Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение





НазваниеРабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
страница1/4
Дата публикации16.10.2014
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Согласовано” “Согласовано” “Согласовано”

Руководитель МО Заместитель Директор МОУ

_____/Назипова Р. Г./ директора по УР «Гимназия №2»

Протокол №____ от МОУ «Гимназия №2» ____/Азизов Р. М./

«___» ________20 г. имени Баки Урманче Приказ № ______от

_____/Кинзябулатова Э. И/ «___» _______20 г.

«___» ________20 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии, 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» им. Б. Урманче

Учебно-тематическое планирование
Количество часов

Всего __68_____ час; в неделю ____2___ час

Плановых контрольных уроков ___-____, зачетов ___-____, тестов ___-____ ч.;

Административных контрольных уроков ___-____ ч.

Планирование составлено на основе _ Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы И.Б. Морзунова. Программы для общеобразовательных учреждений. _Биология: 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.____________________

Учебник

В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы», М., «Дрофа», 2005 г. _____________________

Дополнительная литература

Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;
В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;
Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г,
В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;
Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г


Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.

Е.М.Иванова «Я познаю мир: Детская энциклопедия» 2000 г.

Г. М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.

Пояснительная записка к рабочей программе для 10 класса (базовый уровень)
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе автора И. Н. Понаморевой « Общая биология10-11классы».
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника   И.Н. Понаморевой «Общая биология. 10  класс», М., «Дрофа», 2002г.,
а также дополнительных пособий:
для учителя    

                    1.Л.П.Анастасова. «Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы.- М., 1997.
                    2. Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
                    3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ -Пресс школа», 2003г,
                    4. Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
                    5. В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
для учащихся  
             1Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г
             2 Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
             3Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
•        в 10 «Г» классе филологической направленности предполагается обучение в объеме 34 часов;
В соответствии с этим реализуется:
 программа по биологии для гуманитарного профиля автора И. Н. Понаморевой « Общая биология10-11классы».  Программа построена на принципиально важной содержательной основе- гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия организации  уровней жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 10 «Г» классе реализуется программа   базисного уровня с элементами продвинутого.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса вчастности:
В 10 «Г» классе дидактико-технологическое оснащение включает тестовые задания по разделам, видеоподдержку, модели, раздаточный материал, справочные пособия;
                  1. В.З. Резникова, А.Н.Мягкова, Г.С. Калинова «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии», М, «Просвещение», 1997 г;
                  2.Т.А.Дмитриева, С.В. Суматохин, С.И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии», М., «Дрофа», 2002г;
                  3.Н, Грин, У. Стаут, Д.Тейлор «Биология»; в 3-х томах, « Мир», 1990г.
                  4. Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
                  5. М.А.Кривошеева, М. В. Кислицкая, «Тесты по биологии»

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1 С репетитор. Биология Варианты ЕГЭ»; «Тренажер по биологии»; Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»2005 ; СД Клетка; Слайд- лекции по теме «Сохранение разнообразия биогоценозов».

Требования к уровню подготовки учащихся 10 «Г» класса:
Характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы и их значение в природе; понятие биосистема; учение В.И. Вернадского­­­­­­­­ о биосфере; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценоз как биосистему и экосистему; агроэкосистему и их структурные компоненты, пищевые связи их значение в круговороте вещества и потоке энергии в экосистеме; правило 10% в экосистеме; причины устойчивости и смены биогеоценозов, меры сохранения экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции ее результатах; видообразовании как процесса увеличения видов; происхождении человека; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации растительного и животного мира; закономерности эволюции; основные царства органического мира их роль в природе;
- должны уметь­­
сравнивать (распознавать, узнавать определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы агробиоценозы;
обосновывать (объяснять сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; влияния антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу;  меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; вредное влияние загрязнений природной среды мутагенами на наследственность человека;
-применять знания по биологии для формирования картины мира; для гуманного , этического поведения в природе; в деле охраны природы, редких и исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни и сохранения своего здоровья; в суждениях по культурологическим проблемам;
-владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями в научной и популярной литературе; составлять развернутый план и тезисы текста, конспектировать текст, составлять схемы и готовить рефераты.
 Владеть компетенциями (обозначенными следующими знаками):

  1. Коммуникативной *

  2. Рефлексивной -

  3. Личностного саморазвития ^

  4. Ценностно-ориентационной ·

  5. Смыслопоисковой ¦

            Профессионально-трудового выбора>  
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для грамотного оформления результатов биологического исследования;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении).

Пояснительная записка к рабочей программе для 10 класса (профильный уровень)

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)  автора В.Б.Захарова  второй  вариант   « Общая биология10-11классы».
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебникаВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы», М., «Дрофа», 2001г.,
а также дополнительных пособий:
для учителя  

1. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;
     2. Н Грин. У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
     3. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г, для учащихся  
1.Т.А.Дмитриева, С. В. Суматохин, С. И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М.,      «Просвещение», 1982г
2.Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.
3.Г.М.Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.
     4. «Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы» И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В. Москвичев, 2005 год;
     5.«Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, 2002 год;

для учащихся  

  1. Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С. И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г

  2. Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград, Перемена, 1998г.

  3. Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.

4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой, 2000 год;

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения биологии:
-освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющимися составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием  биологии и социально-этическими, экологическими проблемами  человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведение экспериментальных исследований, решение биологических задач, моделирование биологических объектов, процессов;
-воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение этических норм при проведении биологических исследований;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний и ВИЧ- инфекций.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Приобретение знаний: об основных положениях биологических теорий, учений, сущности законов, закономерностей, правил, гипотез; о строении биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; современной  биологической  терминологии и символики.

    • Овладение способами деятельностей: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации

Пояснительная записка (2)

Освоение компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция  отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса « Общая биология » включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающиеся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при  изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, процессы и объекты, теории.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
3.1Самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
3.2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
3.3. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.          Формулировании полученных результатов.
3.4Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными элементами прогнозирования.
3.5. Объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира на уровне объект- свойство, явление- процесс- закономерность, теория, принцип.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:
4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
4.2. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
4.3.Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
4.4. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
4.6. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
5.1.Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
5.3.Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
7.4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
7.5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования:  оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение и осмысление знаний о разных уровнях организации жизни, о строении биологических объектов, о процессах протекающих на разных уровнях организации жизни, а также значении закономерностей и законов  и применения их для объяснения процессов, явлений это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление схем скрещивания, решение биологических задач) а также проведение наблюдений, лабораторных работ, экологического мониторинга анализ и представление результатов работы - обеспечивает развитие коммуникативной компетенции. Таким образом, планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Профильное изучение биологии включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де­ятельности.  
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития
биологических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям биологической, экологической и национальной,  мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
•        в 10 «В» классе естественнонаучной направленности предполагается обучение в объеме 3 часа в неделю  всего за год 105 часов, резерв свободного учебного времени (13 часов)  используется для разнообразных форм организации учебного процесса (практических и лабораторных работ, экскурсий, семинаров, предварительной  защиты рефератов и представления презентаций) а также, дополнительно уделяется время на решение задач повышенной  сложности по темам молекулярной биологии и генетики. Кроме этого предусмотрено углубление материала по темам: «Фотосинтез», «Реализация наследственной информации в клетке», «Неклеточные формы жизни» и др.

В соответствии с этим реализуется:
программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) втора В.Б.Захарова  второй вариант   « Общая биология10-11классы»

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии с учетом направленности в 10 «В» классе реализуется программа   профильного уровня.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  биологии.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о биологии будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления биологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

 

 При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане  участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Специфика целей и содержания изучения биологии на профильном уровне существен­но повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и го­товности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и са­мооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
В 10 «В» классе профильного  уровня дидактико-технологическое оснащение включает:
1..В.З.Резникова, А.  Н. ,Мягкова,  С.Н. Калинова «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии», М. ,«Просвещение», 1997 г;
2..Т.А.Дмитриева, С.  В.  Суматохин, С.  И. Гуленков «Дидактические материалы по биологии», М., «Дрофа», 2002г;
3.Г.М.Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии», М., «Просвещение», 1981г.;
4.Н, Грин, У. Стаут, Д, Тейлор «Биология»; в 3-х томах, « Мир», 1990г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «1С репетитор. Биология Варианты ЕГЭ»; «Тренажер по биологии»; Большой биологический энциклопедический словарь»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»2005; СД Клетка; Слайд - лекции по теме «Сохранение разнообразия биогоценозов».

Требования к уровню подготовки учащихся 10 «В» класса профильный уровень
должны знать:
-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности;); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождении культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования сцепленного с полом; взаимодействие генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет);
-строение биологических объектов: клетки (хим. состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов
-сущность биологических процессов и явлений; обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез) взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;
 -биологическую терминологию и символику;
должны уметь:
-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формирование современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкаголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организм человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
-решать биологические задачи разной сложности;
- составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом);
-сравнивать: биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений  и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для грамотного оформления результатов биологического исследования;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении).

    владеть компетенциями:

  • Коммуникативной *

  • Рефлексивной -

  • Личностного саморазвития  ^

  • Ценностно-ориентационной ·

           Смыслопоисковой ¦                             
          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для грамотного оформления результатов биологического исследования;
-обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусов (в том числе ВИЧ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворении).

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч)




Система уроков

Дата

Содержание темы

Планируемый результат

Содержание учебно- познавательной деятельности

Информационно- методическое обеспечение

Биология как наука

1

Введение. Биология как наука. Отрасли биологии, ее связь с др. науками
Д.з.§

 

Термины:
Биология, общая биология, биотехнология, бионика

 

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Называть отрасли хозяйства, связанные с биологическими знаниями
Интеллектуальный уровень
Характеризовать вклад ученых в развитие науки
Творческий уровень
Использовать знания и умения в практической деятельности, осуществлять поиск биологической информации в различных источниках

 

 

Беседа на основе демонстрационного материала

Записи лекционного материала
Работа по тексту учебника, с терминологией и вопросами для обсуждениия
* - ¦

 

 

 

Фотографии
Ученых биологов

 

Картинки иллюстрирующие деятельность в различных отраслях народного хозяйства

2

Уровни организации живой материи
Д.з.§ 1.1. Р.вв

 

Термины
Клетка, ткань, орган, организм, популяция, вид, экосистема, биосфера
Процессы
Обмен веществ, круговорот вещества и энергии, микроэволюция, аккумуляция и перераспределение энергии, живое и костное вещество.

Воспроизведение и описание
Давать определения
Перечислять уровни организации живой материи
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности уровней жизни и протекающих процессов
Творческий уровень

 

 

Анализ таблицы

 

Беседа

 

Индивидуальная работа
·* - ¦

 

 

Плакат
Уровни организации жизни
Рисунок 1.1

3

Критерии живых систем.
Методы биологического познания

Д.з.§ 1.2. Р.вв

 

Термины
Генетический код, тропизм, дискретность, энергозависимость
Объекты
Живая система
ПроцессыМетаболизм, ассимиляция, диссимиляция, гомеостаз,
Размножение, наследственность, изменчивость, онтогенез, филогенез

 

Воспроизведение и описание
Давать определения
Называть критерии живых систем
Интеллектуальный уровень
Сравнивать живые и неживые объекты
Творческий уровень
Использование методов биологического познания в собственной практике

 

 

Беседа

Проблемные задания

Работа в группах

 

* - ^¦

 

Рисунок 1.3

4-5

История представлений о возникновении жизни. Теории, идеи, гипотезы формировании естественно – научной картины мира. Современные представления о возникновении жизни.
Д.з.§ 2.2.-2.3. Р.71
§ 2.1. Р.70

 

Термины
теория биогенеза, теория абиогенеза,
абиогенный синтез, энергия, коацерват, метаболизм, открытые фазовые системы
Объекты
Жизнь, живые системы. Теории: термическая, адсорбции, низкотемпературная, коацерватная
Процессы
Коацервация, адсорбция

Воспроизведение и описание
Давать определения
Называть основные положения гипотез о сущности и происхождении жизни
Интеллектуальный уровень
Характеризовать гипотезы сущности и происхождения жизни
Объяснять роль гипотез в формировании современной естественно - научной картины мира, научного мировоззрения
Творческий уровень
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни, этические аспекты современных исследований в биологической науке

 

Проблемная лекция

 

Беседа

 

Работа по вопросам в группах
·* -

 

 

 

Таблицы 2.1-2.3

Рисунок 2.1-2.5
Диаграмма 2.4

6

Эволюция протобионтов, начальные этапы биологической эволюции
Д.з.§ 2.4-2.5.

 

Термины
Биополимеры,, экологические ниши, аэробы, анаэробы, автотрофы, гетеротрофы, многоклеточные организмы, симбиотическая теория
Теория
 Гастреи Геккеля
Объекты
протобионты
Процессы
Эволюция метаболизма

Воспроизведение и описание
Давать  определения
Называть основные этапы эволюции пробионтов
Интеллектуальный уровень
Характеризовать основные преобразования в эволюции пробионтов,
основные положения теории Геккеля

 

 

Лекция

 

Проблемные задания работа по группам

 

* - ¦

 

Схема
 Симбиотическое возникновение эукариот

Рисунок 2.10-2.11

7

Семинар

 

 

Воспроизведение и описание
Называть характерные черты живых организмов, основные этапы их эволюции Интеллектуальный уровень
Сравнивать сущность процессов обмены в живой и неживой природе, характеризовать основные эволюционные преобразования
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании совре­
менной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой
природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила преобразования

 

 

 

Организация семинара
* - ^¦

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия клетки

8

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.
Макро- и микроэлементы.
Д.з.§3.2. Р.3.

 

Термины
Биоэлементы, макроэлементы, микроэлементы, буферность, гомеостаз
Объекты
Неорганические вещества, вода, минеральные соли
Процессы
растворимость

Воспроизведение и описание
называть  макро- и микроэлементы
Интеллектуальный уровень
Описывать химический состав клеток
Выявлять взаимосвязь строения и функций молекул в клетке
Творческий уровень

 

Беседа

Проблемные задания

Работа в парах
* - ^¦

 

 

Таблица
Химическое строение воды

9-10

Органические вещества. Биополимеры. Уровни организации белковой молекул.
Д.з.§3.2.1.
 3.2. Р.3.

 

Термины
биополимеры, мономеры Полипептиды, аминокислоты, глобула, пептидная связь
Объекты
макромолекулы структура белка (первичная, вторичная, третичная, четвертичная Процессы
Денатурация, ренатурация

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности строения  белковых молекул
Устанавливать взаимосвязи, строение и функции биополимерных молекул
Творческий уровень

 

Беседа

Работа  в парах по вопросам

Работа с книгой

Проблемные задания
* - ¦

 

 

Таблицы
Биополимеры

Строение белка
(уровни организации)
Рисунки 3.1-3.2

11-12

Биологические функции белков
«Катализ. Ферменты» практическая работа
Д.з.§3.2.1. Р.4.

 

Термины
структура белка ферменты, токсины, антибиотики, гормоны, специфичность
Объекты
Функции белковых молекул (защитная, двигательная, регуляторная,рецепторная, структурная, транспортная и др..
Процессы
Взаимодействие белка- фермента с веществом

 

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Характеризовать функции белков
Использовать приобретенные знания в практической деятельности, грамотно оформлять результат биологического исследования

 

Беседа

Проблемные задачи

 

Практическая работа «Каталитическая функция белков»
 ·* - ¦

 

 

 

Рисунок 3.3-3.4

 

 

Ф.каталаза в сыром картофеле, н2о2

13-14

Семинар по теме «Белки»

 

 

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Устанавливать взаимосвязи строения и функций белковых молекул в клетке
Творческий уровень

 

Организация семинара
* - ¦

 

 

15

Углеводы
Д.з.§3.2.2. Р.5.

 

Термины
Сахариды, моносахариды, полисахариды, растворимость
Объекты
Углеводы их свойства и функции (энергетическая, структурная, запасающая, защитная)

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Устанавливать взаимосвязи, строение и функции углеводных молекул
Творческий уровень

 

Беседа

Работа в группах по вопросам

Обсуждение
* - ¦

 

 

Таблица
«Строение углеводов»

16

Жиры, липиды
Д.з.§ 3.2.3. Р.6.

 

Термины
Липоиды,фосфолипиды, гликолипоиды, липопротеины, простогландиды, эндогенная вода
Объекты
Липиды их свойства и функции (структурная,запасания,энергетическая,терморегуляционная)

Воспроизведение и описание
Интеллектуальный уровень
Устанавливать взаимосвязи, строение и функции биополимерных молекул
Творческий уровень

 

Беседа

Работа в группах по вопросам

Обсуждение
·* - ¦

 

 

 

 

Таблица
«Строение липидов»

17

Нуклеиновые кислоты.
История изучения
Д.з.§3.2.4. Р.7.

 

Термины
Нуклеиновые кислоты, генетическая информация
Объекты
ДНК, РНК, АТФ

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Устанавливать взаимосвязи, строение и функции биополимерных молекул
Творческий уровень

 

Беседа

Работа в группах по вопросам

Обсуждение
* - ¦

 

Портреты ученых

Рисунки 3.6-3.11
Таблицы

18

Решение задач по молекулярной биологии

 

 

Интеллектуальный уровень
Решать задачи разной сложности по молекулярной биологии

 

Работа в малых группах
·* - ¦

 

 

19-20

Свойства ДНК, редупликация. РНК, ее свойства
Д.з.§3.2.4. Р.13-14.

 

Термины
Триплет, генетический код, нуклеотиды, нуклеозиды, комплементарность
Объекты пиримидиновые основания (Ц Т У) пуриновые основания (А Г)
Процессы
редупликация

Воспроизведение и описание
Давать определения терминам
Интеллектуальный уровень
Характеризовать особенности строения ДНК и РНК
Устанавливать взаимосвязи, строение и функции биополимерных молекул
Творческий уровень

 

 

Лекция

 

Беседа

 

Проблемные задания
* - ^¦

 

 

Рисунки 3.6-3.11
Таблицы
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 7 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сошниковская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Говоренковская основанная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Байлянгар
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconИтоговый тест по биологии 7 класс. Животные
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 7 класса разработана на основании:...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нороворотаевская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) Учитель биологии и химии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Желтинская средняя общеобразовательная школа» Саракташского района Оренбургской...
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коробовская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа учебною предмета (курса) «биологии»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Виноградовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 6 класс
Казённое общеобразовательное учреждение «Егоровская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 11 классов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чубуклинская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального...
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа элективного курса по биологии «Биосфера и человек»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Отрокская общеобразовательная школа
Рабочая программа по биологии, 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по биологии 7 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №599


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск