Скачать 78.87 Kb.
|
МОУ «Сетищенская основная общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов». Подготовила и провела учитель химии и биологии Рябых Татьяна Николаевна. 2012 Тема: Взаимодействие генов. Тип урока: изучение новых знаний. Цель - создать условия для грамотного восприятия учебного материала; способствовать формированию знаний о видах взаимодействия генов в генотипе; - способствовать развитию умения работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное; совершенствовать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами, символами генетики; формировать умение излагать свою точку зрения, оппонировать; - содействовать эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения, собственных убеждений. Оборудование: учебник, карточки с заданиями, кубик Блума, компьютер, проектор, экран, презентация.. Ход учебного занятия.
1. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание. Заслушиваются ответы каждой группы. Группа №1. 1. Наука о наследственности и изменчивости А) цитология Б) селекция В) генетика Г) биология 2. Фамилия чешского ученого генетика А) Ч. Дарвин Б) Г. Мендель В) Н. Вавилов 3. Г. Мендель использовал метод: А) генеалогический Б) цитогенетический В) гибридологический Г) биохимический Группа №2. 1. Фенотип — это: 1)способность одного гена контролировать несколько признаков; 2)совокупность внешних и внутренних признаков организма; 3)совокупность всех генов организма; 4)способность множества генов контролировать один признак. 2. Генотип — это совокупность: 1)всех генов популяции 2)всех генов организма 3)генов, расположенных на половых хромосомах 4)генов всех видов, образующих биоценоз 3. Аллельными называются гены: 1)расположенные рядом в одной и той же хромосоме 2)любые в гомологичных хромосомах 3)расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие развитие одного и того же признака 4)расположенные в одной и той же хромосоме на значительном расстоянии Группа №3. 1. Генотип ВВСс образует гаметы: 1)В и С 2) В,В и С,с 3)В,С и В,с 4) В,В,С и В,В,с 2. Гомозиготными называются организмы, которые: 1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления 3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены 3. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется: 1) моногибридная 2)дигибридная 3)доминантная 4)рецессивная Группа №4. 1. Т. Морган для своих экспериментов использовал 1)горох 2)белых мышей 3)мушку дрозофилу 4)крупный рогатый скот 2. Т. Морган является первооткрывателем явления: 1)независимого расщепления; 2)чистоты гамет; 3)единообразия гибридов первого поколения; 4)сцепленного наследования признаков. 3. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног. 1) ааВb 2)aabb 3)АаВb 4) ааВВ 2. Три группы работают с заданием на соответствие. 4 группа – с кубиком Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Докажи», «Перечисли» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Соотнеси понятия и определения
Работа со словарем (понятие «ГЕН»). Слайд 2.
Запись темы в тетрадь, объявление цели урока (цели урока формулируются вместе с учащимися). Слайд 1. 1. Рассматривание схемы «Взаимодействие генов». 1)Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. 2) Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, полимерия, комплементарность, кооперация. Слайд 3. 2. Кодоминирование. (Объяснение учителя с элементами беседы). Слайд 4. 3. Постановка учебной задачи путем решения учащимися исследовательской задачи К 20-м годам XX века генетикам было известно, что Г. Мендель в опытах встретился с самым простым наследованием: 1 признак ––1 ген –– 1 хромосома. Т. Морган установил, что неаллельные гены, расположены в одной хромосоме близко друг к другу, наследуются вместе. В результате формируются два фенотипических класса, повторяющих признаки родительских особей. Как же объяснить тот факт, что при скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами, гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 в F2 наблюдалось расщепление по фенотипу 9: 7, то есть 9/16 с пурпурными цветами, а 7/16 с белыми? Поиск ответа, работа с учебником, справочным материалом. Дано: А – ген, обуславливающий синтез пропигмента; а – ген, обуславливающий отсутствие пигмента; В – ген, определяющий синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пигмент; в – ген, определяющий отсутствие фермента; F 2 9 пурпурных: 7 белых Комплементарное взаимодействие неаллельных генов – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов. Слайд 5. 4. Эпистаз – явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары. (Самостоятельная работа учащихся 1-2 групп с текстом учебника с последующим обсуждением). Слайд 6. 5. Полимерное действие генов. (Самостоятельная работа учащихся 3-4 групп с текстом учебника с последующим обсуждением ). Слайд 7-8. 6. Плейотропность – множественное действие гена. (Объяснение учителя).
Дети по лесу гуляли За природой наблюдали ( ходьба) Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, ( руки в стороны) Крыльями махали Дружно хлопаем, Ножками мы топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали!
Решение задач на взаимодействие генов. Слайд 9-11. Задача 1. Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых? Решение задачи Обозначение генов: А1, А2 гены определяющие наличие пигмента а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента Задача 2. У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ? Решение задачи Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы): Схема скрещивания Р ♀AAbb белый × ♂aaBB белый гаметы Ab aB F1 AaBb розовый 100% Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7. Схема скрещивания F1 ♀АаBb розовый × ♂AаBb розовый гаметы AB Ab aB ab AB Ab aB ab F2 A*B*розовый 9/16 A*bb aaB* aabb белый 7/16 Ответ В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.
Продолжить фразу: Я узнал ……………………………………………………… Я понял ……………………………………………………... Я запомнил…………………………………………………. Мне понравилось …………………………………………. Я хотел бы узнать больше о …………………………….
1. Изучить §3.9, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Творческое задание. Составить задачи на наследование групп крови и цвета кожи у человека и решить их. |
Урок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:... Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе | Урок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах» Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках... | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы» Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области | ||
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение" Цель: Формирование и углубление знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения | Урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка» Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать | ||
Взаимодействие генов и генный контроль развития В то же время наблюдаемое широчайшее многообразие морфологических форм млекопитающих дает основание заключить, что непременным атрибутом... | Урок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,... | ||
Урок биологии в 6 а классе по теме: «Виды корней и типы корневых систем» Расширение понятийной базы школьников за счет дополнительного материала, сведений | Урок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,... Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности | ||
Урок биологии в 6 классе по теме: "Разнообразие плодов" Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Урок в 5 классе по теме «Степень числа» Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003 | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей» Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н |