Скачать 0.64 Mb.
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ ________/Г.А. Кабирова/ МБОУ «Шугуроская СОШ им. В.П.Чкалова» «Шугуровская СОШ им.В.П.Чкалова Протокол №1 от 19.08.2013год _________/Э. И. Гарифуллина/ ____________/Р.Р.Гимаев/ Приказ№ 177 от 31.08.2013 год «28» августа 2013г. МБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» Лениногорского муниципального района РТ Рабочая программа по биологии для 7 класса. учитель 1 квалификационной категории Зиангирова Альфия Сагитовна 2013 – 2014 учебный год Рабочая программа по биологии для 7 класса (Базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа 1. Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»); Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Биология. Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). -Учебный план МБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» на 2013– 2014учебный год; 2. УМК: Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общнеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009. – 304с.: ил.; - В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина «Биология Животные».М., «Дрофа», 2009 а также методических пособий для учителя:
3. Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, в год 70 часов, что соответствует содержанию учебного плана МБОУ «Шугуровская СОШ им В. П. Чкалова» Лениногорского муниципального района, приказ № 169 от 28.08.2012. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся. Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:
4. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Количество контрольных работ 3 Количество лабораторных работ: 14
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц,схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. 5. Цель обучения: познакомить учащихся с представителями царства «Животные». Изучить систематику, особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, местообитания, питания, многообразия. Задачи обучения: - усвоение знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, - формирование представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы - развитие интеллектуальных и творческих способностей - привитие интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией -воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к своему здоровью -развитие понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле. 6. Содержание рабочей программы
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч) История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. 1. Многообразие животных (38ч). Беспозвоночные (19 ч) Простейшие (2ч) Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Лабораторная работа №1. «Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных». Многоклеточные животные (17 ч) Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей». Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №3 Внешнее строение дождевого червя. Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №4 Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков. Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными». Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №6 Изучение представителей отрядов насекомых. Многообразие животных. Позвоночные (19 ч) Тип хордовые. Класс ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №7 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строения птиц. Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма. 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12ч) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные работы №9 Изучение особенностей различных покровов тела. №10 Наблюдение за способами передвижения животных. №11 Наблюдение за способами дыхания животных. №12 Изучение ответной реакции организма на раздражение №13 Знакомство с различными органами чувств у животных 3. Индивидуальное развитие животных (4ч) Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа №14 Определение возраста животных 4. Развитие животного мира на Земле (3ч) Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. 5. Закономерности размещения животных на Земле (2ч) Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. 6. Биоценозы (4ч) Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия №1: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч) Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия №2: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных. 8. Обобщение (2 ч) 7.Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса В результате изучения предмета учащиеся 7 класса должны знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни для:
8. Литература для учителя:
для учащихся:
Дополнительная литература:
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | Домашнее задание для учащихся 9А класса Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | ||
Рабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии... Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
Ермошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | Конспект урока литературы в 7,8 классе Учителя: Гусева Т. В., учитель... Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | ||
Видоизменения подземных побегов Учитель Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории | Тесты №8 -12 (А, В, С). Выполнить в отдельной тонкой тетради (А, В, с с комментариями Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | ||
Рабочая программа по природоведению на Составитель: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Шабалина Елена Васильевна | Рабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны... Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9... | ||
Рабочая программа по литературе для 8Б класса Составитель: учитель 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» | Тема Типы урока Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | ||
Рабочая программа по искусству ( музыка) 7- класс Учитель второй квалификационной категории Рабочая программа по Музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая программа По предмету «Алгебра» для 9 класса Разработала:... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | Рабочая программа по химии для 11 а класса Составитель: учитель 1... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования |