Урока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"





Скачать 82.57 Kb.
НазваниеУрока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"
Дата публикации05.07.2014
Размер82.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 6 классе.

Учитель: Курганова Валентина Алексеевна

Тема урока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология"

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

  1. кроссворды;

  2. карточки с фразеологическими оборотами;

  3. изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

  4. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (учащиеся смотрят на доску и делают вывод о том, что урок будет проходить в виде игры).

Ребята, прочитав тему урока, поставьте на сегодняшний урок цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.

II. Словарно-орфографическая работа.

Расскажите, что вы знаете об этих терминах, приведите примеры (лексикология, лексика, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы).

III. Повторение ранее изученного. Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (1 ряд и 2 ряд, названия команд «Профессионалы» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).

  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.

  • Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект, диалектизмы? Пример (Говор.)

Задание 5. Мы говорим «валенки», а на севере говорят... (Пимы.)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин, аквариум и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

Очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

  1. одно заимствованное слово;

  2. одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)

  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

  • Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)

Задание 12. Замените исконно русскими слова заимствования:

  • презентация (представление)

  • шоу (зрелище)

  • имидж (облик)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • менталитет (обычаи-привычки)

  • диалог (беседа)

Задание 13. «Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).

  • Сесть в (калошу).

  • Бить (баклуши).

  • Держать язык (за зубами).

  • Прочитал книгу (от корки до корки).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).

Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)



  1. Волка ноги кормят.

  2. За двумя зайцами…

  3. Топает, как слон.

  4. Медведь на ухо наступил.

Задание 15.

I. О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую оценку несет фразеологизм (приведите пример).

 

1. Голоден как… (волк)

2. Нем как… (рыба)

3. Хитёр как...      (лис)

4. Грязный как... (поросенок)

5. Упрям как... (осел)
6. Здоров как...         (бык)

7. Болтлив как... (сорока)

8. Изворотлив как...   (уж)

9. Колючий как... (еж)
10. Надут как... (индюк)

11. Драчлив как… (воробей)

12. Важный как… (гусь)

13. Красный как… (рак)

14. Плестись как… (черепаха)

Задание 16. Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».

Задание 17. «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

autoshape 24

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

autoshape 25

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

autoshape 26

Как курица лапой (небрежный почерк)

autoshape 27

Море по колено (ничего не страшно)

autoshape 28

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

autoshape 29

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

autoshape 30

Носом к носу (близко столкнуться)

autoshape 32

Как пить дать (наверняка)

Задание 19.

II. Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете?

 

1. Пишет как … лапой (курица)

2. Делить шкуру неубитого… (медведя)

3. На сердце … скребут ( кошки)

4. …носа не подточит (комар)

5. Лить … слезы (крокодиловы)

6. Белая… (ворона)

7. Биться, как … об лед (рыба)

8. Вот где … зарыта (собака)

9. Денег … не клюют (куры)

10. Заморить… (червячка)

11. Как … языком слизала (корова)

12. Как … в воде (рыба)

13. Когда … на горе свистнет (рак)

14. Купить … в мешке (кота)

15. …на смех (курам)

16. Считать… (ворон)

IV. Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд

  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

  4. Диалектное слово.

  5. Яма, наполненная водой.

  6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

  7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

  8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

  9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

  10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока. Подсчитываются баллы у команд и жетоны у каждого учащегося, объявляются и выставляются оценки в журнал и в дневники.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала»
Урок по теме: «лексика. Фразеология. Повторение пройденного материала». 9 Класс. Составила преподаватель русского языка и литературы:...
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрока Слово учителя
Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconТест Повторение изученного в пятом классе. Лексика. Фразеология....
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрока: обобщающий Цель: Обучение учащихся коммуникативному общению...
Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков; стихи по теме, вопросы по теме
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconЗнаем все на “5”?
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология)
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconЛексика и фразеология
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconУрок по теме «Лексика. Фразеология»
Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова, имеющие...
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconЛексика. Фразеология
Данная программа создана на базе ныне действующего учебника по французскому языку Французский язык 9 кл. Н. А. Селивановой. А. Ю....
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconТема урока Лексика
Повторение: употребление Präsens и Präteritum Passiv, Perfekt и Plusquamperfekt Passiv, Futurum Passiv
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconКалмыцкая безэквивалентная лексика и фразеология в русских переводах...
Работа выполнена в отделе урало-алтайских языков Учреждения Российской академии наук Институт языкознания ран
Урока №31: Повторение по теме \"Лексика и фразеология\" iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск