Скачать 226.79 Kb.
|
Засыпкина Елена Викторовна, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургута Особенности моделирования уроков английского языка в рамках внедрения новых образовательных стандартов Статья поможет ознакомиться с понятием «универсальные учебные действия» и особенностями моделирования современного урока английского языка в соответствии с требованиями к результатам обучения в рамках внедрения ФГОС второго поколения. Предложенная модель может применяться в реальной образовательной ситуации как в условиях традиционной классно-урочной системы, так и в других формах организации обучения. Ключевые слова: универсальные учебные действия, модель, структурно-композиционное моделирование, конструирование, проектирование. Приоритеты образовательной политики, а, соответственно, цели и задачи образования, исходя из запросов общества, постоянно меняются, что отражается в образовательных стандартах. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, а личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе обучения. Следовательно, на современном этапе необходимо использовать такие формы и методы обучения, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности. В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения [9]. В новом Стандарте четко обозначены требования к результатам обучения (рис. 1):
Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения. Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования [10] подчеркивается, что личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение обучающегося возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Овладение универсальными учебными действиями является основным результатом образования и дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Современный школьник сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Представляется очевидным, что универсальные учебные действия должны стать основой выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Овладение обучающихся универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Таким образом, сегодня необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта, где целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Очевидно, что для достижения этой цели, для формирования личности, способной конструктивно и творчески разрешать возникающие проблемы, совершенствовать свои знания в различных областях и адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям, необходимо применять современные технологии обучения. Другими словами, обучение по новым образовательным стандартам невозможно без применения современных образовательных технологий, направленных на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию образовательного процесса. Одним из способов, позволяющим применять такие технологии, является структурно-композиционное моделирование учебных занятий - процесс создания специальной учебной конструкции, которая представляет собой внутреннюю организацию содержания занятия в логике взаимодействия учителя и учеников при работе над определенным учебным материалом, совокупность взаимосвязанных компонентов урока, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Характер этой конструкции обусловлен целью, содержанием, методами, приемами и способами деятельности обучающихся. Моделируя урок, учитель становится «режиссёром» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную учебную проблему (задачу). Сущность структурно-композиционного моделирования заключается в использовании и комбинировании новых приемов, методов и технологий обучения, способствующих самоорганизации обучающего, конструированию его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения, формированию универсальных учебных действий. С чего же начинать моделирование урока? Опираясь на исследования В.С.Безруковой [1], В.С.Кукушина [2], Л.Д.Столяренко и С.И.Самыгина [7], мы выделяем три этапа создания урока: моделирование, проектирование и конструирование. Первым этапом является моделирование (рис.2), так как модель урока сначала формируется в сознании преподавателя, когда разрабатывается общая идея его создания, формулируется проблема, вытекающая из конкретной темы урока, намечаются основные пути ее решения. Рис. 2 Структурно-композиционное моделирование урока (этап моделирования) Учитывая теоретические положения Я.Г.Неуймина, который отмечает, что «модельное исследование, как, впрочем, и любой другой вид осознанной целенаправленной деятельности, начинается с возникновения проблемы - потребности изменить в лучшую сторону существующее, либо ожидаемое положение вещей в той или иной области» [3, С.125], считаем, что в первую очередь на данном этапе необходимо смоделировать проблему, отталкиваясь от темы урока. Такое построение начала структурно-композиционной модели урока требует от школьников преодоления трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблемы, поиска для ее решения, тем самым активизирует мыслительную деятельность обучающихся. Проблема служит, в свою очередь, средством для определения целей и задач, способствующих возникновению идей, с помощью которых можно осуществить замысел учебного занятия и решить проблему. Отсюда цель и вытекающие из нее задачи являются необходимым фактором для конструирования урока. Действительно, цель заставляет задуматься о том, где и в каких условиях будут реализованы воспитываемые у школьников качества. Таким образом, учитель мысленно создает свой целевой идеал, т.е. структурно-композиционную модель собственной педагогической деятельности. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс, рождает идеи о путях решения проблемы в конкретных условиях. Более того, цель играет регулятивную функцию в деятельности учителя, а личное принятие цели учениками – условие результативности обучения. Так, И.П.Подласый отмечает, что «результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания обучаемыми целей обучения» [5,С.167]. Следовательно, ставя перед собой педагогические цели, преподавателю необходимо трансформировать их в цели обучаемых, чтобы стимулировать их активность. Например, можно попросить школьников письменно ответить на вопрос: «Зачем ты изучаешь английский язык?» Ответов в этом случае может быть много. Одни ученики укажут на переписку с иностранным другом или подругой по электронной почте; другие - на желание поехать туристом в англоязычные страны; третьи - на необходимость читать в оригинале и понимать английскую литературу. Для достижения результатов важно, в первую очередь, инициировать у обучающихся собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться». Подобные вопросы можно задавать по каждой отдельной теме. В процессе урока, связывая один этап с другим, можно спросить: «Почему ты не справился с этим заданием?», «Если ты не знаешь …, какую цель ты ставишь для себя?»). Таким образом, отвечая на них, обучающиеся сами поставят для себя образовательные задачи, а после этого можно попросить их написать темы, слова на английском языке, которые, как они считают, могут понадобиться в достижении поставленной ими цели. Исходя из этого, с их помощью можно моделировать содержание образования и в процессе обучения предоставлять им свободу выбора тем, упражнений, новых слов для запоминания по изучаемой теме и даже форму оценивания. Это позволит улучшить мотивацию школьников заниматься самостоятельно и продуктивно. Более того, приведет к формированию следующих универсальных учебных действий: - самоопределению и смыслообразованию (личностные УУД); - целеполаганию (познавательные УУД); - совместному планированию с учителем и одноклассниками учебного процесса (коммуникативные УУД). Формирование вышеперечисленных универсальных учебных действий произойдет в процессе активной деятельности обучающихся. В своих трудах Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности. Действительно, невозможно научиться, например, писать, не взяв ручку. С другой стороны, нельзя освоить написание букв, не отработав и не откорректировав их отдельные элементы. Таким образом, формирование любого умения (в нашем случае универсальных учебных действий и умения учиться в целом) проходит через следующие этапы[11]: 1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Таким образом, при формировании умения ставить перед собой цель на уроках вначале обучающиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее обучающиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия, как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Именно здесь у школьников формируется, отрабатывается и закрепляется умение ставить перед собой цель, после чего уровень сформированности учебных универсальных действий контролирует учитель. Таким образом, данный этап процесса обучения предполагает «осознанное вхождение каждого обучающегося в пространство учебной деятельности. С этой целью актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»), и устанавливаются тематические рамки («могу»)»[4]. Поскольку любая цель достигается посредством решения ее слагаемых элементов – задач, то к их выбору необходимо подходить с особой ответственностью, тщательно продумывать и конкретизировать для каждого элемента учебного занятия. При этом, формулируя задачи, необходимо сопоставлять их с первоначально намеченной целью, учитывая ресурсные возможности (уровень подготовки обучающихся к восприятию и усвоению учебного материала, техническое оснащение учебного кабинета и т.п.). Н.М.Сокольникова, рассматривая цели и задачи, указывает, что «цель раскрывает общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты занятия; задачи показывают, что нужно для этого сделать» [6,С.327]. Таким образом, задача отличается большей конкретностью, является ступенью для продвижения к цели, и поэтому, в конечном итоге, определяет успешность урока. При структурно-композиционном моделировании будем учитывать перечень задач, совершенствующих учебный процесс и способствующих его интенсификации и оптимизации, предлагаемый И.В.Трайневым [8,С.18]: -экономические (предопределяют организацию учебного процесса, способствующую эффективному использованию материальных и человеческих ресурсов, экономии времени, повышению работоспособности); -психологические (включают психологическую подготовку к восприятию и обобщению информации, переработку ее в необходимые умения и навыки); -социальные (создание оптимальных условий для интеллектуального совершенствования обучающихся, их целостного и гармоничного развития, с одной стороны, и повышения уровня профессионального мастерства преподавателей, с другой); -эргономические (проектирование учебных помещений, оборудования, рабочих зон, мебели, технических средств обучения, средств оргтехники, обеспечение комфортности рабочих мест); -педагогические (охватывают систему воспитания, образования и обучения в целом: процесс передачи знаний, развитие учебных интересов и мотивов школьников, культуры их самостоятельного умственного труда, выработку навыков мыслительных операций, формирование научно-обоснованных взглядов и убеждений). Для решения вышеперечисленных задач преподавателю необходимо владеть навыками конструирования учебного процесса. Считаем, что структурно-композиционное моделирование способствует развитию данных навыков, самосовершенствованию педагога, меняет его мышление, где репродуктивная функция трансформируется в творческий поиск. Обозначив проблему учебного занятия, определив цель и задачи для ее решения, необходимо остановиться на выборе учебной информации, способствующей реализации поставленных задач, поэтому следующим элементом на этапе моделирования является отбор содержания обучения. Как правило, основное содержание учебного материала определено программой, его изложение в кратком виде дано в учебнике или учебном пособии. Но, моделируя учебное занятие, одного учебника недостаточно, необходимо опираться на первоисточники при изучении конкретной темы и производить отбор учебного материала с учетом познавательных способностей каждого обучающегося. При этом выделять самое главное, существенное, то, что необходимо усвоить каждому ученику, предоставляя материал в доступной, понятной, но обязательно активизирующей деятельность ученика форме, учитывая опыт и уже сформированные знания обучающихся, предоставляя им самостоятельный выбор предложенных заданий. Это предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Например, работая с текстом, можно предложить обучающимся работать в микрогруппах. Группа получает задание: прочитать текст учебника и выполнить систему заданий для самостоятельной работы. И, хотя в группе работают 5- 6 человек, у каждого из них своя задача. Цель первого ученика – оформить логичный опорный сигнал по содержанию текста или статьи. Его сверстник, тем временем, составляет путеводитель по данной статье – специальную систему вопросов по основному содержанию текста. В данном случае обучающийся должен уметь различать основное и дополнительное содержание статьи. Количество вопросов может соответствовать тому, сколько логичных частей выделяет ученик. Третий участник группы тоже разрабатывает вопросы по статье, но уже не как путеводитель, а с целью взаимопроверки. Ему необходимо разработать вопросы разного уровня сложности: и репродуктивные, и продуктивные, и творческие. Четвертый по содержанию статьи моделирует проблемную ситуацию. Пятый подбирает интересные факты по теме урока, используя дополнительную литературу, расширяющую представление по теме. А шестой ученик, тем временем, готовит свой проект домашнего задания по содержанию урока. Учитель при этом работает как консультант, распределяет задачи так, чтобы каждый из обучающихся сам выбрал себе посильное задание. Если выбор задания связан с внутренней мотивацией, у школьника появляется ответственность и формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные). Можно предложить обучающимся и разноуровневые задания на активизацию речемыслительной деятельности. Каждый школьник, в данном случае, сам выбирает себе задание, с которым он сможет справиться. Так, например, возьмем учебник 10 класса, учебная тема «Мир животных», раздел 7. В ходе занятия рассматриваются особенности животных, даются различные определения понятия «animal»: 1. a creature that is not a bird, a fish, a reptile, an insect or a human; 2. any living thing that is not a plant oh a human; 3. any living creature, including humans; 4. a person who behaves in a cruel or unpleasant way, or who is very dirty; 5. a particular type of person, thing, organization, выясняется взаимосвязь человека и животного, рассматриваются разновидности диких, домашних, экзотических животных). Задания I уровня (репродуктивные): 1. Каковы особенности поведения диких и домашних животных? 2. Почему люди содержат экзотических животных дома? Задания II уровня (продуктивные): 1.На основании приведенных определений понятия «животное» сформулируйте свое собственное определение данного термина. 2.Какие условия вы считаете обязательными для содержания питомца в современной квартире? Задания III уровня (творческие):
использует животных в корыстных целях. Таким образом, отбор учебной информации с предоставлением каждому обучающемуся выбора, является важным элементом при структурно-композиционном моделировании и служит залогом успешного решения дидактических задач учебного занятия. Но реализация намеченного содержания учебного занятия невозможна без методов обучения, так как метод – «сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом» [5,C.470]. Выбор методов зависит от логической последовательности содержания учебного материала, другими словами, каково содержание - таков и метод. Известно, что каждый метод состоит из определенных приемов деятельности преподавателя и обучающихся. Например, метод беседы состоит из следующих приемов: постановки вопросов в определенной логической последовательности, постановки наводящих вопросов, активизации всех учеников в беседе, коррекции ошибочных ответов, формулирования выводов, обобщений, резюме, оценки деятельности учеников. Подчеркнем, что только сочетание приемов образует определенный метод обучения, но приемы обучения могут в определенных условиях выполнять функции метода обучения. Таким образом, методы и приемы обучения дидактически взаимосвязаны и при определенных условиях переходят друг в друга в зависимости от конкретных задач и специфики содержания учебного занятия. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания входят в репродуктивные и проблемно - поисковые методы обучения. Но если в первой группе методов они играют решающую, основную роль и доминируют над всеми другими приемами обучения, то в проблемно - поисковых методах они уже не занимают центрального места, а сопутствуют процессу решения проблемы. Очевидно, что успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует учитель, чтобы донести до своих учеников определенное содержание урока, обеспечить необходимыми знаниями, сформировать умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Отсюда следует, что умелое сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и поисковых, индуктивных и дедуктивных методов, а также методов самостоятельной, индивидуальной и групповой работы позволяет достигать наилучших результатов при обучении. Следовательно, представление о рациональном выборе и применении соответствующих методов обучения является важным условием при структурно-композиционном моделировании. На основе выбранных методов и приемов преподаватель продумывает формы организации учебного процесса, подбирает педагогические способы контроля и оценки усвоения учениками материала занятия и соотносит полученную модель с предполагаемым результатом. Например, можно смоделировать урок на основе кооперативного обучения или работы в малых группах. Используя эту методику, учитель может только обозначить тему урока, разделить класс на группы по три-четыре человека и попросить их обсудить какой-то вопрос, например, по теме «Образование»: «Что нам необходимо сделать, чтобы учиться в престижном ВУЗе», затем предоставить право обучающимся выбрать презентатора и форму презентации предложений, программ или проектов по решению предложенного вопроса или проблемы для всего класса. Смоделированный таким образом урок дает право выбора для каждого ученика, является творческим, активно-деятельностным процессом, предоставляющим возможность обучающимся индивидуально строить свои новые знания, опираясь на свой опыт, на уже имеющие знания, на первоисточники по предложенной теме. Такое обучение позволяет учитывать индивидуальные особенности школьников, их способности и возможности к овладению знаниями, практическими умениями в разных областях, развивает способности к самооценке, повышает мотивацию школьников к изучаемому предмету. Более того, формирует универсальные учебные действия, такие как: - личностное самоопределение и мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, учебно-познавательный интерес (личностные УУД); - знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из первоисточников, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, построение логической цепи рассуждений, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (познавательные УУД); - планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций; разрешение конфликтов; достижение договоренностей и принятие общего решения; управление поведением партнера, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (коммуникативные УУД); - постановка учебной задачи в сотрудничестве со сверстниками, волевая саморегуляция, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, познавательная инициатива, самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, самоконтроль и коррекция (регулятивные УУД). Для осмысления ментально разработанной структурно-композиционной модели следует сравнить теоретические положения с практикой, посмотреть на учебный материал с позиции учителя, реализующего знания в практической деятельности. Отсюда следует, что необходимо осуществление второго этапа моделирования – проектирование учебной модели. Итак, вторым этапом структурно-композиционного моделирования является проектирование (рис.3), когда происходит дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического воплощения. На данном этапе производится работа с мысленно созданной моделью, осуществляется ее конкретизация для определенных педагогических условий, что дает возможность ее практического применения. Здесь преподавателю необходимо выявить все обстоятельства проведения учебного занятия: оборудование рабочих мест, возможности обучающихся, мотивы их деятельности и поведения, интересы и способности, уровень обученности, характер учебного материала, то есть его особенности и практическую значимость, время для каждой структурно-композиционной единицы – элемента урока и спрогнозировать предполагаемые результаты. Рис 3. Структурно-композиционное моделирование урока (этап проектирования) Последним этапом моделирования учебных занятий является конструирование (создание конструктора учебного занятия), где производится дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к использованию реальными участниками образовательного процесса в конкретных условиях. На данном этапе конкретизируются базовые компоненты учебной модели, находящие свое воплощение в различных конструктах, к которым относятся методы, приемы, технологии и средства обучения, различные дидактические материалы. Этап конструирования предполагает уточнение конкретных действий реальных участников образовательного процесса в ходе учебного занятия, следовательно, находится на уровне решения методических задач (рис. 4). Рис. 4. Структурно-композиционное моделирование урока (этап конструирования) Из схемы следует, что этап конструирования состоит из трех последовательных элементов: - определение базовых компонентов модели; - выявление участников учебного процесса и организация их взаимодействия; - создание структурно-композиционной модели, которая включает шесть базовых компонентов, определяющих деятельность преподавателя совместно с обучающимися:
В итоге, учитывая каждый этап структурно-композиционного моделирования, мы получили базовую модель урока (рис. 5). Рис. 5 Базовая структурно-композиционная модель урока Представленная базовая структурно-композиционная модель не является жесткой или универсальной. Каждый преподаватель может создать собственную модель учебного занятия на основе творчества и вдохновения, учитывая индивидуальные потребности, возрастные особенности, интересы, склонности, личный опыт, контекст деятельности и другие аспекты личностной индивидуализации его обучающихся с применением различных методов и технологий. Ведь современные требования к ученику предполагают наличие у него не столько обширных энциклопедических знаний, сколько умения мыслить, защитить свою точку зрения, рассматривать проблему с разных позиций, слушать собеседника, находить вместе с ним компромисс. Разработанная нами модель может применяться при изучении различных школьных предметов, в том числе и английского языка. Очевидно, что осуществление вышеперечисленных требований невозможно без умения обучающегося творчески подойти к поставленной проблеме, решение которой предусмотрено при построении структурно-композиционной модели, поэтому эффект влияния структурно-композиционного моделирования, по нашему замыслу, должен проявляться в мотивации к обучению; в активизации деятельности школьников; в их обученности (усвоении базисных знаний по каждому тематическому блоку); в развитии творческого (креативного), логического и критического мышления; в личностном росте обучающегося; в умении работать в команде, анализировать, проявлять терпимость к различным точкам зрения; в способности конструктивно решать проблемы; в умении работать с информацией, другими словами – в умении учиться. Для формирования универсальных учебных действий, в контексте обучения английскому языку, следует учитывать, что ученику необходимо для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?». Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными. Важно создавать условия с помощью различных педагогических средств, мотивируя обучающихся на учебную деятельность. Необходимо научить их слушать друг друга, развивать умение адекватно оценивать свой ответ, формировать желание узнавать новое. Применяя различные индивидуальные, групповые и разноуровневые задания, комбинируя инновационные технологии обучения, можно композиционно структурировать этапы урока, создавая собственные новые модели. Таким образом, структурно-композиционное моделирование уроков технологизирует учебный процесс и предполагает способность учителя принять идеологию новой образовательной парадигмы и готовность включиться в процесс конструирования вариативных учебных занятий. Литература:
ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов [Текст]: изд. 4-е, испр. и доп. / Д.Л.Столяренко, С.И.Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
|
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных... Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний,... | Урок русского языка. 3 класс. 2012 2013 учебный год Тема: Урок развития... Цели: Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные | ||
Основная образовательная программа начального общего образования Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевыхкомпетентностей | Уроке математики Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность. К ним... | ||
Конспект занятия Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | На уроках русского языка Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные... | ||
Русский язык Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте | ||
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А.... Универсальных учебных действий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | ||
Универсальные учебные действия: самостоятельная работа с новой информацией Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи | Конспект занятия по теме " Урок вежливости " Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | ||
Конспект занятия : «О вежливых словах и их применении» Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | Сценарий внеклассного занятия с использованием компьютера Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | ||
Конспект урока по основам православной культуре в 4 классе Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | Н. Д. Серова структурное подразделение детский сад Конспект Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... |