Рабочая программа составлена на основе





Скачать 118.3 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации02.08.2015
Размер118.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 4

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 4

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 5

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 5

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 5

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 5

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 6

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………... 6

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 7

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 7

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация», утвержденной решением Ученого совета лесохозяйственного факультета от 20.10.2010 г. № 10;

- паспорта специальности научных работников 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация»;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 06.03.02 «Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация».
Негативное антропогенное воздействие на леса Мира, в т.ч. и Российской Федерации, все усиливается (пожары, сплошные рубки, аэропромвыбросы, добыча полезных ископаемых и т.п.), приводят к их биологической деградации (снижая лесистость, протяженность, качество лесосырьевых ресурсов). Неприятие адекватных мер по сохранению лесов с увеличением лесопокрытой площади в недалеком будущем проведет к экологическому коллапсу планета Земля. Учитывая, что доля лесов Российской Федерации составляет 22% от общепланетарной площади в виде крупных массивов, роль нашей страны в проблемах леса наиболее высокая. Специалисты лесного дела должны обладать высокой квалификацией, чтобы развернуть вектор разрушения на созидательный вектор.

Теоретической и практической базой для разработки и реализации системы мероприятий по обеспечению созидательного вектора в отношении лесов должны быть научные исследования их динамики в различных природных и антропогенных условиях. Такие исследования необходимо проводит в рамках лесного экологического мониторинга (ЛЭМ). Проводимый систематически на больших территориях ЛЭМ позволяет следить за состоянием лесов, давать прогнозы их динамики и назначать адекватные мероприятия по формированию лесов будущего.

В Российской Федерации пока ЛЭМ проводится локально на небольших территориях. Поэтому его надо расширять и углублять.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является подготовка аспиранта в области ЛЭМ.

Задачи дисциплины сводятся к тому, чтобы дать знания:

- по организации ЛЭМ; подбор территории, разработка программы исследований, создание материальной базы, подбор исполнителей;

- выполнению систематических исследований состояния лесов на территории ЛЭМ;

- обработке материалов и прогнозированию динамики лесов.

Процесс изучения дисциплины направлен на следующие компетенции:

общекультурные компетенции:

- осознание деградации лесов в основном под прессингом антропогенных факторов;

- понимание созидательной роли специалиста в области ЛЭМ в целях сохранения лесов, увеличение лесистости и усиления экологической роли лесов;

- проявление твердых гражданской и профессиональной позиций в формировании лесов будущего;

профессиональные компетенции:

- понимание современных проблем лесного хозяйства;

- способность разрабатывать и реализовывать научно-исследовательскую программу по ЛЭМ;

- способность давать комплексную оценку состояния лесов на территории ЛЭМ;

- способность разрабатывать комплексы мероприятий по формированию лесов будущего.


    1. Место дисциплины в учебном процессе

Учебная дисциплина «Лесной экологический мониторинг» предлагает дополнительные знания по организации и проведению мониторинга лесов, которые необходимы современному специалисту в области лесного дела из-за усиливающегося антропогенного воздействия с негативными последствиями. Безусловно, познание данной дисциплины доступно только лицам, освоившим цикл учебных дисциплин в период обучения в бакалавриате и магистратуре.
Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

Дисциплина учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению 250100 «Лесное дело»:

Лесоведение;

Лесоводство;

Лесные культуры;

Лесная таксация

История и философия науки (Современные философские проблемы биологии и экологии.

История лесного хозяйства)


Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация




    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины

- уметь определить территории (масштабы и способы ЛЭМ);

- владеть методами ЛЭМ, в том числе определением индикаторов среды;

- знать закономерности динамики лесов под воздействием тех или иных антропогенных факторов;

- быть способным оценить виды влияния антропогенных факторов и темпы деградации лесов;

- быть способным разрабатывать комплексы мероприятий по формированию лесов будущего.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,1

4

Семинары

0,06

2

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,84

30

ИТОГО

1

36

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

Порядко- вый

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

номер

Зач.

ед.

Час.

лекции

1

Понятие о мониторинге. Способы ЛЭМ. Организация локального ЛЭМ.

0,055

2

2

Программа обработки и анализа полученных материалов. Оценка полученных материалов.

0,055

2




ИТОГО

0,1

4



3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем

Порядко- вый

номер

практи-ческого занятия

Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

Обработка и анализ полученных материалов, их оценка.

0,06

2




ИТОГО

0,06

2


3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час

1

2

3

4

Понятие о мониторинге. Понятие об общем мониторинге и его генеральные цели. Деградация лесов Земли: причины, направле-ния, масштабы, скорость, возможные катаст-рофические последствия. Лесной экологичес-кий мониторинг: понятие, объекты, генераль-ная цель. Масштабы (по размеру территорий) мониторинга, в т.ч. ЛЭМ.

Текущая проработка теоретического материала.

Реферат

0,167

6

Способы ЛЭМ. Космический способ: суть, виды получаемой информации и ее исполь-зование, технические средства. Авиационный способ (то же). Наземный способ (то же). Пути использования результатов космичес-кого и авиационного мониторинга в наземном ЛЭМ.

Текущая проработка теоретического материала.

Реферат

0,167

6

Организация локального ЛЭМ. ЛЭМ на ключевых территориях: суть, принципы подбора «ключей», их число в зависимости от специфики объектов. Программа локального ЛЭМ. Изучаемые при ЛЭМ компоненты

Текущая проработка теоретического материала.

Реферат

0,167

6

1

2

3

4

лесных насаждений (или пути к экосистемам). Биоиндикаторская сеть мониторинга: суть, преимущества и недостатки. Индикационные признаки деревьев и древостоев. Индикацион-ные признаки подлеска. Индикационные признаки подроста. Индикационные признаки живого напочвенного покрова.










Программа обработки и анализа получен-ных материалов. Программа обработки мате-риалов. Анализ полученных материалов. Применение вариационной статистики мате-риалов (все статистики, а также, коэффи-циенты Преслера, Стьюдента, Жаккара). Использование в обработке материалов компьютерных программ.

Текущая проработка теоретического материала.

Реферат

0,167

6

Оценка полученных материалов. Лесоводст-венно-экологическая и хозяйственно-экономи-ческая оценка изменений в лесных экосисте-мах за последний период ЛЭМ, в т.ч. с учетом выполненных ранее лесохозяйственными мероприятиями. Основные требования к формированию лесов будущего. Виды лесо-хозяйственных мероприятий на перспективу. Пути реализации разработанных мероприятий и авторский надзор.

Текущая проработка теоретического материала.

Реферат

0,167

6




ИТОГО

0,84

30


3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Текущий и промежуточный контроль учебного процесса заключается в защите рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Лекционные занятия проводятся в учебных аудиториях с достаточным количеством посадочных мест, оборудованных классными досками.

Семинарские занятия проводятся в специализированной лаборатории, имеющей:

– плакаты, таблицы, схемы по разделам дисциплины;

– компьютер и телеустановку для просмотра учебных фильмов;

– литературу для проведения практических занятий, а также учебники и учебные пособия по разделам дисциплины;

– бланки заданий, нормативно-справочные материалы, ГОСТы, ОСТы.

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

  1. Лесной экологический мониторинг на постоянных пробных площадях: метод. указания к диплом. проектированию и НИР для студентов всех форм обучения направления 656200 - Лес. хоз-во и ландшафт. стр-во / С.В. Залесов и др. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2007. – 34 с. (62 экз.).

  2. Основы фитомониторинга: учебное пособие / Н.П. Бунькова и др. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2011. – 89 с. (50 экз.).

  3. Сродных, Т.Б. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров / Т.Б. Сродных и др. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2010. – 16 с. (67 экз.).

  4. Таранков, В.И. Мониторинг лесных экосистем: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.И. Таранков. – Воронеж: ВГЛТА, 2006. – 299 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4051/.


Дополнительная литература

  1. Вопросы экологии лесных экосистем: материалы конференции (17-20 октября 2011 года) / М-во природ. ресурсов и экологии Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т горного лесоводства и экологии леса; отв. ред.: Г.Е. Комин, В.В. Слепых. – Сочи: НИИгорлесэкол, 2011. – 310 с. (1 экз.).

  2. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для студентов вузов / В.Е. Гмурман. – 12-е изд., перераб. – М.: Высшее образование, 2006. – 479 с. (64 экз.).

  3. Снакин, В.В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь / В.В. Снакин; Музей землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова, Ин-т фундамент. проблем биологии Рос. Акад. наук. – М.: Академия, 2008. – 816 с. (1 экз.).

  4. Усольцев, В.А. Международный лесной мониторинг, глобальные экологические программы и базы данных о фитомассе лесов / В.А. Усольцев. – Екатеринбург: УГЛТА, 1995. – 91 с. (15 экз.).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск