РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
3 КЛАСС
Окружающий мир
РАЗДЕЛ 1: «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года
Рабочая программа разработана на основе:
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Программа по окружающему миру для четырехлетней начальной школы. Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). – М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»).
Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система «Школа 2100» / авт.-сост. О. В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3 класс «Обители Земли» (авторы: А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина)
В соответствии с учебным планом индивидуального обучения на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 34 часа в учебный год – 1 час в неделю: на курс«Обитатели Земли» - 17 ч., «Мое Отечество» - 17 ч.).
Учебный курс «Обитатели Земли» изучается в первом полугодии 2011-2012 учебного года, поэтому количество учебных часов в соответствии с составленной рабочей программой и с учетом количества учебных недель в 1 полугодии 2011-2012 учебного года составляет 17 час.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению о промежуточной аттестации обучающихся школы.
Формы контроля (проверочные работы, контрольные работы ):
1 четверть – 3 проверочных работы, 1 контрольная работа;
2 четверть – 3 проверочных работы, 1 контрольная работа;
Программа и учебники по окружающему миру - составная часть комплекта программ и учебников Образовательной системы «Школа 2100». Это система непрерывных курсов для начальной и основной школы, созданных в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Специфика программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин) состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.
Учебник по окружающему миру для 3-го класса, в частности, его первая часть «Обитатели Земли», является продолжением учебника для 1-го и 2-го класса «Я и мир вокруг» и «Наша планета Земля» (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). Сохраняются и главные цели курса. Основная задача заключается не в сообщении ученику более или менее значительной информации, а в обучении его свободно оперировать приобретенными, пусть пока незначительными, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связях с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта. Главная цель учебника для 3-го класса - познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Ключевое представление, которое должно сформироваться у школьников для того, чтобы они смогли осознать роль жизни, - круговорот веществ. Именно круговорот веществ в биосфере лежит в основе порядка на поверхности нашей планеты и именно в нем ведущая роль принадлежит жизни и живым организмам. Живой организм рассматривается в учебнике как маленькое звено круговорота, а экосистема - как ячейка живой зболочки - биосферы. Перечисленные понятия воспринимаются людьми старшего поколения как незнакомые, абстрактные и недоступные детям. На наш взгляд, грамотное и популярное изложение этих понятий вполне возможно и необходимо, так как служит гарантией воспитания "удущих поколений в духе новой биосферной этики. Ее главный смысл вводится к рассмотрению Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей -планеты и даже ближайший космос. Лишь такая этика позволит людям справиться с экологическим кризисом XXI века.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (31 час) – скорректировано с учётом учебного плана индивидуального обучения на 17ч
Вещество и энергия (1ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч)
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (6 ч)
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает «раны» биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?
Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (7 ч, из них 1 ч по ОБЖ)
В данный раздел включены темы по ОБЖ «Подозрительные предметы» (урок 28) и «Взрывчатые вещества. Ядовитые вещества» (урок 29).
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
что такое тело;
что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;
что такое энергия;
что такое биосфера; начальные сведения о круговороте веществ;
значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;
- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
что такое почва и какова ее роль в плодородии:
основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Учащиеся должны уметь:
применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
различать твердые тела, жидкости и газы;
уметь пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращений воды, льда и пара;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
выделять звенья круговорота веществ;
классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
уметь проводить наблюдения за растениями и животными;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Для реализации программного содержания по курсу «Окружающий мир» для третьего класса (часть 1 «Обитатели Земли») используются следующие учебники и учебные пособия:
Учебник для 3-го класса часть 1 «Обители Земли» – М.: Баласс, 2009. (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д.. Данилов, А.С. Раутиан, О.В. Бурский)
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3 класс. (Обитатели Земли) – М.: Баласс, 2009. (авторы: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, О.В. Бурский)
«Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) часть 1, 3 класс– М.: Баласс, 2010. (авторы: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина)
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3 класс «Обители Земли» (авторы: А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина)
Рекомендуемая дополнительная литература:
«Мои первые опыты» - 2-3 класс (автор: И.И. Курапова. Под ред. А.А. Вахрушева)
Наглядные материалы по окружающему миру для 3 класса (авторы: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.И. Панаиотиди)
ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Номер или название работы
| На каком уроке по учебнику
проводится
| Включает материал следующих тем
| Страницы тетради
| Сроки проведения
| план
| факт
| I четверть.
| Проверочная работа № 1
| Тема 7
| Часть 1, темы 5, 6, 7
| 7
| 16.09
|
| Контрольная работа № 1
|
| Часть 1, после изучения темы 1-9
| 21-28
| 23.09
|
| Проверочная работа № 2
| Тема 16
| Часть 1, темы 15, 16
| 15
| 28.10
|
| II четверть.
| Проверочная работа № 3
| Тема 23
| Часть 1, темы 22, 23
| 39
| 25.11
|
| Проверочная работа № 4
| Тема 26
| Часть 1, темы 26
| 43
| 09.12
|
| Контрольная работа № 2
|
| Часть 1, после изучения темы 10 – 28
| 17 – 20
29 - 32
| 23.12
|
|
|