ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
| Наименование дисциплины
Патология
|
| Рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060301 Фармация
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у студентов системных знаний о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исхода патологических процессов и болезней, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей провизора, касающихся медицинских аспектов его деятельности.
Задачами дисциплины являются:
– приобретение теоретических знаний в области общих (типовых) морфофункциональных закономерностей возникновения и развития патологических реакций, процессов и состояний, лежащих в основе болезней (общая патология); номенклатуры, этиологии, патогенеза, исходов, профилактики и принципов терапии наиболее распространенных болезней человека (частная патология);
– формирование умения использовать современные методы оценки нарушений основных функциональных показателей жизнедеятельности человека при различных формах патологии;
– приобретение умения работы с экспериментальными животными и экспериментальными моделями для оценки биологической активности природных и синтетических соединений;
– приобретение умения оказывать доврачебную медицинскую помощь больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях;
– закрепление теоретических знаний по выявлению главных механизмов формирования патологии для «прицельного» и наиболее эффективного лекарственного воздействия.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Патология» изучается в третьем и четвертом семестрах, относится к циклу естественнонаучных, математических и медико-биологических математических и естественнонаучных дисциплин.
дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Фармация. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (латинский язык);
- в цикле естественнонаучных, математических и медико-биологических математических и естественнонаучных дисциплин (неорганическая химия, общая и неорганическая химия; органическая химия; аналитическая химия; физика и математика, математика; физика; биология; физиология с основами анатомии; микробиология).
Является предшествующей для изучения дисциплин:
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)
Процесс изучения дисциплины Физиологии с основами анатомии направлен на формирование и развитие у студентов выпускника следующих компетенций:
способен к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, может адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, склонен к формированию новых идей (креативности) (ОК-6);
способен представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры, а также склонен критически оценить освоенные теории и концепции, границы их применимости, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования и способен содействовать обучению и развитию других (ОК-8);
способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также имеет склонность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни. Владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-11);
владеет навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-15).
научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность
способен и готов к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям (ПК-44);
способен и готов к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
способен и готов работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
способен и готов к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
- основные понятия и термины патологии;
- основные закономерности общей этиологии (роль причин, условий, наследственности, реактивности и резистентности организма в возникновении заболеваний);
– основные механизмы повреждения, защиты и адаптации;
- этиологию, патогенез, исходы и принципы терапии типовых патологических процессов;
- этиологию, патогенез, формы, типичные клинические проявления, исходы и принципы терапии наиболее распространенных болезней человека.
Уметь:
– выявлять главные факторы риска конкретной болезни для определения мер их профилактики или устранения;
- выявлять ведущий механизм патогенеза болезни, тем самым, определяя объект наиболее эффективного лекарственного воздействия;
- измерять и оценивать нарушения основных функциональных показателей жизнедеятельности человека при патологии;
- использовать знания патологии при изучении фармакологии и клинической фармакологии (фармакотерапии).
Владеть:
– медицинской терминологией и осознанно использовать ее в профессиональном общении с врачом и анализе фармакологических аннотаций и инноваций;
– способностью анализировать специфику региональной патологии с целью адекватного снабжения аптеки необходимыми лекарственными средствами;
- разъяснять населению опасность самолечения;
- оказывать доврачебную медицинскую помощь больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях;
– применять знание патологии в экспериментальной оценке биологической активности природных и синтетических соединений.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.
Виды учебной работы
| Всего часов/
зачетных
единиц
| Семестры
|
III
|
IV
| Аудиторные занятия (всего)
|
108
|
54
|
54
| В том числе:
|
|
|
| Лекции, (Л)
|
36
|
18
|
18
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
72
|
36
|
36
|
Семинары (С)
|
|
-
|
-
| Самостоятельная работа (всего), (СРС)
|
54
|
27
|
27
| В том числе
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Изучение учебного материала, подготовка к занятиям
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен), зач. ед.
|
0,8
|
|
0,8
| Общая трудоемкость
| часы
| 162
|
81
|
81
| зачетные единицы
| 5,3
|
2,5
|
2,8
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС
| Содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1
| Общая нозология и интегральные механизмы клеточной патологии
|
1. Болезнь. Причины и условия ее возникновения.
Предмет «Патология» в системе фармацевтического образования. Содержание понятий: болезнь, факторы риска, этиология, патогенез, саногенез. Стадии болезни и ее исходы. Принципы лекарственного лечения больного. Роль наследственности, реактивности и резистентности в патологии.
2. Повреждение клетки. Экзогенные (физические, химические, биологические, психогенные) и эндогенные (информационные в системе биорегулятор – рецептор и геноме, активация СПОЛ и фосфофолипаз, цитотоксические факторы системы ИБН, гипоксия и изменения рН и осмотического давления) факторы повреждения. Мембранопатии (кластерообразование, нарушения функций ионных мембранных каналов и мембранных рецепторов). Нарушения антигенного распознавания. Последствия ультраструктурных повреждений: эндоплазматического ретикулума (ГЭР и ШЭР), аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, цитоскелета, ядра.
3.Интегральные механизмы гибели: дистрофии, некроз, апоптоз. Интегральные механизмы защиты и адаптации: системы АОС, БТШ, антионкогенов, протоонкогенов. Гиперплазия, гипертрофия, пролиферация.
4.Понятие об общем адаптационном синдроме (ОАС), его стадии, механизмы антистрессорной защиты и принципы ее усиления. Роль стресса в формировании психической и соматической патологии.
| 2
| Типовые патологические процессы
|
1. Нарушения общего кровообращения. Нейрогуморальные механизмы артериальной гипотензии и гипертензии. Сердечная недостаточность, ее патогенез, принципы терапии. Кровотечения, виды, степени, последствия, принципы терапии.
2. Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции. Виды, этиология, особенности патогенеза и принципы терапии гиперемии, ишемии. Этиология, патогенез и принципы терапии артериального и венозного тромбоза. Эмболия, ее виды и последствия.
3. Воспаление, его биологическая роль. Клеточные и гуморальные медиаторы воспаления и их роль. Роль системы микроциркуляции в реализации воспаления. Клеточные и гуморальные иммунные механизмы в реализации воспаления. Фагоцитоз. Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные механизмы фагоцитов. Фазы воспаления и их патогенез. Виды воспалительных реакций. Принципы лекарственной регуляции воспалительного процесса.
4. Инфекционный процесс. Естественные барьеры и иммунитет в реализации инфекционного процесса. Механизмы резистентности микроорганизмов к химиопрепаратам. Лихорадка, ее биологическое значение, виды, патогенез и стадии. Стратегия применения жаропонижающих средств. Гипертермия. Гипотермия и ее применение в медицине.
5. Понятие об аллергенах и механизмах сенсибилизации. Стадии аллергии. Классификация аллергических реакций. Этиология, особенности патогенеза и принципы терапии реагинового, цитотоксического, иммунокомплексного и ГЗТ типов аллергии. Лекарственная аллергия.
Этиология, патогенез и принципы терапии врожденных и приобретенных иммунодефицитов: аплазии тимуса, дефектов Т- и В-систем иммунитета. Этиология, патогенез, стадии и формы, принципы лечения ВИЧ – инфекции.
6. Нарушения обмена веществ
Этиология, патогенез и принципы терапии гипо– и гипергидратаций. Виды, этиология, особенности патогенеза и принципы терапии отеков. Этиология, патогенез и принципы коррекции нарушений обмена Na+, К+, Са2+, Fе2+, Мg2+. Последствия дефицита микроэлементов: меди, цинка, кобальта, марганца, фтора, йода. Буферные системы организма. Понятие о компенсированных и некомпенсированных нарушениях рН. Виды ацидозов и алкалозов, особенности их этиологии и патогенеза. Роль нарушений КЩС в патогенезе заболеваний человека. Принципы коррекции нарушений КЩС.
Понятие о первичных и вторичных гипо- и авитаминозах, гипервитаминозах. Классификации витаминов. Этиология, патогенез и принципы коррекции авитаминозов витамино-ферментов (В1, В2, В5, В6, В9, В12).
Этиология, патогенез и принципы коррекции авитаминозов редокс-витаминов (С, Е, биофлавоноидов) и витамино-гормонов (А, D, К). Гипервитаминозы А, D, К, Е. Витаминопрепараты и их области применения.
Нарушения обмена белков и нуклеиновых кислот. Алиментарный маразм, квашиоркор. Синдром мальдигестигии - мальабсорбции. «Каловая аутоинтоксикация». Диспротеинемии и диспротеинозы (амилоидоз, гиалиноз, роговая дистрофия). Подагра.
Виды, этиология, патогенез и принципы терапии внепанкреатических и панкреатических гипер- и гипогликемий. Патология обмена сложных углеводов: глюкозаминогликанов и протеогликанов.
Виды, этиология, патогенез и принципы терапии ожирения. Факторы риска и патогенез атеросклероза. Его роль в формировании сосудистой патологии. Принципы терапии атеросклероза.
7. Понятие об экстремальных состояниях. Виды, этиология, патогенез и принципы терапии обморока, коллапса, шока, комы. Биологическое значение боли. Этапы формирования болевого чувства. Принципы обезболивания и коррекции вегетативных и эмоциональных реакций организма на боль.
8. Опухолевый рост. Физический, химический и вирусный канцерогенез. Молекулярные механизмы и этапы онкотрансформации. Роль иммунной системы в прогрессии опухолевого роста. Доброкачественные и злокачественные опухоли, их особенности, отличия и основные виды. Классификация ТΝМ. Принципы консервативного лечения раковых заболеваний.
| 3
| Внутренние болезни
|
1. Болезни крови. Причины и механизмы неэффективного гемопоэза. Система фагоцитирующих мононуклеаров (СФМ) и ее роль в гемопоэзе. Биопревращения гемоглобина. Ферритемия и гемосидероз. Болезни «красной» крови. Классификация анемий. Этиология, патогенез, клиническая картина и принципы лечения наследственных и приобретенных гемолитических анемий, дисгемопоэтических анемий (железодефицитной, В12- и фолиеводефицитной). Этиология, патогенез и принципы терапии миелотоксического и аутоиммунного агранулоцитоза. Врожденные и приобретенные тромбоцитопатии.
2. Болезни сердечно-сосудистой системы.
Эссенциальная и симптоматические гипертензии. Факторы риска, этиология, патогенез по стадиям, формы, осложнения и принципы терапии гипертонической болезни. Гипертонические кризы: патогенез, течение, осложнения, принципы лечения. Острые нарушения мозгового кровообращения.
Особенности коронарного кровообращения и энергетики миокарда. Факторы риска, этиология, патогенез, клинические формы (стенокардия покоя, стенокардия напряжения, инфаркт миокарда), варианты течения и принципы терапии ишемической болезни сердца. Особенности патогенеза и принципов терапии кардиогенного шока.
Формирование потенциала действия и пейсмейкерный миокард. Функциональные и патологические аритмии. Механизмы формирования эктопических очагов автоматизма. Виды аритмий. Этиология, патогенез и принципы терапии аритмий, обусловленных нарушениями функций автоматизма, возбудимости и проводимости (пароксизмальная тахикардия, экстрасистолия, блокада).
3. Болезни дыхательной системы.
Факторы риска болезней дыхательной системы. Обструктивное и рестриктивное поражение органов дыхания. Этиология, патогенез, осложнения и принципы терапии ОРВИ (острый бронхит). Эпидемиология, этиология, патогенез, формы, осложнения, принципы профилактики и терапии гриппа. Особенности этиологии, патогенеза, осложнений и принципов терапии бронхопневмонии и крупозной пневмонии.
Этиология, особенности патогенеза, формы, и принципы терапии хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Факторы риска, этиология, патогенез, формы, осложнения и принципы лечения бронхиальной астмы. Особенности этиологии и патогенеза первичного и вторичного туберкулеза легких, принципы профилактики и лечения. Формирование легочной и сердечной недостаточности при хронических заболеваниях легких.
4. Болезни пищеварительной системы.
Факторы риска, способствующие желудочно–кишечной патологии. Этиология, патогенез, клинические варианты и принципы терапии гастритов. Этиология, патогенез, клинические проявления, осложнения и принципы терапии энтеритов. Этиология, патогенез, клинические варианты, осложнения и принципы лечения колитов.
Факторы риска, этиология, патогенез, клинические варианты, осложнения и принципы терапии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Этиология, особенности патогенеза, осложнения, профилактика и лечение вирусных гепатитов А, В, С, D, токсических гепатитов, холелитиаза. Факторы риска, этиология, патогенез, осложнения, клинические варианты и принципы терапии панкреатитов.
5. Болезни выделительной системы.
Этиология, особенности патогенеза, клинические варианты, осложнения и принципы терапии гломерулонефрита. Токсические гломеруло– и тубулоопатии (в том числе лекарственные). Понятие о почечном клиренсе и его роли в фармакокинетике.
Этиология, патогенез, формы, осложнения и принципы лечения пиелонефрита. Факторы риска, формы, этиология, патогенез, осложнения и принципы лечения уролитиаза. Особенности этиологии, патогенеза, принципов терапии острой и хронической почечной недостаточности.
| 4
| Болезни регуляторных систем
| Болезни эндокринной системы.
Причины эндокринных дисфункций. Гипо– и гиперпинеализм. Нарушения фотопериодичной активности эпифиза. Гипоталамические синдромы гомеостатических нарушений. Гипоталамо - гипофизарные дисфункции гонадотропинов, соматотропина, тиреотропина, адренокортикотропина. Парциальные и тотальные гипер– и гипофункции надпочечников. Синдром отмены при терапии кортикостероидами.
Виды сахарного диабета. Факторы риска, особенности этиологии, патогенеза, осложнений и принципов терапии инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета.
Этиология, патогенез, осложнения и принципы терапии болезни Гревса – Базедова. Гипофункции щитовидной железы: тиреоидит Хашимото, синдромы Фагге и Галла. Женский и мужской гипер– и гипогонадизм.
Нервные и психические болезни.
Этиология, патогенез, клинические формы, симптоматика, осложнения и принципы терапии миастении. Роль экстрапирамидной системы в регуляции движений. Этиология, патогенез, клинические проявления, осложнения и принципы лечения паркинсонизма.
Факторы риска, этиология, патогенез, клинические варианты, осложнения и принципы терапии неврозов. Вегетососудистые дистонии и их роль в этиологии соматической патологии. Этиология, патогенез, проявления, осложнения и принципы лекарственной терапии гипосомний.
Общая психопатология. Расстройства сознания, мышления, памяти, эмоций. Двигательно-волевые нарушения и нарушения познавательной деятельности. Этиология, патогенез, проявления, осложнения и принципы лекарственной терапии депрессий и МДП.
Этиология, патогенез, клинические проявления и принципы лечения эпилепсии. Этиология, патогенез, формы и принципы лечения шизофрении.
| |