Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов»





Скачать 78.87 Kb.
НазваниеУрок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов»
Дата публикации12.07.2013
Размер78.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МОУ «Сетищенская основная общеобразовательная школа»

Красненского района

Белгородской области

Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов».


Подготовила и провела

учитель химии и биологии

Рябых Татьяна Николаевна.
2012

Тема: Взаимодействие генов.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель - создать условия для грамотного восприятия учебного материала; способствовать формированию знаний о видах взаимодействия генов в генотипе;

- способствовать развитию умения работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное; совершенствовать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами, символами генетики;

формировать умение излагать свою точку зрения, оппонировать;

- содействовать эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения, собственных убеждений.


Оборудование: учебник, карточки с заданиями, кубик Блума, компьютер, проектор, экран, презентация..
Ход учебного занятия.


  1. Организация начала занятия.

  2. Проверка выполнения домашнего задания.

1. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание. Заслушиваются ответы каждой группы.

Группа №1.

1. Наука о наследственности и изменчивости

А) цитология Б) селекция

В) генетика Г) биология
2. Фамилия чешского ученого генетика

А) Ч. Дарвин Б) Г. Мендель В) Н. Вавилов
3. Г. Мендель использовал метод:

А) генеалогический Б) цитогенетический

В) гибридологический Г) биохимический
Группа №2.

1. Фенотип — это:

1)способность одного гена контролировать несколько признаков;

2)совокупность внешних и внутренних признаков организма;

3)совокупность всех генов организма;

4)способность множества генов контролировать один признак.

2. Генотип — это совокупность:

1)всех генов популяции

2)всех генов организма

3)генов, расположенных на половых хромосомах

4)генов всех видов, образующих биоценоз
3. Аллельными называются гены:

1)расположенные рядом в одной и той же хромосоме

2)любые в гомологичных хромосомах

3)расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие развитие одного и того же признака

4)расположенные в одной и той же хромосоме на значительном расстоянии
Группа №3.

1. Генотип ВВСс образует гаметы:

1)В и С 2) В,В и С,с 3)В,С и В,с 4) В,В,С и В,В,с
2. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет

2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены

4)несут только рецессивные гены
3. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:

1) моногибридная 2)дигибридная

3)доминантная 4)рецессивная
Группа №4.

1. Т. Морган для своих экспериментов использовал

1)горох 2)белых мышей

3)мушку дрозофилу 4)крупный рогатый скот
2. Т. Морган является первооткрывателем явления:

1)независимого расщепления;

2)чистоты гамет;

3)единообразия гибридов первого поколения;

4)сцепленного наследования признаков.
3. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног.

1) ааВb 2)aabb 3)АаВb 4) ааВВ
2. Три группы работают с заданием на соответствие. 4 группа – с кубиком Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Докажи», «Перечисли» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика.
Соотнеси понятия и определения

Понятия

Определения

1. Ген


А. Способ передачи наследственной информации от родительских организмов в ряду последующих поколений.


2. Доминантный признак


Б. Состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий).


3. Рецессивный признак

В. Наука о наследственности и изменчивости организмов.


4. Генетика


Г. Участок ДНК (или хромосомы), определяющий развитие отдельного элементарного признака.

5. Наследование


Д. Признак, не проявляющийся в первом поколении от гомозиготных родителей.


6. Изменчивость

Е. Потомки от скрещивания.


7. Гибрид


Ж. Способность организма претерпевать изменения, вызываемые мутациями или внешней средой обитания.





1

2

3

4

5

6

7
























  1. Актуализация опорных знаний.

Работа со словарем (понятие «ГЕН»). Слайд 2.

  1. Изучение новых знаний. Презентация.

Запись темы в тетрадь, объявление цели урока (цели урока формулируются вместе с учащимися). Слайд 1.
1. Рассматривание схемы «Взаимодействие генов». 1)Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. 2) Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, полимерия, комплементарность, кооперация. Слайд 3.
2. Кодоминирование. (Объяснение учителя с элементами беседы). Слайд 4.
3. Постановка учебной задачи путем решения учащимися исследовательской задачи

К 20-м годам XX века генетикам было известно, что Г. Мендель в опытах встретился с самым простым наследованием: 1 признак ––1 ген –– 1 хромосома. Т. Морган установил, что неаллельные гены, расположены в одной хромосоме близко друг к другу, наследуются вместе. В результате формируются два фенотипических класса, повторяющих признаки родительских особей.

Как же объяснить тот факт, что при скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами, гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 в F2 наблюдалось расщепление по фенотипу 9: 7, то есть 9/16 с пурпурными цветами, а 7/16 с белыми?
Поиск ответа, работа с учебником, справочным материалом.
Дано:

А – ген, обуславливающий синтез пропигмента;

а – ген, обуславливающий отсутствие пигмента;

В – ген, определяющий синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пигмент;

в – ген, определяющий отсутствие фермента;
F 2 9 пурпурных: 7 белых
Комплементарное взаимодействие неаллельных генов – это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов.

Слайд 5.
4. Эпистаз – явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары. (Самостоятельная работа учащихся 1-2 групп с текстом учебника с последующим обсуждением). Слайд 6.
5. Полимерное действие генов. (Самостоятельная работа учащихся 3-4 групп с текстом учебника с последующим обсуждением ). Слайд 7-8.
6. Плейотропность – множественное действие гена. (Объяснение учителя).


  1. Динамическая пауза.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали ( ходьба)

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, ( руки в стороны)

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ножками мы топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!


  1. Закрепление новых знаний.


Решение задач на взаимодействие генов. Слайд 9-11.

Задача 1.

Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых?

Решение задачи

Обозначение генов:

А1, А2 гены определяющие наличие пигмента

а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента




Задача 2.

У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?
Решение задачи

Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):
Схема скрещивания Р ♀AAbb белый × ♂aaBB белый

гаметы Ab aB

F1 AaBb

розовый

100%
Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.
Схема скрещивания F1 ♀АаBb розовый × ♂AаBb розовый

гаметы AB Ab aB ab AB Ab aB ab

F2 A*B*розовый 9/16 A*bb aaB* aabb белый 7/16

Ответ

В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.


  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия деятельности. Слайд 12.

Продолжить фразу:

Я узнал ………………………………………………………

Я понял ……………………………………………………...

Я запомнил………………………………………………….

Мне понравилось ………………………………………….

Я хотел бы узнать больше о …………………………….


  1. Информация о домашнем задании. Слайд 13.

1. Изучить §3.9, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить задачи на наследование групп крови и цвета кожи у человека и решить их.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:...
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"
Цель: Формирование и углубление знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка»
Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconВзаимодействие генов и генный контроль развития
В то же время наблюдаемое широчайшее многообразие морфологических форм млекопитающих дает основание заключить, что непременным атрибутом...
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,...
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок биологии в 6 а классе по теме: «Виды корней и типы корневых систем»
Расширение понятийной базы школьников за счет дополнительного материала, сведений
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок биологии в 6 классе по теме: "Разнообразие плодов"
Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов» iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск