Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Конспект урока:
«Ознакомление с окружающим миром» Тема урока:
«Жизнь диких животных зимой»
Танырбергенова Р.С.
Тема урока: «Жизнь диких зверей зимой» Цель урока:
Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь);
как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям;
учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;
воспитывать любознательность.
Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
Ход урока:
1.-Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке:
слайд № 2
Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется, жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось. Давайте посмотрим на красоту зимней природы.
слайд № 3
2.- Послушаете стихотворение Геннадия Морозова “В снежном лесу” и определите тему урока.
Бежала лисица по следу зайчонка, Неслышно бежала, снег нюхала тонко. Бежал и зайчонок. Да прыгнул… И - гоп, С ушами зарылся в огромный сугроб. Лежит и не дышит - ледышка ледышкой - В овражьем сугробе ушастый зайчишка…
3. Сообщение темы и цели
Сегодня на уроке мы узнаем, как зимуют животные, с чем связаны изменения в их жизни, узнаете какую роль, играет человек в жизни животных. 4. Повторение
- Какие группы живых существ вы знаете?
Ответ: животные - звери, птицы, черви, змеи, земноводные, рыбы, насекомые слайд № 4 - Сегодня мы будем говорить о группе животных – звери.
- Назовите этих животных (волки, лиса, медведь, кошка, собака и т.д.)
- Каких животных называют дикими?
- Как дикие животные приготовились к зиме?
Одни запасли корм, другие залегли в спячку, остальные не заготовили корм и не залегли в спячку
5.- Сегодня мы отправимся в зимний лес. слайд № 5 Ребята, зачем люди зимой надевают шубы, шапки, валенки? А вы знаете, как спасаются звери от морозов? Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Представьте себе, что мы оделись тепло и пойдём в зимний лес, посмотрим, кто там живёт. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.
По зимнему лесу поведет нас волшебная палочка. Немало интересного покажет она в зимнем лесу, а самое главное она поможет увидеть, как зимуют животные в лесу .
6. Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам первым и встретится: слайд № 6 Кто это, ребята? (Белка.) слайд № 7 Правильно, это белочка встречает нас первой. Давайте послушаем ее голос.
- Где живет белка. (Ответы детей) белка живет в дупле, питаясь запасами, приготовленными осенью.
Как белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. слайд № 8
Летом белка –рыжая. слайд № 9 Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. слайд № 10 Хвост у белки хорошо развит, пушист и служит рулем во время акробатических прыжков. слайд № 11
7. А теперь послушайте загадку:
слайд № 12
Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И правда, заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать, и послушаем голос. слайд № 13 - Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.
А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет.
Летом шерсть у него – серая. слайд № 14
.- Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.
В сильные морозы он роет себе норку.
слайд № 15
8. Физминутка.
- А теперь, ребята давайте отдохнем.
слайды № 16 - № 26
9. Отдохнули, ну теперь с новыми силами пойдем дальше по лесу. И кто же нас встретится следующим?
слайд № 27
Давайте , посмотрим угадали мы или нет. Да, ребята, молодцы. Это медведь
слайд № 28
- Как вы думаете , что нам прорычал мишка?-
«- Что это вы тут все собрались? Разговорились? Чего вам не спится, ведь зима - спать надо.» В берлоге, занесенной толстым слоем снега, мишка спит спокойно всю зиму.
слайд № 29
Но сон мишки чуток: при шуме возле берлоги он просыпается. Вот и сегодня мы помешали - раскричались. Залегает он в берлогу еще до снега. Осенью нагуливает жира побольше, а зимой спит. - Что еще знаете о медведях?
Когда медведь спит, он не употребляет пищи, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.
Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. На самом деле это не так. В феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая мерзнет. Облизывая подошвы горячим языком медведь согревает кожу. Вот и кажется, что медведь сосет лапу.
- Какие звери зимой спят? (Ответ: барсуки, ежи,…)
- Почему они залегают в спячку?
(Ответ: не могут найти корма, спячка помогает им пережить трудное время - голодную зиму).
Зимой у медведицы рождаются медвежата.
слайд № 30
Давайте не будем ему мешать, пусть он спит.
10. пойдем дальше и кого же мы встретили?
слайд № 31
Отгадали? Тихонько понаблюдаем за ней и послушаем. слайд № 32
Лисичка -сестричка. Шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится лиса самых трескучих морозов, так как шубка густая и пушистая. Лапы как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. И все-таки зима - самое тяжелое время для лисички. Добывать пищу зимой очень трудно.
Долго приходится рыскать ей по полю, чтобы насытиться, ведь нужно много поймать мышей . Лисичка за много метров слышит, как под снегом пищат мыши
слайд № 33
Иногда охочусь за зайцами, но они быстрее меня бегают, вот проблема.
слайд № 34
11. давайте отгадаем следующего зверя. слайд № 35
- Правильно, давайте посмотрим и послушаем его.
слайд № 36
Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков.
слайд № 37
Стаей рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. Охотятся волки на оленей, лосей, зайцев и других зверьков.
Слайд № 38 слайд № 39
12. Учитель. Вот и заканчивается наша прогулка по зимнему лесу. Нам пора возвращаться. Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
Зимой необходимо подкармливать животных, чтобы они не погибли с голоду. Человек привозит повозки сена туда, где начинается лес, здесь едят олени, зайцы; лиса находит здесь много мышей, зайцев . слайд № 41 Иногда когда люди приходят в лес оставляют кусочки хлеба, орешки, которые находят белочки. слайд № 42 Сейчас, ребята исчезают многие виды животных. Они занесены в Красную книгу, цвет книги предупреждает об опасности, нависшей над животными. Животных убивают ради шкур, рогов, меха, мяса и ради забавы. слайд № 43
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место?
(Заповедник) - слово на доске. В Казахстане таких заповедников шесть.
Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.
Мир природы велик и разнообразен, и человек должен его беречь и любить.
14. Итог урока:
- Давайте вспомним, с какими животными мы сегодня встретились в лесу?
- У вас на партах лежат листочки с заданием, нужно накормить животных.(соедини животное и корм).
- Кто сегодня на уроке для себя открыл что-то новое?
- Поделитесь этими открытиями с родителями? |