«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления





Название«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления
страница1/5
Дата публикации12.09.2014
Размер0.68 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Биология > Решение
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Байлянгар»

Кукморского муниципального района республики Татарстан

Согласовано: Утверждено:

На заседании УМО учителей биологии На заседании экспортной комиссии

Протокол № __________________ Протокол № __________________

Руководитель УМО Председатель экспортной группы

_________________ А.М. Шангараева _________________ А.Р. Садикова


Элективный курс

Решение генетических задач

(Учебный курс профильного обучения для учащихся

11 класса, 35 часов)

Гарифуллина Фарида Шараповна

учитель биологии

I квалификационной категории

Кукмор 2010

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 11 классов, планирующих поступать в ВУЗы медицинского, биологического и сельскохозяйственного профилей, а также для учащихся старших классов, интересующихся генетикой. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. Во время прохождения курса есть возможность получить знания, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья.

Предлагаются схемы решения типовых задач, которые знакомят с основными приемами генетических рассуждений, а многообразие вариантов обеспечивает наилучшее закрепление знаний по различным разделам генетики. Наряду с типовыми задачами ребятам могут быть предложены и нестандартные, которые полнее и содержательнее раскрывают и демонстрируют приемы самостоятельного поиска.

Практические задания курса требуют новых методов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как проявляются общие законы наследования в зависимости от конкретных различных условий.

Тема «Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, так как содержание его соответствует познавательным возможностям старшеклассников, но предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Цель курса

  • создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;

  • формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи курса

образовательные:

  • формирование умений и навыков решения генетических задач;

  • отработка навыков применения генетических законов;

  • обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;

  • удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

  • воспитание и формирование здорового образа жизни.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные генетические законы

  • научную генетическую терминологию

  • алгоритм решения генетических задач

Учащиеся должны уметь:

  • готовить доклады по теоретическому материалу.

  • решать генетические задачи повышенной сложности;

  • применять различные генетические законы при решении задач;

  • прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений.

Содержание программы.

Общее количество часов – 35.

1. Введение. 2 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 5 часов.

Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Практический курс – 4 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание. 5 часов.

Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс – 4 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.

Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Практический курс – 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.

Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс – 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.

Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс – 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.

Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Генетика популяции. 3 часа.

Теоретический курс – 1 час. Закон Харди – Вайнберга.

Практический курс – 2 часа. Решение задач по генетике популяций.

9. Итоговое занятие. 2 часа.

Самостоятельное решение генетических задач всех видов.

Учебно – тематический план



Темы занятий

Форма проведе-ния

Тео-рия

Прак-тика

Форма контроля

Дата







1

Генетика – наука о закономерностях наслед-ственности и изменчивос-ти. История генетических открытий

Лекция

Т




Доклады

06.09.10




2

Методы генетики. Генетическая термино-логия и символика.

Лекция

Т




Кроссворд

13.09.10




3

Закономерности насле-дования генов при моногибридном скрещи-вании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы

Лекция

Т




Доклады

20.09.10




4

Решение прямых и обратных задач на моно-гибридное скрещивание

Решение задач




П




27.09.10




5

Решение задач на проме-жуточное наследование признаков.

Решение задач




П




04.10.10




6

Решение задач на анали-зирующее скрещивание.

Решение задач




П




11.10.10




7

Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям

Решение задач




П

Тестовый контроль №1

18.10.10




8

Закономерности насле-дования при дигибридном скрещивании, цитологии-ческие основы наследова-ния, III закон Менделя.

Лекция

Т




Доклады

25.10.10




9

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание

Решение задач




П




01.11.10




 10

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание

Решение задач




П




15.11.10




11

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Решение задач




П




22.11.10




12

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Решение задач




П

Тестовый контроль №2

29.11.10




13

Полигибридное скрещива-ние. Математические зако-номерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание

Лекция

Т




Доклады

06.12.10




14

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

Решение задач




П




13.12.10




15

Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание

Решение задач




П




20.12.10




16

Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание

Решение задач




П

Тестовый контроль №3

27.12.10




17

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление.

Лекция

Т




Доклады

10.01.11




18

Генетические карты. Хромосомная теория наследственности

Лекция

Т




Доклады

17.01.11




19

Решение задач на сцепленное наследование

Решение задач




П




24.01.11




20

Решение задач на сцепленное наследование

Решение задач




П




31.01.11




21

Определение количества кроссоверных особей в потомстве

Решение задач




П




07.02.11




22

Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами

Решение задач




П

Тестовый контроль №4

14.02.11




23

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом

Лекция

Т




Доклады

21.02.11




24

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой.

Решение задач




П




28.02.11




25

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой.

Решение задач




П




07.03.11




26

Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой

Решение задач




П

Тестовый контроль №5

14.03.11




27

Взаимодействие неаллель-ных генов. Эпистаз: доминантный и рецессив-ный. Комплементарность. Полимерия.

Лекция

Т




Доклады

21.03.11




28

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Решение задач




П




28.03.11




29

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Решение задач




П




04.04.11




30

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Решение задач




П

Тестовый контроль №6

11.04.11




31

Генетика популяций. Закон Харди – Вайнберга.

Лекция

Т




Доклады

18.04.11




32

Решение задач по генетике популяций.

Решение задач




П




25.04.11




33

Решение задач по генетике популяций.

Решение задач




П




02.05.11




34

Самостоятельное решение генетических задач всех видов

Решение задач




П




16.05.11




35

Самостоятельное решение генетических задач всех видов

Решение задач




П




23.05.11







Итого

35 часов

10 ч

25 ч









  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconРешение технических задач позволяет развить у студентов профессиональные...
Развитие технического мышления студентов бузулукского колледжа промышленности и транспорта в соответствии с требованиями федеральных...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроке учащиеся знакомятся не только с общими экологическими проблемами лесных массивов, но и с лесными проблемами региона. Данная...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconПрезентация электронных пособий на уроках для школьников
Равнодушное отношение учащихся к экологическим проблемам, вопросам охраны природы
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconПрограмма «экология и здоровье человека»
Данный курс предлагается для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к экологическим проблемам, стоящих перед человечеством
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconОтчет по практической работе Индивидуальное задание
Понятие зож. Зож – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconМодульный урок №3
Научиться работать с раздаточным материалом, выполнять задания, приводить примеры популяций, моделировать схемы состава популяций,...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconРабочая программа математического кружка «Занимательная математика»
Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconАнтиатом ру. Безопасность и экология
«Беллона» была образована в 1986 г. На сайте представлены материалы, посвященные экологическим проблемам техногенного происхождения...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconПрограмма рассчитана на 10-11классы. Разработала: Л. В. Гладышева...
Целью данного курса является проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления,...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconНижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их...
Обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам. Научить определять масштабы загрязнения окружающей среды и предвидеть...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления icon[Электронный ресурс]. Режим доступа
«Беллона» была образована в 1986 г. На сайте представлены материалы, посвященные экологическим проблемам техногенного происхождения...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconМатематика
Целью изучения дисциплины является: воспитание достаточно высокой математической культуры; привитие навыков современных видов математического...
«Генетика популяций» особенно актуальна в связи с интересом к экологическим проблемам и предполагает определенный уровень математического мышления iconКолягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра...
На базе учебников : Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск