Рабочая программа «биология»





Скачать 262.49 Kb.
НазваниеРабочая программа «биология»
Дата публикации12.09.2014
Размер262.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ гимназия №2

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

На заседании РМО

Протокол №___от___________

Руководитель РМО

________/Т.Л.Вохмякова/

«____»_____________2010 г


Зам.директора по УВР

МОУ гимнагия № 2

_________/Л.Н.Полын/
«____»_____________2010 г


Директор

МОУ гимназия № 2

_________/И.Н.Штейберг/
«____»_____________2010 г


Рабочая программа

«БИОЛОГИЯ»

9 класс

(68 часов)

Учитель биологии

Вохмякова Татьяна Львовна

Красногорск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка;

  2. Тематическое планирование;

  3. Поурочное планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.) и соответствует авторской программе «Основы общей биологии». / Авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова опуб­ликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. 9 класс. Основы общей биологии для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005

Курс «Основы общей биологии» для 9-го класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии 6-11 классов.

Программа рассчитана на 70 часов в течение учебного года (2 часа в неделю).

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Цель курса «Основы общей биологии»:

  • овладение учащихся знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями,

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области с/х: медицины, здравоохранения.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Учебно-методический комплект

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова «Основы общей биологии». – Вента – Граф. М. 2005г.

  2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. Вентана Граф. 2006г

  3. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя. Вентана -Граф. 2005г

  4. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г.

  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Биология.

  6. С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.

  7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.

  8. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996.

  9. Биологический энциклопедический словарь. М.:

Советская энциклопедия, 1986.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема (раздел курса)

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по календарно-темат. планированию

1.

Введение

3

3

2.

Основы цитологии

10

10

3.

Организм, его свойства и развитие

5

5

4.

Основы генетики

9

12

5.

Основы селекции растений и животных

4

6

6.

Происхождение жизни и развитие

6

5

7.

Эволюционное -учение

10

7

8.

Происхождение человека

6

6

9.

Основы экологии

11

12

10.

Заключение. Резерв

1

2




Итого

68

68


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема программы и количество часов


Тема урока

Конт-роль

Лабора-торные работы,

экскурсии

Домашнее

задание


Сроки

1. Введение в основы общей биологии

(3 ч.)

1. Биология – наука о живом мире










1




2. Общие свойства живых организмов










2




3. Многообразие форм живых организмов







Экск. № 1

3




2. Основы учения

о клетке

(10 ч)

4. Цитология – наука о клетке. Многообразие

клеток

+

Л.р. № 1




4 (12)




5. Химический состав клетки.










5 (4)




6. Органические вещества клетки










6 (5)




7. Строение клетки




Л.р. № 2




7 (6)




8. Основные органоиды клетки растений и

животных










8 (7)




9. Обмен веществ и энергии в клетке

+







9 (8)




10. Биосинтез белков в живой клетке










10 (9)




11. Биосинтез углеводов – фотосинтез










11 (10)




12. Обеспечение клетки энергией










12 (11)




13. Обобщающий урок по теме «Основы

учения о клетке»

+













3. Размножение и

индивидуальное

развитие

организмов

(5 ч)


14. Типы размножения организмов










13




15. Деление клетки. Митоз.




Л.р. № 3




14




16. Образование половых клеток. Мейоз.










15




17. Индивидуальное развитие организмов –

онтогенез.




Л.р. № 4




16




18. Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

+














4. Основы учения о наследственности и изменчивости

(12 ч)



19. Наука генетика. Из истории развития

генетики.










17




20. Основные понятия генетики










18




21. Генетические опыты Г.Менделя










19




22. Дигибридное скрещивание










20




23. Решение задач на моно и дигибридное

скрещивание




Л.р. № 5




18-20




24. Сцепленное наследование генов и

кроссинговер










21




25. Взаимодействие аллельных и

неаллельных генов




Л.р. № 6




22




26. Определение пола и наследование

признаков, сцепленных с полом.










23




27. Наследственные болезни человека










26 (24)




28. Наследственная (генотипическая)

изменчивость




Л.р. № 7




24 (25)




29. Другие типы изменчивости




Л.р. № 8




25 (26)




30. Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

+













5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов,

(5 ч)

31. Генетические основы селекции

организмов










27




32. Особенности селекции растений










28




33. Центры происхождения культурных

растений










29




34. Особенности селекции животных










30




35. Основные направления селекции

микроорганизмов

+







31




6. Происхождение жизни и развитие

органического

мира

(5 ч)

36. Современные представления о

возникновении жизни на Земле










32




37. Современная теория возникновения

жизни на Земле










33




38. Значение фотосинтеза и биологического

круговорота веществ в развитии жизни










34




39. Этапы развития жизни на Земле










35




40. Приспособительные черты организмов к

наземному образу жизни

+




Экск. № 2 **

35




7. Учение

об эволюции

(10 ч)

41. Идея развития органического мира в

биологии. Основные положения

эволюционной теории Ч. Дарвина










36




42. Движущие силы эволюции:

наследственность, изменчивость, борьба

за существование, отбор










37




43. Результаты эволюции: многообразие

видов и приспособленность организмов к

среде обитания.




Л.р. № 9




37




44. Современные представления об эволюции

органического мира










38




45. Вид, его структура и особенности.










39




46. Процесс образования видов -

видообразование










40




47. Понятие о микроэволюции и

макроэволюции










41




48. Основные направления эволюции










42




49. Влияние человеческой деятельности на

процессы эволюции видов










43




50. Обобщающий урок по теме «Основные

закономерности эволюции»

+













8. Происхождение

человека

(антропогенез)

(6 ч)

51. Место и особенности человека в системе

органического мира










44




52. Доказательства эволюционного

происхождения человека










45




53. Этапы эволюции вида

Человек разумный











46




54. Биосоциальная сущность вида

Человек разумный










47




55. Человеческие расы, их родство и

происхождение










48




56. Человек как житель биосферы и его

влияние на природу Земли

+







49




9. Основы

экологии

(11 ч)

57. Среды жизни на Земле и экологические

факторы воздействия на организм










50




58. Закономерности действия факторов среды

на организм




Л.р. № 10




51




59. Приспособленность организмов к

влиянию факторов среды










52




60. Биотические связи в природе




Л.р. № 11




53




61. Популяции как форма существования

видов в природе










54




62. Функционирование популяции и

динамика ее численности










55




63. Биоценоз как сообщество живых

организмов в природе










56




64. Понятие о биогеоценозе и экосистеме







Экск. № 3

57




65. Развитие и смена биогеоценозов







Экск. № 4

58




66. Основные законы устойчивости живой

природы










59




67. Рациональное использование природы и

ее охрана.










60




10. Заключение -

1 ч

68. Заключение по курсу «Основы общей биологии»
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «биология» iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа «биология» iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат»
Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе
Рабочая программа «биология» iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа «биология» iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа «биология» iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа по биологии «Общая биология»
«Общая биология» автора Н. И. Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа «биология» iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа «биология» iconРабочая учебная программа «Биология»
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы учебного курса «Биология»
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа по общей биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа по биологии «Биология. Общая биология»
Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы...
Рабочая программа «биология» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск