МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет» Факультет фармацевтический Кафедра морфологических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________Л.И. Задорожная
«_____»__________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине _______С.2.12. Физиология с основами анатомии___________________
по специальности 060301.65. Фармация.
Квалификация (степень)
выпускника специалист___________________________________
МАЙКОП Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ
по специальности (направление)_060301.65. Фармация_________________________________ Составитель рабочей программы
_______________________________ ________________ М.Н. Силантьев
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа утверждена на заседании кафедры морфологических дисциплин Заведующий кафедрой
«______»___________20 ___г. _______________ В. О. Савенко
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «_____»__________20__г.
Председатель
научно-методического
совета специальности
(где осуществляется обучение) _______________ В.А.Карташов
(подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«____»_______________20____г. _______________ В.А.Карташов
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«____»_______________20__г. _______________ Гук Г.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей кафедрой. _______________ В.А.Карташов
по специальности 1.Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью дисциплины:
Целью изучения физиологии является приобретение каждым студентом глубоких знаний и навыков, необходимых для обучения на последующих кафедрах, формирование медицинского работника соответствующего профиля и повышения общемедицинской эрудиции специалиста.
Задачами изучения нормальной физиологии как фундаментальной медицинской дисциплины является:
Изучить в процессе практических занятий и лекций функционирования живой материи на различных уровнях ее организации (субклеточный, тканевой, органный, межорганный, организменный), рассмотреть индивидуальные и возрастные особенности функционирования организма.
Овладеть методиками клинико-физиологической оценки состояния организма и отдельных его систем, а также уметь дать оценку функционирования как отдельных органов и систем, так и целостного организма с использованием знаний о физиологических нормативах, характеризующих параметры их жизнедеятельности.
Приобрести знания о взаимодействии организма с изменяющимися условиями окружающей среды на основе механизмов нервной и гуморальной регуляции, влиянии экологических факторов, характера труда, профессии, физической культуры и социальных условий на процессы жизнедеятельности и регулирующие их механизмы.функционирования живой материи на различных уровнях ее организации (субклеточный, тканевой, о работника соответствующего профил
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета.
Физиология с основами анатомии как наука о жизнедеятельности здорового человека и физиологических основах здорового образа жизни является методологическим фундаментом медицины, главным образом, его профилактического направления, а также научной основой диагностики здоровья и прогнозирования функциональной активности организма человека.
Изучает проблемы, которые позволяют рассматривать отдельные факты и феномены, характеризующие процессы и механизмы, протекающие в организме, как единое, взаимосвязанное целое, направленное на обеспечение и адаптацию той или иной физиологической функции. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен: знать:
- наиболее общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;
- функциональные системы организма человека, механизмы регуляции и саморегуляции при изменениях и воздействии разнообразных факторов внутренней и внешней среды;
- конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем;
- динамику физиологических процессов в различные возрастные периоды человека – становление и старение организма;
- особенности адаптации различных функциональных систем в условиях действия неблагоприятных факторов внешней среды.
уметь:
- определение основных показателей крови;
- определение групп крови, резус-фактора. Знать правила переливания крови;
- приготовление нервно-мышечного препарата;
- определение локализации утомления в нервно-мышечном препарате;
- определение исходного вегетативного тонуса у человека (индекс Кердо, таблица А.М. Вейна, другие опросники);
- умение исследовать проводящую систему сердца (опыты Станиуса), возбудимости сердца (моделирование экстрасистол);
- регистрация и анализ ЭКГ, ФКГ, реовазограммы и сфигмограммы у человека;
- измерение и анализ артериального давления;
- спирография, пневмография – регистрация и анализ;
- определение фактической и должной величин основного обмена;
- расчет и составление пищевого рациона;
- умение определить показатели фильтрации, реобсорбции и почечного кровотока;
- регистрация и анализ ЭЭГ у человека;
- исследование вестибулярного аппарата, зрительного анализатора (определение остроты зрения, поля зрения);
- исследование слухового и вкусового анализатора
владеть:
Информацией об основных закономерностях обмена веществ и энергии в клетках организма человека
Основных механизмах жизнедеятельности здорового человека.
Основами экологии.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
-
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 144/3
| 144/3
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1
| 36/1
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
| 108/3
| 108/3
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 72/2
| 72/2
|
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| Рефераты
| 18/0,5
| 18/0,5
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Подготовка к лабораторным занятиям, коллоквиумам, написание докладов на конференцию и т.д.
|
9/0.25
9/0.25
|
9/0.25
9/0.25
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
экзамен
|
36/1
|
36/1
|
| Общая трудоемкость
| 216/6
| 216/6
|
|
4.2. Объём дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216часов).
-
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 22/0,6
| 10/0,3
| 12/0,35
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 10/0.3
| 4/0,1
| 6/0,16
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
| 12/0.35
| 6/0,16
| 6/0,16
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 194/5,38
| 89/2,47
| 105/2,91
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| Рефераты
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
40/1,1
|
20/0,5
|
20/0,6
| 2. Написание контрольных работ
| 76/2,1
| -
| 76/2,1
| 3. Самостоятельное изучение разделов
| 24/0,7
| 12/0,35
| 12/0,35
| 4. Проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий.
| 24/0,6
| 12/0,35
| 12/0,35
| 5. Подготовка к лабораторным занятиям, коллоквиумам, написание докладов на конференцию и т.д.
|
14/0,38
|
7/0,19
|
7/0,19
| 6. Подготовка к экзамену.
| 16/0,4
|
| 16/0,4
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
экзамен
|
-
|
-
|
-
| Общая трудоемкость
| 216
| 99/2,75
| 117/3,25
| 5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины (очной формы обучения).
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛЗ
| СРС
| 1семестр
|
| Введение.
| 1
| 1
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
|
| Физиология возбудимых тканей .
| 2
| 2
|
| 8
| 4
| Блиц-опрос
|
| Физиология мышечного аппарата
| 3
| 1
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
|
| Общая физиология ЦНС.
| 4
| 4
|
| 10
| 6
| Блиц-опрос
|
| Основные принципы регуляции физиологических функций.
| 5
| 2
|
| 6
| 4
| Тестирование
|
| Общие принципы координации рефлекторной деятельности ЦНС
| 6
| 2
|
| 6
| 4
| Обсуждение докладов
|
| Частная физиология:
| 7
| 2
|
| 6
| 4
| Блиц-опрос
| 8
| Кровь и лимфа.
| 8
| 2
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
Блиц-опрос
|
| Форменные элементы крови.
| 9
| 1
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
Блиц-опрос
|
| Гемоглобин. Группы крови.
| 10
| 1
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
|
| Кровообращение.
| 11
| 2
|
| 6
| 4
| Обсуждение
Докладов
Блиц-опрос
|
| Электрические, механические и звуковые проявления сердечной деятельности и методы их исследования.
| 12
| 2
|
| 6
| 4
| Тестирование
|
| Регуляция сердечной деятельности. Влияние медиаторов, гормонов и электролитов, парасимпатических и симпатических нервных волокон. Кровяное давление и факторы его обуславливающие. Артериальный пульс. Движение крови в венах. Венный пульс. Параметры гемодинамики.
| 13
| 2
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
Блиц-опрос
|
| Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Вентиляция легких. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях Регуляция дыхания
| 14
| 4
|
| 6
| 4
| Блиц-опрос
|
| Пищеварение. И.П.Павлов – создатель современного учения о пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Фазы желудочной секреции.
| 15
| 4
|
| 10
| 4
| Обсуждение
докладов
Блиц-опрос
| 16
| Выделение
| 16
| 2
|
| 4
| 4
| Обсуждение
докладов
Блиц-опрос
| 17
| Эндокринные железы
| 17
| 2
|
| 4
| 4
| Обсуждение
докладов
Блиц-опрос
|
|
| 18
| -
|
| -
| -
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
| 18
| 36
|
| 108
| 72
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения.
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛЗ
| СРС
| 1семестр
|
| Введение.
|
| 1
|
| 2
| 30
|
| Физиология возбудимых тканей. Физиология мышечного аппарата.
|
| 1
|
| 2
| 30
|
| Общая физиология ЦНС. Основные принципы регуляции физиологических функций. Общие принципы координации рефлекторной деятельности ЦНС
|
| 2
|
| 2
| 29
|
| Итого за 1 семестр:
|
| 4
|
| 6
| 89
| 2 семестр
|
| Кровь и лимфа. Форменные элементы крови. Гемоглобин.. Группы крови.
|
| 2
|
| 1
| 20
|
| Кровообращение. Электрические, механические и звуковые проявления сердечной деятельности и методы их исследования. Регуляция сердечной деятельности.
|
| 2
|
| 2
| 20
|
| Дыхание.
|
| 0,5
|
| 1
| 15
|
| Пищеварение.
|
| 0,5
|
| 1
| 20
| 5.
| Выделение
|
| 0,5
|
| 0,5
| 15
| 6.
| Эндокринные железы
|
| 0,5
|
| 0,5
| 15
|
| Итого за 2 семестр:
|
| 6
|
| 6
| 105
|
| Итого:
|
| 10
|
| 12
| 194
| |