Скачать 0.68 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Байлянгар» Кукморского муниципального района республики Татарстан Согласовано: Утверждено: На заседании УМО учителей биологии На заседании экспортной комиссии Протокол № __________________ Протокол № __________________ Руководитель УМО Председатель экспортной группы _________________ А.М. Шангараева _________________ А.Р. Садикова Элективный курс Решение генетических задач (Учебный курс профильного обучения для учащихся 11 класса, 35 часов) Гарифуллина Фарида Шараповна учитель биологии I квалификационной категории Кукмор 2010 Пояснительная записка. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 11 классов, планирующих поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся генетикой. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. Во время прохождения курса есть возможность получить знания, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья. Предлагаются схемы решения типовых задач, которые знакомят с основными приемами генетических рассуждений, а многообразие вариантов обеспечивает наилучшее закрепление знаний по различным разделам генетики. Наряду с типовыми задачами ребятам могут быть предложены и нестандартные, которые полнее и содержательнее раскрывают и демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Практические задания курса требуют новых методов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как проявляются общие законы наследования в зависимости от конкретных различных условий. Тема «Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, так как содержание его соответствует познавательным возможностям старшеклассников, но предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Цель курса
Задачи курса образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание программы. Общее количество часов – 35. 1. Введение. 2 часа. Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий. 2. Моногибридное скрещивание. 5 часов. Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели. Практический курс – 4 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. 3. Дигибридное скрещивание. 5 часов. Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя. Практический курс – 4 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. 4. Полигибридное скрещивание. 4 часа. Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание. Практический курс – 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание. 5. Сцепленное наследование генов. 6 часов. Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Практический курс – 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами. 6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа. Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов. Практический курс – 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой. 7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа. Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов. 8. Генетика популяции. 3 часа. Теоретический курс – 1 час. Закон Харди – Вайнберга. Практический курс – 2 часа. Решение задач по генетике популяций. 9. Итоговое занятие. 2 часа. Самостоятельное решение генетических задач всех видов. Учебно – тематический план
|
Решение технических задач позволяет развить у студентов профессиональные... Развитие технического мышления студентов бузулукского колледжа промышленности и транспорта в соответствии с требованиями федеральных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроке учащиеся знакомятся не только с общими экологическими проблемами лесных массивов, но и с лесными проблемами региона. Данная... | ||
Презентация электронных пособий на уроках для школьников Равнодушное отношение учащихся к экологическим проблемам, вопросам охраны природы | Программа «экология и здоровье человека» Данный курс предлагается для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к экологическим проблемам, стоящих перед человечеством | ||
Отчет по практической работе Индивидуальное задание Понятие зож. Зож – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное... | Модульный урок №3 Научиться работать с раздаточным материалом, выполнять задания, приводить примеры популяций, моделировать схемы состава популяций,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов... | ||
Методические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим... | Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека... | ||
Антиатом ру. Безопасность и экология «Беллона» была образована в 1986 г. На сайте представлены материалы, посвященные экологическим проблемам техногенного происхождения... | Программа рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева... Целью данного курса является проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления,... | ||
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их... Обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам. Научить определять масштабы загрязнения окружающей среды и предвидеть... | [Электронный ресурс]. Режим доступа «Беллона» была образована в 1986 г. На сайте представлены материалы, посвященные экологическим проблемам техногенного происхождения... | ||
Математика Целью изучения дисциплины является: воспитание достаточно высокой математической культуры; привитие навыков современных видов математического... | Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра... На базе учебников : Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный... |