МСКОУ «Начальная школа - детский сад № 32»
«Аленький цветочек»
Конспект интегрированного занятия (Рисование и ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе (ОНР)
Тема: «Путешествие в лес»
Воспитатель МСКОУ № 32 в подготовительной к школе группе (ОНР) «Лилички»
Ларина Нина Борисовна
Октябрь 2010
Конспект интегрированного занятия (Рисование и ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе (ОНР)
Тема: «Путешествие в лес »
Цели:
• Закреплять знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы;
• Закреплять знания детей о грибах как самостоятельном царстве живой природы;
• Уметь устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении;
• Вызвать у детей интерес к такому способу графического изображения, как силуэт; обратить внимание на особенности работы данным способом; поупражнять детей в силуэтном рисования;
• Развивать световосприятие, фантазию, творчество;
• Развивать внимание, мышление, память, логику, общую и мелкую моторику, разговорную диалогическую речь;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Материал:
• демонстрационный: Лесовичок в пеньке - игрушка, деревья-макеты, рисунок-схема «Взаимосвязь в природе, силуэты (грибы съедобные и несъедобные, морковь, иллюстрации художников, запись спокойной музыки.
• раздаточный: карандаши простые, восковые мелки, листы белой бумаги. Словарь:
1. Предметы: Гриб, подберезовик, подосиновик, мухомор, сыроежка, боровик, белый гриб, лисичка, опенок, масленок, рыжик, бледная поганка, дерево, варенье, мармелад, суп, икра;
2. Действия: расти, снять, срезать, варить, отваривать, сажать, резать, чистить, собирать, мыть, есть, замораживать, сушить,
3.Признаки: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый, выпуклый, вогнутый, темно-коричневый, светло-коричневый
4.Родственные слова Гриб - грибы, грибок, грибочек, грибной (суп),грибная (полянка), грибное(место),грибник, грибники.
Предварительная работа: рассматривание различных силуэтов; рисование людей и животных по трафаретам; аппликация на тему «Грибы» способом симметричного вырезывания; театр теней «Двигающиеся тени» (показ руками различных теневых изображений).
Ход занятия:
I. Орг. момент.
- Ребята, сегодня занятие рисование соединим с ознакомлением с окружающим миром. Хотите отправиться в путешествие? А отправимся мы сегодня в путешествие в лес к его хозяину - Лесовичку.
Динамическая пауза «Мы идем дорожками»
II. Основная часть.
1. Взаимосвязь в природе Беседа по схеме.
Сюрпризный момент: Пенек. Из пенька вылезает Лесовичок.
Лесовичок: - Здравствуйте, ребятки, узнали меня?- Ну-ка, ребятки, расскажите, что вы знаете про мой лес? (В лесу есть разные царства: царство животных, царство растений, царство насекомых, царство птиц царство грибов).
Лесовичок: - Итак, все в природе взаимосвязано. Давайте это докажем.
Подойдите сюда, посмотрите на схему: тепло и солнце, воздух и вода необходимы для
жизни дерева, благодаря этим условиям оно живет и растет.
- А теперь скажите, какие грибы растут под березкой? Верно, подберезовики.
Если немножко раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба — это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и получает от дерева питательные вещества.
- А какие животные используют грибы в пищу? (Белочка, ежи, медведи, лоси и олени лечатся грибами)
- Давайте расставим стрелки на схеме и посмотрим, какие связи нам удастся увидеть. (Стрелки устанавливаются с помощью магнитов.) Теперь мы ясно видим, что многие растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а они от грибов — воду с растворенными в ней солями. Ребята, скажите, солнце, воздух, вода — это неживая природа, А дерево, грибы, белка? (Они растут, дышат— значит, относятся к живой природе).
— Какой же можно сделать вывод про живую и неживую природу? (Живая и неживая природа связаны друг с другом.)
- Молодцы, все-то вы про мои царства знаете. А вот вы люди - человечки? Вы сами-то к какой природе относитесь? (К живой. Мы тоже дышим, растем, развиваемся.)
Лесовичок: - Если человек придет в лес с добром, не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут и грибы, будет чем питаться животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзинкой. А если человек придет в лес со злом, сломает ветки или изрежет ствол дерева ножом? {Дерево погибнет. Не будет грибов, белке нечего будет есть.)
Лесовичок: - Да, ребята, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, он необходим для дыхания. Некоторые растения используют для лечения различных заболеваний. Растения очень красивы и создают у нас прекрасное настроение. Многие растения, как и грибы, используются нами в пищу.
Дидактическое упражнение «Назовем действия» - А что делают из грибов? {Грибы собирают, ищут, солят, маринуют, сушат, морозят, отваривают, жарят)
Дидактическое упражнение «Подбери родственников к слову Гриб»
Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»
- А сейчас поиграем и узнаем, как вы разбираетесь в грибах. Какими грибами наполнится ваша корзинка? (опенок, масленок, белый гриб, сыроежка, бледная поганка, мухомор, подберезовик, лисичка, ложный опенок, подосиновик.)
Динамическая пауза «За грибами в лес пойдем»
2. Молодцы, все понимаете, а теперь про мое царство грибов Грибы относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное царство? Чем грибы отличаются от растений? Дидактическое упражнение «Что будет с грибами, если,.,»
♦ Что будет, если лето засушливое?
♦ Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
♦ Что будет, если осенью придут ранние заморозки?
♦ Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?
♦ Что будет, если грибы долго не собирать?
♦ Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?
♦ Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?
♦ Что будет, если грибы плохо проварить?
♦ Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы ?
3. Изобразительная деятельность
- Сейчас мы будем рисовать, а Лесовичок посмотрит, как вы будете стараться. Художники-иллюстраторы часто применяют интересный способ изображения - силуэт. И мы сегодня поучимся рисовать силуэты. Что же такое - силуэт? Силуэт - это очертание предмета, подобное его тени, выполненное одним цветом. Прежде чем рисовать силуэт, художник делает набросок карандашом, а затем раскрашивает весь предмет одним цветом. (Показ иллюстраций)
- Рассматривая рисунки, обратите внимание на четкость силуэтов, выполненных одним цветом (но иногда он где-то более светлый, где - то видны штрихи, пятна).
- Цвет силуэта не обязательно черный, он может быть красным, желтым, голубым, зеленым и т.д.
Дидактическое упражнение «Угадай грибок по силуэту»
На столе силуэты грибов, яблока и моркови. Дети выбирают силуэт и называют силуэт какого грибочка взяли. Что здесь лишнее?
- Выбрали, а теперь поиграем, разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «За грибами и за ягодами»
а) Объяснение.
- А теперь аккуратно садитесь, вы знаете, как надо сидеть за столами. (Проверяю посадку, осанку)
- Так как у нас грибочки необычные и рисовать мы их будем не обычными красками, а восковыми мелками. Еще раз вспомним, что такое силуэт? Вам нужно обвести шаблон, подобрать цвет, раскрасить силуэт любым одним цветом.
- Данила, ты будешь рисовать силуэт какого гриба? (я буду рисовать силуэт белого гриба) и т.д.
- Я сейчас включу музыку, вы будете рисовать, но когда она закончится, вы должны закончить свои работы.
б) Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь.
в) Выставка работ (на отдельном столе) Опросы детей: - Даша, тебе чья работа больше нравится, силуэт какого гриба он сделал? К какому царству они относятся?
4. Итоги занятия: Сегодня на занятии что мы рисовали? (Мы рисовали силуэты грибов.) Что такое силуэт? К какой природе относятся грибы живой или неживой? Сейчас мы пойдем на прогулку и возьмем с собой Лесовичка, вы ему приведете примеры живой и неживой природы.
Приложение
сжимают и разжимают кулачки - загибают пальцы начиная с большого
Пальчиковая гимнастика «За грибами и за ягодами»
Раз ,два, три, четыре, пять
Мы пошли в лесок гулять
Этот пальчик по дорожке
Этот пальчик по тропинке
Этот пальчик за грибами
Этот пальчик за малиной
Этот пальчик заблудился
Очень поздно возвратился
з группы.