Скачать 96.13 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №56» пгт.Промышленная Промышленновского района Кемеровской области Номинация «Методическая разработка» Интегрированный урок как способ формирования метапредметных компетенций Составители: Дмитриева Татьяна Михайловна, учитель биологии, Кучарина Валентина Юрьевна, учитель истории Промышленная 2011 Интегрированный урок как способ формирования метапредметных компетенций. Концепция современного российского образования уделяет огромное внимание формированию ключевых компетенций. В целом, формирование компетенций означает освоение важнейших элементов культуры. Ключевые компетенции можно представить в виде 2 групп, первая из которых формируется многими предметами, а вторая – преимущественно отдельными учебными курсами. Основываясь на идее компетентностного подхода, образовательные результаты также можно разделить на личностные, метапредметные и предметные. К интересующим нас метапредметным компетенциям относятся социальная, информационно-коммуникационная, общекультурная, допрофессиональная компетентность, а также компетентность в сфере профессионального выбора и в решении познавательных проблем. Обособленный дисциплинарный подход ведет к односторонности познания и явно недостаточен для целостного изучения человека и общества. Простая сумма обособленных наук отражает лишь отдельные стороны изучаемых объектов. Она не охватывает их целостности со всеми сложностями, взаимосвязями, противоречиями. Интеграция создает возможности для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни. Школьники более глубоко понимают сами учебные предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес. В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергетического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других. Можно выделить два типа интегрированного урока - иллюстративно-развивающий и проблемный. Если первый тип урока предполагает использование знаний из области других предметов для лучшего усвоения конкретного материала, то на уроке проблемного характера ведется исследование проблемы при помощи средств, присущих интегрированным предметам. Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала делают подобный урок ярким, запоминающимся и, главное, эффективным. Данная работа предлагает два варианта интегрированных уроков по биологии и обществознанию, на которых созданы предпосылки для формирования у учащихся метапредметных компетенций. Цель: исследование возможностей формирования метапредметнывх компетенций на интегрированных уроках. Задачи:
Урок Кто ты, человек!? Цель: исследование человека как биопсихосоциальной системы; Задачи:
Оборудование:
Класс: 10б (социально - экономический). Ход урока
Обучающиеся предлагают тему урока, лучший вариант темы записывается на доске.
Учитель: «Это девиз нашего урока».
Учителя комментируют слайд. Каждая группа учащихся будет представлять один из подходов.
7.1.Предмет: сущностные качества человека 7.2.Объект: человек 7.3.Гипотезы: А) Главное в человеке – биологические свойства. Б) Главное в человеке – социальная сущность. 7.4.Методы: анализ, синтез, дискуссия, анализ различных источников информации 7.5.Результат: определение сущностных качеств человека ( На доске появляется соответствующий слайд)
Обучающиеся называют важнейшие черты, присущие человеку, учителя прикрепляют карточки с чертами к плакатам. Например, биолог: питание, дыхание, рост и т.д. Обществовед: речь, создание искусственной среды, сознание и т.д.) 8.2. Учитель: «Давайте разберемся, кто прав? Что преобладает в человеке в конкретной ситуации – животное или социальное? (Появляется слайд с изображением задумавшегося человека). Итак, может ли человек преодолеть свои инстинкты? Начнем с пищевого инстинкта. Возможные аргументы:
Возможные аргументы:
8.4. И, наконец, инстинкт самосохранения Возможные аргументы:
Возможные аргументы:
Возможные аргументы:
8.7. Учитель: к какому выводу вы пришли в результате дискуссии? Обучающиеся формулируют вывод: человек – биосоциальное существо, а преобладание той или другой стороны зависит от конкретной ситуации.
Пока обучающиеся работают над составлением синквейна, на экране демонстрируются фотографии фрагментов урока. Варианты синквейнов, прозвучавшие на уроке: 1 группа. Человек! Биологический, социальный, Рождается, развивается, размножается. В человеке всё прекрасно! Жизнь! 2 группа. Человек! Существует, дополняет, изменяет. Человек – социальная форма движения материи! Сущность! 10.Учитель: «Урок подходит к концу. Поставьте себе оценки в оценочные листы, затем учитель предлагает высказаться обучающимся об уроке. 11.На доске слайд с девизом «Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все его определения вряд ли могут считаться удачными». М. Шеллер. Учитель: «Предлагаю вам написать к следующему уроку эссе по теме девиза». 12.Учитель: «И завершим мы наш урок стихами: И в славе, и в несчастье, и в смятении, Оставайся мыслящим растением. Верен будь средь всяких аномалий Правилам, что мать с отцом внушали. Как бы ни был страшен этот век, Помни: ты не зверь, ты - ЧЕЛОВЕК!» 13.Учитель предлагает прикрепить оценочные листы на плакаты, обучающиеся покидают класс. Урок Откуда мы? Цель: формирование исследовательских навыков. Задачи:
Оборудование:
Класс: 10б (социально - экономический). Ход урока
2.1. Задание к мультфильму:
На берегу пред бурным морем ночью Печальный юноша с тревогою ума и болью в сердце Волны вопрошает: «О волны, разрешите мне загадку жизни - Мучительную, древнюю загадку!.. Скажите, волны, что есть человек? Откуда он пришёл? Куда пойдёт? И кто над нами среди звёзд живёт? Г. Гейне.
Гипотезы: А) Религиозная гипотеза. Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке. Б) Гипотеза палеовизита. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. В) Естественно-научная (материалистическая). - Чарльз Дарвин; Человек как биологический вид, имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. - Фридрих Энгельс. Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Г) Жизнь возникла в результате слияния белковой и полевой форм. 2.4. Методы: анализ, синтез, дискуссия, анализ различных источников информации. 2.5. Результат: определить личностную позицию в вопросе происхождения человека.
5.1. Каждая группа по очереди приводит аргументы в пользу какой – либо гипотезы, остальные группы ищут «слабые стороны» и приводят контр-аргументы.
Написать эссе на тему «Из ничего ничто не происходит». Лукреций Кар «О природе вещей».
Откуда мы? От Бога от Творца? Когда нам душу-искорку вдохнули? А, может, облик нашего лица Пришельцы с неба передать рискнули? А вдруг, в начале жизни был контакт Белка и поля – просто революция? Иль Дарвин прав, когда издал трактат, Что все-таки все дело в эволюции? Конечно, очень интересно знать Откуда, с неба мы или земные? Но, главное, наверно понимать, Что мы по крови братья все родные!
|
Легко ли быть молодым? Разработали: учитель литературы Попова Екатерина Юрьевна, учитель истории Рюмина Татьяна Викторовна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Дресвянникова Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания, Колобкова Ольга Юрьевна, учитель информатики | ||
Бегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна... | ||
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы... Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни... | ||
Мехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области" | Открытый урок в 9 классе Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма | ||
Плесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу... Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | Тема урока «История письменности» Учитель истории Логинова Татьяна Александровна, учитель информатики Геворгян Мелик Самвелович | ||
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу... Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | Словарный диктант. Повторение Учитель начальных классов гбоу сош №111 с углублённым изучением немецкого языка г. Санкт Петербурга Козелкова Валентина Юрьевна | ||
Учитель русского языка Лабанова Наталья Анатольевна учитель истории Яковлева Валентина Львовна «Головины – русский дворянский и графский род, ветвь рода Ховриных» Большая Российская энциклопедия т. 7, М,2007 | Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | ||
Презентация о быте донских казаков Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинска. Белякова Людмила Михайловна,... | Открытые уроки (фото) Урок истории. Учитель Умарханова Х. М. Урок истории учитель Ганиева Ф. С-а |