4. организменный уровень. Размножение и развитие





Скачать 214.09 Kb.
Название4. организменный уровень. Размножение и развитие
Дата публикации11.08.2015
Размер214.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы


Тема 4. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Вариант 1

AI. Преемственность жизни на Земле обеспечивается благодаря свойству живых организмов:

1) раздражимость

2) обмен веществ

3) размножение

4) изменчивость

А2. Бесполое размножение распространено в природе, так как способствует

1) комбинативной изменчивости

2) росту численности популяции

  1. приспособлению организмов к неблагоприятным условиям

  2. увеличению генотипического разнообразия популяции

A3. Гермафродиты — организмы, которые

  1. развиваются из неоплодотворенных яйцеклеток

  2. могут размножаться и половым и бесполым способами

  3. образуют мужские и женские гаметы

  4. не образуют гаметы




А4. В результате овогенеза из одной клетки-предшественницы образуется

1) одна яйцеклетка

  1. две яйцеклетки

  2. четыре яйцеклетки

  3. восемь яйцеклеток

А5. Изображенный на рисунке про­се (отмечен стрелкой)является

  1. условием сохранения диплоидного числа хромосом при митозе

  2. одним из этапов процесса оплодотворения

  3. фактором, обеспечивающим перекомбинацию родительских генов при мейозе

  4. фактором, обеспечивающим защиту хромосом от неблагоприятных воздействий

А6. В профазе первого деления мейоза, также как и в профазе митоза, происходит

  1. кроссинговер

  2. удвоение ДНК

  3. разрушение ядерной оболочки

  4. расхождение дочерних хромосом к полюсам клетки

А7. Двойное оплодотворение у цветковых растений заключав в том, что

  1. два сперматозоида сливаются с двумя яйцеклетками

  2. один сперматозоид сливается с двумя яйцеклетками

  3. один сперматозоид сливается с яйцеклеткой, а другой с центральной клеткой зародышевого мешка

  4. два сперматозоида оплодотворяют одну яйцеклетку

А8. Зигота, бластула, гаструла, нейрула, органогенез — это стадии развития

  1. с полным превращением

  2. с неполным превращением

  3. постэмбрионального

  4. эмбрионального

А9. Двухслойный зародыш — это стадия

  1. гаструлы

  2. бластулы

  3. дробления

  4. нейрулы

А10. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем

  1. гаметогенеза

  2. филогенеза

  3. мейоза

  4. митоза

При выполнении заданий с кратким ответом В1ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза

  1. образуются женские половые клетки

  2. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

3) образуются мужские половые клетки
14) образуется одна зрелая гамета

  1. число хромосом уменьшается вдвое

  2. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

В2.Установите соответствие между названиями растений и преимущественными способами их размножения в сельскохозяйственной практике. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.

Названия растений

морковь

картофель

чеснок

огурец

подсолнечник

тюльпан


А

Б

В

Г

Д

Е


















Способ размножения


  1. половое

  2. бесполое


В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, впишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную е таблицу.

В результате дробления зиготы образуются бластомеры, которые постепенно располагаются в один слой и образуют полый шарик_________ (А). На одном из его полюсов клетки начинают впячиваться внутрь, и постепенно образуется двухслойный шарик _________________(Б). Его наружный слой клеток называется ________________(В), а внутренний____________ (Г).

Термины

  1. гаструла

  2. нейрула

  3. бластула

  4. мезодерма

  5. энтодерма

  6. эктодерма

С1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эво­люции внутреннего оплодотворения? Приведите пример.

Ответы: А1-3), А2-2), А3-3), А4-1), А5-3), А6-3), А7-3), А8-4), А9-1), А10-4), В1-1,4,5; В2-1,22,1,1,2; В3- 3,1,6.5.

