Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока





Скачать 68.44 Kb.
НазваниеУрок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока
Дата публикации02.08.2014
Размер68.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок Строение и значение кожи.

Удивительное изобретение природы.

Цели урока: сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи.

Оборудование: Рельефная таблица «Кожа человека», таблица «Кожа», лупы.
Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа

Карточка №1 Дополни текст:

В нефроне происходит два процесса….. и ….. Процесс…. Осуществляется в…. .

В результате этого процесса образуется…., представляющая собой по составу…. .

Обратное всасывание происходит из… в … . В результате образуется … , содержащая… .
Карточка №2

Соотнесите органы выделения с их функциями

Органы выделения Функции органов или их отдельных структур

1. Почки а) выведение мочи из почек

2. Мочеточники б) образование первичной мочи

3. Мочевой пузырь в) образование вторичной мочи

4. Почечная лоханка г) накопление вторичной мочи перед её

5. Мальпигиев клубочек поступлением в пузырь

6. Мочеиспускательный канал д) накопление мочи

е) выведение мочи из организма

ж) поддержание постоянства внутренней среды

организма и выведение продуктов распада

Карточка №3

Соотнесите некоторые показатели жизненных функций с диагнозами заболеваний.

Диагноз

Показатели жизненных функций

1. Рахит

а) повышенная кислотность желудочного сока

2. Болезнь бери-бери

б) присутствие избытка глюкозы в крови и моче

3. Цинга

в) появление нерастворимых солей в желчи

4. Гастрит

г) увеличение количества гормона тироксина

5. Сахарный диабет

д) авитаминоз С

6. Почечная недостаточность

(уремия)

Е) судороги, паралич, авитаминоз В

7. Холецистит

(Желчекаменная болезнь)

Ж) повышенное содержание азота в крови

8. Базедова болезнь

З) авитаминоз Д








4. Установите последовательность органов в выделительной системе, начиная с органа в котором образуется моча.

А) мочеточники

Б) мочевой пузырь

В) мочеиспускательный канал

Г) почки
















  1. Работа с классом.


Викторина

  1. Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы кожи. Какое это имеет значение?

  2. С какой целью при проверке здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи?

  3. При анализе мочи больного в ней было обнаружено довольно много сахара. Что можно предположить?

  4. Почки составляют 1/60 часть массы тела, а потребляют 1/11 часть поступившего в организм кислорода. О чём это говорит?

  5. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует лечить ему гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача?

  6. Почему у людей, страдающих почечными заболеваниями, происходят отёки?



Решите задачу:

За сутки почки пропускают

1700 литров крови. В организме подростка её содержится 10% от массы тела. Рассчитайте, сколько раз кровь пройдёт через почки подростка массой 50 кг.
Работа с терминами (работа в парах)

Вторичная моча, диурез, нефрон, клубочек почечного тельца, почечные канальцы, фильтрация клубочковая, канальцевая реабсорбция, энурез.


  1. Активизация познавательной деятельности


Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать самим с помощью подсказок. (Орган написан на доске и закрыт листом).

Подсказки:

- это самый сложный орган со многими функциями.

- масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг.

- это самый тяжёлый орган человеческого тела.

- его называют «зеркалом здоровья и болезни».

- этот орган является своеобразным экраном, на котором проецируются процессы, происходящие в организме.

- этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

- этот орган тесно связан с нервной системой.

- этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка.

- в нём заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.

- этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.


  1. Изучение новой темы

Кожа. У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащее границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющее сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5-2 м2 Кожа выполняет ряд разнообразных функций:

Защитную, терморегуляторную, выделительную, чувствительную, является депо крови.
Вопрос: Какие же особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции? Чтобы разобраться в этом, прочитайте статью «Строение кожи» и заполните таблицу:

Строение и функции кожи

Слой кожи

Особенности строения

Функции


























После работы организуется обсуждение информации, занесённой в таблицу, при необходимости учитель дополняет ответы учащихся.

Один из учащихся показывает основные части кожи на таблице «Строение кожи».
Организация самонаблюдения:

  1. Рассмотрите без лупы, а затем с её помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?

  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?

  3. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие на ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний?

  4. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?


После выполнения работы организуется обсуждение её результатов, в ходе которого учащиеся формулируют следующие выводы:

  1. кожные складки (структурные образования кожи) связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы (строение органа связано с его функцией).

  2. Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью растягиваться, придавая ей упругость и противостоять давлению.

  3. Мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого человека.

  4. В углублении бороздок располагается большое количество кожных рецепторов, которые обуславливают высокую чувствительность пальцев.


Эпителиальные клетки образуют не только надкожицу, но и ногти, волосы, сальные и потовые железы.

Сальные железы, располагающиеся в собственно коже (дерме), имеют микроскопически малые размеры. На каждом кв. см. кожи их насчитывается несколько десятков, а на коже носа, лба, верхней губы даже более сотни. Лишь кожа ладоней и подошв лишена сальных желёз. Сальные железы вырабатывают жировой секрет, который придаёт наружному слою кожи эластичность, защищает его от высыхания, образования трещин и разрывов, препятствует размоканию рогового слоя во влажной среде, ограничивает испарение влаги

с поверхности тела. Кроме того, кожное сало содержит особые вещества, которые обладают способностью подавлять развитие вредных микробов.
Потовые железы имеют вид трубочек, свёрнутых на концах в клубочек. Эти образования несут выделительную функцию. Количество потовых желёз доходит до 2 млн. Потоотделение имеет большое значение и в процессах теплорегуляции.


  1. Общие выводы урока


1. Кожа – наружный покров тела, выполняющий различные функции: Защитную,

терморегуляторную, выделительную, чувствительную(рецепторную).

2. Кожа состоит их двух слоёв: эпидермы и дермы.

3. Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) обуславливает подвижное прикрепление

кожи к подлежащим тканям, чем предохраняет кожу от механических разрывов и

повреждений.

4. Кроме желёз кожа имеет роговые образования – волосы и ногти.


  1. Закрепление изученного материала


Просмотр видеофрагмента урока «Строение кожи»

Работа по заданиям и упражнениям

Проверка усвоения материала – тестовый контроль знаний по теме урока.

  1. Рефлексия


Домашнее задание

Параграф

Выполнить задания в рабочей тетради

Подготовить сообщение к следующему уроку.

Задание: если Вы согласны с приведёнными ниже утверждениями, отвечаете «Да», если же не согласны – «Нет»

  1. Потовые железы, волосяные луковицы и сальные железы находятся в подкожной жировой клетчатке.

  2. Волосы и ногти – производные собственно кожи (дермы).


В каждой из приведённых ниже фраз не хватает одного или нескольких слов. Заполните пробелы

1. В нижнем слое клеток эпидермиса вырабатывается пигмент …… от которого зависит цвет кожи.

2. Собственно кожа состоит из … ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

3. Выводные протоки потовых желёз открываются - …… .

4. Волосяные луковицы расположены в ….. (слой кожи)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconУрок биологии в 8 классе на тему: «Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы»
Конечные продукты распада веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconУрок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение»
Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconКонспект урока. Биология 8 класс. Тема урока : Гигиена кожи. Уход за кожей. Болезни кожи
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconНаружные покровы тела человека. Строение и функции кожи
Найдите в пункте «Строение и функции кожи» п. 39, стр. 200, что такое волосы и ногти, в каком слое кожи они находятся?
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconПлан урока по биологии. Тема: Значение и строение кожи
Развивать логическое мышление путем применения приемов: анализ, синтез, сравнение, выводы, развивать наблюдательность у учащихся
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconТема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconУрок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение
Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconТема: Кожа – надёжная защита организма. Цели
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconТема: Кожа, её строение и функции. Уход за кожей. Болезни кожи. Роль...
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconСценарий праздника (1 -2 классы) Учитель начальных классов: Маадыр-оол Чочагай Торлуковна Цели
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные – знать строение кожи, три функции кожи, правила ухода за кожей, способы действий при повреждениях кожи; уметь пользоваться...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconУрок по географии. 8 класс. Тема урока «Байкал- чудо природы во всех отношениях.»
Цели урока Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconТема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconЗдоровьесберегающие
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Урок Строение и значение кожи. Удивительное изобретение природы. Цели урока iconУрок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей...
Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск