232 – 976 – 270 Шишкова Марина Альбертовна
Содержание
| Здоровьесберегающеее сопровождение
| 1. Организационый момент (1 минута)
Я рада всех вас видеть. Мне приятно, что все вы здоровы. Улыбнитесь мне, посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Садитесь.
Тот, кто будет правильно отвечать на вопросы в течение урока, получит жетон – паучка. На оценку “5” необходимо набрать не менее 5 жетонов. Если ответ неполный, вы получите жетон сиреневого цвета.
У каждого из вас на столе лежит светофор – 2 карточки – одна красного, другая зеленого цвета. Ребята, вспомните при каком сигнале светофора вы переходите дорогу? Какой сигнал светофора призывает вас остановиться? Так и у нас зеленый сигнал означает – знаю, готов ответить, красный – я не уверен в ответе. Давайте проверим, как вы это поняли.
1. Как зовут вашего учителя биологии?
2.На каком этаже проходит сейчас урок биологии?
|
Положительная мотивация урока.
Мимическая гимнастика.
Ситуация успеха. Активизация умственной деятельности.
Контроль осанки (в течение всего урока).
Переключение внимания.
Снятие эмоционального напряжения
| 2. Проверка знаний о классификации членистоногих (3 минуты)
Учитель: Особенности животных какого типа мы изучаем в течение нескольких уроков?
Тип членистоногие подразделяется на несколько классов. Для того чтобы вспомнить классификацию членистоногих, отгадайте загадки. Ответ вы найдете среди рисунков, изображающих представителей различных классов членистоногих (рисунки развешены на 3 стенах кабинета). Найдя нужный рисунок, повернитесь и покажите на него рукой.
ЗАГАДКА
Когда я черен –
я куслив и задорен,
а лишь покраснею –
так и присмирею.
(РАК)
Учитель: к какому классу типа членистоногих относится рак?
ЗАГАДКА
Неприметный в чаще леса.
Я малыш, но в нужный час
больше собственного веса
поднял груз в сто девять раз.
(МУРАВЕЙ)
Учитель: к какому классу членистоногих относится муравей?
ЗАГАДКА
Одежды себе не шью,
а ткань всегда тку.
(ПАУК)
Учитель: к какому классу членистоногих относится паук?
| Развитие внимания, памяти.
Вхождение в учебную деятельность.
Цветовая гамма.
Смена динамической позы.
Поиск объекта.
Переключение внимания.
Поиск объекта.
Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Переключение внимания.
Поиск объекта.
Переключение внимания.
| 3. Актуализация знаний о паукообразных (1 минута) .
Учитель: в настоящее время известно более 35000 видов современных паукообразных. Посмотрите на таблицу “Класс паукообразные. Паук-крестовик” и на рисунок 123 на странице 88 учебника, назовите, какие пауки изображены на таблице (таблица висит на боковой стене кабинета).
Учитель: где обитают паукообразные?
|
Смена динамической позы.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Развитие внимания, наблюдательности. Переключение внимания.
| 4. Изучение нового материала
(30 минут)
1) Определение цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения и жизнедеятельности паука – крестовика как типичного представителя паукообразных, расширим знания о значении паукообразных в природе и жизни человека.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Учитель: предки современных паукообразных одними из первых членистоногих вышли из водной среды и приспособились к наземным условиям жизни. Лишь некоторые из них, например паук – серебрянка, вторично перешли к обитанию в воде.
В конце урока вы попробуете ответить на вопрос: ”Каковы отличительные особенности паукообразных в связи с жизнью на суше?”
2) Работа по ролям
Учитель: поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка - “Тихий ужас”. О преступлении известно следующее.
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла…
Вдруг какой – то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить!
Задача: составить фоторобот преступника, опознать, установить отличительные признаки и возможные связи.
Учитель: Чтобы выполнить эту задачу, класс делится на 3 группы (приложение 1).
1 группа – свидетели (составляют фоторобот преступника).
2 группа – криминалисты (оценивают улики, вещественные доказательства).
3 группа – следователи (оценивают работу, сопоставляют факты).
Каждая группа получает лист с заданиями.
3) Особенности внешнего строения паука
Учитель: составляем фоторобот преступника. Для этого нужно выйти к доске, назвать и показать части тела паука на таблице. Свидетели, кто готов помочь?
Учитель: второй свидетель составляет словесный портрет преступника, выполняет задание №1.
Задание №1. Используя карточки, с названиями частей тела паука заполнить схему на доске “Строение тела паука”.
Учитель: есть ли усики у пауков? Есть ли конечности на брюшке? Почему паук-крестовик имеет такое название?
Учащиеся записывают в тетради схему СТРОЕНИЕ ТЕЛА
ПАУКА
головогрудь брюшко
челюсти паутинные
8 ходильных ног бородавки
8 простых глаз
4) Ловчая сеть и охота паука
Учитель: слово предоставляется следователям. В их руках оказалось важное вещественное доказательство – ловчая сеть паука (учитель показывает рыболовную сеть).
Задание №2. Рассказать о строении ловчей сети и особенности охоты паука – крестовика (работа с таблицей)
Учитель: откройте рабочую тетрадь, прочитайте задание 8 на странице 84. Выполните его.
Учитель: не все пауки охотятся, так как паук – крестовик. Посмотрите фрагмент видеофильма о пауке – серебрянке, обратите внимание, для чего этот паук использует паутину.
Учитель: для чего пауки используют паутину?
Значение паутины.
1) ловчая сеть с сигнальной нитью.
2) убежище.
3) кокон для яиц.
4)расселение молодых паучков.
5) Особенности внутреннего строения пауков
а) пищеварительная система.