С1: оплодотворение не зависит от воды, гаметы не высыхают, не расходуются зря, повышается надежность оплодотворения

Вариант 2

А1. К бесполому размножению не относится

  1. почкование дрожжей

  2. спорообразование у мхов

  3. вегетативное размножение цветковых

  4. семенное размножение хвойных

А2. У дрожжей в результате почкования получаются дочерние клетки, генотип которых

  1. копия материнского (следствие митотического деления)

  2. копия материнского (следствие мейотического деления)

  3. не похож на материнский (следствие митотического деления)

  4. не похож на материнский (следствие мейотического деления)

A3. Главным отличием полового размножения от бесполого яв­ится

большее количество потомков

  1. большое сходство потомства с родителями

  2. слияние двух гаплоидных гамет (оплодотворение)

  3. высокая скорость размножения

А4. Для сперматозоида не характерно наличие

  1. запаса питательных веществ

  2. плазматической мембраны

3) митохондрий
4) гаплоидного ядра

А5. В результате мейоза каждая дочерняя клетка

  1. полностью похожа на материн­скую

  2. имеет такой же хромосомный набор, как материнская

  3. получает половину генома мате­ринской клетки

  4. становится диплоидной

А6. Причиной разнообразия потомства при половом размножении не может служить

  1. случайное слияние гамет при оплодотворении

  2. кроссинговер

3) случайное расхождение хромосом в анафазе первого деления мейоза

4) удвоение хромосом перед началом мейоза

А7. Наружное оплодотворение характерно для

  1. прыткой ящерицы

  2. белой куропатки

  3. прудовой лягушки

  4. обыкновенного ежа

А8. Какая стадия развития зародыша хордовых изображена на рисунке?

  1. гаструла

  2. бластула

  3. зигота

  4. нейрула

А9. Производными эктодермы явля­ются

  1. скелет и мышцы

  2. легкие и кишечник

  3. репродуктивная система

  4. нервная трубка, кожа и органы чувств

А10. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза нашла отражение

  1. в биогенетическом законе

  2. в правиле необратимости эволюции

  3. в законе сцепленного наследования

в клеточной теории

Часть 2

В1.Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе

  1. происходит кроссинговер

  2. удваивается ДНК

  3. образуются гаплоидные клетки

  4. получаются клетки идентичные материнской

  5. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

  6. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

В2.Установите соответствие между стадиями мейоза и происходящими в них процессами. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу
цифры правильных ответов.


Процессы

Стадии мейоза

А) хромосомы раскручиваются (деконденсируются)

Б) разрушается ядерная оболочка

В) образуется клеточная перетяжка

Г) происходит конъюгация гомологичных хромосом

Д) в клетке содержится диплоидный набор двойных хромосом

Е) образуются новые клетки, содержащие гаплоидный набор хромосом

1) профаза первого деления мейоза

2)телофаза второго деления мейоза


В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предло­женного перечня, используя для этого цифровые обозначения, запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившу­юся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную рже таблицу.

Половое размножение происходит при участии специализированных половых клеток _______(А), имеющих __________ (Б) набор хромосом. В результате слияния мужских и женских половых

веток образуется (В), имеющая (Г) набор

Хромосом.

Термины

  1. бластула

  2. зигота

  3. гамета

  4. диплоидный

  5. гаплоидный

  6. триплоидный


С1. Сформулируйте биогенетический закон и проиллюстрируйте его примерами, используя знания о зародышевом развитии хордовых.

Ответы: А1-4), А2-1), А3-3), А4-1), А5-3), А6-4), А7-3), А8-2), А9-4), А10-1).

В1 -1,3,5. В2-2,1,2,1,1,2. В3-3,5,24.

С1: «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Бластула одноклеточна, делится митозом (дробится) и образует бластулу (вольвокс, трихоплакс), происходит инвагинация – гаструла (кишечнополостные), инвагинация сопровождается образованием среднего слоя клеток – трехслойный зародыш (черви последующие беспозвоночные и позвоночные)
Вариант 3

А1. При благоприятных условиях бесполое размножение проис­ходит у

  1. прыткой ящерицы

  2. кукушки

  3. пресноводной гидры

  4. прудовой лягушки

А2. Постоянство числа хромосом у особей одного вида обеспечи­вается

  1. диплоидностью организмов

  2. гаплоидностью организмов

  3. процессами оплодотворения и мейоза

  4. процессом деления клеток

A3. Мужские гаметы образуются в

  1. спорангиях

  2. яичниках

  3. семенниках

  4. семязачатках

А4. В ходе овогенеза и сперматогенеза происходит

  1. накопление в гаметах питательных веществ

  2. слияние гамет

  3. уменьшение вдвое числа хромосом в гаметах

  4. восстановление диплоидного набора хромосом в гаметах

А5. Мейоз и митоз имеют сходство в том, что в обоих случаях

1) делению предшествует удвоение ДНК

2) происходит двойное деление

3) происходит конъюгация гомологичных хромосом

4) образуются диплоидные клетки

А 6. На рисунке изображены клетки, образовавшиеся при первом делении мейоза. Они содержат

  1. диплоидный набор одинарных хромосом

  2. диплоидный набор двойных хромосом

  3. гаплоидный набор одинарных хромосом

  4. гаплоидный набор двойных хромосом

А7. В результате оплодотворения

  1. увеличивается объем клетки

  2. увеличивается запас питательных веществ в клетке

3) объединяется генетическая информация ' родителей

4) увеличивается вдвое количество органоидов

А8. В результате дробления зиготы

  1. увеличивается размер зародыша

  2. увеличивается число клеток

H) происходит дифференциация клеток
4) происходит перемещение клеток

А9. Наружный слой клеток гаструлы называется

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

4) бластула

А10. Для кузнечиков, в отличие от бабочек, характерен следующий цикл развития

1) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое
2) яйцо →личинка → взрослое насекомое

3) яйцо →куколка → личинка →взрослое насекомое

4) взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо

Часть 2.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. При половом размножении хордовых

  1. происходит оплодотворение

  2. потомки являются генетическими копиями родителей

  3. генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей

  4. гаметы имеют диплоидный набор хромосом

  5. половые клетки образуются путем мейоза

  6. половые клетки образуются путем митоза

В2.Установите соответствие между характеристиками половых клеток птиц и их типом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры
правильных ответов.


Характеристики

Тип гамет

A) имеют жгутик

Б) содержат большой запас питательных веществ

B) имеют большие размеры
Г) подвижные гаметы

Д) неподвижные гаметы

Е) имеют относительно малый размер

1) яйцеклетка

2) сперматозоид 1

Ответ

А

Б

В

Г

д

Е




















В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предло­женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившу­юся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

В результате оплодотворения образуется _________.(А). Процесс индивидуального развития особи от момента ее образования до конца жизни называется ___________ (Б). Та его часть, которая протекает до рождения, называется _________(В). С момента рождения и до конца гибели происходит ________(Г).

Термины

  1. филогенез

  2. постэмбриональное развитие

  3. эмбриональное развитие онтогенез

  4. онтогенез


  1. гамета

  2. зигота

Часть 3

С1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия (этих процессах.
Ответы: А1-3), А2-3), А3-3), А4-3), А5-1), А6-4), А7-3), А8-2), А9-1), А10-2).

В1-1,3,5. В2-2,1,1,2,1,2. В3-6,4,3,2.

С1: Сходство: удвоение ДНК в S-периоде интерфазы, демонтаж мембран в профазе, формирование веретена деления и расхождение элементов деления, процессы образования мембран деконденсации в телофазе, способы формирования двух дочерних клеток.

Отличия: в мейозе два деления, конъюгация и кроссинговер, образуются 4 гаплоидные клетки, обеспечивает комбинативную изменчивость, поддерживает устойчивость вида в изменчивой среде.
Вариант 4




При выполнении заданий с выбором ответа AlА10 обведите кружком номер правильного ответа.
А1. На рисунке изображена гидра, которая размножается

1)делением надвое

2)почкованием
3) образованием спор
4) половым способом

А2. Многие культурные растения размножают вегетативным путем. Это обеспечивает

1)устойчивость к болезням и вредителям

2)сохранение сортовых признаков

3) более раннее созревание урожая

4) получение разнообразного потомства

A3. Половое размножение у цветковых растений осуществляете с помощью

  1. спор

  2. семян

  3. луковиц

  4. клубней

А4. Из предложенных характеристик для яйцеклетки (в сравнении со сперматозоидом) больше подходит

  1. крупная и неподвижная

  2. мелкая и подвижная

  3. крупная и подвижная

  4. мелкая и.неподвижная

А5. Кроссинговер — это

  1. обмен участками гомологичных хромосом

  2. слипание гомологичных хромосом

  3. независимое расхождение хромосом

  4. разновидность митоза

А6. Соматические клетки шимпанзе содержат 48 хромосом. В результате мейоза у самца шимпанзе формируются сперматозоиды содержащие хромосом

  1. в два раза больше

  2. в два раза меньше

  3. в четыре раза меньше

  4. столько же, сколько в соматических клетках

А7. Внутреннее оплодотворение происходит у

  1. прудовой лягушки

  2. травяной лягушки

  3. прыткой ящерицы

  4. речного окуня

А8. Производными мезодермы являются

1) скелет, мышцы

  1. нервная трубка, кожа, органы чувств

  2. легкие, кожа

  3. легкие, нервная система

А9. Формирование гаструлы связано с

  1. активным ростом клеток

  2. дроблением

  3. перемещением клеточных масс

  4. образованием тканей и органов

А10. Индивидуальное развитие организма — это

  1. филогенез

  2. гаметогенез

  3. онтогенез

  4. овогенез

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом В1ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Выберите три правильных ответа из шести. Источником разнообразия потомства при половом размножении является

  1. удвоение хромосом в интерфазе

  2. обмен участками гомологичных хромосом в профазе I мейоза

  3. митотическое деление клеток-предшественниц гамет

  4. случайное слияние гамет при оплодотворении

  5. наличие профазы, метафазы, анафазы и телофазы в клеточном цикле

  6. случайное расхождение двойных хромосом при первом деле­нии мейоза


В2. Установите соответствие между способами деления клетки и их особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.


Особенности

Способы деления

A) в результате деления образуются диплоидные клетки
Б) в результате деления образуются гаплоидные клетки

B) дочерние клетки генетически различны

Г) дочерние клетки генетически идентичны друг другу Д) генотип дочерних клеток такой же, как материнской Е) происходит кроссинговер

1) митоз

2) мейоз


В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предло­женного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившу­юся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Процесс образования половых клеток называется ____ (А). В нем выделяют несколько стадий. На одной из них происходит (Б), в результате которого образуются гаплоидные клетки. У мужских особей все образовавшиеся гаплоидные клетки превращаются в гаметы — (В), а у женских особей гаметами, т. е. (Г), становится только одна из четырех гаплоидных

клеток.

Термины

  1. яйцеклетки

  2. онтогенез

  3. гаметогенез

  4. мейоз

  5. митоз

  6. сперматозоиды


CI. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Ка­кие преимущества имеет каждый из них?
Ответы: А1-2), А2-2), А3-2), А4-1), А-1), А6-2), А7-3), А8-1), А9-3), А10-3).

В1: 2,4,6. В2: 1,2,2,1,1,2. В3: 3,4,6,1.

С1: с полным превращением – перепончатокрылые, жуки, бабочки, двукрылые (позволяет разъединить пищевую базу личинок и имаго, снижает давление внутривидовой конкуренции).

С неполным превращением – стрекозы, тля, прямокрылые (быстрое увеличение численности популяции)

Вариант 5

При выполнении заданий с выбором ответа AlА10 обведите кружком номер правильного ответа.

А1. Реализация наследственной информации происходит на сле­шем уровне организации жизни:

  1. биосферном

  2. популяционном

  3. экосистемном

  4. организменном

А2. Из восьми клубней, полученных от одного растения картофеля на следующий год выращены восемь самостоятельных растений, генотипах этих растений можно сказать, что

  1. генотипы всех растений совсем разные

  2. генотипы всех растений одинаковы

  3. половина растений имеет один генотип, а половина — другой

  4. все растения гаплоидны

A3. При половом размножении, в отличие от бесполого,

  1. численность популяции увеличивается с большей скоростью

  2. дочерний организм является копией материнского

  3. все потомки имеют одинаковые генотипы

  4. увеличивается генетическое разнообразие потомства

А4. Биологический смысл большого числа сперматозоидов у животных заключается

  1. в повышении эффективности искусственного отбора

  2. в улучшении жизнеспособности оплодотворенных яйцеклеток

  1. в повышении вероятности оплодотворения

  2. в увеличении скорости развития зародыша

А5. В ходе мейоза, в отличие от митоза, происходит

  1. конденсация (спирализация) хромосом

  2. конъюгация гомологичных хромосом

  3. образование диплоидных клеток

  4. разрушение ядерной оболочки в профазе

А6. В анафазе первого деления мейоза к полюсам клетки расходятся хромосомы, содержащие

  1. одну хроматиду

  2. две хроматиды

  3. три хроматиды

  4. четыре хроматиды

А7. В результате оплодотворения образуется

  1. гамета

  2. зигота

  3. яйцеклетка

  4. бластула

А8. На рисунке цифрой 1 обозначена

  1. эктодерма

  2. мезодерма

  3. энтодерма

  4. соединительная ткань

А9. Образовавшаяся в результате оплодотворения зигота

  1. имеет гаплоидный набор хромосом

  2. в дальнейшем делится митозом

  3. состоит из двух слоев клеток

  1. содержит генетический материал только материнского организма

А10. Согласно биогенетическому закону

  1. онтогенез кратко повторяет филогенез

  2. филогенез кратко повторяет онтогенез

  3. онтогенез кратко повторяет гаметогенез

  4. овогенез повторяет сперматогенез


При выполнении заданий с кратким ответом В1—ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Выберите три правильных ответа из шести. Развитие с полным превращением характерно для следующих насекомых:

  1. саранча

  2. майский жук

  3. бабочка-капустница

  4. клоп-солдатик

  5. комнатная муха

  6. рыжий таракан


В2. Установите соответствие между способом размножения и его
примерами. Для этого каждому элементу первого столбца подберите
позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных
ответов.


Примеры

Способ размножения

A) семенное размножение сосны

Б) размножение смородины черенками

B) почкование гидры

Г) образование спор у папоротника

Д) партеногенез у тлей

Е) откладывание яиц птицами

1) половое

2) бесполое


В3. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенно­го перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова­тельность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Существуют различные способы бесполого размножения. Например, бактерии и простейшие размножаются путем (А). У кишечнополостных животных на теле взрослой особи образуется выпячивание, которое по мере роста превращается в дочерний организм. Такой способ размножения называется (Б). Многие растения могут размножаться при помощи корневищ, клубней, черенков, луковиц и т.п. — это _________(В). Кроме того, мхи,

папоротники и др. могут размножаться путем (Г).

Термины

  1. партеногенез

  2. деление клетки митозом

  3. образование спор

  4. почкование

  5. вегетативное размножение

  6. конъюгация


С1. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.
Ответы: А1-4), А2-2), 3- 4), А4-3), А5-2), А6-2), А7-2), А8-1), А9-2), А10-1.

В1: 2,3,5. В2- 1,2,2,2,1,1. В3-2,4,5,3.
С1: комбинативная изменчивость

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. организменный уровень. Размножение и развитие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение тем: молекулярно-генетический уровень, клеточный уровень, организменный уровень, популяционно-видовой уровень уожм
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии «Размножение и развитие птиц. Влияние невесомости на размножение и развитие птиц»
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
«Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconУрок по теме «Размножение». Урок 1 (48). Размножение, его виды. Бесполое размножение
Цели: познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconМуниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств...
Использование тестовых заданий по биологии в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов"
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconКонспект урока размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное...
Цель урока: познакомиться с разнообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения; раскрыть особенности вегетативного...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconТема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное...
...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconТема: Размножение и развитие животных
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconУроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение»
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconКонспект урока «Размножение и развитие растений» фио (полностью)...
Муниципальное образовательное учреждение «Грибоедовская средняя общеобразовательная школа» Куркинского района Тульской области
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие растений»
Повторение пройденного материала. На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали : как...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вегетативное размножение покрытосеменных растений» в рамках декады естественно -математического цикла. Зайцевой Дианой и Леухиной...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц»
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconАннотация классного проекта 4 «Б» класса «Посади дерево…» Актуальность
В наше время экология занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Эта наука изучает взаимосвязь организмов с окружающей средой,...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconТема: Размножение и развитие
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...
4. организменный уровень. Размножение и развитие iconТема урока Кол-во
Знать уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск