Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли»





Скачать 298.47 Kb.
НазваниеРабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли»
страница1/2
Дата публикации22.09.2014
Размер298.47 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3 КЛАСС

Окружающий мир

РАЗДЕЛ 1: «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года

Рабочая программа разработана на основе:

  • Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Программа по окружающему миру для четырехлетней начальной школы. Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). – М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100» / авт.-сост. О. В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3 класс «Обители Земли» (авторы: А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина)

В соответствии с учебным планом индивидуального обучения на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 34 часа в учебный год – 1 час в неделю: на курс«Обитатели Земли» - 17 ч., «Мое Отечество» - 17 ч.).

Учебный курс «Обитатели Земли» изучается в первом полугодии 2011-2012 учебного года, поэтому количество учебных часов в соответствии с составленной рабочей программой и с учетом количества учебных недель в 1 полугодии 2011-2012 учебного года составляет 17 час.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществля­ется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению о промежуточной аттестации обучающихся школы.

Формы контроля (проверочные работы, контрольные работы ):

  • 1 четверть – 3 проверочных работы, 1 контрольная работа;

  • 2 четверть – 3 проверочных работы, 1 контрольная работа;

Программа и учебники по окружающему миру - составная часть комплекта программ и учебников Образовательной системы «Школа 2100». Это система непрерывных курсов для начальной и основной школы, созданных в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Специфика программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин) состоит в формировании цело­стной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как озна­комление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

Учебник по окружающему миру для 3-го класса, в частности, его первая часть «Обитатели Земли», является продолжением учебника для 1-го и 2-го класса «Я и мир вокруг» и «Наша планета Земля» (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). Сохраняются и главные цели курса. Основная задача заключается не в сообщении уче­нику более или менее значительной информации, а в обучении его сво­бодно оперировать приобретенными, пусть пока незначительными, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика созна­тельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связях с жизнью человека, воспитывать наблюдатель­ность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта. Главная цель учебника для 3-го класса - познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Ключевое пред­ставление, которое должно сформироваться у школьников для того, чтобы они смогли осознать роль жизни, - круговорот веществ. Имен­но круговорот веществ в биосфере лежит в основе порядка на поверх­ности нашей планеты и именно в нем ведущая роль принадлежит жиз­ни и живым организмам. Живой организм рассматривается в учебни­ке как маленькое звено круговорота, а экосистема - как ячейка живой зболочки - биосферы. Перечисленные понятия воспринимаются людь­ми старшего поколения как незнакомые, абстрактные и недоступные детям. На наш взгляд, грамотное и популярное изложение этих понятий вполне возможно и необходимо, так как служит гарантией воспитания "удущих поколений в духе новой биосферной этики. Ее главный смысл вводится к рассмотрению Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей -планеты и даже ближайший космос. Лишь такая этика позволит лю­дям справиться с экологическим кризисом XXI века.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (31 час) – скорректировано с учётом учебного плана индивидуального обучения на 17ч

Вещество и энергия (1ч)

Тела естественные и искусственные. Вещество то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Моле­кулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стек­ло - твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.

Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловлен­ные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч)

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Ста­бильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (6 ч)

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экоси­стемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совмест­ными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Живот­ные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопле­ние отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дожде­вые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Дере­вья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулиру­ют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает «раны» биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (зале­жи). Как помочь природе вылечить ее раны?

Поле - искусственная экологическая система. Культурные расте­ния, выращиваемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Не­способность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борь­бы с сорняками и вредителями.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (7 ч, из них 1 ч по ОБЖ)

В данный раздел включены темы по ОБЖ «Подозрительные предметы» (урок 28) и «Взрывчатые вещества. Ядовитые вещества» (урок 29).

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные орга­ны цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твердых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позво­ночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и стро­ение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие го­ловастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непо­стоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Пере­летные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Сле­ды жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успе­вает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согла­сии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедни­ки и национальные парки.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

  • что такое тело;

  • что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных ве­ществ;

  • что такое энергия;

  • что такое биосфера; начальные сведения о круговороте веществ;

  • значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;

  • роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для су­ществования живых организмов и человека на Земле;

- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

  • об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специ­фике;

  • что такое почва и какова ее роль в плодородии:

  • основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насе­комые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.

Учащиеся должны уметь:

  • применять законы и правила к природным процессам и предсказы­вать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

  • различать твердые тела, жидкости и газы;

  • уметь пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращений воды, льда и пара;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой приро­дой;

  • выделять звенья круговорота веществ;

  • классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

  • уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Для реализации программного содержания по курсу «Окружающий мир» для третьего класса (часть 1 «Обитатели Земли») используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Учебник для 3-го класса часть 1 «Обители Земли» – М.: Баласс, 2009. (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д.. Данилов, А.С. Раутиан, О.В. Бурский)

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3 класс. (Обитатели Земли) – М.: Баласс, 2009. (авторы: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, О.В. Бурский)

  3. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) часть 1, 3 класс– М.: Баласс, 2010. (авторы: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина)

  4. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3 класс «Обители Земли» (авторы: А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина)


Рекомендуемая дополнительная литература:

  1. «Мои первые опыты» - 2-3 класс (автор: И.И. Курапова. Под ред. А.А. Вахрушева)

  2. Наглядные материалы по окружающему миру для 3 класса (авторы: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.И. Панаиотиди)


ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

Номер или название работы

На каком уроке по учебнику

проводится

Включает материал следующих тем

Страницы тетради

Сроки проведения

план

факт

I четверть.

Проверочная работа № 1

Тема 7

Часть 1, темы 5, 6, 7

7

16.09




Контрольная работа № 1




Часть 1, после изучения темы 1-9

21-28

23.09




Проверочная работа № 2

Тема 16

Часть 1, темы 15, 16

15

28.10




II четверть.

Проверочная работа № 3

Тема 23

Часть 1, темы 22, 23

39

25.11




Проверочная работа № 4

Тема 26

Часть 1, темы 26

43

09.12




Контрольная работа № 2




Часть 1, после изучения темы 10 – 28

17 – 20

29 - 32

23.12





  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconВахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С., Окружающий мир, 3 класс....
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч м.: Просвещение, 2011.( Стандарты...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconУрок по окружающему миру Образовательная система: «Школа 2 100»
Учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, окружающий мир, «Обитатели Земли»,3-й класс (1-4), часть 1
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconТема: экосистема озера
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconДанилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 3 класс....
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательной системы «Школа...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconУрок окружающего мира по теме «экосистема озера»
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий...

Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, О. В. Бурского, А. С. Раутиана...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconКласс: 2 класс Название материала
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconПлешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconУчебнике “ Окружающий мир. 3 класс. Автор Н. Ф. Виноградова” по теме: «Растительный мир Земли»
Название проекта: “Разнообразие растений на Земле. Как сохранить это разнообразие”
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconРабочая программа «Окружающий мир»
Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе,...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconВахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс...
А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconУчебник для 3 класса «Обитатели Земли» часть 1, авт кол-в А. А. Вахрушев,...
Оборудование: пк, мультимедийный проектор, презинтация, карта полушарий, тест тесты «Экосистема поля»
Рабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск