Скачать 2.14 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, профессор _____________ Маммаев С.Н “______”_____________2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ» цикла _____________________ для специальности 060201 «стоматология» по специализации __060201 стоматология факультет____стоматологический кафедра внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов квалификация выпускника «специалист» форма обучения очная курс_2, 3_ семестр IV,V,VI всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) _ 324_ лекции _______________________62 (часов) практические (семинарские) занятия 130 (часов) самостоятельная работа__________ 96 (часов) экзамен ______________________ 36 ч. VI (семестр) зачет _________________________ (семестр) Махачкала 2014 г. Оборотная сторона титульного листа Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО _____________, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки060201 стоматология (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов ДГМА «18» января 2014 г. протокол № 1 Заведующий кафедрой ___________________________ (проф. С.Ш. Ахмедханов) Рабочая программа согласована 1.Директор НМБ ДГМА _______________________ (Бекеева А. В.) 2.УМО _______________________ (Загирова Н.А.) 3.Зам. декана по_курсу_______________________(_______________________) подпись ФИО по_курсу_______________________ (_______________________) подпись ФИО Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________ Председатель СФ ______________________________ (_____________________) подпись ФИО Составители: зав. кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов проф. С.Ш. Ахмедханов зав. учебной частью к.м.н. З.А. Надирова Рецензент: зав. кафедрой госпитальной терапии №1 ДГМ д.м.н., профессор С.Н. Маммаев I. Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности 060201 стоматология(2010 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины. 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является освоение студентами компетенций по врачебным методам исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) и теоретических основ дополнительных методов исследования (лабораторные, функциональные), формирование врачебного мышления, знаний и практических умений для диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных и социально значимых заболеваний внутренних органов, оказания неотложной помощи и решения вопросов рациональной терапии и профилактики общесоматических заболеваний Задачами освоения дисциплины являются: - освоение студентами основных врачебных методов исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), которые необходимы в повседневной практике врача стоматолога; - выявление с помощью этих методов исследования основные клинические проявления – симптомы и синдромы – на разных этапах развития болезни; - клиническая интерпретация важнейших общепринятых дополнительных методов исследования (лабораторных, инструментальных) с целью диагностики клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов; - диагностика и дифференциальная диагностика угрожающих жизни состояний и оказание первой неотложной врачебной помощи при этих состояниях; - формирование у студентов профессиональной врачебной этики и деонтологии, основ врачебного клинического мышления. - ознакомление студентов с принципами организации работы терапевтической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала; - ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлению контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности; - ознакомление студентов с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных терапевтического профиля; - ознакомление студентов с делопроизводством в терапевтической клинике; - ознакомление студентов с организацией работы с медикаментами и соблюдением правил их хранения в терапевтической клинике; - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, а также обзоров по современным научным проблемам в области внутренних болезней; - формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками; - ознакомление студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками заболеваний внутренних органов. - обучение студентов выделять заболевания, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания; - дать студентам представление о распространённости и значимости заболеваний внутренних органов и взаимосвязях этих заболеваний с патологией других органов и систем, в том числе, закономерностей возникновения, течения и лечения заболеваний полости рта и зубочелюстной области; - формирование у студентов навыков диагностики, лечения заболеваний внутренних органов и оказания неотложной помощи. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Внутренние болезни и клиническая фармакология» изучается на, пятом, шестом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Стоматология. В состав дисциплины «внутренние болезни, клиническая фармакология» входят учебные модули: - I пропедевтика внутренних болезней, - II внутренние болезни, - III клиническая фармакология Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); - в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, общая хирургия, лучевая диагностика, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, медицинская генетика). 2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет _324_ академических часов. 4. Результаты обучения I. МОДУЛЬ «ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ» В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: Причины возникновения и патогенетические механизмы развития основных клинических симптомов, синдромов при заболеваниях внутренних органов и их проявления со стороны челюстно-лицевой области и слизистой оболочки полости рта. Влияние (взаимосвязь) стоматологических заболеваний на возникновение и течение основных клинических синдромов (заболеваний) внутренних органов. Влияние (взаимосвязь) основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов на возникновение и течение стоматологических заболеваний. Симптоматологию, дифференциальную диагностику и принципы оказания первой врачебной неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях Основы медицинской и врачебной этики и деонтологии в работе, как с больными, так и с медицинским персоналом и коллегами по работе. •Уметь: Провести расспрос больного и/или родственников и получить информацию о заболевании, по возможности установив причины его возникновения в типичных случаях. Выявить объективные признаки симптомов и синдромов при заболеваниях терапевтического профиля, оказывающих влияние на возникновение и течение стоматологической патологии, используя врачебные методы исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Выявить объективные проявления основных терапевтических клинических симптомов и синдромов со стороны челюстно-лицевой области и слизистой оболочки полости рта. Составить план дополнительных лабораторных, функциональных и др. методов исследования больного, необходимых для постановки синдромного диагноза при заболеваниях внутренних органов. Расшифровать типичные ЭКГ в 12 отведениях здорового человека, а так же пациентов с нарушениями сердечного ритма и проводимости, инфарктом миокарда. Оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты, плеврального выпота, желудочного и дуоденального содержимого, кала и др. Изложить результаты обследования больного в виде истории болезни или амбулаторной карты с обоснованием предварительного синдромного диагноза, оформлением температурного листа и составлением плана дальнейшего обследования больного. Диагностировать и оказать неотложную врачебную помощь при угрожающих жизни состояниях (инсульт, гипертонический криз, инфаркт миокарда, обморок, коллапс, кома и др.). Провести реанимационные мероприятия в случаях возникновения клинической смерти • Владеть: Владения основными врачебными методами исследования (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) с целью диагностики и дифференциальной диагностики основных клинических синдромов (заболеваний) внутренних органов. В оформлении истории болезни (амбулаторной карты) с изложением в ней всех основных разделов, обоснования синдромного диагноза, дифференциального диагноза, дневников, этапных эпикризов. 5. Образовательные технологии Преподавание пропедевтики внутренних болезней для студентов медицинского института проводится на базах общетерапевтических и специализированных отделений. Изучение вопросов общей семиотики (методы исследования, механизмы возникновения симптомов, синдромная диагностика) предшествует преподаванию частной патологии. Главным условием клинической лекции является демонстрация тематического больного, а также широкое использование различных наглядных учебных пособий и технических средств обучения (учебные кинофильмы, видеофильмы, слайды, таблицы и т.п.) Обучение по пропедевтике внутренних болезней включает лекции (27% от числа часов аудиторной нагрузки) и клинические занятия, на которых рассматриваются теоретические вопросы по изучаемой теме, преподавателем демонстрируются практические навыки, которые должны освоить студенты. Важнейшими методами обучения в терапевтической клинике являются самостоятельная работа студентов у постели больного, в клинической лаборатории, в процедурном кабинете, кабинете функциональной диагностики и т. п. В зависимости от конкретной темы практического занятия студенты самостоятельно расспрашивают больного, проводят его осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию. Занятие заканчивается клиническим разбором тематических больных преподавателем, во время которого контролируется качество выполнения студентами самостоятельной работы и приобретенных навыков. В процессе изучения общей семиотики внутренних болезней студенты оформляют несколько фрагментов истории болезни, составленных согласно схеме истории болезни по результатам самостоятельной курации больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, почек и мочевыводящих путей. По завершении изучения основ частной патологии студенты оформляют заключительную историю болезни, в которой подробно описываются данные опроса, объективного, лабораторного и инструментального исследования больного, а также дается клинический диагноз и его обоснование в сжатом виде Для обеспечения освоения внутренних болезней используются: -палаты терапевтического, кардиологического, эндокринологического, нефрологического и др. отделений городской клинической больницы №1 г. Махачкала для курации больных студентами; -клиническая лаборатория больницы; -отделение функциональной диагностики больницы; -таблицы по всем разделам пропедевтики внутренних болезней; -слайды по всем разделам пропедевтики внутренних болезней, включая неотложные состояния и первую врачебную помощь при них, а также включая реанимационные мероприятия; -видеофильмы, обучающие и контролирующие компьютерные программы; -клинические задачи; -СD записи данных аускультации у больных лёгочной и сердечной патологий; -наборы тестовых заданий по всем разделам пропедевтики внутренних болезней, включая текущий, системный и итоговый тестовый контроль; -наборы рентгенограмм по основным клиническим синдромам (заболеваниям) патологии внутренних органов (лёгкие, сердце, органы пищеварения, почки, костная система и др.); -наборы результатов анализов биологических жидкостей больных с заболеваниями внутренних органов (кровь, моча, желудочный сок, дуоденальное содержимое, плевральный выпот, кал и др.); -наборы ЭКГ больных с заболеваниями системы органов кровообращения (нарушения ритма и проводимости, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертрофии отделов сердца и др.). |
Примерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология... Лпу, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала | Рабочая программа дисциплины фармакология Петргу по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 14. 03.... | ||
Пояснительная записка Клиническая фармакология является дисциплиной... Опд. В. 02. Эта дисциплина содержательно дополняет дисциплину специального уровня обучения «Ветеринарная и клиническая фармакология.... | Рабочая программа дисциплины «Гомеопатия» Петргу по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 14. 03.... | ||
Содержание и требования к научному рефератУ Примерный перечень тем для написания рефератов по специальности 14. 03. 06 – фармакология, клиническая фармакология | Рабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни, общая физиотерапия, впт Целями освоения учебной дисциплины Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт являются | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «внутренние незаразные болезни»... «Ветеринария», Примерной программой учебной дисциплины «Внутренние незаразные болезни», утвержденной Департаментом кадровой политики... | Примерная программа наименование дисциплины «Внутренние незаразные болезни» Внутренние незаразные болезни состоит в том, чтобы дать студентам теоретические и практические знания по общей профилактике и терапии,... | ||
Темы рефератов для поступающих в аспирантуру по направленности «Фармакология,... Фармакогенетика. Зависимость фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств от генетического профиля пациента | Рабочая программа дисциплины «общие вопросы клинической фармакологии» Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; паспорта специальности научных работников 14. 03. 06 «Фармакология, клиническая фармакология»,... | ||
Рабочая программа по дисциплине с клиническая фармакология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 04 Клиническая фармакология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «внутренние болезни» Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова | Программа вступительного экзамена по специальности «Фармакология, клиническая фармакология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Страдомский Б. В., Солодунов Ю. Ю. Экспериментальная и клиническая... Страдомский Б. В., Солодунов Ю. Ю. Экспериментальная и клиническая фармакология мазевых форм Стелланина (1,3-диэтилбензимидазолия... | Учебно-методический комплекс По дисциплине клиническая фармакология |