Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»





Скачать 495.85 Kb.
НазваниеФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»
страница1/4
Дата публикации21.07.2013
Размер495.85 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-

методической комиссии института

«_______»__________________2011 г.
Протокол №_________
Председатель УМК

____________________________
Рабочая программа

Дисциплина: ЦИТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГИСТОЛОГИИ
Блок дисциплин: Б.3.Б.3.1

Направление 020400 Биология

Квалификация выпускника –Бакалавр

Форма обучения дневная


Семестр - 3

Всего учебных занятий – 144 часа

В том числе:

Аудиторных – 54 часов, из них

Лекций – 28 часов

Лабораторных занятий – 26 часов

КСР – 5 часов

ЗЕТ – 4 часа

Самостоятельных – 49 часов

Форма итогового контроля - экзамен

Сыктывкар 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина: ЦИТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГИСТОЛОГИИ
Блок дисциплин: Б.3.Б.3.1

Направление 020400 Биология

Квалификация выпускника –бакалавр

Форма обучения дневная

Сыктывкар 2011

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Составитель УМК

доцент каф. биологии, к.б.н._____________________А.А. Мищенко

Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана аннотированной бакалаврской программы по специальности 020400 биология

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии

Протокол заседания № ______ от «______»_________________2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ___________________________Г.Н. Доровских

СОГЛАСОВАНО:

Директор института естественных наук

доцент __________________________И.Н. Юранева

«______»____________________2011 г.

Председатель УМК института естественных наук

доцент ______________________ И.Н. Юранева

1. Цели освоения дисциплины

Подготовка к деятельности по изучению структурно-функциональной организации прокариотных и эукариотных клеток, синцитиев, плазмодиев, симпластов, к работе в области клеточной инженерии и биотехнологии, в учреждениях медицинского, сельскохозяйственного профиля. Знакомство с цитологическими, молекулярно-биологическимих, биотехнологическими методами. Знакомство с основными типами тканей, их строением, функциями.

2. Задачи курса:

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать структурно-функциональные особенности прокариотных и эукариотных клеток, проблемы и достижения современной молекулярной биологии клетки;

  • владеть широким спектром цитологических, молекулярно-биологических, биотехнологических методов;

  • использовать знание фундаментальных основ и методических подходов клеточной биологии для решения медицинских, сельскохозяйственных проблем, диагностики состояния и охраны природной среды, для создания новых методов биотехнологии и клеточной инженерии.

  • знать структурно-функциональные особенности основных тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной.

3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Место в учебном плане: ОПД.Ф

В процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК-1- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека

ОК-8 - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения

ПК-4 - демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности

ПК-5 - применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой

ПК-8– имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами

4. Формой итогового контроля является экзамен – семестр 3

Для получения допуска к экзамену требуется посещение не менее 90% занятий, сдача всех лабораторных работ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану




Максимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Лабор работа

1

Раздел 1. Введение. Краткий исторический обзор развития цитологии и гистологии




1

1







2

Раздел 2. Методы исследования клеток и тканей.




3

1

2

2

3

Раздел 3. Плазматическая мембрана.

Тема 1. Структура и химический состав плазматической мембраны.

Тема 2. Функции плазмалеммы




6

4

2

5

4

Раздел 4. Цитоплазма.

Тема 1. Химический состав и гетерогенность цитоплазмы.

Тема 2. Шероховатая эндоплазматическая сеть (шЭПС).

Тема 3. Гладкая ЭПС (гЭПС).

Тема 3. Аппарат Гольджи (АГ).

Тема 4. Лизосомы и микросомы.

Тема 5. Цитоскелет клетки.

Тема 5. Энергетический обмен в клетке.

Тема 6. Пластиды.




8

4

4

6

5

Раздел 5. Ядро эукариотической клетки. Центральная догма молекулярной биологии.

Тема 1. Ядерная оболочка.

Тема 2. Ядерный матрикс.

Тема 3. Состав ядерной ДНК.

Тема 4. Организация ДНК в составе ядра.

Тема 5. Функциональная морфология хромосом.




8

4

4

6

6

Раздел 6. Передача наследственной информации. Клеточный цикл.




4

2

2

6

7

Раздел 7. Эпителиальные ткани

Раздел 8. Соединительные ткани

Раздел 9. Мышечные ткани

Раздел 10. Нервная ткань




8
8
4
4

4
4
2
2

4
4
2
2

6
6
6
6


КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Число студентов

Список литературы

Кол-во экз.

Кол-во экз на 1 студ.




а) основная литература:

Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию: учебник для ВУЗов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.

Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф К. и др. Молекулярная биология клетки: в 3 т. М.: Мир, 1994.

Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: общая цитология. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1992.

Хэм А., Кормак Д. Гистология. Том 2. С. 106 – 150. М. Мир, 1973.

б) дополнительная литература

Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М. : ИКЦ «Академкнига», 2004.

Афанасьева Ю.И, Юрина Н.А. (ред.) Гистология. М. Медицина, 1999.

Заварзин А.А. Основы сравнительной гистологии. Л.: ЛГУ, 1985.


8

2

2

13

-

2

3





Составитель, преподаватель__________________Мищенко А.А.

Зав. кафедрой _________________________Доровских Г.Н.

Дата составления карты «_______»________________2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Директор библиотеки СыктГУ________________

«_______»____________________2011 г.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Микроскопы ЛОМО МИКМЕД-1 -13 шт., PK Intel® Celeron®, микроскоп для морфологических исследований МИКРОМЕД-2, камера – насадка для микроскопа Digital camera DCM 130 (USB 2.0), микроскоп стереоскопический MC – 2 ZOOM, наборы препаратов по цитологии и гистологии.
Содержание

Название

Стр.

Приложение 2. ……………………………….……………………………………………………………………………….

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..

Содержание учебной дисциплины………………………………………………………………………………..

Лабораторные занятия……………………………………………………………………………………………………

Типовые тестовые задания к зачету............…………………………………………………………………..

Вопросы к зачету………………………………………………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………………………………………………………….

4

9

10

26

65

69

71

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен владеть методами наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов, демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
Раздел 1. Введение. Предмет и задачи цитологии, место цитологии среди других дисциплин. Современные положения клеточной теории.

Раздел 2. Методы исследования клеток и тканей.

Студент должен знать основные методы исследования клеточных структур, их использование при изучении функций клетки и ее ультраструктур.

Студент должен уметь работать со световым микроскопом и его разновидностями - методом фазового контраста и темного поля, настраивать препарат для работы с иммерсией, правильно настраивать освещение при работе с микроскопом, решать элементарные задачи, связанные с интерпретацией результатов цитологических экспериментов, работать с рисовальным аппаратом и окулярмикрометром.

Формируемые профессиональные компетенции ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-15, ПК-18.

Содержание раздела. Световая микроскопия, разрешающая способность светового микроскопа. Способы повышения разрешающей способности: фазово-контрастная оптика, метод темного поля, использование флуоресцентных и суправитальных красителей. Изучение фиксированных клеток, принципы окрашивания клеточных структур. Электронная микроскопия: принцип работы электронного микроскопа. Разновидности электронной микроскопии (высоковольтная, сканирующая и проч. виды). Цитофотометрия. Дифференциальное центрифугирование. Использование изотопов (радиоавтография). Вклад новых методов в развитие цитологии.

Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой, лабораторные занятия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Можно ли при обычном микроскопическом исследовании увидеть объект размером 10-6 м?

  2. Рассчитайте размер объекта, который можно рассмотреть методом световой микроскопии, если в качестве источника освещения используется монохроматический свет с длиной волны а) 450 нм, б) 700 нм.

  3. Опишите суть методов фазового контраста, темного поля, окрашивания.

  4. Какие способы используют различные типы электронной микроскопии для четкой визуализации изучаемого препарата?

  5. Почему при дифференциальном центрифугировании фракция лизосом и пероксисом будет выделяться одной из последних?

  6. В экспериментах с радиоавтографией было выявлено, что после инкубации эпителиальной ткани с 3Н-тимидином вначале метка обнаруживается в основании эпителиального пласта, затем – с течением времени - все ближе к поверхности. О чем говорят эти эксперименты?

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию: учебник для ВУЗов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.

Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф К. и др. Молекулярная биология клетки: в 3 т. М.: Мир, 1994.

Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М. : ИКЦ «Академкнига», 2004.

Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: общая цитология. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1992.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Заварзин А.А., Харазова А.Д. Основы общей цитологии. Л. 1982

Ролан Ж.К., Селоши А., Селоши Д. Атлас по биологии клетки. М.: Мир, 1974.

Ченцов Ю.С. Основы цитологии. М. 1984.

Ченцов Ю.С. Практикум по цитологии. М.: МГУ, 1988.

Раздел 3. Плазматическая мембрана.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сыктывкарский государственный...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального...
Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения хирургического торакального, которое является структурным...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск