Скачать 193.25 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» городского округа город Буй
Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» г. Буй ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: эколого - биологическая. Новизна: Данная программа направлена на изучение фауны России; большой раздел отводится для изучения животного мира Костромской области. В основном рассматриваются вопросы, связанные с изучением внешнего вида, образа жизни и среды обитания живых организмов. Актуальность: У современных детей, особенно у детей, живущих в городе, практически утеряна связь с природой. Многие не могут распознать даже животных, птиц, насекомых, обитающих на территории населённого пункта. Содержание данной программы рассчитано на то, чтобы помочь детям расширить свои знания о животном мире. Педагогическая целесообразность: содержание кружковых занятий включает материал, который может дополнить знания учащихся, полученные на уроках в школе. Программа предусматривает последовательное расширение этих знаний. В основу положен экологический принцип. Он поможет углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Программа предусматривает формирование у учащихся знаний по охране природы. Изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии видов и о жизни животных, об особенностях их межвидовых и внутривидовых отношений (размножение, условия жизни, способы добывания пищи, пищевые связи, жилище и т. д.). В данной программе отводится время на изучение жизни животных в природе, в их естественной среде, а также на проведение наблюдений и опытов в условиях уголка живой природы. Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий. Основной предмет изучения – зоология. Она имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, экологии, зоогеографии. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами, историю развития животного мира. Узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства. Особое внимание уделяется животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Цели и задачи программы Цель: Формирование у детей интереса к изучению животного мира родного края и России. Задачи: 1. Познакомить с видовым составом животных родного края и России. 2. Способствовать формированию познавательного интереса. 3. Сформировать представления о взаимосвязях животных с окружающей средой. 4. Расширить знания детей о фауне Костромской области. 5. Развивать умение планировать исследовательскую деятельность. 6. Воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе. 7. Приобщить детей к посильной практической природоохранной деятельности. 8. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление. Организационно – педагогические основы обучения Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения – 2занятия в неделю по 2 часа с общим охватом 144 часа в год. В кружок объединяются дети разного возраста с 8 до 12 лет. Работа с детьми осуществляется с учётом возраста, имеющихся знаний, интересов, индивидуальных особенностей каждого. Набор в группу осуществляется на добровольном основании. Используются различные формы проведения занятий: комбинированное, практическое, самостоятельная работа, экскурсия и т. д. Ожидаемые результаты По истечении учебного года воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: -Должны быть сформированы знания о видовом составе животных родного края: внешний вид, характерные особенности, приспособленность, биологическое строение животных. -Знать животных, занесённых в Красную книгу России и в списки редких и исчезающих животных Костромской области. - Расширить представление о животном мире Костромской области и Буйского района. -Знать взаимосвязь растений, животных с неживой природой, друг с другом, с человеком. -Уметь пользоваться справочной, занимательной, учебно – методической литературой. -Должны быть сформированы такие качества, как целеустремленность, наблюдательность, любознательность. -Получат навыки практической и исследовательской деятельности. Формы и способы проверки результата Для определения образовательного результата используются следующие способы: - тестирования; - анкетирование; - экологические диктанты; - интеллектуальные игры; - викторины, конкурсы. Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы). Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Организационное занятие. Знакомство с ребятами, составление списков кружковцев, составление плана работы на год. Инструктаж «Правила поведения в образовательном учреждении». Знакомство с живым уголком. Практическая работа. Знакомство с живым уголком, обитателями живого уголка. Уход за животными. Тема 2. Общее знакомство с живым миром Земли. Разнообразие животных. Что общего и в чём различие растений и животных. Распространение животных на Земле. Плотность населения животных. Практическая работа. Работа в живом уголке. Кормление животных. Проведение игры «Зоолото». Оформление дневников юных зоологов. Экскурсия. Поход «Золотая осень» в пригородный лес. Инструктаж «Правила поведения в природе». Фенологические наблюдения. Оформление результатов экскурсии. Тема 3. Животные живого уголка. Содержание животных в неволе, уход за ними, рационы питания. Животные живого уголка станции юннатов: лабораторные крысы, морские свинки, водные и сухопутные черепахи, песчанки, хомяки; птицы живого уголка - канарейки, попугаи; аквариумные рыбки. Особенности содержания, образа жизни животных. Размножение в неволе. Биология и строение. Практическая работа. Уход за животными. Работа на учебно-опытном участке по сбору урожая - свекла, морковь, капуста. Заготовка кормов для животных живого уголка. Рацион кормления. Практическая работа: Определение аквариумных рыб и растений по определителю. Кормление и уход за птицами живого уголка. Изготовление игры-лото - «Животные природных зон». Тема 4. Охрана природы. Значение охраны природы в жизни человека. Охрана животных - часть более общей задачи. Знакомство с Красной книгой России. История создания. Животные, занесённые в Красную книгу. Красная книга - сигнал опасности. Красная книга Костромской области. Безвозвратно потерянные виды животных. Специальные законы об охране природы. Различные мероприятия по охране природы. Общество охраны природы. МСОП. Заповедники и заказники. Акклиматизация чужеземных животных. Реакклиматизация. Практическая работа. Изучение животных Красной книги по цветным фото и таблицам. Работа в живом уголке. Работа на учебно-опытном участке по заготовке кормов для животных. Презентация: Красная книга. Конкурсно - игровая программа «Жалобная книга природы. Экскурсия в природу «Птицы осенью». Тема 5. Животный мир Костромской области. Сезонные явления в жизни животных Костромской области (осень, зима): млекопитающие земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые. Особенности поведения и образа жизни этих животных в осенне-зимний период. Сезонные явления в жизни птиц. Стаи птиц. Птицы нашей местности: перелётные, зимующие (оседлые; кочующие). Птицы-гости. Подкормка диких животных и птиц зимой. Кормушки для птиц. Виды кормушек. Методика изготовления простейших кормушек. Звери наших лесов: образ жизни, поведение, питание, размножение - медведь, барсук, ёж, волк, лиса, заяц-беляк, лось. Маленькие хищники - горностай, куница, ласка. Следы на снегу. Практическая часть. Работа в живом уголке. Изготовление кормушек и их развешивание. Экскурсия в природу: Наблюдение за погодой. Следы на снегу. Тема 6. Животный мир Крайнего Севера. Климатические особенности. Приспособленность животных к жизни в условиях сурового климата Арктики: густота шерсти млекопитающих и оперения у птиц; слой подкожного жира; защитная окраска шерсти и оперения. Сезонные явления в жизни животных. Постоянные обитатели Крайнего Севера: белый медведь, киты, тюлени, моржи, северные дельфины - нарвал, белуха; белая чайка, кайра. Временные обитатели: киты: серый, финвал, сейвал; песцы, розовые чайки, вороны. Птицы и птичьи базары. Промысловые животные, их значение для жителей Крайнего Севера. Практическая работа. Изучение птиц и др. животных по цветным фото и таблицам. Уход за животными живого уголка. Изготовление дидактического материала - игры-лото «Животные природных зон. Практическая работа: работа в живом уголке. Тема 7. Животный мир тундры и лесотундры. Климатические особенности зоны тундры и лесотундры. Кормовые ресурсы зоны. Сезонные явления и приспособленность животных к жизни в этой зоне: густота шерсти и оперения, обрастание к зиме шерстью и пухом зябнущих частей организма, слой подкожного жира, отсутствие Настоящих норников и спячки зимой, приспособления для разгребания снега при добыче корма, сезонная смена окраски меха и оперения. Обитатели Тундры: лемминги - основное пищевое звено в цепи питания, дикий северный олень, песцы, тундровый волк. Птицы зоны: куропатка, белая сова, гага, краснозобая казарка, тундровой лебедь, розовая чайка, стрех. Практическая работа. Изучение животных по цветным фотографиям и таблицам. Работа в живом уголке. Проведение выставки рисунков «Сезонные явления в жизни животных». Изготовление дидактического материала. Экскурсия в зимнюю природу. Наблюдение за поведением птиц зимой. Подкормка. Тема 8. Животный мир тайги. Кормовые ресурсы таежной зоны. Сезонность. Приспособления для жизни в условиях лесных массивов: широкая площадь опоры зимой, запасание пищи на зиму, спячка или зимний сон, густой подшерсток и оперение, подкожный жир покровительственная окраска. Коренные таежники: бурый медведь, соболь, рысь, лось, росомаха, летяга, бурундук, заяц-беляк. Птицы тайги: дятел, клест, синицы, дрозды, снегири, чижи, чечетки, свиристели, щуры, кедровки, глухари. Практическая работа. Работа с дидактическим материалом. Распознавание животных: «Зоологическое лото». Подготовка докладов и сообщений. Конкурсно – игровая программа: «В мире животных». Подвижные игры. Тема 9. Животный мир смешанных и лиственных лесов. Климатические особенности зоны смешанных и лиственных лесов. Ярусность зоны. Кормовые ресурсы ярусов. Животные смешанных лиственных лесов: барсук, ёж, бобр, лесная мышь, дятлы, синицы, пищухи, поползни, зяблики, кукушки, белые аисты. Сезонные явления. Приспособленность к жизни в этой зоне. Животные широколиственных лесов: среднеазиатский лесной кот, чёрный хорь, лесная куница, садовая и лесная сони, летучие мыши, рыжая полёвка, зелёный дятел, лесные голуби, иволги, тетерева. Практическая работа. Подготовка сообщений и докладов. «Лесная угадай – ка». Работа с коллекциями. Тема 10. Животный мир Дальнего Востока. Климатические особенности широколиственных лесов Дальнего востока. Своеобразие природы. Гигантизм среди растений и животных. Кормовые ресурсы. Типичные представители лесов Дальнего Востока: тигр, леопард, енотовидная собака, красный волк, пятнистый олень, горал, амурский кот, утка-мандаринка, маньчжурский журавль, зелёная кваква, красноногий ибис. Сезонные явления в жизни животных. Приспособленность животных к жизни на Дальнем Востоке. Практическая работа. Изучение животных по цветным таблицам и фотографиям.». Работа в живом уголке. Просмотр презентации «Красная книга». Работа по дидактическим карточкам. Тема 11. Животный мир лесостепи и степи. Климатические особенности зоны. Кормовые ресурсы. Формирование животного мира. Сезонные явления и приспособления к жизни в степи: быстрый бег, настоящие норные животные, гнездование птиц на земле, летняя спячка животных. Изменение условий жизни в связи с хозяйственным освоением степи. Обитатели степи: степной волк, сайгак, корсак, заяц-русак, суслик, перепел, серая куропатка, жаворонок, канюк, болотная сова, степной орёл, дрофа, розовый скворец, степная гадюка. Насекомые степей: кузнечики, сверчки, кобылки, бабочки, пчёлы, шмели. Сезонные явления в жизни животных. Практическая работа. Работа в живом уголке. Изготовление лото «Животные природных зон». «Лесная угадай –ка». Работа с определителем. Тема 12. Животный мир и полупустынь и пустынь. Климатические особенности зоны. Типы пустынь и растительность. Приспособления к жизни в пустыне: способность к постоянным переходам и быстрому бегу, быстрый полет (джейран, кулан, гепард, саджа), прыжки и повышенная маневренность движений (тушканчики, зайцы, ящерицы, жужелицы, сверчки, тарантулы), общая подвижность в быстром темпе (бархатный кот, хорь-перевязка, ушастый еж, заяц-песчаник), норы и летняя спячка, приспособления для рытья нор, способность погружаться в песок (круглоголовка, песчаный удавчик, тарантул), покровительственная окраска, ночной образ жизни. Обитатели пустыни: двугорбый верблюд, джейран, кулан, заяц-песчаник, ушастый еж, тушканчики, песчанки, бархатный кот, пустынная рысь, гиена, гепард, каракал, дрофа-красотка, пустынная курочка, саксауловые: воробей и сойка, ящерицы, змеи, черепахи. Тугайная фауна: лысуха, пеликан, белая цапля, лебедь-шипун, шилоклювка, дикий кабан, бухарский олень, камышовый кот, шакал, фазан. Практическая работа. Работа в живом уголке. Подготовка сообщений и докладов. «Зоолото». Работа с дидактическими карточками «Животные пустыни». Познавательная конкурсно – игровая программа «Весна пришла». Тема 13. Животный мир высокогорных районов. Изменения животного мира с изменением высоты. Вертикальная зональность горных районов. Кормовые ресурсы. Особенности обитания в горах. Основные обитатели горных районов: горный улар, каменная куропатка, сурки, сеноставки, каменные полевки, козлы, бараны., снежный барс, медведи белокоготной и пищихоед, сокол-балобан, черный гриф, бородач - гриф (ягнятник). Приспособления горных животных: темная окраска тела (насекомые, серны), густая шерсть с подшерстком и оперение, крупные размеры тела, увеличение размеров органов сердечно-сосудистой системы, сжатые сроки размножения. Практическая работа. Подготовка докладов и сообщений. Распознавание животных по определителю. Работа в живом уголке. Экскурсия в краеведческий музей. Отдел природы. Тема 14. Животный мир водоемов. Разнообразие животных: приспособленность к водному образу жизни. Пресные водоемы России. Планктон, бентос, нектон. Личинки насекомых, живущие в воде. Водные клопы: водомерка, гребляк, гладыш, водяной скорпион. Пауки: доломед, серебрянка. Жуки: вертячка, плавунец, водолюб. Пресноводные рыбы: лещ, щука, окунь, карась, налим, стерлядь, судак, ряпушка, байкальский омуль. Практическая работа. Работа в живом уголке. Изучение рыб, беспозвоночных по цветным таблицам и фото. Работа в живом уголке. Тема 15. Значение животного мира для человека. Дичь и мясо диких животных. Ценные промысловые и пушные звери и птицы. Биологический способ борьбы - биометод, селекционная работа. Рыбные промыслы. Дикие животные - родоначальники домашних животных. Памятники животным: насекомому кактобластису за уничтожение аргентинского кактуса; долгоносику, воробью, сенбернару, лосю, собаке, волку, мамонту, китам и бесстрашным китобоям, лягушкам. Антропогенное влияние человека на животный мир. Практическая работа. Работа в живом уголке. Проведение конкурсов и викторин. Экскурсия «Весна в природе». Наблюдение за животными живого уголка. Тема 16. Конкурсно - игровая программа «Братья наши меньшие». Подготовка к программе. Проведение выставки рисунков «Братья наши меньшие». Игра «Поле чудес». Тема 17. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Награждение наиболее активных юннатов. Летние занятия кружковцам. Праздничное чаепитие. Методическое обеспечение образовательной программы Формы и методы организации образовательного процесса Использование методов на занятиях: - Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги); - Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация); - Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки); - Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра); - Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др. Метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, компьютер и др. Практические: распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии. В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами. Основные методы, которые используются в образовательном процессе – это лекция, рассказ, беседа. Они направлены на понимание и запоминание материала, отдельных фактов, закономерностей, усвоение учебного материала. Беседа способствует активизации познавательной деятельности, ориентирует на анализ, сравнение фактов, на их оценку. Работа с книгой обеспечивает творческую познавательную деятельность учащихся, способствует развитию умений самостоятельно добывать знания. Используется работа с экранными пособиями. Они помогают лучше усвоить материал, наглядно показать процессы, происходящие в природе. При изучении животного мира большое значение имеют наблюдение и эксперимент, практические работы. Они позволяют учащимся применить свои теоретические знания на практике, приобщают к методам биологической науки. Учащиеся приобретают умения и навыки постановки опытов, проведения наблюдений, учатся устанавливать взаимосвязи, развивают познавательную деятельность, творческую активность, использовать результаты опытов и наблюдений в своей деятельности, логического мышления. Формы занятий: экскурсии и походы в природу с целью проведения фенологических наблюдений, изучения природных сообществ, распознавания растений и животных, установление взаимосвязей в природе. Лабораторные и практические работы проводятся в живом уголке, на УОУ, на занятиях. В процессе их выполнения дети получают практические умения и навыки по уходу за животными, самостоятельно добывают знания, наблюдают, делают выводы. Массовые мероприятия позволяют детям получить дополнительные знания о животном мире, активно отдохнуть, проявить себя как личность. Использование различных форм организации образовательного процесса: Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые); Занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры). Формы организации занятий по программе Основной формой организации занятий являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог. Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Она используется чаще при проведении дидактических экологических игр и программ, когда дети делятся на команды. Например, при проведении экологической игры «Удивительный мир животных». Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах рисунков, выполняют аппликации, изготавливают поделки. Работают по индивидуальным дидактическим карточкам. Проводят исследовательскую работу (наблюдения, опыты), работают в дневниках кружковца. По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры. Вид и форма контроля Для определения образовательного результата используются следующие способы: - тестирования; - анкетирование; -экологические диктанты; - интеллектуальные игры; -викторины, конкурсы. Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы). Материально – техническое обеспечение Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Функционирует живой уголок – место проведения практических занятий. Имеется учебно-опытный участок с отделами: цветочно-декоративный, овощной, дендрарий. Оборудование и материалы: -тематические папки, -наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия, -влажные препараты, -методические разработки занятий и массовых мероприятий, -гербарии, -Компьютер, фотоаппарат, фильмоскоп, киноаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы таблиц и др. Литература для педагогов
«Детская литература», 1980 г. |
Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна,... Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном... | Образовательная программа «Основы медицинских знаний» Автор: Кузнецова... Программа создана исходя из запросов современного общества. В ней рассматривается материал, который недостаточно глубоко рассматривается... | ||
Правила пользования библиотекой Положение о мастер-классе Положение... Участие обучающихся моу дод «цдод» в мероприятиях регионального и федерального уровней | План-конспект открытого итогового занятия 1-го года обучения «Город... Педагог. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день, мы заканчиваем с вами программу 1-го года... | ||
Образовательная программа «юный зоолог» ... | Урок по 45 минут. Класс: 10 класс Автор: Балацкая Ирина Ивановна – учитель географии моу «сош №33 имени Героя России Н. Смирнова» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Суханова Ирина Ивановна, учитель немецкого языка, моу «Гимназия №2» Мариинского района, Кемеровская область, г. Мариинск | Программа рассмотрена на педагогическом совете, протокол №1 от 17.... Автор программы: Григорьева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт», высшая... | ||
Сценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В.... Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга | Мкоу дод «цвр «Факел» Создание алфавитного указателя к метрическим... Педагог дополнительного образования высшей категории Жданова Ирина Викторовна | ||
Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования... Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи | Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования моу дод цртдиЮ г. Нерюнгри | ||
Районная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь» | Русский язык 8 класс Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи | ||
Образовательная программа объединения «Кукольный театр «Петрушка» Должность: педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт» | Программа дополнительного образования детей «юный зоолог» Левашовский пр-т,д. 5,Санкт-Петербург, 197136 тел.(812)235-11-31,Факс(812)235-11-31 |