Показательная функция, ее свойства и график





Скачать 136.73 Kb.
НазваниеПоказательная функция, ее свойства и график
Дата публикации19.09.2014
Размер136.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
ТЕМА УРОКА. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК.

Цели урока:

Образовательные: повторение и закрепление учебного материала, коррекция, углубление, расширение знаний по теме «Показательная функция, ее свойства и график», включение в активную познавательную деятельность.

Развивающие: развитие графической культуры, математической речи, формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, толерантности.

Ход урока.

Некоторые наиболее часто

встречающиеся виды трансцендентных

функций, прежде всего показательные,

открывают доступ ко многим

исследованиям.

Л.Эйлер.

1. Самоопределение к деятельности, стимулирующее начало.

- Здравствуйте, ребята! Поразительна быстрота, с которой размножаются животные и растения, если они попадают в благоприятные условия, т.е. почти не имеют естественных врагов и находят вдоволь пищи. Достаточно было выпустить в Австралии на волю пару кроликов (раньше они там не водились), чтобы через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. А когда один южноамериканский ученый выпустил несколько экземпляров выведенного им гибрида африканских и местных пчел, рои новой породы стали занимать одну территорию за другой, распространились по всей Южной Америке и сейчас почти полностью вытеснили ранее существовавшие там виды пчел.

? Неужели это все связано с математикой? Причем здесь показательная функция? На эти и другие вопросы мы узнаем ответ в течение урока.

-Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке. Чему мы научились?

- Вы хорошо работали на прошлых уроках, но вы можете сказать, что у вас, у всех все получалось, вы не допускали ошибок при выполнении заданий? (Нет)

-Сегодня мы продолжим работать с показательной функцией, исследовать ее свойства, применять их для сравнения выражений, учиться строить более сложные графики показательной функции (графики с модулем), узнаем о применении показательной функции в физике, биологии, экономике и других областях. Если кто-то из вас будет допускать ошибки, ваша задача: найти эти ошибки, понять, почему вы их допустили, и исправить их.

-Для успешной работы на уроке повторим основные понятия и алгоритмы, которые мы сегодня будем использовать.

2. Актуализация знаний, локализация затруднений.

Учебный диалог.

  • Расширение понятия какой функции привело к появлению показательной функции? (степенной функции)

  • Какая функция называется показательной?

  • Назовите область определения и множество значений функции .

  • Укажите промежутки монотонности функции при а>1, при 0 < а <1.

Устная работа.

  • Какие из перечисленных функций являются показательными:

у = 2х ; у = х ; у = (-5)х ; у = πх ; у = (2х-7)2 ?

  • Какие из показательных функций являются возрастающими, а какие убывающими:

; ; ; ?

  • Есть ли среди всех значений функции у = 3х наибольшее?

  • Сравните значения выражений:

; ;

  • Укажите график функции у = 0,5х ; у = 2х





Какие затруднения были при выполнении заданий? Каковы их причины?
3. Включение в систему знаний (отработка имеющихся умений и формирование новых)

Задание 1. Построить графики функций (работа в парах на месте и два ученика у доски работают на откидных досках)

1 вариант у = 2х ; у = 2х+1 ; у = 2х +1

2 вариант ; ;


1 вариант

2 вариант

Функция

График

Функция

График



у = 2х












у = 2х+1













у = 2х +1










По окончании работы проверка правильности построения графиков и обобщение результатов.

- Что произошло с графиками функций?

- Укажите множество значений функций.

- Укажите точку пересечения каждой функции с осью ординат.

- Какой сдвиг испытают графики функций у = 2х-1 ; у = 2х -1 вдоль осей координат ?
Задание 2. Построим график функции у = 2 ׀‌‌‌‌х׀ (учитель показывает на доске решение)

По определению модуля
у = 2х , если х ≥ 0

2 ׀‌‌‌‌х׀ =

у = 2 , если х < 0

Задание 3. (Групповая работа с последующей самопроверкой по образцу) Построить графики функций

1 и 3 группы: у = 3 ׀‌‌‌‌х׀ ; у = 3 ׀‌‌‌‌х-2׀ ; у = ׀‌‌‌‌3х - 2 ׀

1б. 2б. 3б.
2 и 4 группы : ; ;

1б. 2б. 3б.





