Рабочая программа составлена на основе





Скачать 181.62 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации28.11.2014
Размер181.62 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа




Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 3

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 4

3.2.2. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 9

3.2.3. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………... 10

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………………….. 10

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине ………………………………… 10

3.4.1. Основная и дополнительная литература ……………………………………….. 10

3.4.2. Перечень тем рефератов …..……………………..…………....……..………….. 11

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» «История наук о Земле (геология)», разработанной Институтом истории естествознания и техники РАН и геологическим факультетом МГУ и одобренной экспертными советами ВАК Минобразования России по истории и по наукам о Земле;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 25.00.36 «Геоэкология»

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Цель и задачи учебного курса – продемонстрировать рост и развитие знаний в области геологических наук, начиная с древности вплоть до современного состояния, показать прогресс в развитии научных исследований Земли, проследить основные этапы исторического развития геологических дисциплин.


    1. Место дисциплины в учебном процессе

Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

«История и философия науки» (Современные философские проблемы геологических наук)

«Планирование и анализ результатов эксперимента»;

«Эколого-экономические аспекты отраслей лесопромышленного комплекса»;

«Системный анализ в исследовательской работе»

Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки»




    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины


После окончания изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • основы методологии исторического анализа научных данных в науках о Земле;

  • основные этапы исторического развития наук о Земле;

  • этапы и специфику развития области темы диссертационного исследования.

Уметь:

  • охарактеризовать особенности основных этапов исторического развития геологических наук, основные теоретические и практические достижения каждого этапа;

  • знать основных представителей каждого этапа, их основные идеи и труды;

  • ориентироваться в специфике современного этапа развития геологических наук;

  • представлять место темы диссертационного исследования в историческом развитии наук о Земле.

Владеть:

  • логикой исторического анализа развития науки;

  • навыками рассмотрения темы диссертационного исследования в историческом контексте развития отрасли геологического знания;

  • навыками рассмотрения диссертационной темы в историческом и общенаучном контекстах;

  • категориальным аппаратом истории геологических наук.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,3

10

Семинары

-

-

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,1

4

ИТОГО

0,4

14

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам
3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

Порядко- вый

номер

лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

1

2

3

4

1

Донаучный этап развития геологических знаний (от древности до середины XVIII века)

Период становления человеческой цивилизации (с древнейших времен до V в. до н.э.). Накопление эмпирических знаний о камнях, рудах, солях и подземных водах. Развитие земледелия, горнорудного дела, первые ирригационные системы.

Античный период (V в. до н.э. – V в. н.э.). Зарождение представлений о минералах, горных породах, а также о геологических процессах, в рамках античной натурфилософии. Зарождение идей плутонизма и нептунизма.

Схоластический период (VXV вв. в Западной Европе, VII–XVII вв. в других странах). Застой в развитии науки, преобладание догматов церкви в Западной Европе. Развитие ремесел и горнорудного дела. Основание первых университетов.

Арабская цивилизация и ее роль в развитии естествознания в VII–XIII вв. Горные промыслы и зарождение горнорудных знаний в странах Восточной, Средней и Южной Азии (Абу Рейхан аль-Бируни, Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна)). Ремесла

0,06

2

1

2

3

4




Древней Руси, учреждение в 1584 г. Иваном Грозным Приказа Каменных дел.

Период Возрождения (XV–XVII вв. до середины XVIII в.). Великие географические открытия. Утверждение гелиоцентрической картины мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Геологические представления Леонардо да Винчи, Бернара Палисси, Николауса Стенона, Георга Бауэра (Агриколы)). Космогонические концепции Р. Декарта и Г. Лейбница. Плутонизм (Р. Гук, А.Л. Моро, Г.В. Рихман и др.) и делювианизм (А. Кирхер, Д. Вудворд, Я. Шейхцер и др.).

Развитие геологических знаний в России в эпоху петровских реформ. Создание Приказа рудокопных дел (1700 г.) Бергколлегии (1718 г.), открытие Академии наук (1725).







2

Становление геологии как науки (вторая половина XVIII – XIX вв.)

Космогонические гипотезы И. Канта и П. Лапласа. Геологические идеи Ж. Бюффона, М.В. Ломоносова. Зарождение стратиграфии (Д. Ардуино, Г. Фюксель, И. Леман и др.). А.Г. Вернер, его учение и школа. Дж. Геттон и его "Теория Земли". Борьба нептунистов и плутонистов. Развитие кристаллографии (М.В. Ломоносов, Ж.Б. Роме де Лилль, Р.Ж. Гаюи). Открытие Московского университета (1755) и Высшего Горного училища (будущего Горного института (1773). Российские академические экспедиции (И.И. Лепехин, П.С. Паллас). В.М. Севергин и его роль в развитии минералогии.

Рождение биостратиграфии и палеонтологии (В. Смит, Ж.В. Ламарк, Ж. Кювье, А. Броньяр). Первая тектоническая гипотеза – гипотеза "кратеров поднятия" (Л. фон Бух, А Гумбольдт). Катастрофисты и эволюционисты – исторический спор двух научных лагерей. Ч. Лайель и его книга "Основы геологии" (1830–1833). Дискуссии по поводу происхождения экзотических валунов. Становление стратиграфической шкалы фанерозоя (А. Броньяр, Ж.Д. Омалиус д?Аллуа, В. Филлипс и др.). Начало геологического картирования.

Успехи в изучении минералов. Начало химического этапа изучения минералов (А. Кронштедт, И.Я. Берцелиус). Учение о сингониях (Х.В. Вейс, В.М. Севергин, К.Ф. Моос), изоморфизме и полиморфизме (Э. Митчерлих) и парагенезе минералов (В.М. Севергин, И.Ф. Брейтгаупт).

Создание первых геологических обществ и национальных геологических служб. Геология в России первой половины XIX в. (Д.И. Соколов, К.Ф. Рулье, А.Д. Озёрский, Г.Е. Щуровский, Г.И. Фишер фон Вальдгейм, Э.И.  Эйхвальд, Г.В. Абих и др.).

0,06

2

3

Классический период развития геологии (вторая половина XIX в.)

Геологические наблюдения Ч. Дарвина и влияние на развитие геологии его книги "Происхождение видов". Торжество эволюционных идей в геологии (Ч. Ляйель, Ч. Дарвин).

Гипотеза контракции Эли де Бомона и ее развитие в трудах Э. Зюсса. Зарождение учения о геосинклиналях (Дж. Холл, Дж. Дана, М. Бертран, Э. Ог) и платформах (А.П. Карпинский, А.П. Павлов). Становление палеогеографии (А. Грессли, Н.А.

0,06

2

1

2

3

4




Головкинский, А.А. Иноземцев, Г.А. Траутшольд, М. Неймар, И. Вальтер), геоморфологии (В.Дэвис, Д. Пауэлл, В.В. Докучаев, И.В. Мушкетов и др.), гидрогеологии (А. Добре, С.Н. Никитин, В.В. Докучаев и др.).

Развитие микроскопической петрографии (К. Сорби, Ф. Циркель, Г. Розенбуш, А. Мишель-Леви, А.П. Карпинский, Е.С. Федоров). Возникновение понятия о магме, ее типах и дифференциации (Р. Бунзен, Ж. Дюраше, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг и др. Зарождение учения о метаморфизме, становление экспериментальной петрографии. Развитие теоретической и генетической минералогии (Дж. Дана, П. Грот, В.И. Вернадский и др.). Успехи кристаллографии (Е.С. Федоров, А.М. Шенфлис, В. Гольдшмидт и др.).

Становление учения о рудных месторождениях (Б. Котта, Д. Де Лоне, Ф. Занбергер, Ф. Пошепни и др.). Зарождение геологии нефти. Первые шаги геофизики в изучении глубинного строения Земли. Магнитометрия (К. Гаусс, А. Гумбольдт, Э.Е. Лейст, В.И. Бауман и др.) Гравиметрия (Г. Стокс, Дж.Эри, Дж. Пратт, К. Деттон). Сейсмология и сейсмометрия (Э. Вихерт, Б.Б. Голицын, Дж. Милл и др.).

Начало международного сотрудничества геологов. Первые международные геологические конгрессы. Основание Геологического комитета России (1882). Геологические экспедиции в европейской России (А.П. Карпинский, А.А. Иностранцев и др.). Сибири (И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, В.А. Обручев, К.И. Богданович), Средней Азии (Г.Д. Романовский, И.В. Мушкетов и др.).







4

"Критический" период развития геологических наук (1910–1950-е гг.)

Научная революция в естествознании на рубеже XIX–XX вв. Открытия в области физики (радиоактивность, рентгеновское излучение) и астрономии. Кризис в геотектонике – крушение контракционной гипотезы. Появление альтернативных тектонических гипотез: подкорковых течений, расширяющейся Земли, пульсационной и др. Зарождение идей мобилизма – гипотеза дрейфа континентов (Ф. Тейлор, А. Вегенер). Отказ от мобилизма и возрождение гипотезы поднятия – ундационная гипотеза Р.В. Беммелена, радиомиграционная гипотеза В.В. Белоусова.

Дальнейшее развитие учения о геосинклиналях и платформах. Становление учения о глубинных разломах (И.Г. Кузнецов, А.В. Пейве). Зарождение неотектоники (В.А. Обручев, С.С. Шульц, Н.И. Николаев), тектонофизики (Г. Рамберг, В.В. Беллоусов, М.М. Газовский и др.).

Дальнейшее развитие геофизики. Создание модели оболочного строения Земли (Э. Вихерт, К. Булдлен, Дж. Джеффрис и др.). Становление геофизических методов разведки и геологической интерпретации геологических данных.

Развитие наук о веществе. Использование рентгеноструктурного анализа в изучении кристаллов (У.Г. и У.Л. Брэгги, Г.Ф. Вульф); возникновение кристаллохимии (Е.С. Федоров, П.Х. Грот) и структурной минералогии

0,06

2

1

2

3

4




(А.В. Шубняков, Н.В. Белов); зарождение геохимии (В.М. Гольдшмидт, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман и др.). Учение о биосфере и ноосфере (В.И. Вернадский). Развитие петрологии и ее разделов (петрохимия, химия магм, космическая петрография). Развитие учения о метаморфизме (И. Д. Лукашевич, Ч. Р. Ван-Хайз, У. Грубенман, П. Эскола, Я.И. Седерхольм, Д.С. Коржинский и др.). Развитие учения о рудных месторождениях; дальнейшая разработка гидротермальной теории (В. Линдгрен, В.Г. Эммонс, Д.Э. Сперр). Минераграфия. Термобарометрия. Успехи металлогении (П. Ниггли, Ю.А. Билибин, С.С. Смирнов и др.).

Становление литологии (А.В. Грэбо, А.Д. Архангельский, М.С. Швецов, У.Х. Твенхофел, Л.В. Пустовалов, Н.М. Страхов и др.) и успехи палеографии (Н.И. Андрусов, В.П. Батурин, А.А. Хабаков, Т. Альт и др.). Зарождение учения о формациях (Н.С. Шатский, Н.П. Херасков, Н.Б. Вассоевич, В.Е. Хаин и др.).

Развитие геологии горючих ископаемых. Учение о нефтегазоносных бассейнах (И.О. Брод, В.В. Вебер, В.Е. Хаин, Л.Г. Уикс и др.). Геология угля (Ю.А. Жемчужников, П.И. Степанов и др.).

Дальнейшее развитие гидрогеологии, разработка проблемы вертикальной гидрохимической и гидродинамической зональности подземных вод. Гидрогеологическое картирование. Учение о подземных водах области мерзлой зоны литосферы. Зарождение мерзлотоведения (В.А. Обручев, М.И. Сумгин, В.А. Кудрявцев и др.).







5

Новейший период развития геологии (1960–1990-е гг.) и прогнозирование развития наук о Земле в XXI в.

Техническое перевооружение геологии: электронный микроскоп, микрозонд, масспектрометр, ЭВМ, глубоководное и сверхглубокое бурение, исследование Земли из космоса и др. Начало интенсивного геолого-геофизического изучения океанов и планет Солнечной системы.

Успехи палеонтологии: новые группы ископаемых остатков, разработка общих закономерностей онтогенеза и филогенеза животных и растений. Этапность развития органического мира и эволюции биосферы, вымирание крупных систематических групп и глобальные биоценотические кризисы. Развитие стратиграфии, введение новых методов: магнито- и сейсмостратиграфии, радиохронометрии; изучение стратиграфии докембрия.

Дальнейшее развитие наук о земном веществе. Космохимия и геохимия изотопов, экспериментальная минералогия и петрология, теория метасоматической зональности  Д.Е. Коржинского, развитие учения о метаморфических фациях; геохимические методы поисков рудных месторождений. Литологическая школа Н.М. Страхова. Создание им теории типов литогенеза. Тектонические школы В.В. Белоусова и Н.С. Шатского. Составление под руководством Н.С. Шатского, А.А. Богданова, А.Л. Янщика обзорных тектонических карт стран Европы, Евразии. Составление палеогеографических атласов страны, Европы, Мира. Разработка Г.А. Гамбуруевым и Ю.Н.

0,06

2

1

2

3

4




Годиным метода глубинного сейсмического зондирования (ГСЗ) и широкомасштабное исследование им коры континентов (Тянь-Шань, Памир, Кавказ, платформы) и океанов (Анголо-Бразильский геотреверс).

Возрождение мобилизма. Концепция новой глобальной тектоники (Г. Хесс, Т. Вильсон, В.Е. Хаин, О.Г. Сорохетин). Геодинамика. Океаническая кора геологического прошлого на континентах (А.В. Пейве, Л.П. Зоненшайн). Планетология. Ранняя история Земли. Изотопная геохимия как инструмент для расшифровки магматических и метаморфических процессов в мантии и в коре Земли. Современные представления о природе рудообразующих флюидов. Экспериментальная петрология. Методы изучения Земли из космоса. Геотехнология – рациональное использование минеральных ресурсов.

Дальнейшее развитие гидрогеологии, инженерной геологии и геокриологии. Зарождение нового направления в геологии – экологической геологии. Международное сотрудничество геологов.

Важнейшие дискуссии: литологическая дискуссия пятидесятых годов и ее продолжение; дискуссия о биогенном или неорганическом происхождении нефти; полемика между сторонниками классического геосинклинально-платформенного развития коры и приверженцами гипотезы тектоники плит; два взгляда на природу океанов (океанизация континентальной коры или механизм спрединга). Дискуссии о причинах тектогенеза: контракция, расширяющаяся Земля, дифференциация мантии, конвенция в мантии, дегазация водорода, плюм-тектоника.

Новые задачи, поставленные обществом перед науками о Земле в XXI веке: а) контроль за сохранением природной среды и меры по предотвращению ее разрушения: б) рациональное использование недр планеты (геотехнология); в) предсказание и предотвращение стихийных бедствий (землетрясений, цунами, вулканических извержений, циклонов, селей и т.д.). Создание для этих целей комплексных наук, где науки о Земли останутся лидирующими. Развитие традиционных направлений геологии – всестороннее изучение пород Земли, ее строения и процессов в ней происходящих. Стремление к созданию общей теории развития планеты.










ИТОГО

0,3

10



3.2.2. Самостоятельная работа аспирантов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

2

3

4

1

Реферат «Донаучный этап развития геологических знаний (от древности до середины XVIII века)»;

Доклады: «Развитие геологических знаний в период античности»;

«Геологические знания Средневековья»;

«Роль арабской цивилизации в развитии геологического знания в VII–XIII вв.»;

«Геологическое знание эпохи Возрождения»;

«Развитие геологических знаний в России в эпоху петровских реформ»

0,1

0,3

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

2

Реферат «Становление геологии как науки (вторая половина XVIII – XIX вв.)»;

Доклады: «Космогонические гипотезы И. Канта и П. Лапласа»;

«Противоречия в вопросе о роли внешних и внутренних процессов в развитии Земли. Борьба нептунистов и плутонистов»;

«Геология в России первой половины XIX в.»

0,1

0,3

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

3

Реферат «Торжество эволюционных идей в геологии (Ч. Лайель, Ч. Дарвин)»;

Доклады: «Становление палеогеографии (вторая половина XIX века)»;

«Становление геоморфологии во второй половине XIX века»;

«Становление гидрогеологии (вторая половина XIX века)»;

«Возникновение понятия о магме, ее типах и дифференциации»;

«Развитие теоретической и генетической минералогии»;

«Первые шаги геофизики в изучении глубинного строения Земли»;

«Сейсмология и сейсмометрия»

0,1


0,3

10 (реферат)*


4 (доклад)**

4

Доклады: «Появление альтернативных тектонических гипотез в первой половине ХХ века»;

«Создание модели оболочного строения Земли»;

«Учение о биосфере и ноосфере (В.И. Вернадский)»

0,1

4

5

Рефераты «Новейший период развития геологии (1960–1990-е гг.)»;

«Прогнозирование развития наук о Земле в XXI в.»;

Доклады: «Техническое перевооружение геологии (1960-1990-е годы)»;

«Успехи палеонтологии в период 1960-1990-х гг»;

0,1

0,3

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

1

2

3

4




«Развитие наук о земном веществе в 1960–1990-е гг.»;

«Тектонические школы В.В. Белоусова и Н.С. Шатского»










ИТОГО

0,1

0,3

10 (реферат)*
4 (доклад)**

 * Все аспиранты выполняют реферат по разделу, соответствующему теме диссертационной работы.

**. Аспиранты, не посещавшие лекционные занятия, самостоятельно осваивают программу и делают доклад по разделу, соответствующему теме диссертационной работы.
3.2.3. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Итоговый контроль проводится в форме защиты реферата.
3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийный класс: проектор, ноутбук.
3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература

1. Галай, Е.И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Е.И. Галай. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 252 с. (2 экз.).

2. Короновский, Н.В. Историческая геология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Геология" / Н.В. Короновский, В.Е. Хаин, Н.А. Ясаманов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 464 с. (3 экз.).

3. Методология науки: проблемы и история [Электронный ресурс] / М., 2003. – 343 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=346634.

4. Хаин, В.Е.История и методология геологических наук: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Геология" / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. – М.: Академия, 2008. – 416 с. (3 экз.).

5. Ясаманов, Н.А. Основы геоэкологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эколог. специальностям / Н.А. Ясаманов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 352 с. (3 экз.).
Дополнительная литература

6. Симаков, К.В. К созданию теории палеобиосферного времени = Developing the theory of paleobiosphere time: в 3 т./ К.В. Симаков; Рос. акад. наук, Дальневосточ. отд-ние. Магадан: ДВО РАН, 2004. – Т.2. – 244 с. (1 экз.).

7. Корчуганова, Н.И. Геология россыпей: методические рекомендации / Н.И. Корчуганова; Федер. агентство по недропользованию, Межрегион. центр по геолог. картографии "ГЕОКАРТ", Рос. гос. геологоразведочный ун-т им. Серго Орджоникидзе. – М.: ГЕОКАРТ-ГЕОС, 2010. – 306 с. (1 экз.).

8. Ясаманов, Н.А. Основы геоэкологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эколог. специальностям / Н.А. Ясаманов. – М.: Академия, 2003. – 352 с. (1 экз.).

3.4.2. Перечень тем рефератов

1. «Донаучный этап развития геологических знаний (от древности до середины XVIII века)»;

2. «Становление геологии как науки (вторая половина XVIII – XIX вв.)»;

3. «Торжество эволюционных идей в геологии (Ч. Лайель, Ч. Дарвин)»;

4. «Новейший период развития геологии (1960–1990-е гг.)»;

5. «Прогнозирование развития наук о Земле в XXI в.».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск