1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе





Скачать 309.74 Kb.
Название1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
страница1/3
Дата публикации05.11.2014
Размер309.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет __управления____________________________________________________
Кафедра ___менеджмента__и региональной экономики__________________________


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета управления ______________Зарубин В.И.
«_____»_________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ____СД.В.01 Стратегии продукта____________________________

(шифр и наименование дисциплины)
по специальности (направлению)__080507_Менеджмент организации__________

(шифр и наименование направления, специальности)
Факультет____управления_______________________________________________

(наименование факультета, где осуществляется

обучение по специальности, направлению)

МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по

специальности 080507 Менеджмент организации____________________________
Составитель рабочей программы

____________________________ _____________ С.К. Новикова

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

_________________________________________________________________________

(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой

«___»________200__г. _____________ Л.И.Задорожная

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета

(гдеосуществляетсяобучение) «___»_______200_г.
Председатель

научно-методического

совета специальности

(где осуществляется обучение) ____________ _Л.И. Задорожная_____

(подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета

(где осуществляется обучение)

«___»________200__г. _____________ В.И. Зарубин

(подпись) (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»________20__г. ___________ _Г.А. Гук

(подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей кафедрой

по специальности ___________ Л.И. Задорожная

(подпись) (Ф.И.О.)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Теоретические знания и практические навыки, приобретенные студентами в ходе изучения дисциплины «Стратегии продукта» позволят им в будущей профессиональной деятельности принимать эффективные меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла. В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты:

  • политика повышения конкурентоспособности продукции;

  • политика рационального продления жизненного цикла;

  • инновационная политика;

  • политика позиционирования продуктов;

  • ассортиментная политика.

Цели изучения курса следующие:

    1. ознакомить студентов с современными подходами к управлению продуктовым предложением организаций.

    2. привить студентам практические навыки формирования и оценки производственных программ (товарного ассортимента)

    3. способствовать развитию у студентов предпринимательского мышления.

    4. Предлагаемый курс рассматривает структуру, процедуры разработки, внедрения на рынок и оценки эффективности товарного предложения организаций.

Курс состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Философия и концепция продукта.

Раздел 2. Анализ продукта и программы как базис принятия решений.

Раздел 3. Стратегия разработки новых товаров.

Раздел 4. Формирование программы продуктового предложения.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

• Знать: содержание ключевых понятий стратегического управления товарным предложением организации («товар» «потребности», «жизненный цикл товара», «портфель товарного предложения», «конкурентоспособность товара»), знать основы российского законодательства о товарном знаке; варианты стратегий товарного предложения; знать нормативные критерии конкурентоспособности; методы анализа конкурентоспособности; знать методы оценки программы продуктового предложения.

• Понимать: экономическую сущность управления товарным предложением предприятий, ассортиментной политики, брендинга; мотивы выбора товаров потребителями; механизмы действия и способы проявления законов и законо­мерностей в управлении организацией;

• Иметь представление: о современных подходах российских и западных экономистов к диагностике товарного портфеля предприятия и методах повышения конкурентных преимуществ товаров предприятий; иметь представление о государственных органах регулирования товарного предложения предприятия;

• Овладеть навыками: оценки эффективности программы товарного предложения предприятия; проведения исследований товаров, необходимых для принятия решений по совершенствованию стратегии продуктов; разработки мероприятий управлению ассортиментов товаров; формирования информационной базы для анализа по данным оперативной бухгалтерской отчетности; по определению внутренних резервов улучшения качеств товаров; осуществления проверки и учета качества товаров; выполнения планов производства товаров.

В ходе преподавания дисциплины решаются следующие воспитательные задачи: развитие интеллектуальных способностей студентов,

  • способность к логическому мышлению,

  • воспитание нравственных качеств,

  • приобщение к мировым культурным ценностям и воспитание культуры быта,

  • воспитание патриотизма, ответственности, дисциплинированности, основ здорового образа жизни, активной жизненной и социальной позиции, толерантности, правовой эрудированности и законопослушности.


1.2. Краткая характеристика дисциплины.

Изучение дисциплины «Стратегии продукта» - важная составляющая часть подготовки специалистов в области менеджмента. Стратегические решения в области продуктового предложения организации занимают одно из ключевых мест в разработке единой стратегии действий в условиях изменчивой внешней среды. Качество этих решений определяет не только квалификацию менеджмента организации, но и само существование ее.

Теоретические знания и практические навыки, приобретенные студентами в ходе изучения дисциплины «Стратегии продукта» позволят им в будущей профессиональной деятельности принимать эффективные меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла. В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты: политика повышения конкурентоспособности продукции; политика рационального продления жизненного цикла; инновационная политика; политика позиционирования продуктов; ассортиментная политика.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Курс основывается на таких науках как: экономическая теория, основы менеджмента, исследования систем управления, управленческие решения, микроэкономика, инновационный менеджмент, управление персоналом, маркетинг.

1.4. Связь с последующими дисциплинами

Данный курс изучается в 7 семестре студентами ОФО и взаимосвязан в дальнейшем с такими науками, как: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, риск-менеджмент.
2. Распределение часов учебных занятий по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Количество часов в неделю

Общий объем

Аудиторные


СРС

Лекции

Практические

Лабораторные

Всего

Лекции

Практические (семин.)

Лабораторные

ОФО

7

98

54

36

18

-

44

зачёт

2

1

-

ЗФО

7

98

14

10

4

-

84

зачёт


-


-


-


3. Содержание дисциплины
3.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Программа лекционного курса

п/п

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов


ОФО

ЗФО

1.

Раздел 1. Философия и концепция продукта

Тема 1.1. Сущность, предмет и структура продукта

Понятие товаров в современной организации. Три уровня товара. Товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Основные виды классификации товаров: товары длительного пользования, товары кратковременного пользования, услуги. Классификация товаров широкого потребления: товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса, товары пассивного спроса. Классификация товаров промышленного населения: материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги.

Полезность продукта с точки зрения потребителя. Проблемы и значения оценки «ожидаемой способности» продута удовлетворить запросы потребителя. Характеристика рынков продуктов и ее влияние на стратегическое решения организации в области продута.

4

1

2.

Тема 1.2. Стратегические решения в области работы с продуктами

Основные направления работы с продуктами. Оценка эффективности возможных направлений работы с продуктом. Разработка новых продуктов как наиболее эффективная стратегия работы с продутом. Формы предложения новых продуктов: стратегия постоянного усовершенствования продута, стратегия намеренного ухудшения качества, стратегия выхода на зарубежные рынки, стратегия имитации особо популярных продуктов. Модификация продукта, как возможное направление работы с продуктом. Формы модификации: вариации и дифференцирования.

Основание для выбора стратегии вариации: новые требования к характеристикам продута со стороны потребителей или государства, действия конкурентов.

Решения об использовании марок. Решения относительно марочных обозначений. Решения о владельце марки. Решение о качестве марочного товара. Решения о семейственности марки. Решение о расширении границ использования марки. Решение о многомарочном подходе. Решения относительно упаковки товаров. Решения относительно маркировки. Решения относительно услуг для клиентов. Решения относительно товарного ассортимента. Решения относительно товарной номенклатуры.

4

1

3.

Тема 1.3. Жизненный цикл продукта и его влияние на стратегические решения организации.

1.3.1. Сущность, понятие. Значение ЖЦТ. Этапы ЖЦТ: этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка. Варианты кривой ЖЦТ. Влияние этапов ЖЦТ на стратегии маркетинга организации.

Проблемы определения этапа ЖЦТ. Прогнозирование ЖЦТ. Детерминанты ЖЦТ. Жизненный цикл рынка товаров. Жизненный цикл торговой марки. Стратегические следствия ЖЦ. ЖЦ и финансовые потоки. Ограничения модели ЖЦ. Модель ЖЦТ как концептуальная база принятия решений.

4

1

4.

Раздел 2. Анализ продукта и программы как базис принятия решений

Тема 2.1. Оценка на базе суждений потребителей.

Понятия рыночной адекватности продута. Проблемы измерения адекватности продута. Влияние особенностей процесса развития потребности на восприятие рынком продукта.

Стадии процесса развития потребности. Стадия мотивации, стадия направления на объект, стадия планирования покупки, стадия действия.

Методы определения рыночной адекватности продута и программы.

Зависимость методов определения адекватности товара от стадии развития потребности. Оценка привлекательности продукта для потребителя: моторный, физиологический, словесный уровни. Модели для определения субъективной оценки качества продукта: модель Розенберга, модели с идеальной точкой, многомерный методы оценки адекватности.

4

1

5.

Тема 2.2. Оценка продута и программы с точи зрения экономических целей предприятия.

Основные цели предприятия: возмещение ресурсов. Обеспечение гарантии сохранения, рост предприятия. Возможные направления оценки продуктов на базе целей предприятия: на базе учетной информации, на базе оценки окружающей среды.

Оценка продута на базе учетной информации: анализ структуры сбыта, анализ покрытия затрат.

Применение портфолио-анализа в оценке эффективности продукта.

4

1

6.

Раздел 3. Разработка новых продуктов и выход на рынок

Тема 3.1. Разработка новых продуктов и выход на рынок

Планирование и реализация инноваций. Фазы разработки новых продуктов: поиск идей, селекция идей, анализ, развитие концепции продукта и прототипов, тестирование, выход на рынок.

Мероприятии, проводимые сообразно фазам инновационного процесса.

Характеристики создаваемого продукта: качества и внешний вид продукта, формы, цвет, выбор материала, создание упаковки, маркировка и использование марки.

4

2

7.

Тема 3.2. Источники и методы поиска идей новых продуктов

Основные источники новых идей для создания новых продуктов: рынок (потребители, конкуренты), само предприятие, независимые фирмы.

Творческие методы получения идей: систематически-логические и инструктивно-творческие.

Морфологический метод. Функционально-стоимостной анализ. Метод мозговой атаки. Синектиа. Метод 55.

Методы оценки и селекции идей. Стадии селекции идей. Матрица оценки идей. Тест концепции: понятие, фазы. Анализ экономичности. Фаза тестирования.

4

1

8.

Раздел 4. Формирование программы продуктового предложения

Тема 4.1. Сущность, значение и принципы формирования программы.

Процедуры формирования программы. Принципы формирования программы: ориентации на материал или происхождение товаров, ориентация на определенный уровень цен, ориентация на круг проблем, ориентация на форму реализации, верность проблеме, верность материалу, ориентация на область знаний.

Объем и структура программы. Широта ассортимента. Глубина ассортимента. Использование эффектов связи между продуктами. Матрица частоты совместных покупок. Предоставление услуг как фактор воздействия на потребителя. Гарантии.

4

1

9.

Тема 4.2. Методы оценки эффективности программы продуктового предложения.

Сущность и необходимость оценки эффективности программы продуктового предложения. Методы оценки эффективности. «Портфолио» - анализ. Анализ прибыльности товаров. Методика выявления смежных товарных групп.

4

1

10.

Итого

36

10


3.2. Практические занятия, их наименование, содержание и объем в часах

Практические занятия

п/п

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Объём часов

ОФО

ЗФО

1

2

3

4

5

1.

Тема 1.1. Сущность, предмет и структура продукта

  1. Классификация товаров широкого потребления: товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса, товары пассивного спроса. Классификация товаров промышленного населения: материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги.

  2. Проблемы и значения оценки «ожидаемой способности» продута удовлетворить запросы потребителя.

  3. Контроль усвоения темы

Раздел 1. Философия и концепция продукта


2

1

2.

Тема 1.2. Стратегические решения в области работы с продуктами

Основание для выбора стратегии вариации: новые требования к характеристикам продута со стороны потребителей или государства, действия конкурентов. Ситуационные задачи

Решения относительно услуг для клиентов. Решения относительно товарного ассортимента. Решения относительно товарной номенклатуры.

Контроль усвоения темы

2




3.

Тема 1.3. Жизненный цикл продукта и его влияние на стратегические решения организации

Влияние этапов ЖЦТ на стратегии маркетинга организации.

Ситуационные задачи

Стратегические следствия ЖЦ. ЖЦ и финансовые потоки. Ограничения модели ЖЦ.

Контроль усвоения темы










4.

Тема 2.1. Оценка на базе суждений потребителей.

Методы определения рыночной адекватности продута и программы.

Ситуационные задачи

Модели для определения субъективной оценки качества продукта: модель Розенберга, модели с идеальной точкой, многомерный методы оценки адекватности.

Контроль усвоения темы

Раздел 2. Анализ продукта и программы как базис принятия решений


2

1

5.

Тема 2.2. Оценка продута и программы с точи зрения экономических целей предприятия

Возможные направления оценки продуктов на базе целей предприятия: на базе учетной информации, на базе оценки окружающей среды.

Ситуационные задачи

Применение портфолио-анализа в оценке эффективности продукта.

Контроль усвоения темы

2




6.

Тема 3.1. Разработка новых продуктов и выход на рынок

Фазы разработки новых продуктов: поиск идей, селекция идей,

Ситуационные задачи

Мероприятии, проводимые сообразно фазам инновационного процесса.

Контроль усвоения тем

Раздел 3. Разработка новых продуктов и выход на рынок


2

1

7.

Тема 3.2. Источники и методы поиска идей новых продуктов

Творческие методы получения идей: систематически-логические и инструктивно-творческие.

Тест концепции: понятие, фазы. Анализ экономичности. Фаза тестирования.

Контроль усвоения тем

2




8.

Тема 4.1. Сущность, значение и принципы формирования программы.

Принципы формирования программы

Ситуационные задачи

Использование эффектов связи между продуктами.

Контроль усвоения тем

Раздел 4. Формирование программы продуктового предложения



2

1

9.

Тема 4.2. Методы оценки эффективности программы продуктового предложения0

Методы оценки эффективности. «Портфолио» - анализ.

Контроль усвоения тем

2




10.

Всего




18

4


3.3. Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
3.4. Самостоятельная работа студентов. Разделы, темы, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Сроки выполнения, объем в часах.

Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Объем часов

ОФО

ЗФО

1

2

3

4

5

Тема 1.1. Сущность, предмет и структура продукта

СРС №1

Работа предполагает самостоятельное изучение и конспект следующих вопросов темы:

  1. Товар в системе маркетинга.

  2. Факторы привлекательности окружения продукта.

Классификация товаров.

сентябрь

4

10

Тема 1.2. Стратегические решения в работе с продуктами

СРС №2

Работа предполагает самостоятельное изучение и конспект следующих вопросов темы:

  1. Стратегии формирования привлекательности товарного предложения.

  2. Марка товара.

  3. Упаковка товара.

Дополнительные стимулы товара.

сентябрь

4

10

Тема 1.3. Жизненный цикл продукта и его влияние на стратегические решения организации

СРС №3

Работа предполагает самостоятельное изучение и конспект следующих вопросов темы:

  1. Сушность и понятие жизненного цикла продукта.

  2. Этапы жизненного цикла продукта.

  3. Виды кривых жизненного цикла продукта.

Применение маркетинговых стратегий на различных этапах жизненного цикла продукта.

октябрь

4

10

Тема 2.1. Методы оценки продуктов на базе суждений потребителей.

СРС №4

Работа выполняется на материалах реально представленного на рынке продукта или услуги, что повышает ее практическую значимость.

Цель выполнения работы: синтезировать полученные теоретические знания в практическую концепцию управления продуктами организации.

Задачи и ход выполнения работы:

  1. Изучить рекомендуемую литературу.

  2. Подробно рассмотреть методы оценки продуктов на базе суждений потребителей.

  3. Выбрать в качестве объекта исследования группу (5 единиц) реально представленных на рынке товаров.

  4. Обосновать выбор модели оценки рыночной адекватности избранных продуктов.

  5. Методом опроса целевой группы потребителей выявить ключевые атрибуты выбранных продуктов.

  6. Произвести оценку позиций выдранных продуктов.

  7. Разработать и представить рекомендации по совершенствованию позиций исследованных продуктов.

Работа выполняется в объеме не менее 10 листов формата А4 и оформляется в соответствии с требованиями предъявляемыми к научным работам.

октябрь

4

9

Тема 2.2. Оценка продуктов и программ с точки зрения целей предприятия

СРС №5

Работа выполняется на материалах реально представленного на рынке предприятия или организации, что повышает ее практическую значимость.

Цель выполнения работы: синтезировать полученные теоретические знания в практическую концепцию управления продуктами организации.

Задачи и ход выполнения работы:

  1. Изучить рекомендуемую литературу.

  2. Подробно рассмотреть методы оценки продуктов с точки зрения экономических целей организации.

  3. Ознакомиться с методикой АВС – анализа.

  4. Выбрать в качестве объекта исследования реально представленную на рынке товаров или услуг организацию.

  5. Собрать материалы по объемам продаж изучаемой организации за последний календарный год (помесячно).

  6. Провести помесячно и за год ABC- анализ не менее 15 товарных единиц (групп).

  7. Составить ABC-графики.

  1. Разработать и представить рекомендации по совершенствованию позиций исследованных продуктов.

ноябрь

4

9

Тема 3.1. Источники и методы поиска идей новых продуктов

СРС №6

Работа выполняется на материалах реально представленного на рынке продукта или услуги, что повышает ее практическую значимость.

Цель выполнения работы: синтезировать полученные теоретические знания в практическую концепцию управления продуктами организации.

Задачи и ход выполнения работы:

  1. Изучить рекомендуемую литературу.

  2. Подробно рассмотреть методы поиска идей новых продуктов.

  3. Выбрать в качестве объекта исследования реально представленную на рынке товаров или услуг организацию.

  4. Выявить необходимость производства или внедрения в торговый ассортимент товаров – новинок.

  5. Обосновать выбор метода поиска идей нового продукта.

  6. Методом опроса потребителей или персонала организации получить сведения о желаемых параметрах товаров – новинок.

Разработать и представить рекомендации по разработке и внедрении на рынок товаров - новинок.

ноябрь

4

9

Тема 3.2 Разработка новых продуктов и выход на рынок

Этапы разработки новых товаров.

ноябрь

4

9

Тема 4.1. Сущность, значение и принципы формирования программы продуктового предложения

Роль программы продуктового предложения в управлении предприятиями.

декабрь

4

9

Тема 4.2. Методы оценки эффективности программы продуктового предложения


СРС №7

Работа предполагает самостоятельное изучение и конспект следующих вопросов темы:

  1. Сущность и содержание портфолио – анализа.

Оценка продуктов и программ с точки зрения требований торговли.

декабрь

4

9

Реферат




декабрь

8




Всего







44

84
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе
Основная цель дисциплины – ознакомление студентов с содержанием и основными видами фасилити-менеджмента как управления инфраструктурными...
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconСамостоятельная работа аспирантов
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск