Скачать 235.69 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Классы: 7А,7В Учитель: Коваленко Н.Г. Количество часов – 68 ч (2 часа в неделю) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МОСКВА 2012/13 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 7 – ого класса «Биология – 7 (Раздел «Животные)». Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Цель изучения курса «Животные»: Узнать о многообразии животного мира и его связи с окружающей средой,о многообразии экологических систем. Задачи: Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными. Раздел "Животные" (VII кл.) включает материал по всем основным типам и классам животных, начиная с одноклеточных и кончая высокоорганизованными многоклеточными животными. Особое внимание в нем уделено ознакомлению с многообразием и единством животного мира, жизненными отправлениями животных, усложнением их организации в процессе исторического развития, приспособлениями к средам жизни и конкретным местообитаниям, выяснению родственных отношений животных изучаемых типов и их происхождения. Материал раздела логично развивает знания, заложенные в программе по естествознанию и в разделе программы, выделенном на изучение растений, бактерий и грибов, и подготавливает учащихся к изучению биологии в последующих классах. При изучении курса « Животные» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:
Биология. Животные. VII класс (68 ч.) Введение. Общее знакомство с животными (2 ч.) Многообразие животного мира. Среды жизни животных. Приспособленность животных к средам жизни и к местообитаниям. Сходство животных с другими организмами и их отличие. Взаимосвязи между видами животных. Связь животных с другими организмами в природных сообществах. Значение животных в природе и жизни человека. Зоология - наука о животных. Значение зоологических знаний. Классификация животных. Экскурсия в природу по изучению многообразия животных. 1. Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие (4 ч.) Вводная характеристика простейших. Среды обитания и местообитания, строение и жизнедеятельность простейших типа саркожгугиковых (на примерах амебы обыкновенной, эвглены зеленой). Отличительные особенности раковинных саркодовых и паразитических жгутиковых. Эвглена зеленая как пример организмов, сочетающих признаки простейших и одноклеточных водорослей; жгутиковая амеба - организм, занимающий промежуточное положение между саркодовыми и жгутиковыми. Особенности строения и жизнедеятельности простейших типа инфузорий. Инфузория-туфелька как простейшее, имеющее более сложное строение по сравнению амебой и другими саркожгутиковыми. Значение простейших в природе: Паразитические простейшие и связанные с ними болезни человека и животных. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов амебы и других простейших. Лабораторная работа по ознакомлению с передвижением инфузорий-туфелек и их реакциями на действия раздражителей. 2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч.) Вводная характеристика кишечнополостных как низших многоклеточных животных. Класс гидроидных. Местообитания, внешнее строение образ жизни стебельчатой гидры. Наружный и внутренний слои тела гидры. Нервная сеть. Рефлекс. Бесполое и половое размножение гидроидных, регенерация. Класс сцифоидных и класс коралловых полипов. Особенности их строения и жизнедеятельности. Происхождение и значение кишечнополостных. Демонстрация живых гидр, влажных препаратов медузы и актинии, веточек коралловых полипов, микропрепарата поперечного среза тела гидры. 3. Тип Плоские черви (2 ч.) Вводная характеристика плоских червей. Класс ресничных червей. Местообитания, внешнее строение и образ жизни белой планарии. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств планарии. Сосальщики и ленточные черви. Местообитания, особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие. Основные и промежуточные хозяева паразитических плоских червей. Приспособленность сосальщиков и ленточных червей к сохранению и распространению в природе. Демонстрация влажных препаратов печеночного сосальщика, члеников тела свиного или бычьего цепня, срезов финнозного мяса. 4. Тип Круглые, или Первичнополостные, черви (1ч.) Вводная характеристика круглых червей. Свободноживущие нематоды: внешнее строение и образ жизни. Нематоды - паразиты животных и человека. Приспособленность круглых паразитических червей в организмах хозяев. Борьба с червями-паразитами. Демонстрация влажных препаратов аскариды. 5. Тип Кольчатые черви (3 ч.) Вводная характеристика кольчатых червей. Класс малощетинковых червей. Дождевые черви и трубочники. Их местообитания, внешнее строение и образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности малощетинковых червей. Размножение малощетинковых червей. Многощетинковые черви. Разнообразие, особенности внешнего строения и образа жизни. Размножение со стадией личинки. Происхождение кольчатых червей. Значение кольчатых червей в почвообразовании, биологической очистке воды, в цепях питания животных и др. Демонстрация влажных препаратов нереиды и пескожила. Лабораторная работа по изучению внешнего строения дождевого червя, его передвижения и реакций на действие раздражителей. 6. Тип Моллюски (3 ч.) Вводная характеристика моллюсков. Класс брюхоногих. Местообитания, особенности строения и образа жизни прудовиков, катушек и некоторых других представителей. Общие признаки строения. Особенности пищеварительной, кровеносной и выделительной систем брюхоногих моллюсков. Нервная система. Размножение и развитие. ----- -Класс двустворчатых. Местообитания, особенности строения,связанные с малоподвижным образом жизни, питанием взвесями органических остатков и микроорганизмами. Класс головоногих. Особенности строения и образа жизни. Признаки усложнения организации по сравнению с другими моллюсками. Происхождение моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека. Демонстрация живых брюхоногих и двустворчатых моллюсков (распространенных в регионе). Лабораторная работа по изучению строения раковин моллюсков. 7. Тип Членистоногие (12 ч.) Многообразие членистоногих. Общие признаки строения членистоногих, происхождение членистоногих. Класс Ракообразные. Вводная характеристика. Местообитания, особенности строения, жизнедеятельности, образа жизни высших раков. Другие ракообразные. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Вводная характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Пауки, клеши, скорпионы. Значение паукообразных. Класс Насекомые. Вводная характеристика. Местообитания и особенности строения насекомых. Типы развития насекомых. Главнейшие отряды насекомых. Насекомые вредители поля и огорода. Насекомые - вредители сада и леса. Меры по сокращению "численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие, численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и сельскохозяйственных животных. Одомашненные насекомые (медоносная пчела, тутовый шелкопряд). Демонстрация коллекций членистоногих. Лабораторная работа по изучению внешнего строения насекомого (майского жука или другого представителя). 8. Тип Хордовые (36 ч.) Вводная характеристика хордовых (2 ч.). Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика основных классов позвоночных. Классы Хрящевые и Костные рыбы (6 ч.). Вводная характеристика. Местообитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Обмен веществ. Размножение и развитие рыб. Нерест. Забота о потомстве. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природных сообществах. Промысловые рыбы. Разведение и акклиматизация рыб. Прудовое и озерное рыбоводство. Класс Земноводные (5 ч.). Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных. Особенности строения органов полости тела и нервной системы земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение земноводных. Класс Пресмыкающиеся (5 ч.). Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры пресмыкающихся. Особенности строения органов полости тела и нервной системы пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Причины вымирания древних гигантских пресмыкающихся. Отряды современных пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы (5 ч.). Вводная характеристика. Местообитания, особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Сложность поведения птиц. Размножение и развитие птиц. Типы развития птенцов. Сезонные явления в жизни птиц. Оседлые, кочующие и перелетные птицы. Способы изучения миграций птиц. Возникновение перелетов птиц. Происхождение птиц. Важнейшие отряды птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц и их охрана. Домашние птицы, птицеводство. Класс Млекопитающие, или Звери (13 ч.). Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела, нервная система и поведение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Первозвери, отряд Однопроходные и Звери, отряд Сумчатые. Отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Демонстрация: - живых или чучел рыбы (карась или карп, золотая рыбка и пр.); лягушки; черепахи; птицы (голубь или другая птица уголка живой природы); млекопитающего (кролик или хомяк, морская свинка); - скелетов костистой рыбы и лягушки (раздаточный материал), ящерицы, голубя или другой птицы, кролика или другого млекопитающего; - моделей головного мозга позвоночных животных, яйца птицы. Лабораторные работы по изучению:
Экскурсия: многообразия птиц и млекопитающих местного края. 9. Развитие животного мира на Земле (2 ч.) Основные этапы развития животного мира на Земле. Развитие представлений об историческом развитии животного мира. Развитие животного мира от одноклеточных к низшим многоклеточным, от низших многоклеточных к высшим многоклеточным, от низших хордовых к высшим хордовым. Демонстрация отпечатков древних животных, моделей головного мозга позвоночных животных. Основные требования к знаниям и умениям учащихся VII класса. Учащиеся должны знать: - основные систематические категории животных; - основные признаки изучаемых типов и классов животных; - признаки усложнения организации животных в процессе их эволюции; - проявления приспособленности животных к средам жизни и конкретным местообитаниям, связей строения животных с их образом жизни; - особенности строения систем органов животных и осуществляемые ими процессы жизнедеятельности; - взаимосвязи животных и других организмов в природных сообществах, влиянии на животных факторов неживой природы; - основные этапы исторического развития животного мира; - значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; - меры охраны животных. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры животных изученных типов и классов; - узнавать изученных животных в природе, в коллекциях к на рисунках; - различать на рисунках органы внешнего и внутреннего строения, стадии индивидуального развития животных; - устанавливать связи между строением органов и их функциями, связь строения животного и его образа жизни; - сравнивать представителей основных типов и классов животных и делать выводы об их родственных отношениях; - приводить доказательства происхождения животных основных типов и классов типа хордовых от предполагаемых древних предков; - проводить наблюдения за животными в природе и в уголке живой природе и вести записи наблюдений. Материально- техническое обеспечение : - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование для проведения всех лабораторных работ, комплект натуральных объектов; - стенды для постоянных и временных экспозиций; - компьютер; - мультимедиа-проектор; - слайд-проектор; - видеомагнитофон; - интерактивная доска; - принтер; - коллекция медиаресурсов; - комплекты плакатов по различным разделам курса; - библиотека учебной, методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы; - картотека с заданиями для индивидуальных работ, организации самостоятельных работ. Учебно-методический комплект: 1.Никишов А.И., Шарова И.Х .Биология. Животные. М., «Владос», 2005 г. 2.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. М., «Вако», 2004 г. 3.Лернер Г.И. Тестовые задания к основным учебникам.7-8 класс. М., «Эксмо», 2007 4.Лернер Биология. Животные. М., «Эксмо»,2007 5.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М., «Аст- пресс школа», 2003г УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании м/о _________________________ ____________________ И.А. Малахова Т.В. Пискунова протокол № ___ от «____» __________2012 г. « ____» ________2012 г. «____» ________2012 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков биологии 2012/13 уч. года Классы: 7А, 7В Учитель: Коваленко Н.Г. Количество часов в неделю – 2; на год – 68 часов. Количество контрольных работ: 4 Количество лабораторных работ: 5 Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений: Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А. Программы для общеобразовательных школ. Естествознание. Биология.- М., Владос, 2007. Учебник: Никишов А.И.,Шарова И.Х. Биология. Животные. 7 класс. М., «Владос», 2005 Тематическое планирование составил(а) __________________ / Коваленко Н.Г./ подпись расшифровка подписи 1 полугодие
7 класс 2 полугодие
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование... | Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.... Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование... | ||
Основное общее образование общие положения В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным | Рабочая программа по биологии основное общее образование, 7 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... | ||
Рабочая программа по биологии основное общее образование, 9 класс Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с фгос для 5–11 классов (линия... | Рабочая программа по биологии основное общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ||
Рабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е.... | Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием... Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский... | ||
Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) | ||
Перечень учебников по предметам согласно учебным планам по ступеням... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс основное общее образование | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... |