Скачать 198.38 Kb.
|
Технологическая карта урока по биологии 8 класс Автор : Мочалова Л.С., учитель биологии и химии Синеутесовского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Тема урока: «Органы чувств и здоровье человека» Вид: обобщающий урок. Тип: урок-исследование на проблемной основе. Цель урока: Образовательная :
Деятельностная : создание памятки «Гигиена органов чувств». Задачи урока: Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения. Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи. Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье. Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка. Основные понятия: анализаторы, рецепторы Межпредметные связи: физика, химия Ресурсы : - основные : Биология 8. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.М, Дрофа, 2010. - дополнительные:
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах. Структура и содержание урока
Учитель начинает урок с краткого вопроса о том, что изучалось на предыдущих уроках. Не объясняя темы и цели сегодняшнего урока, предлагает учащимся провести два эксперимента, затем предлагает проанализировать схему на доске. Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель. Проблемный эксперимент «Ничего не вижу». На столе лежит платок. Учащийся завязывает глаза. Учитель раскладывает на парты по одному предмету: яблоко, карандаш…. Учитель громко читает задание : 1.Что это такое? 2. Что ты можещь рассказать об этом предмете? 3. Какие органы чувств работают при этом? 4. А что вы не можете определить в этом случае? Обсуждение вопросов: насколько важно видеть? Проблемный эксперимент «Ничего не слышу» Доброволец в наушниках изображает танец, музыку слышит только он, выражением лица ничего не подсказывает Учащиеся отвечают на вопросы:
Проблемный эксперимент «Не ощущаю вкуса» Учитель демонстрирует наполнение 1 стакана водой, во 2 стакан с водой насыпает соль, размешивает, в 3 стакан с водой насыпает сахар, размешивает. Все стаканы меняет местами, уровень жидкости – одинаковый. Можно ли определить «на глазок» где какая вода? Проблемный эксперимент: «Не осязаю» Перед учащимися – пушистый кактус (на внешний вид –очень мягкий ). Просьба описать – какие у него иголочки? После прикосновения убеждаемся, что очень жесткие. После обсуждения вопросов переходим к рассмотрению схемы : «От чего зависит наше здоровье» II. Выявление места и причины затруднения Наводящие вопросы учителя: Над какими органами человека мы проводили наблюдения? К каким выводам мы пришли? О чем говорит предложенная схема? III. Постановка темы и цели урока Устная работа : утверждения «да», «нет», «не знаю»:
Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель Тема : органы чувств и здоровье человека Цель : повторить строение органов чувств и их гигиену. Как будем работать? Что знаем? Чего не знаем? Что умеем делать , что не умеем делать? -будем повторять материал (логические тесты, биологические задачи-фразеологизмы - будем учиться составлять инструкцию-памятку по гигиене органа зрения. IV.Реализация построенного плана Проблемное вступление учителя: Давным–давно жил мудрец. Ему очень завидовал один человек, который решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал там бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу я у мудреца - какая бабочка у меня в руках? живая или мёртвая? Если он скажет живая - я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет мёртвая - я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее!”. Так он и сделал. И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках…”». 1 этап работы – заполнение пустых строк в логических тестах – индивидуальное письменное задание (Приложение 1) 2 этап работы – индивидуальные ответы на биологические задачи-фразеологизмы. 3 этап работы – работа учащихся ср стихотворным текстом и создание памятки «Гигиена органа зрения» ( Приложение 2) 4 этап работы – сравнение созданной учащимися памятки с образцом (Приложение 3) Гимнастика для глаз. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Движутся только глаза. В вытянутой руке карандаш. Движения карандаша: влево – вправо – вверх – вниз. Глазами следить за кончиком карандаша (5 раз). Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты вправо и влево. Взгляд по ходу движения (10 раз). Быстро поморгать 15 секунд. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями в течение 30 секунд. Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник» (Дети представляют внешний вид геометрических фигур). Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза откроем наконец. Зарядка кончилась. Ты молодец! Завершение Крылатые выражения (объяснить) повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело уши вянут, хлопать ушами, развесить уши проглотить язык, язык хорошо подвешен, дергать за язык, держать язык за зубами как слепой котенок толстокожий бегемот держи ухо востро глаза на мокром месте не верь глазам своим слышно как муха пролетит Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать Медведь на ухо наступил Хочешь быть здоровым - будь им”, каждый сделает выбор для себя сам, потому что, как сказал мудрец: “Всё в твоих руках…”». V.Рефлексия Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня: Сегодня я узнал(а)… Было трудно… Теперь я могу… Я понял(а), что… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Я думаю,что… VI . Домашнее задание. Составить памятку (на выбор) -«Гигиена органа слуха» -«Гигиена органа обоняния» «Гигиена органа вкуса « «Гигиена органа осязания» Приложение 1 Рабочий лист 1
Биологическая задача: Что означает фразеологизм «Глухая тетеря»? Рабочий лист 2
Биологическая задача Что означает фразеологизм «Беречь как зеницу ока»? Рабочий лист 3
Биологическая задача: Что означает фразеологизм «Толстокожий бегемот» ? Рабочий лист 4
Биологическая задача: Что означает фразеологизм «О вкусах не спорят»? Рабочий лист 5
Биологическая задача: Прокомментируйте высказывание А.С.Пушкина «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»? Рабочий лист 6
Биологическая задача Что означает фразеологизм «Слышно как муха пролетит»? Приложение 2. Внимательно прочитайте каждый отрывок и составьте по нему правило гигиены зрения Наблюдатели В небе солнышка затмение —поскорей за наблюдение! И решили два подростка, бросив прочие дела, посмотреть на солнце просто —без защитного стекла. «Нам стекло, — сказали дружно, закопченное не нужно, Мы и так на небе ясном видим солнышко прекрасно, А на Солнце нам видна тень, что бросила Луна...»Но ребята ... Во дворе Две подружки рано встали, во дворе песком играли: стали строить городок, стряпать вместе пирожок .Надоело им играть, стали вверх песок бросать, Но промчался ветерок и занес в глаза песок. Терли девочки глаза , набегала в них слеза, Веки вспухли, покраснели, Открывались еле-еле, Словом, очень страшный ... Телевизор Ребятишки нынче рано сели около экрана. Смотрят сводку новостей, передачу для детей, выступления артистов, встречу тележурналистов, длинный фильм документальныйИ и хоккейный матч финальный...Скоро ночь, Друзья не спят —смотрят, смотрят все подряд! А после удивляются:«Как это получается —У самого экрана уселись ... В сумерках Наша Нина с увлеченьем вечерком сидит за чтеньем: Очень любит сказку Нина про мальчишку Буратино. В уголке она читала, было света очень мало; Почитала часик-два —разболелась голова. Все плывет перед глазами, налились они слезами. Расплылись у книжки строчки, буквы стали словно точки . Не прочтешь и половину . Строк ... Соринка Мне соринка в глаз влетела, заболел, не смотрит глаз. Я иду в больницу смело — там помогут мне сейчас. Нежен глаз — и от соринки, от песчинки и пылинки, если сразу не убрать, может сильно пострадать. Медсестра сняла соринку быстрой ласковой рукой. Вижу каждую былинку, глаз здоров, иду домой. О сладком Всем известно, что Олежка любит сласти — сладкоежка, И ему запрета нет — сколько хочет ест конфет, Схватит сахара кусок или выпьет сладкий сок, Мед, варенье ест, повидло, и конца тому не видно... Заболели вдруг глаза: Резь и боль, течет слеза, Стали так бояться света, что терпенья прямо нету, ... Про Галочку Наша Галя подросла, В первый класс она пошла. Маленькая Галочка начала учиться, Девочка хорошая не должна лениться. Маленькая Галочка от души старалась, Над тетрадкой новою низко наклонялась. Выводила палочки Маленькая Галочка — наклонялася бочком, помогала язычком. Изгибалась, как вопрос, Словно пишет ... Про кровать, про книжку, про одного мальчишку В первом классе у Алеши Было зрение хорошим. Врач на осмотре показал занятную таблицу, На ней Алеша увидал коня, автобус, птицу. На нижний ряд он бросил взгляд —Предметы все назвал подряд. Врач молвил в восхищении:«Отличнейшее зрение!» Хоть мальчуган был очень мал, Он видел далеко ,Гуляя, вывески читал:«Хлеб», «Продукты» , «Молоко» ... Про шило Мальчик Вовка быстро, ловко развязать хотел веревку. Чтобы узел развязать, начал шилом поддевать. Шило с силой отскочило —глаз Володе повредило...Только очень осторожно обращаться с шилом можно. Шило, ножницы, ножи ты в игрушках не держи, Ведь поранить очень просто можно глаз предметом острым! О рогатке Как-то летом мальчик Петя воробьев в саду пугал И, забыв про все на свете, из рогатки в них стрелял. Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз —Чуть не выбил глаз у брата!..Не стреляйте из рогаток!.. Операция Случай был такой когда-то :На земле лежал патрон, Камнем стукнули ребята —и взорвался гулко он! Мчится в больницу машина с Андреем —скорее лечиться! Скорее!.. Скорее! А в больнице — тишина. Койка мальчику длинна...Плачет мальчик, очень бледный —в глаз попал осколок медный!.. Про очки С плохим, ребята, зрением жить без очков — мучение! Ты по улице родной Ходишь робко, как чужой. Не поймешь — плакат? Афиша? Кто идет — Илюша? Гриша? Трудно встречных узнавать, Плохо даже в мяч играть...Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:«Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза»... Про кровать, про книжку, про одного мальчишку В первом классе у Алеши Было зрение хорошим. Врач на осмотре показал занятную таблицу, На ней Алеша увидал коня, автобус, птицу. На нижний ряд он бросил взгляд —Предметы все назвал подряд. Врач молвил в восхищении:«Отличнейшее зрение!» Хоть мальчуган был очень мал, Он видел далеко ,Гуляя, вывески читал:«Хлеб», «Продукты» , «Молоко» ... Приложение 3. Гигиена органов чувств
|
Урока. Развитие пространственного воображения учащихся. Образовательная цель урока Образовательная цель урока. Формирование и совершенствование навыков и умений построения сечений тетраэдра и параллелепипеда | Конспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | ||
Урока: Образовательная Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых... | Презентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная ... | ||
Анализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:... Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Урока: Образовательная Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект", отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии... | Решение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач.... Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений | ||
Урока: Оргмомент Цель урока: Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова | Урока: Образовательная Образовательная: рассмотреть особенности повседневной жизни населения греческих колоний, охарактеризовать систему религиозных верований... | ||
Урока: Образовательная Учитель объявляет тему (слайд 1), цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске | Первый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й... Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100» | ||
Урока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)... Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий... | Конспект урока по математике тема урока Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... |