Скачать 238.02 Kb.
|
Научно-обоснованный подход, как средство повышениЯ эффективности лечения зависимостейВведениеЦель данных материалов – поделиться достижениями науки в понимании и лечении расстройств, вызванных злоупотреблением ПАВ и зачастую сопровождаемых сопутствующими расстройствами, например посттравматическим стрессовым расстройством или депрессией. В США наблюдается переход к научно-обоснованным или доказательно-обоснованным подходам ("доказательной медицине") в лечении медицинских, психиатрических и аддиктивных расстройств. Поскольку данный подход состоит на вооружении у целого ряда специалистов, работающих с зависимостями, то его основной целью является создание стимулов для специалистов-практиков по введению профилактических и лечебных методологий, отражающих современные тенденции в области полезности данных инновационных профилактических стратегий для отдельных групп риска. Основной принцип, лежащий в основе эффективных лечебных программ, гласит, что если лечебная программа опирается на исследования, то она следует доказательно-обоснованной модели, в конечном итоге приводящей к измеримым результатам. "Эффективная практика" или "научно-обоснованный подход" – это стандарт, который используется различными федеральными агентствами в США для определения эффективности программ, предоставляющих медицинские, социальные, психиатрические и наркологические услуги. Принимая концепцию "научно-обоснованного" лечения за основу, ниже вашему вниманию будут представлены достижения науки в трех областях исследований:
Цель данной работы – представить вниманию специалистов результаты последних научных исследований в каждой из вышеуказанных областей с целью оказания помощи в разработке лечебных подходов для лиц с расстройствами, вызванными злоупотреблением ПАВ. Новые данные в исследовании психической травмыТравме можно дать следующее определение: “травма – это негативный опыт, который подрывает у человека чувство контроля и предсказуемости по отношению к его жизни и который глубоко изменяет способы, при помощи которых впоследствии человек работает со своими эмоциями, другими людьми и событиями в своей среде обитания”. Иначе говоря, "травма – это состояние, в котором подавляется способность человека интегрировать эмоциональный опыт, приводящее в результате к ощущению неминуемой угрозы для жизни (например, телесного вреда) или психики человека". Травма и травматическая памятьМеханизм травматической памяти заключается в хранении и воспроизведении традиционной когнитивной (кто, что, где и когда), эмоциональной (чувство страха, ужаса или грусти) и моторно-вестибулярной (например, позиция тела в момент травмы) информации, а также психического состояния (например, бдительность или психологическое гипервозбуждение), в котором человек находился в момент травмы. Связанные с травматическим событием когнитивные функции постоянно переживаются жертвой, когда она подвергается воздействию стимулов, аналогичных травматическому событию. Посттравматическое стрессовое расстройствоУ пациентов, подвергшихся воздействию травматического события или повторяющейся травмы, может развиться ряд симптомов, получивших название посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Обычно диагноз ПТСР ставят пациентам, которые подверглись воздействию потенциально угрожающей жизни травмы, во время которой они испытали всепоглощающее чувство беспомощности и страха. Зачем акцентировать внимание на травме?Травма часто является основной проблемой у пациентов с психическими, наркологическими и сопутствующими заболеваниями; игнорирование травмы может привести к огромному личному, социальному и экономическому ущербу. Еще более важен тот факт, что пациенты на самом деле выздоравливают от воздействия травмы, если они вовремя получают правильное лечение. В настоящее время разрабатываются и тестируются эффективные модели лечения. Многие модели адаптируются для использования в различных социальных условиях и среди различных групп населения. По данным Национального института наркологии США:
Связанные с ПТСР симптомы и физические изменения часто наступают намного позже самого травматического события, потому что сохраняются связанные с ним эмоциональные и физиологические воспоминания. Это возможно по следующим причинам:
Сексуальное насилие в детском возрасте может привести к хронической травме. Сильная травма в детском возрасте многократно переживается, и это настолько нарушает эмоциональное развитие ребенка, что он становится практически «нефункционирующим». Когда насилие совершается членом семьи, в частности родителем, ребенок теряет не только способность функционировать, но и способность доверять своим родителям и с их помощью справиться с травмой. Для ребенка такая ситуация становится угрозой к существованию. Подобное событие может даже привести к развитию расстройства привязанности. На Рисунке 1 показано аномальное развитие мозга вследствие сенсорного голода у трехлетних детей: здорового (слева) и больного (справа). Рисунок 1. На данных снимках, сделанных при помощи рентгенокомпьютерной томографии (РКТ), демонстрируется негативное влияние сенсорного голода на развитие мозга. На левом снимке показан мозг здорового трехлетнего ребенка с нормальным размером головы (50-я процентиль). На снимке справа показан мозг трехлетнего ребенка, испытывавшего сенсорное голодание вследствие безнадзорности – его мозг намного меньше среднестатистического размера (3-я процентиль) и имеет увеличенные желудочки и корковую атрофию. На Рисунке 2 показаны механизмы, при помощи которых негативный детский опыт влияет на здоровье и благосостояние человека в течение его жизни: СМЕРТЬ ЗАЧАТИЕ Рисунок 2. Психобиология ПТСР (связь между мозгом и телом)Понимание сути ПТСР и его лечение должно начинаться с понимания психобиологических аспектов ПТСР, потому что психическая травма воздействует на биологические и поведенческие функции человека. Полученный травматический опыт вызывает изменения в психофизиологической и нейроэндокринной функциях, а также оказывает влияние на иммунитет; все это вместе взятое существенным образом изменяет поведение индивида. Органом, выступающим медиатором реакции на травму и стойких негативных реакций на травматическое событие, является человеческий мозг. Воздействие психотравмы может вылиться в дисфункцию нескольких мозговых структур, в том числе ствола мозга (brainstem), гипоталамуса (hypothalamus), лимбической системы (limbic system) и неокортекса (neocortex). Кроме вышеперечисленных структур и систем головного мозга дисфункции так же подвергаются: миндалина (amygdala), окрашенное место (locus coeruleus) и гиппокамп (hippocampus), а также нейрохимические системы, ответственные за норадренергическую передачу, выработку дофамина, опиатов и кортикотропного гормона. Все эти мозговые структуры и системы контролируют множество когнитивных и эмоциональных функций, в конечном счете, определяющих поведение индивида. Лимбическая системаНаибольшая дисфункция наблюдается в лимбической системе. Лимбическая система состоит из нескольких структур мозга, которые участвуют в образовании эмоциональных реакций и выражений. Лимбическую систему иначе называют "системой вознаграждения" или "центром удовольствия" мозга. Основными компонентами лимбической системы являются миндалина и гиппокамп. Вышеназванные структуры выполняют функцию примитивного поведенческого контроля; они интегрируют эмоции, удовольствие и поведение с моторными и автономными функциями. Последние исследования указывают на большое значение лимбической системы в функциях научения и памяти. Ван дер Колк и др. (1996) выяснил, что пациенты, вспоминающие травматический опыт, демонстрируют повышенную активность в миндалине, при этом речевой центр мозга "выключается". Результаты данного исследования совпадают с гипотезой о том, что пациенты с ПТСР испытывают эмоции как физическое состояние, а не вербально закодированный опыт. Также считается, что затруднение пациентов с ПТСР выразить свои чувства в словах является прямым отражением фактических изменений в деятельности мозга. Система гиппокампа анатомически примыкает к миндалине. Ее функцией является запись пространственных и временных измерений опыта в память. Она играет огромную роль в категоризации и хранении информации. Правильное функционирование гиппокампа необходимо для работы памяти. Также считается, что гиппокамп участвует в образовании функций удовольствия, наказания, новизны или неудовольствия. В ходе недавних исследований была найдена связь между наличием ПТСР, уменьшением размера гиппокампа и изменением функций памяти. Травмированные люди, заново переживая травму, могут быть физически не в состоянии говорить о ней, потому что деятельность мозга, связанная с речью и логикой, может подавляться нейронным функциями, вызванными эмоциями; таким образом, травма вмешивается в правильную работу мозга, потому что кортекс (cortex) практически "выключен". Не могущие выразить свой травматичный опыт жертвы диссоциируют его и начинают "закрываться", становясь "замороженными или онемевшими" и, в конечном итоге, перестают ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях. Ван дер Колк (2001) считает, что мозг пациентов с ПТСР не может нормально обрабатывать информацию, вследствие изменения биохимии мозга под воздействием травмы. Травмированным людям трудно обращать внимание на события, не связанные с их травмой. У них наблюдается тенденция к "туннельному зрению" и чувствительность только к своей травме и сопутствующим событиям; они реагируют на другие стимулы так, как будто снова происходит травматическое событие. Чем выше уровень возбуждения, тем больше потеря эмоционального контроля. Выводы для леченияКогда такой травмированный пациент попадает в наркологическую клинику, то может показаться, что он не мотивирован и не реагирует на лечение. Однако его поведение может быть следствием ПТСР и не должно восприниматься как отсутствие реакции на лечение. Неразрешенное горе пациента может проявиться в культурной потере, злоупотреблении ПАВ и/или членовредительстве, обвинениях, гневе или ярости, обращенных в агрессию против других и особенно семьи. Таким образом, лечение должно быть ориентировано на понимание воздействия травмы на человека и помнить о том, что нельзя обвинять пациентов, не могущих обсуждать свои эмоции, в том, что "они в отказе". Вместо этого, лечение должно акцентировать внимание на разработке эффективных терапевтических подходов, которые нейтрализуют воздействие травмы и аддиктивного поведения. Ван дер Колк (1998) констатирует, что "признание того факта, что многие пациенты с ПТСР организуют большую часть своей жизни вокруг повторяющихся моделей переживания и отгорожения от травматических воспоминаний, напоминаний и аффективных состояний, может помочь врачам истолковать их симптомы как неверные попытки восстановить чувство контроля и безопасности, а не как странное поведение, требующее контроля. Поскольку безопасная привязанность является основным способом, при помощи которого дети учатся регулировать изменения внутреннего состояния, обсуждение условий межличностной безопасности должно стать приоритетным в лечении. Недоверие и дефицит социальной безопасности являются критическими аспектами в формировании травмы развития, поэтому большое значение имеют структура и предсказуемость. Определение специфичных восприятий и ожиданий, связанных с травмой, а также обучение удовлетворению эмоциональных потребностей являются критическими аспектами эффективного лечения". Таким образом, в дополнение к акцентированию внимания на аддиктивном поведении, следует разработать лечебный план, который поможет травмированному пациенту перейти из состояния доминируемого и преследуемого прошлым, в состояние присутствия в настоящем (здесь и сейчас). Следует также помогать пациентам преодолевать травматические отпечатки. Эти отпечатки (ощущения, эмоции и действия) доминируют над их жизнью и не имеют отношения к требованиям настоящего. Они становятся инородным элементом, который вызывается к действию текущими впечатлениями. Отпечатки травмы продолжают реактивировать старые, основанные на прошлом опыте, состояния разума. Таким образом, лечебные стратегии должны быть ориентированы на понимание воздействия травмы на человека и помнить о том, что нельзя обвинять пациентов, не могущих обсуждать свои эмоции, в том, что "они в отказе". В настоящее время когнитивная терапия демонстрирует высокую эффективность в лечении ПТСР. Каждый человек должен уметь реагировать на текущие события используя весь свой потенциал. Психической травме нужно уделять большее внимание в жизни человека. Травма может стать историческим событием или рядом событий, которые произошли в определенное время в определенном месте. Наркологи начинают признавать, что им нужно понимать роль травмы в формировании зависимости и психопатологии. |
Сценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство... | Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития... Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения... | ||
Учитель физики В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как... | Доклад Пути совершенствования организации деятельности и повышения... Научно-практическая конференция по теме «Судебная власть и пути повышения эффективности правосудия» | ||
Реферат «Дифференцированный подход при обучении математике как средство... Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка | ||
Реферат по экономике как форма самостоятельной работы студентов Гарантии... Научно-технический прогресс как фактор повышения эффективности социалистического производства преимущественно интенсивного типа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «it технологии как средство повышения эффективности урока информатики». Место проведения: мбоу "Гимназия "Планета Детства" | ||
В. В. Птушкин Химиотерапия в современной онкологии наряду с оперативным... Как следствие, среди наиболее распростра- ненных побочных эффектов применения цитостатиков отмечают миело- токсичность, то есть повреждающее... | Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский... Провести несколько экспериментов по передаче кадров между узлами, варьируя количество передаваемых кадров и частоту передачи | ||
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальных классах Одят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только... | Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | ||
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «история» Как называется функция исторической науки, которая позволяет выработать на основе исторического опыта научно обоснованный курс? | Методика работы по развитию умения самооценки первоклассников на... Зменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений... | ||
Системный подход к анализу и самоанализу урок Системный подход к анализу и самоанализу урока как средство управления проектированием процесса обучения | Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся |