Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23





Скачать 463.52 Kb.
НазваниеУчебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23
страница1/2
Дата публикации30.07.2014
Размер463.52 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2
Основы психологии

Раздел: Введение
Учебное пособие

Часть 1


Содержание


ЗАГАДКИ МОЗГА 3

Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ 23

Тестовые вопросы для самостоятельного изучения по теме «введение»: 36


ЗАГАДКИ МОЗГА


О, всеединство разума, духа

и бренной плоти!

Тайна жизни, которая в вечном круговороте.

Р. Тагор

Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений, что чем выше развита психика животного, тем больше величина его головного мозга. Однако, есть животные, объем и вес мозга которых значительно превышают человеческий. У слона, например, этот показатель в три раза больше, но зато по отношению к его общему весу тела, составляет всего 1/400, в то время как у нас с вами примерно 1/40. У обезьян это соотношение выше, чем у собаки, а у собаки, выше, чем у кошки. Следовательно, можно сделать вывод о том, что именно относительный вес мозга определяет эволюционный уровень развития природных умственных способностей животного.

Средний объем мозга у человека нашего времени составляет 1450 кубических сантиметров, что соответствует такому же весу в граммах. В Тагаьике (страна на востоке Африки) найден череп первобытного человека, жившего примерно 600 тыс. лет назад. Объем его мозга тогда составлял всего 600 кубических сантиметров. Для человекообразных обезьян величина мозга равна 350 кубических см.

Еще более очевидно, как от уровня эволюционного развития животного зависит площадь коры головного мозга, особенно, ее лобных долей. У человека они составляют почти треть всей массы мозга, у обезьян всего 16 %, у собаки – 7 %, у кошки всего 3%. В процессе эволюционного развития коры мозга, не имея возможности свободно разместится в ограниченном объеме черепной коробки, стала сжиматься, образуя борозды и извилины. У человека общая поверхность коры в среднем достигает двух тысяч квадратных сантиметров, причем две трети ее залегает в глубине образующихся борозд.

Кора мозга человека, имея толщину всего 2-5 мм, состоит примерно из 15 млрд. нервных клеток, величина которых колеблется от 0,005 до 0,05 мм. Эти клетки как по форме, так и по функциям. Сегодня мы начинаем только приблизительно понимать все разнообразие и сложность работы каждой из них. Некоторые клетки мозга, обеспечивая свои функции, образуют порядка 1010000 связей между собой. Это огромное количество контактов связано с величайшим быстродействием обрабатывать и фиксировать гигантскую информацию, поступающую в мозг от органов чувств. От глаза, например, в мозг одновременно поступает информация по 900 тыс. нервных волокон,от уха около 30 000 и примерно столько же от остальных органов чувств. Для обеспечения этой работы наш мозг потребляет всего 25 Вт мощности, т.е. расходует 25 Дж энергии в течении каждой секунды, перерабатывая информацию в объеме 1012-1015 бит.

Между тем, воспринимать и перерабатывать на уровне понимания мы можем не более 50 бит одновременно. Таким образом, существует гигантское разлие между потенциальными возможностями информативной переработки в мозге и нашими реальными возможностями разумного их использования.

Такая, на первый взгляд непонятная расточительность в потенциальных возможностях психики и крайне скупой ограниченности их использования в сознательном поведении, очевидно, служит природе гарантией защиты нашего мозга от опасных перегрузок, обеспечивая тем самым, его надежную и долговечную работу. По - видимому, тот же принцип потенциальной избыточности делает умственные способности человека независимыми и от колебаний его среднего физического размера. В исследовании А. Якоба приводятся сравнительные данные веса мозга 50 выдающихся деятелей различных отраслей мировой науки и культуры. Они убедительно показывают, что физические параметры человеческого мозга, в отличие от представлений Галя, не имеют решительно никакого отношения к развитию умственных способностей и дарований людей. Например мозг И.С. Тургенева был необычайно тяжелым (2012 гр.) а у не менее замечательного писателя и мыслителя А Франса вдвое легче (1017 г.) У Байрона мозг был даже тяжелее чем у Тургенева, достигая веса (2238 г), а у великого философа И. Канта почти вдвое меньше. Те же закономерности, или точнее их отсутствие, отмечались и по объему черепа. У В Гете, например, окружность головы составляла 60 см, а у Данте всего 54 см. В то же время, самый большой и тяжелый мозг из всех известных в настоящее время, принадлежал идиоту-эпилептику 21 г., достигая веса 2850 г.

Таким образом, большая черепная коробка, и высокий лоб человека, совсем не обязательно, как считал Галь, означает высокие достоинства ума их обладателя. Устами Руслана, А.С. Пушкин справедливо замечал

Слыхал я истину, бывало

Что лоб широк, да мозгу мало!

Доказательством тому, могут служить удивительные примеры необычайной пластичности и компенсаторной возможности замещения физически пострадавших участков мозга в истории медицины. Так, например, известный бактериолог Л. Пастер, когда ему исполнилось 46 лет, перенес кровоизлияние в правом полушарии мозга. Ученый прожил 73 года. Вскрытие, произведенное после его смерти, показало, что замечательные работы, спасшие человечество от заболевания бешенством, и увековечившие имя Пастера, он выполнил лишь одной, левой половиной мозга, т.к. правая была почти полностью атрофирована.

Другое, не менее удивительное событие, произошло в 1948 году, со старшим дорожным мастером Ф. Геджем. Имя этого, в общем, ничем не примечательного человека осталось в истории науки. Закладывая пороховой заряд в отверстие, пробитое в скале, подготавливая взрыв, он опустил в него металлическую трамбовку, не зная, что его помощник забыл присыпать порох песком. В результате высеченной искры произошел взрыв, и железная палка, длиной более метра, и толщиной 3 см пронзила насквозь голову Геджа, войдя через его левую щеку, и выйдя около темени. Лишь в течении часа незадачливый строитель пробыл в оглушенном состоянии, после чего с помощью своих коллег самостоятельно отправился к врачу, по дороге невозмутимо рассуждая о дырке в своей голове. Ему повезло. Оправившись от инфекции, он прожил еще 12 лет. Посмертное вскрытие показало, что не только левая лобная доля подверглась тяжелому подтверждению, но и правая была серьезно задета. Его череп и мозг экспонируются в Гарвардском Университете. Самым удивительным было то, что после травмы какие-либо существенные нарушения психики не наблюдалось. Отмечалось лишь только резкое ухудшение характера. Гедж после травмы, из спокойного, рассудительного человека, превратился в раздражительного и агрессивного. Стал крайне непоследователен в своих поступках. Запомните эти симптомы. Позднее, они помогут нам, в понимании значения функций, лобных долей коры больших полушарий мозга. А пока, еще несколько примеров.

В 16 веке правитель Индии Акбар, большой любитель философии решил проверить наличие врожденного разума у человека. Недолго думая, он организовал небольшой эксперимент, поместив группу младенцев в полную изоляцию от окружающего мира. Через 5-6 лет, он заметил, что дети, ни с кем не общавшиеся в эти годы, будучи здоровыми от рождения, так и не обрели, ни человеческого разума, ни речи, ни даже умения ходить.

В 20-е годы нашего столетия, в той же Индии, были обнаружены две девочки, вскормленные в волчьем логове, подобно Маугли. Одной из них было 7-8 лет, другой 2 года. Младшая скоро умерла, а старшая прожила около 10 лет, под наблюдением доктора Синга, подробно описавшего ее жизнь.

Оказалось, что характер развития психики был полностью тождествен развитию волчонка. Камала, так ее назвали, ходила на четвереньках, пила, лакая из миски, брала сырое мясо только с пола, рычала по-волчьи, если к ней подходили. Спала на полу, и ночью частенько выла. Через два года усиленного воспитания, Камала научилась (и то плохо) стоять, а через 6 лет ходить, но бегала, по – прежнему, на четвереньках. В течении 4 лет, она выучила только 6 слов, в через 7 – 45 слов. Этому времени она полюбила общество людей, но ее умственное развитие так и не превысило уровень 4-х летнего ребенка.

В далеком прошлом, дети вскормленные животными были известны в Древнем Риме, Швеции, Литве, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Ирландии и Франции. Таких случаев зарегистрировано около 30. Все они имели общее свойство. По своему психическому развитию они не имели ничего общего с человеком. Полностью соответствовали повадками и поведением, воспитавшим их животным. Это удивительное свойство человеческого существа, появляться на свет без готового арсенала врожденных свойств психики, уникально и неповторимо во всем животном мире. В тоже время, высочайшая потенциальная пластичность мозга человека, и его способности к обучению и позволяют ему, становится человеком. Аристотель считал, что душа человека tabula rasa (чистая доска) на которой условия жизни и воспитания могут начертать любые письмена. С позиции современных знаний, для того, чтобы обрести свойства человеческой психики, мозг должен развиваться с первых дней жизни ребенка, в строго определенных условиях активного усвоения общечеловеческого опыта жизнедеятельности и общения. Тот же Аристотель, определял человека как «общественное животное» предвосхитив тем самым, современное материалистическое понимание культурно-исторического происхождения его психики. В работах А.Р.Лурия, замечательного ученого, врача и исследователя мозга, дается определение высших психических функций человека лежащих в основе формирования его разумного поведения, как сложных саморегулирующихся процессов социальных по своему происхождению, опосредованных по своему строению, и сознательных, произвольных по способу функционирования. Общее физическое созревание мозга у человека в основном, завершается уже к первым 6-ти годам его жизни. Таким образом, с точки зрения физиологии, у 6-ти летнего ребенка мозг потенциального взрослого человека. Однако, для того, чтобы он начал функционировать полноценно, по мере его созревания ( в первые годы жизни), необходимо обеспечивать ему постоянный приток специфической информации. Только при наличии постоянной работы по усвоению и переработки по усвоению и переработке поступающей в результате общения со взрослыми информации, происходят взаимообусловленные процессы созревания и функционального развития всех областей коры, обеспечивающих формирование полноценного интеллекта человека. По своим обязанностям в общей структуре организации психических процессов в мозге, кора больших полушарий, представляет собой две относительно независимые системы по переработке информации и регуляции поведения.

Пожалуй, впервые этот удивительный феномен организации психики человека экспериментально был обнаружен в работах американских физиологов М. Газанига и Р. Сперри, которые изучали последствия операции по рассечению ассоциативных межполушарных связей, проведенных нейрохирургами П. Фогилем и Д. Богини. Уникальная операция была проведена на больном, с целью избавления его от тяжелейшего психического расстройства, при котором никакие лекарства уже не помогали. Оказалось, что рассечение мозолистого тела мозга (в той его части, которая связывает оба полушария) проявляется в странных эффектах раздвоения личности человека. Больной после операции, иногда обнаруживал, что он опускает брюки одной рукой, в то время, когда натягивает их другой. Однажды, он схватил левой рукой свою жену, и начал сильно ее трясти, а правой рукой, в то же время, пытался помочь жене усмирить агрессивную левую руку. Другой раз играя в серсо с врачом, этот больной схватил левой рукой подвернувшийся топор, и продолжая играть правой рукой, стал медленно приближаться к врачу. Видя неконтролируемое поведения врач счел необходимым побыстрее исчезнуть. Для того, чтобы были понятны эти эффекты, следует рассказать о том, что работа мозга по управлению нашим телом, организована природой так, что правую его часть, контролирует левое полушарие, а левую – правое. Такой перекрест нервных путей очевидно обеспечивает природе какой о функциональных механизм дублирования в управлении. Только зрительное поле каждого глаза, разделенное пополам отправляет информацию как в левое, так и правое полушарие. Таким образом, способность видеть, как самая важная форма ориентации в окружающем мире, имеет двойное дублирование своих функций. Даже если мы потеряем один глаз, другой полноценно сможет снабжать оба полушария мозга, необходимой информацией. Тоже произойдет, если пострадает одна половина мозга. Каждый глаз потеряет способность видеть (точнее понимать, что он видит) только в одной половине. Все остальные органы чувств перекрестно разделены в адресах поставляемой ими информации (рис. 1.2).



Таким образом, на анализе распада отдельных форм восприятия человека и были обнаружены специфические функции управления в левом и правом полушарии мозга. Оказалось, что левое полушарие ответственно за речевое разумное поведение. Оно, в процессе прижизненного развития обеспечивает формирование произвольных навыков, восприятия движения и т.д. Отсюда кстати, и ведущая роль правой руки, в обучении большинства людей (они составляют примерно 70%, а 30 % наоборот, имеют ведущей левую руку), соответственно инверсии функциональной роли левого и правого полушария. Экспериментально показано, что информация воспринимаемая левым полушарием нами понимается, и может быть сформулирована в речи. Правое же полушарие, иногда называют молчаливым. По современным данным, оно отвечает за эмоциональное, личностное восприятие информации, координируя общие стратегические задачи управления поведением, причем нередко вступая в конфликт с левым.

В конце 60-х годов ленинградские ученые Л.Балонов и В. Деглин обнаружили, что пропущенные через полушария мозга ток, на какое-то время, может как бы выключить их работу. Проведенные по этой методике эксперименты, с частичной активацией правого и левого полушария показали, что они действуют как динамическая система, функционального взаимо регулирования. Так например, у людей с отключенным правым полушарием, функции левого значительно усиливаются. В таком состоянии человек становится крайне общительным,

болтливым, и громко комментируя поведение окружающих, обращается ко всем с просьбами и советами. Словом, его поведение чем - то напоминает состояние опьянения. Кстати, наркологи утверждают, что в первой стадии опьянения алкоголь действительно оказывает наиболее сильное влияние на правое полушарие.

При отключении током левого полушария психика человека управляемая только одним правым полушарием приходит к тому, что первое время человек вообще молчит потом начинает произносить чрезвычайно эмоционально и выразительно бессвязные отрывочные фразы типа: «Проходи меня-то, скорее простили меня-то» скорее простили меня-то». Не вдаваясь в подробности чрезвычайно сложных речевых расстройств психики при односторонних электрошоковых отключениях мозга, укажем, что поперечное торможение играет роль не только регулятора взаимного уровня активности двух полушарий, но и осуществляет кодирование и перенос социальных оценок информации друг другу. Так, правое полупространство ассоциируется с правильностью, истиной, логичностью и рациональным началом. Левое полупространство, анализируемое правым полушарием, наделяется противоположными свойствами, являясь символами ложности, потустороннего

темного мира, иррациональных сил демонов и стихий, не поддающихся обычному рациональному управлению и требующих для контакта с ними невербальных знаковых систем в общении.

Подобные знаковые системы зафиксированы в подавляющем большинстве культовых ритуалов народов мира. Соответствующие ассоциации зафиксированы в языковых оборотах. Например, сравните выражения: правое дело, справедливый подход, левые доходы, левые дела. Как вы думаете, к чему бы эти совпадения? В английском языке можно, как и во многих других, наблюдать аналогичные проявления: sinister - дурной, а right - правый, справедливый и т.д. Таким образом, межполушарная функциональная асимметрия мировосприятия и миропонимания создает, очевидно, функциональную основу неоднозначности и индивидуализации психики каждой личности, закладывая основы творческого начала. Специальные исследования произведений искусств, по данным Л. Зенкова, показывают, что в памятниках канонической средневековой живописи статистически достоверно преобладают лево-правое направление в изображении развития сюжета. Связь этой динамики, интуитивно найденной средневековыми живописцами, в соответствии с задачами максимальной гармонии восприятия культовых произведений искусства, с эмоциональным

состоянием человека представляется достаточно закономерной, учитывая сегодняшнее представление о функциональной асимметрии мозговых механизмов в усвоении информации.

Учитывая ведущую роль правой руки в изобразительном процессе, создания живописного произведения в известном смысле, можно рассматривать как процесс перевода информации первично содержащейся и обрабатываемой в правом полушарии в левополушарную систему ее выражения. Поскольку полушария перекрестно связаны с полями восприятия, можно предположить, что перевод информации из правого полушария в левое в процессе осознания органично развивается в движении изображаемого в направлении слева направо. Исследования показали, что изменение направленности экспозиции даже таких

нейтральных изображений как слайды с пейзажами неосознаваемо воспринимается зрителями как непонятное и вызывающее раздражение. Тем более ярко, этот эффект проявляется в изображении лиц и сюжетных событий.

Еще одним доказательством сложности механизмов межполушарного взаимодействия в творческих процессах могут служить уже упоминаемые нами раньше случаи развития патологических процессов в мозге. Например, описывались ситуации, при которых тотальное поражение правого полушария, в результате инсульта приводило к тому, что художник –абстракционист после выздоровления становился ортодоксальным реалистом, предпочитая детальную прорисовку, поэт становился публицистом, а гроссмейстер международного

класса, начинал играть в шахматы на уровне перворазрядника, т.е. терял способность интуитивного предвидения игры на много шагов вперед. Во всех случаях возможности компенсаторного замещения функции правого полушария и регуляции поведения человека во многом зависят от уровня психического и умственного развития пострадавшего. Чем они выше, тем в меньшей степени может отразится на интеллекте поражение мозга в правом полушарии. Подобно примеру с Л. Пастером, чего, к сожалению, не происходит при нарушениях

функции левого полушария, разрушение которого приводит к распаду социально-

активного интеллекта.

Некоторый свет на загадочную природу межполушарной асимметрии человеческого мозга на наш взгляд, как это не покажется странным, проливает исследование мозга дельфинов. Относительно недавно удалось разрешить загадку уникального свойства их психики, постоянного активного бодрствования. Дельфины никогда не спят, так, как заснув, они попросту утонут. Так вот, путем регистрации биоэлектрической активности коры их мозга, выяснилось, что правое и левые полушария работают у них попеременно. Когда левое спит,

дельфин бодрствует и полноценно функционирует правым полушарием, а когда оно устает, включается левое, а правое засыпает. Очевидно, мозг этих животных способен к сохранению и передаче всей накопленной информации от одной половины к другой. Человек это свойство

либо утерял в процессе эволюционного развития, либо еще просто не выработал.

Но некоторые феномены расстройства психики очень сходны с общим принципом

работы мозга дельфина.

Например, описан случай, произошедший с француженкой Фелидой, которая

была болезненной, скрытной, грустной и боязливой девушкой. Теряя сознание на несколько минут, она приходила в себя другим человеком, веселой, кокетливой и даже легкомысленной. Через некоторое время, после очередного обморока, она снова становилась собой. Таким образом, девушка жила как бы двумя разными жизнями, каждый раз вспоминая связанное с одним состоянием, и забывая, что с ней происходило в другом. Готовясь стать матерью во втором состоянии (легкомысленном), она в первом состоянии никак не могла понять что с ней происходит. С годами она научилась приспосабливаться к тем ситуациям, когда

эти переходы случались с ней в присутствии других людей. Быстро задавая наводящие вопросы о произошедших с ней событиях, она начинала ориентироваться в окружающей ее обстановке.

В конце прошлого и начале настоящего века психиатрами описано более 20 подобных случаев раздвоения личности. Однако, не приходят ли вам на ум аналогии с описанными выше феноменами изменения поведения и сознания у людей с электрошоковыми отключениями полушарий? В случае работы только левого полушария расторможенность, общительность, говорливость, а при работе только правого полушария молчаливость, подавленность и необщительность. Вот только в отличие от дельфинов человеческий мозг не может передавать полноценную информацию в этих случаях, от одного полушария к другому. Это конечно, только гипотеза, но кто знает? Может, психика человека, далеко не столь совершенна, как мы самонадеянно считаем, и природа не до конца завершила над нами эксперименты…

В процессе прижизненного развития сознания человека, происходит глубокая коррекция некоторых эволюционно заложенных механизмов инстинктивной регуляции психики, ставших рудиментами в социальном функционировании человеческого мозга. К таким механизмам можно отнести загадочную природу и форму проявления неуправляемых эмоциональных реакций. Специальные исследования показывают, что раздражая электрическим током отдельные участки мозговой ткани, можно вызвать неконтролируемые сознанием состояния, удовольствия, ужаса и т.д. Так, например, эксперименты на крысах, показали, что если в мозг животного ввести электрод, раздражающий импульсами «зону удовольствия», соединив пусковой механизм с педалью, то животное непрерывно начинает нажимать ее, пока не упадет в изнеможении. Раздражение других зон может вызвать неконтролируемые реакции голода, агрессии, страха Упоминавшийся выше Х.Дельгадо наглядно демонстрировал возможность управления поведением боевого быка на арене. Внедрив в мозг животного несколько десятков электродов и снабдив их радиоуправляемыми источниками регулирования, он на глазах у публики останавливал бешено несущегося быка нажатием кнопки, в результате чего животное останавливалось, начинало мирно щипать травку, ни на что больше не реагируя. Аналогичные результаты были получены и на людях. В одно время, электронное зондирование мозга было единственным способом точного установления района и глубины залегания опухолей головного мозга. Раздражение определенных участков мозговой ткани с регистрацией изменений ее биоэлектрической активности, позволяло точно судить о точном месте залегания очага патологического процесса. В ходе таких процедур, было обнаружено множество зон мозга, раздражение которых вызывало у людей различные реакции неконтролируемых состояний. Отмечались навязчивые состояния удовольствия, страха, голода, галлюцинации всех видов, и даже оживление воспоминаний давно забытых лет. Природу и механизм этих событий до конца разгадать еще не удалось. Можно лишь высказывать различные гипотезы, но все равно, загадок остается больше, чем разгадок.
Контрольные вопросы

  1. Назовите основные анатомические различия мозга человека и животных.

  2. Перечислите функциональные блоки мозга человека и их роль в регуляции поведения.

  3. Сформулируйте основные принципы взаимозависимости биологического развития и психики человека.

  4. Дайте определение высших психических функций человека.

5) Что создает функциональную основу неоднозначности и индивидуализации психики каждой личности? Приведите примеры

.

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ РАЗУМА

И все же мы знаем сегодня, что разумная деятельность мозга человека является в большей степени явлением социальным, чем биологическим. Природные свойства, заложенные в нем, создают лишь необходимые предпосылки для полноценного и всестороннего развития разума. Следовательно, совершенствуя методы обучения, с учетом психологических знаний, мы можем объективно раскрывать и скрытые, потенциальные возможности совершенствования нашего умственного развития.

Философский тезис материалистического понимания законов развития психики гласит: «Ничего не существует в интеллекте, чего раньше не было в наших ощущениях». Это положение в естественно - научных подходах к анализу психологических явлений, пожалуй впервые было сформулировано и экспериментально доказано в работах великого русского ученого И.М.Сеченова, посвященных рефлекторной природе высшей нервной деятельности человека и животных. В его работах было убедительно доказано, что любая разумная деятельность начинается с данного нам в ощущениях восприятия среды.

Именно с активного и сознательного развития чувственной сферы раскрывается для нас окно в мир окружающей действительности. Ощущения, поставляемые нам органами чувств, вовсе не являются сугубо врожденными и заданными свойствами психического развития, как считали прежде, а являются следствием активных процессов обучения способам жизнедеятельности и развития чувств даже в чуждых человеку формах животного существования.

Приведем пример более тонких различий в социальной обусловленности характера и интенсивности формирования психического развития человека от конкретных социальных условий его жизнедеятельности.

В одном из сравнительных исследований расовых различий в характере и интенсивности психического развития детей, было обнаружено, на первый взгляд, удивительное явление. Оказалось, что младенцы некоторых африканских племен, живущих на относительно примитивном уровне общественного развития, в первые годы жизни значительно опережают в своем развитии европейских ровесников. Лишь к концу первого- началу второго года жизни европейские малыши начинают догонять своих африканских собратьев, а затем резко обгонять

их в своем развитии. Сенсационные результаты этих исследований породили множество расовых спекуляций, удобно объясняющих интеллектуальное превосходство белых детей над другими расами. Однако, внимательный анализ проблемы показал, что причина этого явления лежит не в расовом, а в культурном различии жизнедеятельности общества. Дело в том, что в первые годы жизни младенца, африканская мать в этом племени, вынужденная заниматься

ежедневным физическим трудом, постоянно носит своего младенца привязанным

к телу, на спине или на груди. Таким образом, малыш неразлучно находится в контакте с телом матери, ощущая все ее передвижения. В первые месяцы жизни, именно тактильные и двигательные ощущения играют ведущую роль в начале психического развития организма, так как другие еще находятся в зачаточном состоянии. Вот и отстают белые дети в общем развитии от своих африканских собратьев. В последствии, начиная с полутора или двух лет, на первое место, по функциональному значению начинают выдвигаться речевые формы обучения,

определяя интенсивность психического и умственного развития ребенка. Именно в это время, мать-африканка начинает избавляться от своей ноши, и передает младенца под присмотр пожилых членов племени в своеобразные ясли. Разумеется, в примитивных сообществах, с этого момента, малыш предоставляется в основном самому себе, а европейских детей начинают активно обучать и воспитывать, что и делает их развитие более интенсивным.

Повторение этих исследований в американских семьях, воспитывающих детей в

примерно одинаковых условиях, таких отличий в уровне развития белых и черных малышей, естественно не обнаружило. Таким образом, можно констатировать, что тактильная и двигательная чувствительность в первый период жизни человека, является ведущей

формой его психического развития. В мозге за эту сферу отвечают теменные

отделы коры больших полушарий.

Самые большие зоны этой части коры заняты анализом и синтезом информации от более важных источников чувствительности – рук и губ человека. Если условно изобразить на поверхности темной зоны мозга представительство этих органов чувств, то они займут большее пространство, чем все остальные органы чувств нашего тела, вместе взятые. (рис. 1.3) И это неслучайно. В младенчестве мир познается прежде всего губами и руками. Первые ощущения в

жизни человека – вкус материнского молока и тепло ее тела.. Таким образом, в психике значение этих зон чувствительности навсегда сохраняет инстинктивный смысл ведущего звена информации из окружающего мира. Малыш, еще долго после того, как его отрывают от материнской груди, продолжает тянуть в рот все, что попадает в зону его внимания. Зрение лишь значительно позже начинает становится главным источником информации. Маленькому человеку надо прежде всего пощупать, покрутить предмет руками и попробовать его на зуб, чтобы познакомится с ним, и понять что это такое. Любопытно отметить, что эта привычка в рудиментарной форме сохраняется у человека и во взрослом состоянии. Особенно проявляется у человека рудиментарные формы инстинктивных реакций защиты младенческого возраста. Мы часто говорим, не задумываясь: «От ужаса схватился за голову, и начал рвать на себе волосы». Почему это так? Да потому, что наши ближайшие по эволюционному развитию родственники – обезьяны долгое время таскают своих детенышей на своем теле. В случае опасности первое, что должен сделать малыш – схватится за шерсть на груди матери и она его унесет от любой опасности.

Инстинкт этот вырабатывался тысячелетиями и сохранился у нас. Поэтому, когда мы растеряны, напуганы, мы ищем что-нибудь похожее на грудь обезьяны, находим «шерсть» на своей голове, и рвем волосы. Если вы думаете, что это объяснение сомнительно, то объясните – зачем у новорожденного так развит хватательный рефлекс, позволяющий ему крепко цепляться своими слабыми ручками, легко держась на них гораздо дольше, чем это может сделать взрослый человек. К тому же, если младенцу в первые дни жизни предложить выбор, между

мягкой шерстью, и теплой грудью матери – он неизменно выбирает возможность вцепится ручками в мех. Таких примеров можно привести множество, но не это для нас важно. Важно понять, что в коре головного мозга при анализе тактильных и двигательных ощущений, существует иерархия информативных каналов тела, которая строго соответствует их значению. Например, зона анализа ощущений от большого пальца руки, занимает почти столько же места, сколько вся остальная ладонь с другими пальцами. Попробуйте пощупать что-то, не пользуясь им. Попробовали? Согласитесь, задача не из легких, информации явно не хватает.

В процессе прижизненного опыта мозг накапливает огромное количество знаний,

позволяющих ему мгновенно узнавать и соответствующим образом реагировать на стандартные ситуации в ощущениях своего тела. Если такой стандарт ощущений искусственно изменить, мозг начинает ошибаться в своих оценках. В психологии это называется иллюзией восприятия. В таких случаях перефразируя известный афоризм Козьмы Пруткова можно воскликнуть: «Не верь рукам своим!» Доказательства? Пожалуйста! Возьмите два пальца руки и перекрестите их в виде буквы «Х» так, чтобы их противоположные поверхности оказались рядом. Теперь, закрыв глаза, покатайте между ними какой-нибудь шарик, или потрите их перекрестьем кончик носа. Если вы все сделаете правильно, у вас обязательно возникнет иллюзия, что между ними

два шарика, или два кончика носа. Эффект этот открыл еще Аристотель, но только теперь мы знаем его естественную природу. Как уже отмечалось, рука представлена в коре головного мозга в виде ее образов своеобразном клеточном контуре возбуждения. Постоянные связи

между ощущениями отдельных частей руки обучают мозг целостному их восприятию, понимаемому как единое целое. Ощущения же между двумя поверхностями пальцев, которые мы искусственно объединили, никогда не приносили ему общую информацию, вот он и ошибается в оценке.

Похожий эффект можно получить и при анализе глазодвигательного контроля, за движением рук. Для этого необходимо перекрестить вытянутые вперед руки, сцепив их пальцы в замок. После этого, попросите кого - то указать вам на палец, которым вы должны пошевелить. Шевелиться будут не те пальцы, на которые вам укажут. Рука становится плохо управляемой, и как будто чужой. Просто опыта такого зеркального глазодвигательного восприятия руки у мозга нет, а следовательно нет и навыка управления. Если глаза закрыть и выполнить устный приказ пошевелить, например, безымянным пальцем руки, никаких

проблем у вас не возникнет. В этом случае восприятие будет обычным. Пластичность и высочайшие резервные возможности в перестройке работы мозга позволяют в психическом развитии человека компенсировать отсутствие даже такой важной функции как зрение.

Интересные в этой области наблюдения за природой функциональной компенсации психических процессов восприятия дают описания впечатления слепорожденных детей, обретших в результате операции на глазах способность видеть. В книге «Как мы познаем» Мартина и Инги Голстейн приводится описание процесса прозрения одного из таких больных. Давайте познакомимся с некоторыми отрывками из него.

Пациент, впервые открывая глаза после операции, обретает возможность видеть и

говорит, что не получает при этом никакого удовольствия. Более того, эта процедура становится для него даже болезненной. Передавая свои ощущения, он говорит о вращающихся массах света и цветов, при этом оказывается совершенно не способным выделить объекты, распознать или назвать их. Когда ему показали апельсин, спустя неделю после того, как он начал видеть, на вопрос, какой он формы, больной ответил: «Дайте мне сначала его ощупать, и я скажу». Ощупав его и долго вглядываясь, он действительно видит, что он круглый.

Затем ему показали синий квадрат, он назвал его кругом. Ему показали углы, он сказал, что теперь он понимает, что можно видеть, каковы они на ощупь, но, что такое цвет он еще не понимает.

Не следует думать, что можно наблюдать необычные феномены специфического

понимания и восприятия только в случае патологии. То же самое возникает и при отсутствии специальных форм обучения. Упоминавшийся нами ранее А.Р. Лурия исследовал особенности зрительного восприятия женщин «ичкари» в начале 30-х годов, в глухих аулах Узбекистана. Эти женщины вели образ забитых, обреченных никогда не выходить за порог своего дома существ. Чрезвычайно ограниченный круг их интересов и впечатлений отражался и на очень

своеобразном восприятии и понимании того, что они видят. Нарисованный на бумаге круг был для них не абстрактной фигурой, а только ситом, ведром и луной. Квадрат воспринимался как дверь, доска для сушки урюка. Треугольник как амулет, украшение. Если контур обозначен не линией, а пунктиром, он сразу терял для них прежнее значение и становился бусами, вышивкой и т.д. В этом исследовании открылась небывалая возможность проследить, как по мере

роста образованности и вовлечения людей в общественную жизнь изменяется характер зрительного восприятия. Особенно ярко это проявляется на примерах образования зрительных иллюзий, т.е. искаженных восприятий на основе сложившихся стереотипов ложного узнавания тех, или иных закономерностей.



Посмотрите на рисунок 3.2. Большинству из нас нужно будет взять линейку, чтобы убедится в том, что все представленные на нем парные фигуры имеют одинаковую величину.

Однако, женщины «ичкари» оказались «иллюзоустойчивыми» лишь треть участниц опытов поддались такому обману зрения. Но чем образованнее была группа участников опытов, тем выше становился процент возникновения иллюзий. Аналогичные исследования, проведенные зарубежными учеными в Африке, дали сходные результаты. Иллюзии, обычные для горожан, живущих в «мире прямых линий и прямоугольников» почти полностью отсутствуют у

жителей племен, обитающих в хижинах круглых и деревянных: соотношение иллюзий в этих группах составляло 64 и 14. Позднее, мы еще вернемся к материалам этого исследования, но уже при анализе социальной обусловленности мышления, а пока, продолжим анализ развития ощущений и восприятий человека.

Природа возникновения иллюзий зрительного восприятия аналогична природе

возникновения тактильных иллюзий. Для того, чтобы наш мозг понял и усвоил полученную информацию, глаз должен активно ощупать то, что он видит, так же, как и рука. Это происходит потому, что хотя наше зрительное поле и составляет целых 180 *, получить с него четкое изображение можно лишь в центральном секторе, составляющем всего 0,01 его объема или 2* из 180*. Весь остальной сектор служит, в основном сторожевым функциям контроля, за окружающей средой. Все, что мы воспринимаем за пределами центрального поля зрения, не

осознается, но оказывает очень сильное возбуждающее воздействие даже при минимальных раздражителях, заставляя нас мгновенно переводить взор туда, откуда пришел сигнал. Интересно то, что переводя взор, мы ничего не обнаруживаем. Происходит это потому, что сторожевые функции периферии зрительного поля, снабжены гораздо более чувствительными клетками, чем центральная его часть, вот мы и замечаем малейшую тень или движение краем

глаза, и ничего не обнаруживаем , когда поворачиваем голову. Люди нервные, или имеющие основания чего-нибудь опасаться, поэтому так часто озираются, или косят глазами от страха.

Таким образом, технически рассматривание осуществляется чрезвычайно узким

«лучом» зрительного поля, который совершает тысячи рефлекторных движений (сакад), в буквальном смысле ощупывающим предмет, уделяя наибольшее внимание его информативно-несущим частям. Например, как показали исследования, при рассматривании лица человека наибольшее количество сакад приходится на области глаз, носа, рта, ушей, а на все остальное, приходится лишь незначительная часть охватывающих контур объекта движений взгляда. (рис. 3.3)



Если глаз зафиксировать, лишив его возможности двигаться, он ослепнет (или

точнее сказать перестает передавать принимаемую информацию) через 0,3 сек. Изображение, экспонируемое на сетчатку, ниже порога восприятия (так в психологии называется минимальное раздражение, вызывающее ощущение), если и воспринимается мозгом, то до уровня сознания не доходит. На этом, кстати, построена иллюзия непрерывности движения в кинематографе.

Потенциально глаз человека представляет собой уникальный оптический прибор,

по общим своим характеристикам далеко превосходящий все современные оптические устройства. Например, при пороге 0,3 с. для произвольно рассматриваемого объекта, глаз рефлекторно реагирует на молниеносную вспышку света, длительностью в 0,0003 с. Энергия этого раздражителя так мала, что только за 60 млн. лет смогла бы нагреть один грамм воды на один градус. Глаз, при известном направлении и чистом воздухе может различить огонек свечи

на расстоянии 20 км. При восприятии цветов он может отличить до полумиллиона оттенков, только для этого его надо учить. Социальная природа функций зрения проявляется и здесь. Например, индусы некоторых религиозных сект, совершая медитации с красным цветом с раннего детства, приобретают возможность различать около 300 его оттенков. Без специальной тренировки человек осознанно различает не более 30-50. При необходимости и появлении

биологической значимости различения цвета эти способности становятся всеобщими. Например, у северных народов Чукотки, живущих в постоянном окружении снега, только в обозначениях языка имеется около 24 названий оттенков белого, а у нас с вами?

Упомянув о языке северных народов, мы подошли к последней из важнейших форм развития человеческой чувствительности, обеспечивающих нам возможность речевого общения – слуху. У многих может возникнуть при этом законный вопрос: где рефлекторная активность слуха, если мы не шевелим ушами так, как двигаем руками или глазами? Во-первых шевелим. Правда, не так активно и заметно, как животные. Однако, если мы хотим что-то лучше расслышать, мы рефлекторно поворачиваем голову или прикладываем к уху руку.

Но наша главная рефлекторная активность и ее социализация осуществляется на

уровне внутренних процессов различения, опознавания, и усвоения звуковой информации. Как звуковые ощущения ухо осознанно воспринимает и улавливает колебания воздуха от 20 до 20 000 Гц, что составляет диапазон частот человеческого голоса. имеющие в природе целесообразность в эмоциональных реакциях. К сожалению, у нас нет возможности подробно

рассмотреть этот интересный аспект нашей психической деятельности, так как он

не входит в разумную регуляцию нашего поведения, но на одном из них мы все же остановимся.

Каждому из нас приходилось слышать и употреблять выражения: «У меня просто волосы встали дыбом» или «от этого звука мурашки бегут по коже». Почему это происходит? Оказывается в природе, в случае ситуации угрозы голосовые связки человека изменяют свою эластичность, начиная излучать колебания свыше 20 000 Гц. Это никогда не происходит с голосом человека, находящегося в спокойном состоянии. Позднее, когда мы будем рассматривать проблему стресса и нервной напряженности, мы обязательно остановимся на механизме этого явления, а пока заметим ,что эти раздражители воспринимаются нами не сознательно, а инстинктивно. Если кому-то грозит опасность, мы инстинктивно готовимся к

защите. А как? Как все живое на этом свете. Пытаемся увеличить свои физические размеры, показывая какие мы сильные и большие. Вот наши волосы или те их жалкие остатки, которые сохранились, подобно шерсти животного, встают дыбом, призванные создать иллюзию увеличения нашего размера. Движение волос в результате папиллярных реакций и воспринимается нами как пресловутые мурашки страха. Но, довольно биологических примеров, ведь наша цель – анализ развития разумных форм человеческого поведения в обучении.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть II учебное пособие
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нарушены не только функции зрения, но и мышления (анализ, синтез, сравнение). Внимание, память, речь отличаются низким уровнем развития,...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconСценарий праздника-чествования
Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о космосе. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconУчебно-методический комплекс дисциплина «Биология поведения»
Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о космосе. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconВикторина для детей 6-7 лет «Вопрос на засыпку»
Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о космосе. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconКлассный час «выдающиеся люди российской космонавтики» (посвященный д ню космонавтики 12 апреля)
Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о космосе. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; научить передавать словами красоту мира природы...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconУрока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"
Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconТема лекции: безналичные расчеты между предприятиями
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconУрок математики в 1 «Г» классе по теме «1 десяток. Состав числа 10»
Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconКраткая справка по истории учреждения Государственного банка в г. Самара
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconЛекция №6 коммерческие банки россии порядок создания и операции коммерческих банков
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconЗадания к репродукциям и картинам
...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconБазовый курс Часть 2 Учебное пособие Второе издание, переработанное Томск 2003 удк 628. 91
Карташова И. Н, Гартман Л. Д. Английский язык. Базовый курс. Часть 2: Учеб пособие/ Том политех ун-т. – 2-е изд., перераб. – Томск,...
Учебное пособие Часть 1 Содержание загадки мозга 3 Итак, мы воспринимаем обращенную к нам речь в диапазоне определенных 21 внимание и память 23 iconТема: «Лиса и волк» (русская сказка)
Коррегировать и развивать память, мышление, внимание, связную разговорную речь, пополнять активный и пассивный словарь учащихся,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск