Рабочая программа по биологии основное общее образование





Скачать 217.11 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии основное общее образование
Дата публикации02.08.2014
Размер217.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 2025 ____________________

И.А. Малахова

«____» ________2012 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

Т.В. Пискунова

«____» ________2012 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______
«____» ________2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Классы: 8Б
Учитель: Коваленко Н.Г.
Количество часов – 68 ч (2 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

МОСКВА

2012/13 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 8 – ого класса «Биология – 8 (Раздел Человек)».

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В изложении учебного материала использован системный подход – рассмотрены морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, системы органов, организма как единого целого; взаимосвязи организма и среды. После общего знакомства с клеткой, тканями, органами и системами органов учащиеся подробно изучают строение систем органов во взаимосвязи с конкретной функцией, при этом формируется и последовательно развивается представление о единой системе нейрогуморальной регуляции всех функций организма. Особое внимание уделено принципу саморегуляции функций.

В данной программе в большей степени, по сравнению с другими, отражен экологический аспект физиологического просвещения: включены вопросы адаптации человека к условиям природной и социальной среды; взаимодействия человека и природы; приведена краткая физиологическая характеристика различных видов трудовой деятельности.

Цель изучения курса «Человек»:

Усвоить анатомические и физиологические особенности тела человека.
Задачи:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


При изучении курса « Человек» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:

  • личностных ( бережное отношение к животным, умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

  • предметных (иметь знания об особенностях и значении животных в природе, о редких и исчезающих животных, опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); иметь знания о промысловых и одомашненных животных).

  • метапредметных (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Биология. Человек и его здоровье. YIII класс (68 ч.)

1. Введение. Общий обзор организма человека (5 ч.)

Некоторые сведения из истории развития анатомии и фи­зиологии. Значение знаний о структурной организации орга­низма человека и его жизнедеятельности для сохранения здоровья. Уровни организации живого организма: молеку­лярный — клеточный — тканевый — органный — систем­ный (система органов) — целый организм. Взаимодействие организма и среды, строение клетки, ее органелл. Основ­ные процессы жизнедеятельности клетки. Краткие сведе­ния об основных видах тканей .

Органы, системы органов, аппарат, организм, взаимодей­ствие организма человека со средой.

Понятие о системах организма, регулирующих физиоло­гические функции: нервной и эндокринной.

Демонстрация микропрепаратов клеток, тканей, муля­жей органов: сердце, глаз и др.; торса человека.
2. Эндокринная система (3 ч.)

Значение эндокринной системы для регуляции и согла­сованной работы органов и систем, роста и развития орга­низма. Гормоны. Нарушение функций желез внутренней секреции. Щитовидная железа. Гипофиз. Тимус. Эпифиз. Половые железы. Поджелудочная железа. Стресс. Участие желез внутренней секреции в реакциях организма на стресс.

3. Нервная система (5ч.)

Значение нервной системы в регуляции функций и обес­печении взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая части нервной системы. Нейрон, строе­ние и функции нейрона, связь нейронов между собой. Си­напс. Автономная (вегетативная) нервная система. Реф­лекторный принцип работы нервной системы. Рефлексы. Строение и функции спинного и головного мозга . Воз­буждение и торможение в центральной нервной системе, их роль в регуляции и координации функций организма человека. Нарушение функции нервной системы.

Демонстрация микропрепаратов спинного мозга, моде­ли головного мозга.

Лабораторная работа № 1 строение головного мозга человека.
4. Опора и движение ( 4 ч.)

Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет чело­века. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Состав, строение и свойство кос­ти. Типы соединения костей. Рост кости в длину и толщи­ну. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц, участву­ющих в движении. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Значение физических упражнений и тру­да для формирования скелета и развития мышц. Наруше­ния функции опорно-двигательного аппарата и их предуп­реждение.

Демонстрация скелета человека, черепа, позвонков, час­тей скелета, распила кости (раздаточный материал). Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки. Приемы первой помощи при травмах; определение осанки, выявление ее нарушений. Видеофильм «Опора и движение». Выпуск 1.

Лабораторная работа № 2. Строение позвонков.
5. Кровь и кровообращение (9 ч.)

Внутренние жидкие среды организма (кровь, межкле­точная жидкость, лимфа). Значение крови для жизнедея­тельности организма. Состав крови. Строение и функции форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок. Свертывание крови, его значение. Иммунитет. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Группы крови. Перелива­ние крови.

Значение кровообращения. Система органов кровообра­щения: сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Движе­ние крови по сосудам (артериям, капиллярам, венам). Боль­шой и малый круги кровообращения. Кровяное давление, его определение. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние табакокурения и ал­коголя на сердечно-сосудистую систему.

Демонстрация торса человека, муляжа сердца; подсчет пульса и измерение давления после дозированной нагруз­ки.

Лабораторные работы:

№3. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

№4. Подсчет пульса в разных условиях.
6. Дыхание (4 ч.)

Значение дыхания. Строение системы органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыха­тельные движения, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилакти­ка. Первая помощь при остановке дыхания. Действие куре­ния и других вредных факторов на дыхание.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей ме­ханизм вдоха и выдоха; обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; измерение жизненной емкости легких; приемы искусственного дыхания.
7. Пищеварение (6 ч.)

Значение питания и пищеварения для поддержания жиз­ни и здоровья человека. Строение и функции системы орга­нов пищеварения. Роль ферментов пищеварительных же­лез в процессе пищеварения. Регуляция пищеварения. Роль печени и поджелудочной железы в процессах пищеварения. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация торса человека. Видеофильм «Пищеварение». Выпуск 1.

Лабораторная работа №5. Действие слюны на крахмал.
8. Обмен веществ и энергии (7 ч.)

Роль обмена веществ и энергии в поддержании жизни и здоровья человека. Общая характеристика обмена ве­ществ и энергии. Превращения в организме белков, жи­ров и углеводов. Обмен неорганических веществ. Значе­ние воды и минеральных веществ. Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Витамины, их зна­чение для жизнедеятельности организма. Основные ави­таминозы. Рациональное питание, его режим и нормы. Тер­морегуляция в условиях жары и холода. Кожа, ее роль в процессах терморегуляции. Первая помощь при тепло­вом ударе, ожогах, обморожении. Составление пищевых рационов с использованием нор­мативных таблиц для людей разных профессий.
9. Выделение (3 ч.)

Выделение из организма конечных продуктов обмена. Строение мочевыделительной системы, ее значение в под­держании постоянства внутренней среды организма. Про­цессы образования и выделения мочи. Регуляция процес­сов мочеобразования и мочевыделения.

Демонстрация модели строения почки млекопитающего.
10. Размножение и развитие (5 ч.)

Система органов размножения. Оплодотворение и внут­риутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Возрастные периоды. Влияние биологических и социальных факторов на развитие человека. Характеристика подросткового пе­риода.

.

11. Органы чувств (7 ч)

Анализаторы. Рецепторы. Орган зрения. Предупреждение глазных болезней. Орган слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния, вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

Демонстрация моделей, таблиц и схем строения органов зрения и слуха, зрительных иллюзий и дефектов, приемов определения запахов неизвестных веществ.

Лабораторная работа №6 Бинокулярное зрение.
12. Высшая нервная деятельность (поведение) (9 ч.)

Роль И.М. Сеченова в создании учения о психической деятельности и поведении человека.

Роль И.А. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биоло­гическое значение, образование и торможение условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности че­ловека. Рассудочная деятельность. Память (ее виды). Речь и мышление. Сон, его значение. Предупреждение наруше­ний сна. Мотивации и эмоции. Взаимодействие биологи­ческого и социального в поведении человека. Нарушение поведения человека.

Демонстрация разборных моделей головного мозга чело­века, глаза, уха, препаратов головного мозга.

13. Основы физиологии труда. Здоровье человека и его сохранение (4 ч.)

Физиолого-гигиеническая характеристика различных ви­дов труда. Работоспособность и утомление. Факторы, спо­собствующие сохранению и нарушению здоровья. Защитные и приспособительные реакции организма, адаптация чело­века к условиям природной и социальной среды.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:


  • уровни организации живого организма: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системы органов;




  • строение и основные процессы жизнедеятельности клет­ки;




  • строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию, сходства и различия в строении и функции систем органов человека и млекопитающих животных;




  • расположение органов в организме человека; особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;




  • особенности внутренней среды организма, иммунитета,обмена веществ, терморегуляции, рационального питании;

  • особенности роста и развития человеческого организма; влияние сенсорной информации на психическое развитие человека;




  • приемы оказания помощи при несчастных случаях;




  • влияние физической и умственной нагрузки на организм; факторы сохраняющие и разрушающие здоровье; влияние курения, алкоголя, наркомании на организм че­ловека.


Учащиеся должны уметь:


  • распознавать органы и системы органов по таблицам; находить связь между строением и функциями органов;




  • объяснять влияние труда и отдыха на организм;




  • пользоваться микроскопом, проводить самонаблюде­ния (подсчитывать пульс, определять состояние органов чувств — зрения, слуха), организовать правильное рациональное питание;




  • оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;




  • работать с учебником: использовать шмуцтитулы, рабо­тать с текстом, рисунками и обозначениями на полях учебника; проверять себя по вопросам и указанным обо­значениям, составлять план параграфа и готовить крат­кие сообщения.


Материально- техническое обеспечение :
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование для проведения всех лабораторных работ, комплект натуральных объектов;

- стенды для постоянных и временных экспозиций;

- компьютер;

- мультимедиа-проектор;

- слайд-проектор;

- видеомагнитофон;

- интерактивная доска;

- принтер;

- коллекция медиаресурсов;

- комплекты плакатов по различным разделам курса;

- библиотека учебной, методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы;

- картотека с заданиями для индивидуальных работ, организации самостоятельных работ.

Учебно-методический комплект:
1.Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. М., «Владос», 2005 г.

2.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. М., «Вентана-Граф», 2005 г.

3.Лернер Г.И. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена. 8, 9 классы. М., «Эксмо», 2005


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании м/о

_________________________ ____________________

И.А. Малахова Т.В. Пискунова

протокол № ___ от

«____» __________2012 г. « ____» ________2012 г. «____» ________2012 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков биологии 2012/13 уч. года


Классы:
Учитель: Коваленко Н.Г.
Количество часов в неделю – 2; на год – 68 часов.
Количество контрольных работ: 4

Количество лабораторных работ: 5

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений: Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А. Программы для общеобразовательных школ. Естествознание. Биология.- М., Владос, 2007.

Учебник:

Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. 8 класс – М., Владос, 2008.
Тематическое планирование составил(а)
__________________ / Коваленко Н.Г./

подпись расшифровка подписи

МОСКВА

2012 год

8 класс

Человек и его здоровье

Пояснительная записка
Данный курс нацелен на значительное повышение уровня знаний учащихся по анатомии, физиологии и психологии человека. Особое внимание уделено формированию представлений о взаимной связи жизнедеятельности как отдельных органов, так и организма в целом. Усилены идеи топографической анатомии, уделено большое внимание методам науки, санитарной экологии и валеологии. Включены некоторые приёмы самооценки здоровья путём сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными.

Подчёркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Учебный материал приближен к уровню современной науки: введены современные понятия о торможении, синаптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте.

При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» учащиеся получают знания не только о строении и функциях своего организма, но и о гигиене организма человека. Это необходимо для сознательного соблюдения гигиенических правил. Знание и применения правил личной гигиены крайне важны для сохранения здоровья, закаливания организма, его нормального физического развития.


1 полугодие




Тема урока

8 «Б»

Лаб.работы

1

Положение человека в системе органического мира

4.09




2

Клетка, ее строение, химический состав.

6.09




3

Ткани и органы, системы органов

11.09




4

Организм – единое целое.

13.09




5.

Организм и среда

18.09




6.

Щитовидная и околощитовидная железы. Надпочечники.

20.09




7.

Гипофиз, эпифиз, тимус, поджелудочная железа.

25.09




8.

Половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

27.09




9.

Строение нервной системы

2.10




10

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Спинной мозг

4.10

Лаб. раб.№1

11

Головной мозг

9.10




12

Большие полушария головного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

11.10




13

Нервная и гуморальная регуляция функций организма.

16.10




14

Кость – состав, строение, рост

18.10




15

Скелет человека. Первая помощь при повреждениях скелета.

23.10

Лаб. раб. №2

16

Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

25.10




17

Опорно- двигательная система.

30.10




18

Состав крови. Эритроциты. Переливание крови.

1.11




19

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

13.11

Лаб. раб. №3

20

Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет

15.11




21

Свертывание крови.

20.11




22

Система кровообращения.

22.11




23

Работа сердца. Движение крови и лимфы по сосудам.

27.11




24

Подсчет пульса в разных условиях

29.11

Лаб. раб. №4

25

Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний







26

Кровеносная система

4.12




27

Органы дыхания


6.12




28

Газообмен в легких и тканях


11.12




29

Регуляция дыхания. Первая помощь при остановке дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение

13.12




30

Дыхательная система. Обобщающий урок

18.12







Тема урока

8 «Б»

Лаб, контр.

31

Органы пищеварения

20.12




32

Обработка пищи в ротовой полости

25.12

Лаб. раб. №5

33

Пищеварение в желудке







34

Пищеварение в кишечнике







35

Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение







36

Пищеварительная система







37

Обмен веществ. Регуляция обмена веществ.







38

Витамины







39

Энергетический обмен и питание







40

Поддержание постоянной температуры тела







41

Терморегуляция при разных условиях среды







42

Роль кожи в процессах терморегуляции







43

Обмен веществ и энергии. Обобщающий урок.







44

Мочевыделительная система







45

Регуляция процессов образования и выведения мочи.







46

Выделение. Обобщающий урок.







47

Органы размножения







48

Половое созревание







49

Оплодотворение и внутриутробное развитие







50

Рост и развитие ребенка







51

Размножение и развитие







52

Органы чувств и их значение







53

Строение органа зрения







54

Нарушения зрения и их предупреждение







55

Бинокулярное зрение




Лаб. раб. №6

56

Орган слуха. Его строение и функции. Предупреждение нарушений слуха







57

Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса.







58

Органы чувств. Обобщающий урок.







59

Безусловные и условные рефлексы, их значение







60

Эмоции







61

Память и мышление








62

Сон и бодрствование. Предупреждение нарушений сна.







63

Особенности высшей нервной деятельности человека







64

Высшая нервная деятельность.







65

Краткая характеристика основных форм труда







66

Деятельность человека в необычных условиях







67

Защитно- приспособительные реакции организма







68

Здоровье человека и способы его сохранения







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии основное общее образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование...
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconФедерации основное общее образование является обязательным и общедоступным....
Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование...
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconОсновное общее образование общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая программа по биологии основное общее образование, 7 класс
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия...
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая программа по биологии основное общее образование, 9 класс
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия...
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая программа по биологии основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е....
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconПротокол №5
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование)

Рабочая программа по биологии основное общее образование iconПеречень учебников по предметам согласно учебным планам по ступеням...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс основное общее образование

Рабочая программа по биологии основное общее образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....
Рабочая программа по биологии основное общее образование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск