Скачать 1.5 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра биологии, ботаники и экологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическим занятиям Модуль __ Биология клетки, основы наследственности __________________________ (наименование модуля) учебной дисциплины __Биология_____________________________________________ (наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану) для специальности__060301- Фармация___________________________________ (шифр-наименование специальности) курс __1__________ семестр _1_________
Владивосток - 2013г. Занятие 1
После изучения темы студент должен: «Знать» - обучающиеся способны воспроизвести учебные материалы требуемой степенью точности: Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации; Химический состав клетки; роль отдельных химических элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки; строение и функции наиболее важных органических соединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; Основы клеточной теории; особенности строения клеток различных типов (прокариотической и эукариотической); строение эукариотической клетки (клеточная мембрана, виды транспорта через мембрану и их значение в поддержании гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки); Пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки; этапы гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки; «Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: Работать с микроскопом и бинокуляром, готовить временные микропрепараты; «Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; Навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами; Навыками санитарно-просветительской работы. 4.Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы. 1. Строение оптических приборов (курс школьной биологии). 2. Химический состав клетки (курс школьной биологии). 5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Понятие активного и пассивного транспорта веществ. Понятие плазмолиза и гемолиза.
5.2. Задания для СРС во внеучебное время 1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Неклеточные формы жизни; Вирусные инфекции; Прионы и их значение; Транспорт лекарственных средств через биологические мембраны. 2. Подготовить тему: Строение и функции интерфазного ядра. Размножение клеток. Митоз, его стадии. Мейоз и гаметогенез. Стадии и клеточные формы гаметогенеза 5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты). Вариант 1. 1. Назовите основные уровни организации жизни. 2. Перечислите основные свойства живых организмов. 3. Строение клеточной поверхности: 4. Понятие активного и пассивного транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану. 5. Понятие изо-, гипер- и гипотонического растворов. 6. Основные части клетки. 7. Общие органеллы клетки. 8. Строение и функции одномембранных органелл. Вариант 2. 1. Назовите формы жизни 2. Перечислите характерные черты строения прокариот 3. Основные положения клеточной теории 4. Понятие плазмолиза и гемолиза 5. Типы межклеточных контактов 6. Цитоплазма, строение, функции. 7. Специальные органеллы клетки. 8. Двумембранные органеллы, строение и функции.
7.Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время:
Ситуационные задачи Задача I. С помочью электронной гистохимии установлено, что в цитоплазме клеток печени (гепатоцитов) в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген. Как называется такая структура? Задача 2. В клетку поступило вещество, нарушающее целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке? Задача 3. Человек попал в атмосферу, насыщенную парами яда, четырех-хлористого углерода; произошло отравление организма. Одним из основных морфологических проявлений этого процесса явилось нарушение целостности мембран лизосом клеток печени. Каков будет результат влияния яда на клетку, если нарушена целостность большинства лизосом? Задача 4. С помощью микроманипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи. Как это отразится на её дальнейшей жизнедеятельности? Задача 5. Какие наблюдаются различия в количестве и строении митохондрий в клетках грудной мышцы птиц активно летающих и утративших способность к полету (например, домашние куры)? Задача 6. Каким органеллам отводится значительная роль в утрате некоторых частей тела животного при метаморфозе? Задача 7. В период формирования сперматозоида произошло разрушение митохондриального комплекса. Как это отравится на подвижности сперматозоидов? Почему?
а) обязательная: 1. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011. 2. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011. 3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012. б) дополнительная 1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003. 2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.
а) Таблицы: схема строения эукариотической клетки, строение клеточной поверхности, межклеточные контакты, строение органелл б) Световые микроскопы в) Микропрепараты: эритроциты лягушки, нервные клетки, эпителий почечных канальцев г) Бюксы с водорослью, предметные и покровные стекла, вата, марлевые салфетки, иглы, ножницы, гипо- и гипертонический раствор Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе. Приложение 1. ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ НА МАЛОМ УВЕЛИЧЕНИИ: а) установить микроскоп в рабочем положении тубусодержателем к себе, предметным столиком от себя. б) установить объектив малого увеличения, на расстоянии 1 см от предметного столика. Для этого необходимо повернуть револьвер до щелчка. в) протереть зеркало, конденсор, объектив и окуляр. Осветить поле зрения, пользуясь зеркалом, конденсором и диафрагмой. г) поместить препарат на предметный столик и закрепить клеммами. д) при помощи микровинта найти изображение: для этого опустить объектив малого увеличения до расстояния 2-З мм от препарата под контролем сбоку, затем, медленно вращая микровинт на себя, найти изображение. с) при помощи микровинта добиться четкости изображения. ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ НА БОЛЬШОМ УВЕЛИЧЕНИИ: а) поставить нужную часть препарата в центр поле зрения. Произвести смену объективов. б) при помощи микровинта найти изображение для этого опустить объектив большого увеличения до расстояния 1мм от препарата под контролем сбоку, затем, медленно вращая микровинт на себя, найти изображение. в) при помощи микровинта добиться четкости изображения. После работы микроскоп установить на малое увеличение. Занятие 2 |
Типы клеток. Строение эукариотической клетки Познакомить со строением эукариотической клетки (расширить знания полученные в курсе «Человек») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология – наука о жизни. Комплекс биологических наук. Методы исследования в биологии. Сущность и свойства живого. Уровни организации... | ||
Программа по специальностям: 050101. 65 химия; 020803. 65 биоэкология;... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объект изучения биологии- биологические системы. Общие признаки биологических систем. Биосистема как объект изучения биологии и как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объект изучения биологии- биологические системы. Общие признаки биологических систем. Биосистема как объект изучения биологии и как... | Программа проведения Республиканского семинара Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | ||
Опыт работы общественной организации трезвого и здорового образа... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Семинар в Севастополе международная академия трезвости Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | ||
Технологическая карта №2 Цели урока: Изучить строение эукариотической клетки и функции органоидов клетки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Живая и неживая природа; признаки живой природы; уровни организации живой материи | ||
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Приложение 1 Заявка на участие в Конкурсе лучших социально ориентированных... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | ||
1211 Бороться с пьянством и алкоголизмом с “помощью” “теории культурного... Гистология относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строение живой материи на разных уровнях ее организации:... | Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | ||
Тематическое планирование по биологии 10 класс Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства жизни) | Тема урока Кол-во Знать уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический,... |