Учитель: мы составили внешний портрет преступника, а теперь рассмотрим его внутреннее строение. Послушаем криминалистов.
Какое строение имеет пищеварительная система паука?
Задание №3. Составить волну понятий “Строение пищеварительной системы”.
Пока учащийся выполняет задание, учитель задает вопрос: ”Как питаются пауки?”.
Ученики записывают в тетради строение пищеварительной системы.
рот → глотка → пищевод → желудок → →кишечник → анальное отверстие
Учитель: в средней кишке паука есть длинные слепые выросты. Как вы думаете, для чего они нужны? б) дыхательная система.
Учитель: при помощи каких органов происходит дыхание у пауков? у ракообразных?
Ученики рассказывают, а учитель показывает органы дыхания по таблице
в)кровеносная система.
Учитель: откроем учебник на странице 81, рисунок 112 “Внутреннее строение паука”. Рассмотрим кровеносную систему. Сейчас криминалисты нам расскажут, что собой представляет кровеносная система пауков. Есть ли отличия в кровеносных системах рака и паука? КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
(незамкнутая)
сердце кровеносные
трубчатое сосуды Учитель: какие функции выполняет кровеносная система у членистоногих?
г) выделительная система.
Учитель: что является органами выделения паука? речного рака?
д) нервная система.
Учитель: нервная система членистоногих сходна с нервной системой кольчатых червей. Но она имеет и свои отличия. Какие?
6) Многообразие паукообразных
Учитель: итак, мы выслушали показания свидетелей, выводы криминалистов, следователей, составили фоторобот. Посмотрим реконструкцию места преступления.
Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма “Охота паука – крестовика”.
Учитель: наш преступник паук – крестовик – не единственный хищник среди паукообразных. У него есть соучастники. Послушаем сообщение о них.
Учащиеся слушают сообщение на тему: ”Самые, самые … ”(1 минута).
7) Значение паукообразных
Учитель: мы составили фоторобот паука – крестовика, осмотрели место преступления. Осталось осудить паука. Возникает вопрос: ”Так ли уж виновен паук? Может быть он приносит пользу человеку? ”.
Вопрос: какое значение имеют паукообразные в природе? в жизни человека?
Учитель: для того, что бы узнать какой еще вред или пользу приносят паукообразные прочитаем в §19 пункт “Значение паукообразных» (комментированное чтение статьи).
Учащиеся в тетради заполняют схему.
ЗНАЧЕНИЕ ПАУКООБРАЗНЫХ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.звено цепи 1.уничтожение
питания вредных
2.переработка насекомых
растительных 2.вызывают
остатков заболевания
(почвенные человека и
клещи) животных
3.уничтожение 3.паразиты
вредных культурных
насекомых растений
4.вызывают 4.порча и
заболевания уничтожение
животных продовольствия
(зерновые, сырные
клещи)
Учитель: какие правила гигиены нужно соблюдать, что бы не заразиться чесоткой?
Дополнение учителя: изучение сенокосцев как живых моделей шагающих самоориентирующихся устройств помогло ученым-бионикам в разрабатывании роботов, предназначенных для исследования других планет. Для приведения в движение ног наиболее целесообразно то самое сочетание механического и гидравлического принципов, которые наблюдаются в лапке сенокосца.
| Смена динамической позы.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах. Переключение внимания. Постановка проблемы перед учащимися.
Снятие эмоционального напряжения (музыка).
Игровая ситуация.
Переключение внимания.
Работа в ближнем диапазоне.
Развитие внимания и памяти. Переключение внимания.
Работа в дальнем диапазоне.
Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.
Работа в дальнем и ближнем диапазонах.
Переключение внимания.
Работа в дальнем диапазоне.
Переключение внимания.
Работа в ближнем диапазоне. Активизация умственной деятельности.
Развитие внимания. Переключение внимания.
Развитие внимания и памяти.
Работа в ближнем диапазоне.
Переключение внимания.
Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности. Смена динамической позы.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.
Активизация умственной деятельности. Переключение внимания.
Работа в дальнем диапазоне. Переключение внимания.
Работа в ближнем диапазоне.
Активизация умственной деятельности.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Контроль осанки.
Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.
Переключение внимания.
Развитие внимания и памяти.
Переключение внимания.
Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности. Смена динамической позы.
Работа в ближнем диапазоне
Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.
.
| 5) Закрепление знаний (3 минуты)
Учитель: в начале урока я задала вам вопрос. “Каковы отличительные особенности паукообразных в связи с жизнью на суше?”
Зоошутка (рисунок висит на доске). Перед вами животное, которого не существует в природе. Это просто фантазия авторов. Вам надо сказать, из частей тела каких паукообразных оно составлено.
|
Активизация умственной деятельности. Снятие эмоционального напряжения.
Развитие внимания и памяти.
Переключение внимания.
| 6) Задание на дом (2 минуты)
изучить п.21. (Домашнее задание написано на доске.)
Желающие могут выполнить дополнительно одно из следующих заданий:
- создать свою зоошутку;
- опорный конспект;
- придумать биологическую задачу;
- составить кроссворд.
Поднимите руку те, кто заработал 5 и более жетонов-паучков. Вы получаете оценку “5”.
Те учащиеся, у кого меньшее число жетонов, сдайте тетради.
Посмотрите на изображение лица человека на доске. На одном-лицо веселого человека, на другом-грустного. У вас на столах лежат карточки с изображением лица человека. Нарисуйте, какое настроение было у вас на уроке. Фамилию подписывать не нужно. Можете указать, что вам понравилось на уроке, а что нет.
Урок окончен. Будьте здоровы.
|
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Переключение внимания.
Ситуация успеха.
Смена динамической позы.
Снятие эмоционального напряжения.
|
|