у = ׀‌‌‌‌3х - 2׀

4. Расширение информационного поля учащихся, установление межпредметных связей.

Применение показательной функции.

Рост народонаселения. Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой , где N0 - число людей в момент времени t=0, N – число людей в момент времени t, a – константа.
Диагностика заболеваний. При диагностике почечных болезней часто определяют способность почек выводить из крови радиоактивные изотопы, причем их количество в крови падает по показательному закону.
Барометрическая формула. При постоянной температуре давление воздуха убывает с убыванием высоты над уровнем моря по закону

, где p0 – давление на уровне моря (h =0), p – давление на высоте h, H - константа, зависящая от температуры воздуха.
Формула разрядки конденсатора. Если начальное напряжение на конденсаторе равно U0, то конденсатор будет разряжаться по закону

, где t – время, в течение которого разряжается конденсатор, R – сопротивление, C – электроемкость конденсатора.
Радиоактивный распад.

После открытия радиоактивности в опытах Беккереля и супругов Кюри возник вопрос, по какому закону происходит распад атомов? Оказалось, что количество распадающегося за единицу времени вещества всегда пропорционально имеющемуся количеству вещества.

Физики назвали промежуток времени, в течение которого распадается половина всех имеющихся атомов, периодом полураспада данного вещества. Этот период различен для разных веществ: для урана-238 он равен 4,5 млрд лет, для радия – 1620 лет, для полония – 84 года, для цезия-137 – 31 год, для иода-131 – 8 суток.

Например, за время равное 4,5∙109 лет при распаде урана-238 распадается половина от начального числа атомов, т.е. при увеличении времени на 4,5 миллиарда лет число атомов уменьшается в 2 раза.

Задание. Сделать аналитическую запись формулы радиоактивного распада, обозначив начальную массу вещества М. Изобразить схематически график функции.

Ответ. или

За правильно записанную формулу и верно выполненный график по 0,5б.

0

Потери силы тока. При передаче электроэнергии по подводному кабелю потери в силе тока за счет утечки в воду пропорциональны длине кабеля.

Например, на каждом километре сила тока уменьшается на 0,5%. Тогда при увеличении расстояния от источника энергии на 1 км сила тока будет изменяться в отношении 1: 0,995

Задание. Сделать аналитическую запись формулы, выражающей зависимость силы тока от расстояния. Изобразить схематически график функции.

Ответ.

Органический рост

  • При искусственном выращивании каких-либо микроорганизмов (например, при разведении дрожжей или кефирных грибков на заводах, при изготовлении пенициллина, при выращивании в лаборатории какого-либо вида клеток для научных исследований), когда обеспечиваются особо благоприятные условия для жизни организмов (постоянная температура, наличие достаточного количества питательных веществ, «жизненное пространство» и т.д.), размножение клеток идет так, что за некоторый определенный промежуток времени (длина митотического цикла) каждая клетка делится на две дочерние клетки.

Поэтому за равные отрезки времени число клеток в колонии увеличивается в одном и том же отношении, рост колонии идет постепенно, причем, когда время увеличивается на длину митотического цикла, число клеток увеличивается в два раза
Задание. Сделать аналитическую запись формулы размножения клеток. Изобразить схематически график функции.

Ответ.



  • Если однолетнее растение дает 100 семян и из них прорастает половина, то за каждый год, т.е. при увеличении времени на единицу, число растений увеличивается в 50 раз. (Конечно, в естественных условиях погибает большая часть растений, но в идеальных условиях, которые иногда возникают в природе или создаются искусственно человеком, рост числа особей идет именно так.)


Задание. Сделать аналитическую запись формулы размножения растений. Изобразить схематически график функции.

Ответ.



Рост вклада в банке.

Еще в древнем мире было широко распространено ростовщичество – отдача денег взаймы под проценты. Крестьянин, которого постиг неурожай, ремесленник, имущество которого уничтожил пожар, разорившийся мелкий торговец были вынуждены идти к ростовщику, обещая вернуть на следующий год сумму, значительно большую, чем взятая в долг.

В XIV-XV веках в Западной Европе появляются банки – учреждения, которые давали деньги в рост князьям и купцам, финансировали за большие проценты дальние путешествия и завоевательные походы. Чтобы облегчить расчеты сложных процентов, взимаемых по займам, составили таблицы, по которым сразу можно было узнать, какую сумму надо было уплатить через п лет, если была взята взаймы сумма а по р% годовых.

Эта сумма выражается формулой:



Иными словами, такие таблицы давали значения показательной функции.

Пример. Банк выплачивает вкладчикам проценты по вкладам в размере 4% в год, т.е. за каждый год вклад увеличивается в 1,04 раза.
Задание. Сделать аналитическую запись формулы, выражающей зависимость величины вклада от времени. Изобразить схематически график функции.

Ответ.

За каждую правильно записанную формулу и верно изображенный график ученики получают по 0,5 балла.


5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, (контроль знаний и умений).

Предлагается тестовое задание и самостоятельная работа дифференцированного характера с правом выбора вида работы.
ТЕСТ.

Вариант 1.

1б.1. Какие из перечисленных функций являются показательными:

а) у=2х б) (-3)х в) у=х г) у = π х

1б.2.Какая функция является возрастающей?

а) у=0,2х б) у=3х в) г) у=2

1б.3. Найдите область значения функции у = 3х - 6
а) (- ∞; +∞) б) (0; +∞) ; в) [-6; +∞) г) ( -6; +∞)
1б.4. Определите наибольшее из чисел.

а) б) в) 1 г)

1б.5. При каком значении а график функции у = ах проходит через точку Р (1;2)

а) 1 б) 2 в) г)

-----------------------------------------------------------------------

3б.6. Построй график функции у = 3х +׀х׀
Вариант 2.

1б.1. Какие из перечисленных функций являются показательными:

а) у=х2 б) у =()х в) у =(х-2)3 г) у = 3 –х
1б.2. Какая функция является убывающей?

а) у=0,2 б) у=3х в) г) у=22х

1б.3. Найдите область значения функции у = 2х + 2
а) (- ∞; +∞) б) (2; +∞) ; в) (-2; +∞) г) ( 0; +∞)
1б.4. Определите наименьшее из чисел.

а) б) в) г) 1

1б.5. При каком значении а график функции у= ах проходит через точку М (2;9)

а) 3 б) 2 в) г) 4,5

------------------------------------------------------------------

3б.6. Построй график функции у = 2х -׀х׀
Коды правильных ответов.

1 вариант.

№ задания

1 1б.

2 1б.

3 1б.

4 1б.

5 1б.

Ответ

а, г

б

г

в

б

2 вариант.

№ задания

1 1б.

2 1б.

3 1б.

4 1б.

5 1б.

Ответ

б, г

в

б

г

а


у = 3х +׀х׀ 3б. у = 2х –׀х׀

3б.



Самостоятельная работа.

Вариант 1.

2б.1. Сравните с единицей:

а) б) в) г)

1б.2. Сравните значения выражений:

а) б)

1б.3. Сравните х и у, если известно, что верно неравенство:

а) б)

1б.4. Найдите абсциссу точки пересечения графиков функций f и g , если:

а) f (х) = 2х , g(х) = 2 б) f (х) = , g (х) =

----------------------------------------------------------------

3б.5. Построй график функции: у = 2- 3х
Вариант 2.

2б.1. Сравните с единицей:

а) б) в) г) 0,212

1б.2. Сравните значения выражений:

а) б)

1б.3. Сравните х и у, если известно, что верно неравенство:

а) б)

1б.4. Найдите абсциссу точки пересечения графиков функций f и g , если:

а) f (х) = 4х , g(х) = 42 б) f (х) = , g (х) =

--------------------------------------------------------------

3б.5. Построй график функции: у = 3- 2х

Ответы :

Вариант 1.

2б.1. а) < 1 б) < 1 в) < 1 г) >1

1б.2. а) б)

1б.3. Сравните х и у, если известно, что верно неравенство:

а) б)

1б.4. а) х=1 б) х=3

----------------------------------------------------------------

3б.5. у = 2- 3х

Вариант 2.

2б.1. а) б) <1 в) >1 г) 0,212<1

1б.2. а) б)

1б.3. а)х < у б) х < у

1б.4. а) х=2 б) х=4

--------------------------------------------------------------

3б.5. Построй график функции: у = 3- 2х

Критерии оценки за урок:

«3» - 7-10 баллов

«4» - 11-15 баллов

«5» - 16-19 баллов

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ.

Фамилия, имя __________________________________________________



Вид задания

Групповая работа по построению графиков

Применение показательной функции

Самостоятельная работа




Итого баллов

Оценка

Количество баллов



















6. Рефлексия. Подведение итогов.

  • Какой материал повторяли на уроке?

  • Что нового узнали?

  • С какими трудностями столкнулись на уроке?

  • Дайте оценку своей работы на уроке.

  • Что необходимо повторить для успешной работы на последующих уроках?



7. Домашнее задание.

Стандарт математического образования. Обязательный уровень усвоения.


Продвинутый уровень. №257(2), №263(3)
Список литературы.


  1. Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.- М.: Просвещение, 2004.

  2. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике: Кн. для внеклассного чтения IX-X кл. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.статей / сост. Е.Г.Глаголева, О.С. Ивашев-Мусатов. – М.: Просвещение, 1980.

  4. Панишева О.В. Применение показательной функции. Журнал «Математика в школе», №5 2001.

  5. Удальцова А. Диктанты по алгебре и началам анализа. Газета «Математика» №2, 2005 с.21; №3, 2005 с.20



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Показательная функция, ее свойства и график iconМодуль 3 Обобщение понятия степени. Показательная и логарифмическая функции
Практическая часть №2 Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств
Показательная функция, ее свойства и график iconРазработка урока по алгебре и началам анализа в 10-м классе Тема:...
Учащиеся: При а?0 выражение ах не всегда имеет смысл, например, не имеют смысла выражения
Показательная функция, ее свойства и график iconУрок алгебры и начал анализа 10 класс Тема : «Степенная функция, ее свойства и график»
Учитель: Вам знакомы свойства и графики элементарных функций, написанных на доске
Показательная функция, ее свойства и график iconУрок алгебры в 9 классе тема: Функция y=ax 2, ее график и свойства
Горшкова Ольга Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории к ф-м н
Показательная функция, ее свойства и график iconМетодическая разработка урока по алгебре в 10 классе Тема урока:...
Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства...
Показательная функция, ее свойства и график iconАнализ контрольной работы по алгебре Первый триместр 2013-2014 учебного год
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем...
Показательная функция, ее свойства и график iconУрок обобщающего повторения Тема
Тема: фсу, алгебраические дроби, действия с дробями. Квадратичная функция, ее свойства и график
Показательная функция, ее свойства и график iconУрок проверки коррекции знаний по теме: «Функция у = ах 2 +вх+с»
С помощью шаблона параболы у = х2 построить график функции 2) у = (х-3)2; 5) у = -(х-1)2-3; Дополнительное задание тем, кто решал...
Показательная функция, ее свойства и график iconКонспект групповой консультации по теме: «Логарифмическая функция,...
Формировать мировоззрение учащихся. Показать взаимосвязь математики с окружающей действительностью
Показательная функция, ее свойства и график iconПрактическая работа. Тема: Квадратичная функция и ее график. Цели
Образовательные – показать умение строить график квадратичной функции и исследовать её
Показательная функция, ее свойства и график iconУрок по алгебре и началам анализа в 11-й классе Тема урока «Показательная функция»
Воспитательная – воспитывать потребность в объективной оценке результатов, умение работать в группе
Показательная функция, ее свойства и график iconРеферат по алгебре на тему: «Функции»
Сферические функции293 Цилиндрические функции293 Функция Эйри324. Необычные функции344 Функция Дирихле344 Функция Хевисайда355. Функции,...
Показательная функция, ее свойства и график icon«Логарифмическая функция, ее свойства и график»
Малюгина Ольга Александровна, учитель математики маоу боровской сош №1 с января 1988 года, окончила математический факультет Тюменского...
Показательная функция, ее свойства и график iconУрок по теме «Квадратичная функция»
Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Квадратичная функция. График квадратичной функции. Решение неравенств второй...
Показательная функция, ее свойства и график iconКонспект открытого урока на тему: «Логарифмическая функция и ее свойства» ( 11 класс) Цели урока
В этом году Вы познакомились с логарифмической функцией, научились строить её график, познакомились с её свойствами, которые применяете...
Показательная функция, ее свойства и график iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устанавливается связь с физикой, информатикой. На изучение темы функция у=sin X, её свойства и график отводится 2 часа. На первом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск