовые технологии для повышения качественного образования учащихся.

Предполагаю решить это через следующие задачи:

1. Подготовить учащихся к итоговому государственному тестированию за курс основной (неполной) школы, обеспечив необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систему базового биологического образования.

2. Научить школьников работать с заданиями различными по своей формулировке, типологиям, уровням сложности.

3. Формировать общеучебные знания и умения: анализ и систематизация материала по различным классификационным основаниям, операции с понятиями, отбор и интерпретация фактов и др.

4. Создать у школьников положительную мотивацию к изучению курса биологии.
Прогнозируемые результаты:

- подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной (неполной) школы;

- исключение споров и сомнений учащихся по поводу объективной оценки;

- контроль знаний большого числа учащихся на каждом уроке;

- повышение качественных результатов обученности учащихся;

- подержание познавательного интереса к биологии и биологическим наукам.


Глава 1. Тест как метод и форма обучения учащихся
Практика показывает, что далеко не все ученики испытывают естественный интерес к получению знаний. Обучение процесс активный, насильно человека ничему не научить. Поэтому возникает объективная необходимость искать возможность обучения разных детей. Известно, что самой значимой для школьников является положительная оценка. И чем чаще ученик получает ее, тем привлекательнее становится предмет. Систематическая проверка знаний способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Здесь на помощь приходят задания тестового характера. Проверять их легко и быстро. Кроме того, тесты удобны для создания нормального психологического климата на уроке (исключают споры и сомнения по поводу объективной оценки). Тесты используются как для оценки знаний на уроках, зачетах, экзаменах, так и для тренировки мышления (процесс выбора ответа интересен и полезен).

Тесты позволяют более рационально использовать время на уроке, систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Тематические и итоговые тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся, получить объективные данные для сравнения учебной подготовки школьников нескольких классов.

У тестов имеются и определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Кроме того, ответы легко списать у товарища. Устранению этих недостатков способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Тесты не позволяют логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно, иллюстрировать его примерами, творчески применять теоретические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. С помощью тестовых заданий трудно проверить уровень овладения школьниками практических умений.

Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей или итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий, они находят применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучение материала.

В последнем случае, тесты становятся методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся. Г.И. Лернер считает работу с тестами одним из видов педагогической технологии - "воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом". Цель предлагаемой технологии заключается в формировании как предметных, так и общеучебных знаний и умений.

Все используемое мной многообразие тестовых заданий, можно свести к трем уровням: репродуктивного, продуктивного и творческого характера. Такой подход соответствует заданиям Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, включающих в себя задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.


Глава 2. Использование тестовых заданий в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

2.1. Тема "Размножение клеток"

Перед изучением способов воспроизведения клеток говорю учащимся, что они должны знать и уметь после изучения данного вопроса. Определяю главные моменты изучаемых вопросов, а именно:

1. Научить учащихся характеризировать понятия, обосновывать связь между жизненным циклом и способами воспроизведения клеток.

2. Дать понятия:

а) сущности жизненного цикла;

б) способов деления эукариотических клеток;

в) черт сходства и отличий митоза, мейоза;

г) биологического значения деления клеток.

3. Научить описывать сущность способов деления клеток.

4. Развивать умение сравнивать на примере процессов деления клеток.

При закреплении материала темы "Митоз" предлагаю из данных в беспорядке ответов определить последовательность биологических процессов или явлений:

Как происходит митоз в клетке?

А. Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

Б. Происходит спирализация ДНК, хромосомы становятся компактными. В. К хромосомам прикрепляются нити веретена деления.

Г. В клетке возникает поперечная перегородка.

Д. Вокруг хромосом формируется ядерная оболочка.

Е. Хроматиды расходятся к полюсам клетки.

Учащиеся записывают ответ следующим образом: Б, А, В, Е, Г, Д.

Если порядок букв будет другим, значит ответ ученика неправильный.

Другой вариант тестового задания на определение последовательностей событий может быть следующим. Учащимся даю несколько ответов с заданной последовательностью явлений, предлагаю определить правильную. Например:

Определите правильную последовательность фаз митоза:

1. анафаза  метафаза  телофаза профаза

2. профаза  метафаза  телофаза  анафаза

3. профаза  метафаза  анафаза  телофаза

4. метафаза  профаза  телофаза  анафаза

Ответ: 3

Если ученик не может связно изложить учебный материал, предлагаю ему задание с пропущенными в тексте словами. Такое задание даю выполнить слабоуспевающему ученику.

"Митоз - это процесс деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуются ________ дочерние. Этот процесс состоит из четырех фаз. В период ______________ растворяются ядерная оболочка и ядрышки, начинает формироваться ___________ деления. В ___________ хромосомы располагаются в плоскости экватора , к ним прикрепляются нити _____________ деления. Расхождение происходит в ______________. В период _____________восстанавливаются ядерная оболочка и ядрышки, делится цитоплазма, образуется клеточная перегородка."

Ответы: Две. Профазы. Веретено. Метафазе, веретена. Анафазе. Телофазы
На следующем уроке после опроса провожу тест.

Соотнесите перечисленным ниже фазам митоза события, в них происходящие:

ФАЗЫ

ПРОЦЕССЫ

I вариант - профаза.

II вариант- метафаза.

III вариант - анафаза.

IV вариант - телофаза.

а) движение хромосом за счет взаимодействия центромер хромосом с микротрубочками веретена деления;

б) исчезновение ядрышка и ядерной оболочки;

в) расположение хромосом по экватору клетки;

г) спирализация хромосом;

д) формирование нитей веретена деления;

е) разделение цитоплазмы;

ж) разделение центромер сестринских хроматид;

з) прикрепление микротрубочек веретена деления к центромерам хромосом;

и) расхождение к полюсам клетки сестринских хроматид, ставших самостоятельными хромосомами;

к) деспирализация хромосом;

л) формирование двух полюсов деления;

м) образование ядерной оболочки и ядрышек;

Ответы: I вариант - б, г, д, л; II вариант - а, в, з

III вариант - ж, и; IV вариант - е, к, м

Данное задание позволяет проконтролировать умение анализировать, классифицировать и приводить знания в систему.

Для закрепления усвоения знаний по теме "Митоз" на уроке лучше использовать задания, сравнивающие митотическое и мейотическое деления.

1. Каждой фазе деления, приведенной в левой колонке, подберите соответствующие процессы:

ФАЗЫ

ПРОЦЕССЫ

I вариант - профаза митоза (слабоуспевающим учащимся)

II вариант - профаза мейоза I

III вариант - профаза мейоза II

А. Спирализация хромосом.

Б. Образование двухроматидных хромосом.

В. Исчезновение ядрышка.

Г. Конъюгация гомологичных хромосом.

Д. Исчезновение ядерной оболочки.

Е. Кроссинговер.

Ж. Расхождение центриолей.

З. Образование однохромидных хромосом.

И. Формирование нитей веретена деления.

К. Образование бивалентов.

Л. Формирование молекул ДНК.


Ответы: I вариант профаза митоза: а, в, д, ж, и

II вариант профаза мейоза I - а, в, г, е, ж, и, к

III вариант профаза мейоза II - а, д, ж, и

С целью проверки понимания процессов, протекающих в разных фазах мейоза, предлагаю задание, которое дает знание последовательности этапов.

2. В процессе мейоза профаза второго деления наступает после:

1) интерфазы; 2) метафазы первого деления;

3) телофазы первого деления; 4) анафазы первого деления.

Ответ: 4

На дом с целью прочности закрепления знаний задаю таблицу "Сравнение митоза и мейоза", в которой школьники должны отобразить черты сходства и различия этих процессов.

Следующее занятие начинаю с проверки домашнего задания. Заполненная таблица может иметь следующий вид.

Сравнение митоза и мейоза

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ

РАЗЛИЧИЯ




МИТОЗ

МЕЙОЗ

1. Имеют одинаковые фазы деления.

2. Перед делением происходит деление хромосом, их спирализация.


1. Одно деление.
2. В метафазе по экватору выстраиваются хроматиды (сестринские хромосомы).

3. Нет конъюгации.
4. Между делениями происходит удвоение числа хромосом.

5. Образуются две дочерние клетки с диплоидным набором хромосом.

1. Два сменяющих друг друга деления.

2. В метафазе I по экватору выстраиваются гомологичные хромосомы.

3. Гомологичные хромосомы конъюгируют.

4. Между первым и вторым делениями удвоение хромосом не происходит.

5. Образуются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом



После проверки таблицы, перехожу к устному опросу, а затем проверяю усвоение материала с помощью следующего теста.

Класс делится на два варианта. Первый вариант записывает признаки митоза, а второй - мейоза.

1. После интерфазы клетка делится один раз.

2. После первой интерфазы клетка делится два раза.

3. В профазе первого деления происходит конъюгация хромосом.

4. Конъюгация хромосом не происходит.

5. В метафазе по экватору становятся сестринские хромосомы.

6. В метафазе становятся гомологичные хромосомы.

7. В анафазе к полюсам расходятся гомологичные хромосомы.

8. В анафазе к полюсам расходятся сестринские хромосомы.

9. Образуются две клетки с таким же набором хромосом, как и в материнской клетке.

10. Образуются четыре клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом. Ответы: I вариант (митоз) - 1, 4, 5, 8, 9

II вариант (мейоз) - 2, 3, 6, 7, 10.

Результаты тестирования показывают успешность усвоения знаний о способах воспроизведения клеток.
2.2. Тема: "Размножение организмов"

Первоначально определяю ученикам, что усвоив материал этой темы, они должны:

1. Обосновывать взаимосвязь между понятиями:

а) бесполое размножение, деление, спорообразование, почкование, фрагментация;

б) половое размножение, оплодотворение, партеногенез;

в) гаметы и гаметогенез;

г) сперматозоиды и сперматогенез, яйцеклетка и овогенез.

2. Знать:

а) черты полового и бесполого размножения;

б) преимущества организмов с чередованием полового и бесполого размножения на протяжении жизненного цикла;

в) строение и функции гамет;

г) сущность овогенеза и сперматогенеза.

3. Описывать процесс гаметогенеза.

Для выявления черт бесполого размножения предлагаю выписать его признаки. Учащиеся делят страницу тетради на 2 половинки и записывают признаки бесполого размножения в левую колонку, а не относящиеся к нему - в правую.

1. Участвует одна родительская особь.

2. Участвуют две родительские особи.

3. Тип воспроизведения - мейоз.

4. Тип воспроизведения - митоз.

5. Потомки генетически не идентичны.

6. Потомство генетически однородно.

7. Развитие потомства осуществляется из соматических клеток.

8. Потомство развивается из гамет.

9. Характерны для растений, некоторых низших животных и микроорганизмов.

10. Характерно для большинства растений и животных.

Ответы:

Бесполое размножение

Половое размножение

1, 4, 6, 7, 9

2, 3, 5, 8, 10

После заполнения таблицы остается только указать, что все перечисленное в правой графе является признаками полового размножения. Такое задание носит одновременно и закрепляющий и обучающий характер.

Для актуализации опорных знаний по гаметогенезу провожу следующую работу. Первому варианту предлагаю найти черты сперматогенеза, второму - овогенеза.

1. Протекает в яичниках.

2. Происходит синтез белка.

3. Протекает в 4 этапа.

4. Образуется одна клетка.

5. Протекает в семенниках.

6. Протекает в 3 этапа.

7. Образуются четыре клетки.

Ответы:  вариант (сперматогенез) - 3, 5, 6, 7.

 вариант (овогенез) - 1, 2, 4.

Аналогичную работу провожу после изучения строения половых клеток. Даю задания: первому варианту выявить признаки яйцеклетки, а второму варианту - признаки сперматозоидов.

1. Наличие хвоста.

2. Запасы желтка.

3. Резко сокращен объем цитоплазмы.

4. Наличие специальных защитных оболочек.

5. Процессы обмена веществ резко снижены.

6. Клетки малых размеров.

7. Гаплоидное число хромосом.

8. Клетки крупных размеров.

9. Объем цитоплазмы значительно превышает объем ядра.

10. Наличие акросомы.

Ответы: I вариант: 2, 4, 7, 8, 9;

II вариант: 1, 3, 5, 6, 7, 10.
2.3. Тема "Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)"

Перед изучением данной темы говорю учащимся, что они должны знать:

1. Содержание понятий:

а) эмбриональное и постэмбриональное развитие;

б) онтогенез и филогенез;

в) оплодотворение, дробление, бластуляция, гаструляция, органогенез;

г) зигота, морула, бластула, гаструла, нейрула;

д) эктодерма, энтодерма, мезодерма.

2. Этапы эмбриогенеза.

3. Объяснять причины разнообразия механизмов эмбриогенеза у хордовых животных и механизмы взаимодействия частей развивающегося зародыша.

Для закрепления материала предлагаю учащимся заполнить тест с алгоритмом ответа (пропуском слова, ряда слов). Такой тест может быть выполнен при условии усвоения биологических понятий.

1. Индивидуальное развитие организма - _______________________________________.

2. Первая стадия развития зародыша - __________________________________________.

3. Оплодотворенная яйцеклетка называется _____________________________________.

4. Стадия двух зародышевых листков - _________________________________________.

5. Историческое развитие организмов - _________________________________________.

6. Процесс слияния половых клеток - __________________________________________.

7. Закладка органов происходит на стадии ______________________________________.

8. Женская половая клетка у некоторых животных, вместе с окружающими ее оболочками и запасом питательных веществ -___________________________________.

9. Наружный слой клеток называется __________________________________________.

10. Внутренний слой клеток называется ________________________________________.

11. Средний зародышевый листок называется ___________________________________.

Ответы: 1 - онтогенез, 2 - бластула, 3 - зигота, 4 - баструла, 5 - филогенез, 6 - оплодотворение, 7 - нейрула, 8 - яйцо, 9 - эктодерма, 10 - энтодерма, 11 - мезодерма.

Для установления сформированности знаний о последовательности явлений эмбриогенеза прошу учащихся выбрать правильный ответ:

Вариант 1. Определите этапы зародышевого развития позвоночных животных.

1. Бластула  дробление  зигота  гаструла  образование органов.

2. Зигота  дробление  бластула  гаструла  закладка органов.

3. Гаструла  дробление  бластула  зигота  образование органов.

4. Зигота  дробление  гаструла  бластула  образование органов.

Ответ: 2

Вариант 2. Определите стадии развития зародыша.

1. Формирование третьего зародышевого листка  формирование тканей и органов зародыша  бластула  гаструла.

2. Бластула  гаструла  формирование третьего зародышевого листка  формирование тканей и органов зародыша.

3. Гаструла  бластула  формирование третьего зародышевого листка  формирование тканей и органов зародыша.

4. Бластула  гаструла  формирование тканей и органов зародыша  формирование третьего зародышевого листка.

Ответ: 2

Для углубления изученного материала предлагаю в качестве домашнего задания заполнить таблицу.

Заполните таблицу (в соответствующих графах ответ обозначьте знаком «+»)

Образование тканей и органов из зародышевых листков у позвоночных

Название органов и тканей

Что образуется из

эктодермы

мезодермы

энтодермы

  1. Эпителий пищевода

  2. Печень

  3. Другие пищеварительные железы

  4. Кости и хрящ

  5. Мышцы тела

  6. Головной и спинной мозг

  7. Плавательный пузырь у рыб

  8. Волосы

  9. Ногти и когти

  10. Соединительная ткань кожи

  11. Мышечная стенка кишечника

  12. Эпителий кишечника

  13. Кровеносные сосуды

  14. Сетчатка глаза

  15. Нервы

  16. Легкие

  17. Сердце

  18. Эпидермис кожи

  19. Перья у птиц

  20. Чешуйки у пресмыкающихся












2.4. Контролирующие задания раздела " Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)"

Контроль усвоения знаний по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)" проводится в тестовой форме. Целью его является определение уровня знаний каждого ученика. Перед проведением теста обязателен вводно-мотивационный и технологический инструктаж.

Необходимо учащимся рассказать о цели тестирования, сообщить о необходимости выполнить максимально возможное число заданий в отведенное время (урок).

При инструктаже акцентирую внимание на то, что целесообразно выполнять задания в последовательности предложенной в тесте. Необходимо, чтобы внимательно читали указания к выполнению каждой части. В случае, если учащийся не может выполнить очередное задание, пусть переходит к следующему. К заданиям, вызвавшим затруднения, можно будет вернуться, когда ученик выполнит всю работу.

Тест "Индивидуальное развития организмов (онтогенез)"

Вариант 1

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconТема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное...
...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconТема: Размножение и развитие
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconМетодическая разработка на тему: «Использование адаптивной системы...
«Использование адаптивной системы обучения в составлении тестовых заданий по физике в 11 классе»
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии «Размножение и развитие птиц. Влияние невесомости на размножение и развитие птиц»
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconУрок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение
Цели: познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconСостав тестовых заданий
Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconСмотр конкурс методических работ преподавателей детских музыкальных...
Смотр – конкурс методических работ преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств Архангельской области
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconМетодические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" icon4. организменный уровень. Размножение и развитие
Преемственность жизни на Земле обеспечивается благодаря свойству живых организмов
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconЛабораторная работа «Химический состав клетки»
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине взаимодействие лазерного излучения с веществом
Копия Банка тестовых заданий в формате ast (Основная база тестовых заданий находится на сервере отдела тсо кемГУ)
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" icon«индивидуальное развитие организмов»
Семинар для заместителей руководителей, педагогов общеобразовательных организаций Октябрьского района хмао-югры
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы «Индивидуальное развитие организмов»,...
Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств обучения Использование тестовых заданий по биологии в разделе \"Размножение и индивидуальное развитие организмов\" iconИспользование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира
Нятий, а также в качестве домашних заданий. Вопросы и задания дидактических карточек нацелены на более глубокое изучение и закрепление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск