Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Фармацевтический Кафедра Фармации
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
____________ В.А. Карташов «____» __________ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОПД.Ф.04 Клиническая фармакология
по специальности 060108 Фармация
Форма обучения Очная __________________
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 060108 Фармация Составитель рабочей программы:
Доцент, кандидат медицинских наук, доцент
|
|
| Хатхоху М.Г.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры _________________________________Фармации
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Карташов В.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
|
Бушманова Н.В.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Чернова Л.В.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
| 1. Цели и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины 1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса:
- научить будущего провизора методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации и обеспечения врачей в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, взаимодействия и побочных эффектов лекарств. Задачи лекционного курса:
- изложить основные вопросы общей и частной клинической фармакологии, а также дать ориентацию в понятиях симптомов и синдромов основных заболеваний внутренней медицины. Задачи практических занятий:
- сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области обеспечения врачей и потребителей лекарственных средств информацией по клинической фармакологии препарата с целью наиболее рационального их применения. Основной акцент делается на различные формы практической работы, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе внеаудиторной самоподготовки, самостоятельной работе на практических занятиях.
Для оптимизации подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков по предмету, которыми должен овладеть студент. А. Студентдолжен иметь представление:
О том, что выбор лекарственного препарата должен быть основан на клинико-фармакологической характеристике препарата;
Особенности фармакодинамики лекарственных средств не возможны без базовых знаний симптомов и синдромов заболеваний, а также механизмов развития этих заболеваний;
О механизмах воздействия лекарственных средств;
О процессах биотрасформации лекарственных средств в организме здорового и больного человека;
О факторах, способных модифицировать действие эффективных и безопасных препаратов в конкретном клиническом случае.
B. Студент должен знать:
Основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов.
Основные фармакокинетические параметры лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии, их особенности у новорожденных и пожилых лиц, в зависимости от характера заболевания и функционального состояния организма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей.
Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией лекарственных средств.
Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС - вид фармакологического действия ЛС, действие ЛС через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов.
Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии; включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов.
Принципы клинико-фармакологических подходов к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов.
Средства выбора для купирования основных симптомокомплексов при ургентных состояниях.
Особенности дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста, характера заболевания и других факторов.
Основные виды лекарственного взаимодействия (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое), лекарство-индукторы и лекарство-ингибиторы.
Методы оценки эффективности и безопасности основных групп лекарственных средств.
Основные побочные проявления наиболее распространенных лекарственных средств, способы профилактики и коррекции побочных эффектов.
C. Студент должен уметь и иметь навыки:
Определять группы лекарственных средств для лечения определенного заболевания, исходя из механизма действия препарата и состояния функций организма.
Осуществлять выбор конкретного эффективного и безопасного лекарственного средства, в группе аналогов для лечения основных симптомокомплексов.
Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственную форму препарата дозу, кратность и длительность введения лекарственных средств.
Разъяснять больным способ и время приема лекарственного средства или их комбинации.
Выбирать методы контроля за эффективностью и безопасностью применения групп лекарственных средств и предсказать риск развития их побочных действий.
Давать рекомендации по профилактике побочных действий лекарственных средств.
Информировать врачей о фармакодинамике, особенностях фармакокинетики, взаимодействию и побочных эффектах новых поступающих в аптечную сеть лекарственных средств, предложить рациональную замену "устаревшим" и отсутствующим препаратам.
Соблюдать правила фармацевтической этики и деонтологии; во взаимоотношениях с медицинским персоналом, больными, их родственниками, выполнять комплекс задач, в частности, предотвращать случаи отказа в отпуске лекарственных средств.
Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез.
1.2. Краткая характеристика дисциплины Программа подготовки провизора по предмету клинической фармакологии представляет собой интегрированный опыт многих отраслей медико-биологических знаний и, прежде всего, опыта по индивидуализированному применению лекарственных средств. Она составлена с учетом произошедших изменений в социально-экономических отношениях в стране, новых достижений в области теоретической и прикладной медицины, а также с учетом требований к высшей школе с целью совершенствования методологии преподавания дисциплины в вузе и улучшения качества подготовки специалистов в области клинической фармакологии.
С целью подготовки будущих специалистов в соответствии с квалификационными характеристиками ГОС ВПО ниже определен перечень представлений, знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармакологии. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами.
№ п/п
| Наименование дисциплины
| Наименование разделов, тем
| 1.
| Терапия
| Классификация, диагностика, лечение основных терапевтических нозологий
Основные эндоскопические, радиоизотопные, рентгенологи-ческие методы исследования.
3. Методы функциональной терапия
| 2.
| Фармакология
| Классификация лекарственных средств
Механизм действия клинико-фармакологических групп препаратов
Рецептура
| 3.
| Микробиология
| Классификация, морфология микроорганизмов
Основы паразитологии
| 4
| Анатомия
| 1. строение организма человека
| 5.
| Физиология
| Основные функции внутренних органов
Нейрогуморальная регуляция организма
Физиологические концентрации основных биологически активных веществ организма
| 6.
| Химия
| Физико-химические свойства основных биологически активных веществ
Динамика метаболических процессов в норме и патологии.
Методы исследования основных процессов обмена веществ в организме
| 7
| Фармацевтическая химия
| 1. Закономерности взаимосвязи химической структуры лекарственных веществ и их физических, химических и фармацевтических свойств
| 8.
| Фармацевтическая технология
| Особенности влияния лекарственной формы биодоступность лекарств
Биоэквивалентность лекарственных средств.
| 9.
| Патологическая физиология
| Общая нозология
Типовые патологически процессы
Патологические процессы с нарушением жизненно важных гомеостатических констант
Понятие об адаптационных реакциях
| 10.
| Латинский язык
| Рецептура
Клиническая терминология.
| 11.
| Иностранный язык
| Аннотации к зарубежным лекарственным препаратам
Дополнительную литературу по медицине
| 12.
| Ботаника
| Свойства лекарственных растений
Биологически активные вещества в лекарственном сырье
| 13.
| Первая доврачебная помощь, военная и экстремальная медицина
| Тактические основы оказания первой помощи на доврачебном этапе
Особенности лекарственного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
| 14.
| Биоэтика, психология, педагогика, правоведение
| 1. Психолого-деонтологические особенности отношений, в том числе правовых
|
2. Распределение часов
-
Номер семестра
| Учебные занятия
| Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
| Кол-во часов в неделю
| Общий объем
| Всего
| Лекции
| Клинические занятия
| Лабораторные
| СРС
|
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| ОФО
8
|
142
|
95
|
38
|
-
|
57
|
47
|
экзамен
|
2
|
-
|
3
| ЗФО
9
| 142
| 14
| 6
|
| 8
| 128
| экзамен
|
|
|
| |