Скачать 0.97 Mb.
|
Программа основного общего образования Биология 5—9 классы. Линейный курс Программа основного образования Биология. Живой организм. 6 класс Автор Н. И. Сонин Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы». Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Учебное содержание курса биологии включает: 1) «Биология. Введение в биологию. 5 класс». 35/70 ч, 1/2 ч в неделю; 2) «Биология. Живой организм. 6 класс» 35/70 ч, 1/2 ч в неделю; 3) «Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс» 70 ч, 2 ч в неделю; 4) «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» 70 ч, 2 ч в неделю; 5) «Биология. Человек. 9 класс» 70 ч, 2 ч в неделю. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели: — систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 кл.». — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; — воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280—350 часов. Данный курс имеет линейную структуру. В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, 8 класс — животные, 9 класс — человек. Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников. Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно. Содержание программы Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч в неделю) Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч) Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка — живая система Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Деление клеток (1 ч) Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Тема 1.2. Ткани растений и животных Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторные и практические работы Ткани живых организмов. Тема 1.3. Органы и системы органов Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая. Лабораторные и практические работы Распознание органов у растений и животных. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»; — основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных; — основные черты различия в строении растительной и животной клеток; — что лежит в основе строения всех живых организмов. Учащиеся должны уметь: — показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных; — исследовать строение основных органов растения; — показывать составные части побега, основные органы животных; — описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение; — устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями; — исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах; — обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выделять в тексте главное; — ставить вопросы к тексту; — давать определения; — формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях; — работать с биологическими объектами; — работать с различными источниками информации; — участвовать в совместной деятельности; — выявлять причинно-следственные связи. Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23/46 ч) Тема 2.1. Питание и пищеварение Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений. Тема 2.2. Дыхание Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3. Передвижение веществ в организме Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови). Демонстрация Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Тема 2.4. Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5. Опорные системы Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Демонстрация Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых. Лабораторные и практические работы Разнообразие опорных систем животных. Тема 2.6. Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторные и практические работы Движение инфузории, туфельки. Перемещение дождевого червя. Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Тема 2.8. Размножение Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Демонстрация Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий. Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале). Тема 2.9. Рост и развитие Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Демонстрация Способы распространения плодов и семян; прорастания семян. Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале). Тема 2.10. Организм как единое целое Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие». Учащиеся должны уметь: — описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах; — называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность; — обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой; — сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов; — наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы; — исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц; — соблюдать правила поведения в кабинете биологии. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — организовывать свою учебную деятельность; — планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей); — составлять план работы; — участвовать в групповой работе (класс, малые группы); — использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета; — работать с текстом параграфа и его компонентами; — составлять план ответа; — составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки; — узнавать изучаемые объекты на таблицах; — оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Личностные результаты обучения — формирование ответственного отношения к обучению; — формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета; — развитие навыков обучения; — формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.; — формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека; — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; — формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни; — осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам. Резервное время — 4/6 ч. Примерное тематическое планирование. Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)
|
Утверждено Данная программа составлена на основе Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:... | Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным... «Биология. Общие закономерности. 9 класс». Автор В. Б. Захаров Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы | ||
Аннотация к рабочей программе предмета «Биология» Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования... | Рабочая программа по биологии 9 класс Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Латюшина В. М. Пакуловой Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 11 классы Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса за курс основного общего образования Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература» и авторской программы литературного образования 5-11 классы... | Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. VI – IX... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н. И. Сонина,... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6-11 классы. М.: Дрофа 2010г | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.... | ||
Образовательная программа по предмету биология для 7 б, в, г План составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основного... | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 9 классы Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Сборник нормативных документов. Биология. – М.: Дрофа, 2008; Биология 5 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к... | Пояснительная записка рабочая программа «Биология» Рабочая программа «Биология» для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования... |