Строение клетки





Скачать 106.47 Kb.
НазваниеСтроение клетки
Дата публикации20.08.2014
Размер106.47 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Биология > Сценарий
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2. »

ОТКРЫТЫЙ УРОК по «Биологии»

Почтовый адрес: 636761

Томская область

Александровский район

Село Александровское

Улица Пушкина 54 «б»
Строение клетки

Провела:

Учитель биологии

Сабахова Р.Ю.

/________________/

Прослушал:

5 класс

с. Александровское 2009
Сценарий урока с использованием компьютера
Преподаватель –Сабахова Райхана Юрисовна

Предмет – Природоведение

Тема – Строение клетки

Класс – пятый

Образовательное учреждение – Томская область, Александровский район, село Александровское, Муниципальная общеобразовательная школа № 2

Авторский медиапродукт – презентация 17 слайдов (среда Power Point, Word) Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
Cтруктура презентации:



п\п

Структурные элементы

Временная реализация

слайда

1

Организационный момент

3минуты

№1, №2.

2

Целевая установка

2 минуты

№ 3.

3

Изучение нового материала

20 минут

№4, №5, №6, №7, № 8,

№9, №10.

4

Закрепление изложенного материала

15минут

№ 11, №12, № 13.

5


Обобщение материала

2 минуты

№ 14,

.

6


Задание на дом

3 минуты

№ 15

7


Литература




№ 16, №17.


Содержание кадров.

  1. Титульный лист.

  2. Содержание урока.

  3. Задачи урока.

  4. Краткая история открытия клетки.

  5. Строение клетки.

  6. Свойства клетки.

  7. Разнообразие клеток человека.

  8. Половые клетки.

9. Разнообразие клеток растений.

10. Органоиды клетки.

  1. Закрепление знаний о строении клетки.

  2. Что изображено на этих рисунках?

  3. Цифровой диктант.

  4. Обобщение материала.

  5. Задание на дом.

  6. Литература.

  7. Удачи, дорогие ребята!


Целесообразность использования медиапродукта на уроке: 1. интенсификация учебно – воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);

2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных материалов; 3. развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал систематизировать весь предлагаемый материал.

4. развитие наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
План урока


№ п\п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1

Организационный момент

Проверка готовности. Мотивация учащихся.

Обсуждение

3 минуты

2

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение целей, задач урока

Восприятие разъяснений учителя

2 минуты

3

Изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Восприятие.

20 минут

4

Закрепление изложенного материала

Наблюдение , помощь по просьбе учащихся

  1. Устные ответы учащихся

  2. Цифровой диктант

  3. Пиши правильно

  4. Найди правильный и полный ответ

5 минут
5-минут

2 минут

3минуты

5


Обобщение материала.


Совместное обсуждение.

Восприятие


2 минуты



6



Задание на дом


Разъяснение. Дифференцированно

го объема работы на дом


Запись в дневниках


3 минуты


Цели и задачи урока:

  • дать представление о клеточном строении организмов, о клетке как структурной единице живого;

  • познакомить учащихся с историей открытия клетки;

  • познакомить учащихся с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности;

  • сформировать понятия об органоидах клетки.



Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки» микроскоп, лупа, компьютер, проектор.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята !

Целевая установка

Тема нашего урока: « Строение растительной клетки» Слайд № 1
Задачи урока: Слайды № 2, № 3

  • дать представление о клеточном строении организмов, о клетке как структурной единице живого;

  • познакомить учащихся с историей открытия клетки;

  • познакомить учащихся с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности;

  • сформировать понятие об органоидах клетки.



II. Изучение нового материала.
1 . Краткая история открытия клеточного строения. ( Рассказ учителя с элементами беседы.)

Слайд № 4

Наверное каждый из вас держал в руке увеличительное стекло. ( учитель показывает лупу ) Что же можно делать с помощью увеличительного стекла? ( Дети отвечают : выжигать , добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматривать мелкие предметы . ) Вот видите как много способов применения можно найти для простой лупы! Обычная лупа увеличивает всего в 2- 30 раз. Но мы знаем , что есть увеличительный прибор , способный увеличивать гораздо сильнее. Что это за прибор? ( дети отвечают. ) Первый прообраз микроскопа появился не так давно, а всего –навсего около 300 лет назад. Кто же его изобрел?

Изобретателем этого гениального прибора был простой торговец из Голландии Антон Ван Левенгук. ( Демонстрация портрета ученого ) Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз.

Но кто же дальше усовершенствовал микроскоп? ( Дети отвечают )

Его усовершенствовал английский ученый Роберт Гук. Микроскоп Гука гораздо больше похож на современный световой микроскоп. Ребята , кто знает , что принесло известность этому ученому ? ( дети отвечают. )

Он первым увидел клетки , рассматривая срез пробки дуба. Именно это название мы используем до сих пор.

Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения. Вскоре было установлено, что из клеток построены тела животных и человека.
2. Строение клетки. Главные части клетки (Рассказ учителя ) Слайд №5
Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей. Поэтому клетки часто называют «кирпичиками» организма.

Какое же строение имеет клетка?

Каждая клетка имеет три главные части:

    • оболочку, которая одевает клетку,

    • цитоплазму - полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки,

    • ядро – небольшое плотное тельце , расположенное в цитоплазме.

(Демонстрация строения клетки по таблице)
3. Свойства клетки (Рассказ учителя с элементами беседы ) Слайд №6
Какие же свойства присущи живым клеткам?

Она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов.

Ребята, перечислите эти признаки? (Дети отвечают)

Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной клетки образуется две, затем еще две, благодаря этому и весь организм растет.

(записать в тетради)
4. Разновидности клеток человека. Рассказ учителя с элементами беседы ) Слайд №7
В организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. Они отличаются между собой по форме и размерам.

В организме человека примерно 200 разновидностей клеток. А их общее количество около 100 триллионов. Например, совсем по разному выглядят клетки, образующие в теле человека нервную систему, клетки крови, кожи, кости, мышцы.

Есть и особые клетки – половые. Слайд № 8

Они разные у мужчин и женщин. Женская половая клетка называется яйцеклеткой, а мужские клетки – сперматозоидами.

Эти клетки дают начало новому организму. Чтобы это случилось, яйцеклетка и сперматозоид должны соединиться. Их слияние называется оплодотворением.

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и из нее развивается зародыш.

Почти все клетки очень малы. Их не увидишь без микроскопа. А яйцеклетку курицы все вы не раз видели: это желток яйца. Огромная клетка! Еще больше она в яйце страуса: ведь в нем могло бы поместиться около 30 куриных.
5. Органоиды клетки. ( Рассказ учителя ) Слайд № 9
Мы уже знаем, что в организме любого растения, животного, человека есть органы. Клетка тоже имеет «органы». Они располагаются в цитоплазме и называются органоиды т. е. «подобные органы». Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенную функцию

Ребята, мы с вами уже познакомились с важнейшим органоидом - ядром.

Помимо него в клетке находятся:

  • митохондрии - отвечают за дыхание клетки,

  • лизосомы - отвечают за пищеварение,

  • сеть трубочек - отвечают за попадание разных веществ из одной части клетки в другую.

( Новые термины записать в тетради )
Во многих клетках растения есть особые органоиды зеленого цвета – хлоропласты ( от греческого-слова «хлорос» - зеленый ). Они- то придают растению зеленый цвет. Хлоропласты очень важны для растений : именно в них происходит образование питательных веществ.

Слайд №10
III. Закрепление знаний о клеточном строении организмов, основных частях клетки, ее процессах жизнедеятельности, о разнообразии клеток.
1.Ответить на вопросы. ( Устный фронтальный опрос) Слайд № 11


  • Как были открыты клетки?

  • Почему клетки называют « кирпичиками « организма?

  • Назовите главные части живой клетки?

  • Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

  • Какие клетки дают начало новому организму?

  • Что такое оплодотворение?

  • Когда и кем был сделан первый увеличительный прибор?

  • Из чего состоят все органы растений?

  • Какое значение имеют хлоропласты?

  • Какое значение имеют ядро, митохондрии, лизосомы, сеть трубочек, оболочка.

  • Какого органоида нет в животной клетке?

  • Что такое цитоплазма?

  • Что такое органоиды?


2. Что изображено на этих рисунках? Слайд № 12
3. Цифровой диктант. Слайд № 13
Выполнить цифровой диктант. ( Письменная работа )
Вопросы

  1. Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

  2. Органоиды зеленого цвета.

  3. Полужидкое вещество, где расположены органоиды.

  4. Органоиды , отвечающие за дыхание.

  5. Органоиды, отвечающие за пищеварение клетки.

  6. Женская клетка.

  7. Мужская клетка.

  8. Покрывает клетку .

  9. Передвигаются вещества по клетке.


Выбери из предложенного списка правильный ответ.

  1. Хлоропласты.

  2. Ядро.

  3. Цитоплазма.

  4. Сперматозоид

  5. Яйцеклетка.

  6. Оплодотворение.

  7. Лизосома.

  8. Митохондрии

  9. Оболочка..



Проверка

4. Задание. «Пиши правильно». Об.л.чка, ц.т.плазма, хл.р.пласты, м.т.хондрии, л.з.сомы,яйц.клетка,сперм.т.з.ид, опл.д.творение.

5.Задание. «Найди правильный и полный ответ»:

А. Какую роль выполняет клеточная оболочка?

1.Защищает содержимое от высыхания.

2.Защищает содержимое клетки от загрязнения.

3.Оберегает клетку от неблагоприятных условий среды и сохраняет ее форму.

Б. Могут ли существовать клетки без ядра?

1.Да, клетки существуют без ядра.

2.Клетки без ядра длительное время существовать не могут.

3.Клетки без ядер существовать не могут.

В. Какими свойствами обладают живые клетки?

1. Живые клетки дышат и питаются.

2. Живые клетки дышат, растут и размножаются.

3.Живая клетка дышит, питается, растет и размножается.
Обобщение материала. Слайд №14

Живые существа имеют клеточное строение. Главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро. Живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Они разнообразны по форме и размерам. Среди них есть половые клетки , которые дают начало новому организму Зеленый цвет растений зависит от наличия в клетке зеленых хлоропластов.

- Ребята, что мы сегодня повторили и закрепили на уроке?

Домашнее задание Слайд № 15

1.Изучить статью «Живые клетки»; рассмотреть рисунки на стр. 98-101 и дать им пояснения; записать в словарик объяснение терминов: «оболочка», «цитоплазма», «ядро».

2. Творческое задание. Из цветного пластилина вылепить растительную клетку.

3.Подготовить доклад об истории изобретения микроскопа и об истории открытия

клетки.

4 Учебник страница 107-110. Ответить на вопросы на стр. 112.

Зарисовать строение клетки ( из учебника ), подписать основные части клетки.


Список литературы: Слайд № 16
1.А.А. Плешаков, Н. И. Сонин. Природоведение 5 класс

2. Репетитор. Биология.

3. Рабочая тетрадь по биологии.


Удачи, дорогие ребята! Слайд №17




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Строение клетки iconКонспект урока по биологии в 10 классе на тему : «Плазматическая мембрана»
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»
Строение клетки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», раздаточный материал к уроку, микропрепараты, лабораторное оборудование,...
Строение клетки iconЛабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им....
Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений»
Строение клетки iconТехнологическая карта №2
Цели урока: Изучить строение эукариотической клетки и функции органоидов клетки
Строение клетки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучить строение животной клетки по рис. 6, составить таблицу «Функции органоидов клетки» (стр. 15 – 16), понятие о ферментах (с....
Строение клетки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа
Строение клетки iconТипы клеток. Строение эукариотической клетки
Познакомить со строением эукариотической клетки (расширить знания полученные в курсе «Человек»)
Строение клетки iconКонспект урока с использованием интерактивной доски, цор тема урока:...
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
Строение клетки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»
Строение клетки iconРеферат по биологии На тему: "Строение эукариотической клетки"
Он увидел, что пробка состоит из ячеек клеток (англ. "cell" камера, келья). К началу XIX в., после того как появились хорошие микроскопы,...
Строение клетки icon«Деление клетки. Митоз»
Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о непрямом делении клетки – митозе, о подготовке клетки...
Строение клетки iconТема: Строение животной клетки
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Строение клетки icon№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма
Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук
Строение клетки iconПравила работы с оптическими приборами. Уровни организации живой...
Ей рассматриваются базисные знания в системе подготовки провизора высшей школы. Знания клеточной биологии востребованы на таких дисциплинах,...
Строение клетки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблицы «Строение клетки», проектор, компьютер. Презентация к уроку
Строение клетки iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск