Целинский район с. Хлеборобное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Хлеборобная СОШ №5
Приказ № 70 от «28» августа 2014г.
_______________ Л.Ф.Ластовыря
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основное общее образование, 9 класс
Количество часов - 68
Учитель: Семенец Ольга Васильевна
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с ФГОС для 5–11 классов (линия В.В. Пасечника) авторы: Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. -М.: Дрофа, 2011
Раздел 1 Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Учебный план МБОУ Хлеборобная СОШ №5 на 2014/2015 учебный год.
Рабочая программа учебного курса биологии 9 класса составлена на основании программы основного общего образования по биологии для 5—11 классов. Автор программы: В.В. Пасечник и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. Сборник программ –М.: Дрофа, 2011. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9кл. М.: «Дрофа».2014. Цель курса: дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Задачи: 1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного
учебного предмета.
2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщённый характер.
3. Выработать навыки чёткого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Раздел 3 Место учебного предмета в базисном учебном плане.
БУП определяет на изучение курса биологии на ступени основного общего образования 68 часов в 9 классе (по 2 часа в неделю). Учебный план МБОУ Хлеборобная СОШ №5 также определяет на изучение биологии в 9 классе по 2 часа в неделю.
4. Содержание тем учебного курса
-
№ п/п
| Раздел программы
| Характеристика основных содержательных линий, тем
| Перечень лабораторных работ. Направления проектной деятельности учащихся.
| 1.
| Введение (3ч)
| Биология: предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии. Сущность жизни и свойства живого вещества. Уровни организации живой природы.
|
| 2.
| Уровни организации живой природы.
Молекулярный уровень организации живой природы (5ч)
| Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы и липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие соединения клетки.
Заимствованная жизнь. Вирусы как неклеточная форма жизни.
|
| 3.
| Клеточный уровень (11ч)
| Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Функции мембраны, транспорт веществ через мембрану.
Одномембранные и немембранные организмы клетки. Двумембранные органеллы клетки. Клеточные разновидности. Метаболизм – основа существования живых организмов. Энергетический обмен в клетке. Солнце, жизнь и хлорофилл. Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Транскрипция. Трансляция как второй этап биосинтеза белков в клетке. Транспортные РНК. Общие понятия о делении клетки. Митоз.
| Л.Р. №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
| 4.
| Организменный уровень (10ч)
| Бесполое размножение. Половое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости. История генетики. Основные генетические понятия и термины. Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя). Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.
Урок-тренинг. Закономерности изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Наследственные болезни человека.
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология.
Решение генетических задач.
| Пр. р. №1 «Решение генетических задач»
Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов»
| 5.
| Популяционно-видовой уровень (3ч)
| Вид. Критерии вида. Популяция – форма существования вида.
| Л.Р. №3 «Изучение морфологического критерия вида»
| 6.
| Экосистемный уровень (5ч)
| Экосистемный уровень: общая характеристика (сообщество, экосистема, биогеоценоз).
Состав и структура сообщества. Потоки веществ и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы.
| Экскурсия
| 7.
| Биосферный уровень (4ч)
| Биосфера – биологическая оболочка Земли. Живое вещество и его функции.
Биогеохимический круговорот веществ и энергии в биосфере. Глобальные изменения в биосфере.
|
| 8.
| Основы учения об эволюции. (8 ч)
| Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор – движущая сила эволюции. Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции (генетическое равновесие в популяции и его нарушение). Изоляция, миграция, дрейф генов, волны жизни). Микроэволюция. Результаты микроэволюции (видообразование, приспособленность организмов к среде обитания). Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. Биологическая классификация.
Основные закономерности эволюции.
|
| 9.
| Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч)
| Взгляды и теории происхождения жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна происхождения жизни на Земле. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле.
Развитие органического мира в протерозойскую и палеозойскую эрах. Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эрах.
| Л.Р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»
| 10.
| Организм и среда (5ч).
| Экологические факторы.
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.
Экологические ресурсы.
Адаптация организмов к различным условиям существования.
Межвидовые отношения организмов.
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
|
| 11.
| Биосфера и человек (6ч)
| Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования
|
|
5.Тематическое планирование
№ темы
| Наименование темы
| Основное содержание по темам
| Характеристика деятельности учащихся
| 1.
| Введение (3ч)
| Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии
Сущность жизни и свойства живого
| Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.
|
2.
| Уровни организации живой природы.
Молекулярный уровень организации живой природы (5ч)
| Молекулярный уровень: общая характеристика
Углеводы. Липиды. Состав и строение белков.
Функции белков. Нуклеиновые кислоты
АТФ и другие органические соединения клетки
Биологические катализаторы. Вирусы
|
Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, её химического состава.
| 3.
| Клеточный уровень (11ч)
| Клеточный уровень: общая характеристика
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы
Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр.
Органоиды движения. Клеточные включения
Особенности строения клеток эукариот и прокариот
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы
Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз
| Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клетки.
| 4.
| Организменный уровень (10ч)
| Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
| Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов. Различать на таблицах и муляжах основные органы и системы органов. Выявлять взаимосвязи между их строением и функциями в организме. Изучать основы генетики и селекции
| 5.
| Популяционно-видовой уровень (3ч)
| Популяционновидовой уровень: общая характеристика
Экологические факторы и условия среды
Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений
Популяция как элементарная единица эволюции
Борьба за существование и естественный отбор. Видообразование
Макроэволюция
| Выделять существенные признаки и критерии вида. Объяснять схему формирования популяций. Сравнивать свойства различных популяций.
| 6.
| Экосистемный уровень (5ч)
| Сообщество, экосистема, биогеоценоз
Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Потоки вещества и энергии в экосистеме
Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия
| В общих чертах характеризовать природные: сообщество, экосистему, биогеоценоз. Объяснять процессы изменений и саморазвития экосистемы.
| 7.
| Биосферный уровень (4ч)
| Биосфера. Средообразующая деятельность организмов
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы
| Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природы.
| 8.
| Основы учения об эволюции. (8 ч)
| Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое
| Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания, изменчивость у организмов одного вида.
| 9.
| Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч)
| Антропогенное воздействие на биосферу
Основы рационального природопользования
| Приводить доказательства эволюции живых организмов.
| 10.
| Организм и среда (5ч).
| Экологические факторы.
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.
Экологические ресурсы.
Адаптация организмов к различным условиям существования.
Межвидовые отношения организмов.
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
| Описывают воздействие живых организмов на планету. Раскрывают сущность процессов, приводящих к образованию полезных ископаемых, различают исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы
| 11.
| Биосфера и человек (6ч)
| Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования
| |