Скачать 88.12 Kb.
|
Классный час «Нравственные ценности» 8 класс Михеева Н.А., учитель математики высшей категории МОУ СОШ № 4 г. Копейска 2010 год Нравственные ценности Цели (слайд 2):
Содержание классного часа (слайд 3):
4. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям. Всё, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер I. Введение в проблему. Диагностика. Кто я? Какой я? Прежде чем познакомиться с содержанием выбранной проблемы, предлагаем обратиться каждому из вас к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы. Задание 1 (слайд 4). Ответьте письменно, продолжив следующие строки:
(Ответ может быть анонимным.) Задание 2 (слайд 5). Определите главные для вас ценности. Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т.д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями. Список ценностей (целей):
II. Что такое нравственность Беседа:
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П.Гольдбах) Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций) Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое. 2. (слайд 7) Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение). В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах. Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого. 3. Как называется наука о нравственности? Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям. Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха: Что такое хорошо И что такое плохо? Как бы вы объяснили это мальчику? Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо (слайд 8) – это значит:
Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности. 4. (слайд 9) Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? (обсуждение). Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя. (Апостол Павел) Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше. (слайд 10) «Христианская мораль – мораль становления человеческой личности – возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем…», «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны милостивые…», «Блаженны миротворцы…», «Блаженны гонимые за правду…», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», «Веруйте в свет, да будете сынами света», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих выдающихся людей нашей современности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной высокой морали: Белинский, Добролюбов, Л.Н.Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангельская». (Из книги «Наука и религия») В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения». 5. (слайд 11) Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по- вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? (обсуждение).
Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе. (Э. Фромм) 6. (слайд 12) Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека? (обсуждение). Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть. (Цицерон) 7. (слайд 13) Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. 8. (слайд 14) Как отличить нравственный поступок от безнравственного? Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный. III. Работа в группах Разделить класс на 4 группы, в каждой из которых учащиеся выполняют задание с последующим обсуждением результатов. 1 группа Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей. Нравственно: Безнравственно: Помогать товарищу бросить товарища в беде Быть честным лгать Считаться с мнением окружающих жить в своё удовольствие и т.д. 2 группа Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.
3 группа Напишите сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо» 4 группа Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающих решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм. Необитаемый остров На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения (какие?), ливневые дожди (названия), короткий, но жестокий холод, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.). Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, боьным и слабым в первую очередь). Какие у вас будут праздники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас? IV. Заключительный этап. Диагностика отношения к жизненным ценностям (слайд 15). Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске. Список желаний:
Интерпретация:
|
Классный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области» | Классный час «Мир зож» Классный час предназначен для проведения в старших классах, так как именно подростки находятся под постоянно возрастающим влиянием... | ||
Тема урока Планируемые результаты Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Классный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение... Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена | ||
Тематическое планирование № п/п Тема урока Задачи урока Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Учебно тематический план № темы Темы Количество уроков Корректировка Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||
Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки" Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского | ||
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных... Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |