Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж





Скачать 266.96 Kb.
НазваниеОбразование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж
Дата публикации18.07.2013
Размер266.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы




Об авторе педагогического опыта


КОНОВАЛОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА – учитель биологии муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Ломы Сретенского района.

Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.)

Педагогический стаж: 23 года.

Квалификационная категория: высшая.

Участие в профессиональных конкурсах:

  • Победитель районного конкурса «Учитель года».

  • Победитель Областного конкурса «Учитель года Забайкалья–2007» (2-е место).

Награды:

  • Значок «Отличник народного просвещения» (1996 г.).

  • Почетные грамоты регионального, муниципального и школьного уровней.


«Развитие познавательного интереса учащихся при изучении биологии с опорой на субъективный опыт», - такова тема моего исследования. Учащиеся, для которых изучаемый материал вошел в состав субъективного, личностно значимого опыта, активно изучают мельчайшие детали, тонкости преподаваемой им науки, эмоционально переживая свои маленькие открытия. Как же разжечь искру познания? На этот вопрос мне бы и хотелось ответить».

Коновалова Л.В.

Слово об учителе



Районное методическое объединение учителей биологии в своем ходатайстве о выдвижении педагога Л.В. Коноваловой для участия в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений и для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование представило ее кандидатуру таким образом:

«Любовь Викторовна – учитель-новатор. Для нее характерны хорошее знание предмета, высокая методическая эрудиция, постоянный творческий поиск и самообразование. В своей работе педагог уделяет главное внимание качественному усвоению учащимися фундаментальных знаний науки и развитию логического мышления, а на их основе организует со школьниками учебную деятельность по развитию интереса к предмету «биология» с опорой на субъективный опыт.

Уроки педагога отличает целенаправленность, содержательность, высокая активность учащихся. Учитель не сообщает знания в готовом виде, их усвоение происходит в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе демонстрации опытов, проведения наблюдений, решения задач. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения с позиции научности и практики.

Л.В. Коновалова постоянно осуществляет связь биологии с другими предметами естественно научного и гуманитарного цикла (химия, география, экология, физика, литература, история). Это позволяет сформировать общую систему знаний учащихся о реальном мире, лучше осмыслить полученную информацию. На ее уроках четко прослеживается природоохранный аспект образования, играющий важную роль в воспитании школьников, в формировании у них бережного отношения к природным богатствам. Педагогический такт, доброжелательное отношение к учащимся, демократический стиль общения способствуют установлению между учителем и школьниками взаимного доверия. Свои занятия педагог строит с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся.

Любовь Викторовна активно участвует в работе районного методического объединения: проводит открытые уроки и мастер-классы с целью обмена опытом работы. Неоднократно выступала на районных и областных конференциях по проблемам биологического образования в развитии личностно-смысловой сферы учащихся, формирования на уроках биологии и экологии экологически сообразного поведения, о практике преподавания экологии в школах, лицеях, ссузах, вузах. Ее воспитанники активно занимаются исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время, участвуют во всех общешкольных мероприятиях, конференциях и предметных олимпиадах, завоевывают призовые места. Они доброжелательны и открыты для общения, показывают стабильные результаты обученности. В этом заслуга учителя Л.В. Коноваловой».
А сам учитель? Он представил на суд педагогической общественности области то, что им создано за годы работы в школе, и хотел бы поделиться некоторыми идеями и замыслами, технологиями, методами, формами и средствами обучения, которые успешно применяет в своей практической деятельности.

Итак, знакомьтесь: педагогический опыт Коноваловой Любови Викторовны.

Развитие познавательного интереса учащихся

при изучении биологии

с опорой на субъективный опыт



Экологический кризис наших дней - это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего все виды отношений между людьми, обществом и природой. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно - личностных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы и общества. Человеку надо знать, как мыслить и во что верить, чтобы выстроить свое мировоззрение как основу для созидательной (неразрушающей) деятельности во всех сферах – профессиональной, в общении с природой и людьми, в самопознании и саморазвитии.

Современная образовательная и воспитательная системы уже сегодня должны возглавить процесс формирования новой культуры, осуществить реализацию системы опережающего обучения. Такое обучения предполагает следующее:

  • овладение способами познавательной и практической деятельности;

  • обеспечение межпредметной интеграции.

К сожалению, утверждает автор опыта, мы продолжаем придерживаться традиционных, репродуктивных технологий, построенных на объяснительно-иллюстративном способе обучения, при котором вся информация преподносится в форме монолога учителя, вследствие этого возникает множество проблем, а именно:

  • пассивность учащихся на уроках, их нежелание работать, включаться в обсуждение вопросов;

  • неумение думать, самостоятельно работать с различными источниками информации, анализировать ее;

  • неумение говорить, выражать свои мысли, давать развернутые ответы.

Цели учителя и учеников тоже не совпадают: педагог стремится во что бы то ни стало пройти учебную программу, в то время как дети приходят в школу для того, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности, развивать свои способности и утверждать себя как личность, а не для того, чтобы являться примитивными акцепторами преподносимых знаний.

При отсутствии внутренней мотивации к учению у детей педагоги и родители вынуждены использовать внешнюю:

  • обещание благ в отдаленном будущем;

  • хорошие или плохие оценки;

  • дисциплинарные меры и т.п.

Такие действия приводят к тому, что многие старшеклассники чувствуют отвращение к учебе, а добросовестные жертвуют отдыхом и сном, пытаясь справиться с объемными домашними заданиями. Но самое страшное, на взгляд автора опыта, заключается в том, что деградирует сам учитель. В 1994 году в журнале «Знание – сила» (№ 10) появилась статья, в которой говорилось о том, что учителя, медицинские работники и надзиратели имеют неограниченную власть над теми, с кем они работают. Чем менее культурны представители этих профессий, тем больше у них соблазн проявить свое насилие. Для педагога Л.В. Коноваловой, по ее словам, самое страшное – не превратиться в надзирателя. А ее главная цель – развитие искреннего интереса учащихся к урокам биологии.

Подводя некоторый итог раздумьям педагога, можно утверждать, что она выявила в своей педагогической практике ряд существенных проблем обучения учащихся, которые можно рассматривать и как противоречие, и старается разрешить их на основе развития познавательного интереса школьников к своему предмету с опорой на их субъективный опыт.

Ведущая идея опыта и ее теоретическое обоснование
Совершенно очевидно, что нужно изменить условия обучения школьника и «заложить в ребенке механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности и диалогического взаимодействия (выделено нами) с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

В своей педагогической практике учитель Л.В. Коновалова руководствуется следующей идеей: развитие познавательных интересов учащихся, их внутренней мотивации к учебе посредством опоры на субъективный опыт.

Автор опыта в своей деятельности опирается на выработанные ею основные принципы, которые могут быть интересны и другим педагогам. Они таковы:

  • каждая личность индивидуальна и уникальна;

  • создание в школе психологического комфорта, подразумевающего:

  • взаимоуважение учителя и ученика;

  • самореализацию личности через разноуровневую и разнообразную деятельность;

  • доброту;

  • атмосферу доверия;

  • красота природы находит отклик в душе любого человека;

  • учет возрастных особенностей учеников;

  • внутри - и межпредметные связи;

  • осознанность обучения;

  • поэтапное формирование знаний;

  • учет результатов обратной связи учителя и учащихся для определения содержания учебно-воспитательного процесса;

  • сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся;

  • самодвижение учеников.

По мнению педагога, основными задачами содержания образования должны быть задачи, направленные на следующее:

  • на развитие личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач;

  • на формирование навыков культуры умственного труда;

  • на формирование потребностей и способностей личности к самообразованию.

Учитель активно применяет на практике личностно-ориентированные педагогические технологии, направленные на реализацию принципов и задач содержания образования, так как они противопоставляют авторитарному подходу к ребенку в традиционной технологии атмосферу любви, заботы, сотрудничества. Итак, технологии:

  • Педагогика сотрудничества, объединяющая лучшие традиции русской школы, психолого-педагогической науки и практики.

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (она привлекает характером содержания: познавательное чтение, постижение прекрасного или уроки о природе, планирование деятельности, осмысление тонких духовных материй и ценностей, постижение красоты всего окружающего).

  • Технология проблемного обучения.

  • Технология уровневой дифференциации.

  • Личностно ориентированное развивающее обучения (И.С. Якиманская).

В этой технологии особое значение придается такому фактору как субъективный опыт жизнедеятельности учащегося, и именно в этом направлении работает учитель биологии Л.В. Коновалова.
Как же на практике реализуется ведущая идея опыта педагога?
В первую очередь, учителем взята на вооружение технология личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. Она помогает решать задачи диалогического взаимодействия, и создавать условия для самоопределения детей относительно их будущего образа жизни, их места в общественной структуре и для осознанного выбора профессии. Личностно ориентированное образование выполняет следующие основные человекообразующие функции:

  • гуманитарную – обеспечение физического и нравственного здоровья человека, осознание смысла жизни и активной позиции в ней;

  • культурообразующую – приобщение человека к миру культуры, установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом;

  • социализации – усвоение социального опыта, достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества.

Естественнонаучные предметы имеют огромный потенциал для осуществления перечисленных функций, так как они являются источником знаний об окружающем мире и самом человека.

Рассмотрим применение педагогом данной технологии на уроках биологии. Достаточно трудная для учащихся тема в курсе общей биологии 9-го класса «Экосистемы и биогеоценозы». При ее изучении школьники должны оперировать следующими понятиями: уровни организации живой природы, обмен веществ, энергии и информации, гетеротрофы и автотрофы, сапротрофы, фотосинтез и хемосинтез, пищевые цепи, ярусность и т.д. Эти понятия вводятся поэтапно с 6-го по 9-ый класс, повторяясь на более сложном уровне. Обратимся к таблице:

Понятие

Класс

Что изучается в данном классе

Обмен веществ

6

7

8


9

Общее свойство всех живых организмов: питание, дыхание, выделение. Автотрофы и гетеретрофы. Сапротрофы. Фотосинтез.

Способы питания животных. Энергозависимость организмов, холоднокровные и теплокровные животные.

Этапы обмена веществ: ассимиляция и диссимиляция. Питание и пищеварение, изменение веществ в пищеварительном тракте, роль ферментов.

Особенности автотрофного и гетеротрофного питания, способы получения энергии, гликолиз и дыхание. Химические процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Ярусность

6
7

Ярусы леса. Особенности строения и жизнедеятельности растений разных ярусов.

Приспособленность животных к совместному обитанию.

Цепи питания

7

Механизм передачи веществ и энергии в сообществах. Экологические пирамиды.

Биоценозы

6

7

Сообщества, смена сообществ.

Естественные и искусственные биоценозы.


Проследим на примере, как педагог реализует на практике изучение данной темы.

В 6-ом классе при первоначальном знакомстве с понятием «сообщество» дети слушают сказку Ю. Дмитриева «Что такое лес», которая помогает им понять сложные взаимоотношения между живыми организмами, образующими сообщества. Эмоциональное восприятие темы способствует тому, что шестиклассники осознанно рассуждают о роли растений, животных, грибов в биоценозах. Повторение изученного материала, расширение знаний в 7-8 классах дают возможность учащимся восстановить в памяти известные сведения, использовать их в новых учебных ситуациях. В 9-ом классе учащиеся уже легко оперируют сложными научными терминами, обращаясь к своему субъективному опыту. Изучение учебного материала построено в соответствии с заветом К.Д. Ушинского «Привязывайте к старому всё изучаемое новое…».

Таким образом, автор опыта умело использует литературные произведения Н. Павловой, Н. Сладкова, В. Бианки, Э. Шима, М. Пришвина, А.Онегова и других на уроках биологии с целью формирования эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, самому себе. Стихотворения, сказки, рассказы помогают создать проблемные ситуации, актуализировать субъективный опыт учащихся. Педагог применяет при этом метод чтения вслух, занимающий исключительно важное и совершенно особое место в развитии личности учащегося. Например, незатейливая сказка В. Бианки «Сова», прочитанная в оставшееся на уроке время, вызывает добрые улыбки на детских лицах и дает пищу для размышлений при последующем изучении способов опыления растений, трофических связей в биоценозах, роли хищников в природе, лавине неожиданных последствий, к которым может привести необдуманное вмешательство человека в природу. Педагог убежден, что это - незаслуженно забытый метод обучения обогащает интеллектуальную сферу учащихся, развивает интерес к чтению книг.

Учитель-биолог Л.В. Коновалова умело использует при изучении соответствующих тем и разделов своего предмета литературные произведения забайкальских авторов. Стихотворения, рассказы писателей края помогают в организации развивающего и образовательного пространства. Например, стихотворения Б. Макарова «Из чего растут грибы», «Ворчливый гриб», «Мухоморы» создают положительный эмоциональный настрой на работу при изучении шляпочных грибов. Поставить проблемный вопрос при изучении способов опыления помогают стихотворения «Шмель» Г. Климович и «Ромашки» Н. Ярославцева. На этом же уроке учебный полилог может быть построен с помощью стихотворения И. Котельниковой «Белые цветы», а самостоятельная деятельность учащихся по осмыслению учебного материала организуется на уроке «Лиственничные леса» при выполнении следующего задания: «Прочитайте отрывок из книги Г. Граубина «Четырехэтажная тайга» и запишите в тетради биологические особенности лиственницы даурской». Ученики с интересом выполняют данное задание, читают, разыскивают в тексте нужную информацию, обсуждают и активно дополняют друг друга.

И на внеклассных мероприятиях педагог часто обращается к произведеиям местных авторов. При участии школьников создан учебный фильм «Таинственная Силькарь», в нем использованы отрывки из стихотворений О. Коваленко и Б. Макарова. Поэтические образы авторов этих стихов, проникновенные слова о родном крае и его природе помогают достучаться до детских сердец, заронить добрые чувства в их души. Использование художественных произведений на уроках биологии вызывает у учащихся, по мнению автора опыта, желание самим сочинять рассказы, сказки, стихи. Факультативные занятия «Биология и литература», которые педагог проводил ранее, помогли учащимся в развитии их логического мышления, связной речи и в воспитании чувства к природе, родному языку и краю.

Целью факультатива для учащихся 6 класса по экологии является знакомство детей с некоторыми экологическими понятиями и закономерностями. На занятиях учитель использует игровые приемы, лабораторные работы, творческие задания. Ведение дневника наблюдений развивает у школьников не только умение вести фенологические наблюдения, но и связно излагать свои мысли, а сочинения-описания развивают наблюдательность учащихся, необходимую для морфологического описания растений.

Педагог считает, что наиболее полно реализовать потенциал естественнонаучного цикла позволяет региональный компонент образования. Например, изучение биологии в 6 классе дополняется региональным курсом «Зеленый мир Читинской области» (Попова, Уманская и др.). В своем описании опыта педагог приводит и такой вид работы как проведение экскурсий на природу, когда необходимо рассказать и показать учащимся что-нибудь нужное, но не совпадающее с темой урока (например, лесные пожары, загрязнение окружающей местности и т.п.).

Автор использует алгоритмы создания личностно ориентированных ситуаций на своих уроках, при этом особое внимание обращает на формирование навыков поисковой познавательной деятельности учащихся, делай акцент на психолого-дидактические аспекты урока. Они включают в себя следующие этапы:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и познанию;

  • формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся;

  • ориентация на развитие внутренних мотивов учения;

  • организация развивающего пространства: ориентация на развитие познавательных способностей учащихся;

  • актуализация и обогащение субъектного опыта учащихся.

Педагог в описании своего опыта дает развернутую характеристику каждому аспекту и показывает на примерах, как они реализуются на практике.

Кроме личностно ориентированного развивающего обучения автор опыта эффективно применяет в своей деятельности технологию проблемного обучения, которая тесно увязана с темой исследования педагога.

Как известно, проблемное обучение позволяет решать несколько задач, а именно:

  • стимулирование интересов учащихся;

  • развитие учебно-коммуникативных, учебно-информационных, общелогических умений;

  • осуществление межпредметной интеграции.

Проблемно-интегративный подход к обучению – это особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором педагог организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных учебных проблем. А реализация межпредметных связей осуществляется с помощью создания проблемных ситуаций, это: ситуации неожиданности, конфликта, опровержения, неопределенности.

Особый интерес вызывают проблемные ситуации, построенные с учетом регионального компонента содержания образования. Приведем примеры данных проблемных вопросов:

  • Существует ли связь между экономическим развитием района и массовым размножением сибирской кобылки?

  • Как влияет судоходство на численность крупных хищных рыб в реке Шилке?

  • Зачем сотрудницы Сретенской СЭС в годы Великой Отечественной войны ездили по району и возили бидоны с керосином?

  • «Знаменитый» ученик школы А. Паша поведал следующую историю: «Я поймал змею и заморозил ее в холодильнике. Через месяц разморозил, но змея не ожила. Значит, врут, что змеи зимой замерзают, а весной оживают. Хочу проверить, правда ли, если змею разрубить, то куски сползутся и срастутся». Объясните Паше абсурдность его жестоких экспериментов.

Автор опыта, осуществляя межпредметную интеграцию, развивает у учащихся следующие умения: выделять главное, сравнивать, устанавливать связи между процессами, производить анализ через синтез. Учащиеся при этом используют межнаучные понятия, приобретают умения встраивать полученные знания в общую систему своих знаний, прогнозировать последствия собственной деятельности с опорой на субъективный опыт. Педагог в описании своего опыта приводит в качестве доказательства по развитию выше названных умений некоторые фрагменты уроков, которые убеждают в правильности выбора технологии проблемного обучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тоже успешно применяется педагогом. У ее истоков стоят американские педагоги Дж. Стил, В. Меридит, Ч. Темпл, которые выделяют три основных этапа: вызов, осмысление и рефлексия.

При работе над темой «Дневные и ночные хищные птицы» в 7 классе учащиеся в течение пяти минут пишут в тетрадях все, что они знают, например, о совах. Затем учащиеся в паре меняются тетрадями, читают записи, делают уточнения. Далее дети проговаривают вслух то, что они записали. Учитель записывает эту информацию на доске и совместно с учениками делает обобщающую схему. Она будет выглядеть следующим образом:



Затем учащиеся работают со стихотворением П. Барто про сову, ставя на полях символы: новое для меня, это я уже знал, с этим я не согласен, не понимаю. После этого задания дети заполняют таблицу:

V


+

-

?














На этапе рефлексии учащиеся переформулируют изученный текст, задают уточняющие вопросы. Идет процесс познания через вызов, осмысление и рефлексию, потому дети увлеченно трудятся на таких уроках.

Компьютерные технологии - это новое слово в образовательном процессе. Здесь педагогу приходится трудиться в полную силу своих способностей, осваивать данные технологии через обучение работе на компьютере. Покажем, как учитель это осуществляет на конкретном примере. Совместно с учащимися школы создан учебный фильм «Соцветия», который может служить иллюстрацией некоторых скромных достижений педагога в этой области.

Например, при создании данного фильма педагог руководствовался некоторыми психолого-педагогическими характеристиками, обеспечивающими личностно ориентированную направленность деятельности учащихся, как-то:

  • опора на субъективный личностный опыт учеников;

  • развитие мотивационной сферы учащихся;

  • выбор методических приемов в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

  • обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам;

  • стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями.

С целью создания проблемной ситуации, сценарий видеофильма «Соцветия» включает сказку Н. Павловой «Как облачко». Чтобы учащиеся лучше поняли, как соотносятся схемы соцветий и реальные соцветия живых растений, на кадры, запечатлевшие растения, накладываются изображения схем соцветий. Во время просмотра фильма учащимся дается возможность сделать рисунки в своих тетрадях. Завершается фильм учебным заданием: «Определите типы соцветий».
Результативность педагогического опыта

учителя Л.В. Коноваловой
Учащиеся школы проявляют повышенный интерес к урочным и неурочным занятиям по биологии, в достаточной мере овладевают практическими умениями и навыками работы. Анкетирование показывает, что повышенный познавательный интерес биологии проявляют 25% учащихся, интерес к предмету – 30%, ситуативный интерес – 30%. У 30% школьников проявляется продуктивная мотивация с положительным эмоциональным отношением к учебе, у 40% - нормальная продуктивная мотивация с позитивным отношением к учебе.

Выпускники Ломовской сош показывают 100%-ую успеваемость при сдаче ЕГЭ по биологии и химии, более того, выбирают специальности, связанные с биологией и химией.

Итоговые результаты по биологии

Учебный

год

%

отличных оценок

%

хороших оценок

% удовлетворительных

оценок

% неудовлетворительных оценок

2003-2004

35,5

48,3

13

3,2

2004-2005

53

34

13

-

2005-2006

39

39

22

-


Итоговые результаты по химии

Учебный

год

%

отличных оценок

%

хороших оценок

% удовлетворительных

оценок

% неудовлетворительных оценок

2003-2004

18

42

37

3

2004-2005

7

58

35

-

2005-2006

13

53

34

-


Результаты уровней обученности и качества знаний по итогам трех учебных годов показывает их некоторое снижение, что связано с объективными и субъективными факторами, а именно:

  1. Увеличилось количество детей в средних классах, которые с трудом усваивают учебную программу.

  2. Результаты обученности показывают, что учителю необходимо и далее искать наиболее приемлемые для данной категории обучаемых методические приемы и способы обучения.

Педагог действительно обеспокоен данными результатами и находится в поиске новых форм работы, способных привлечь внимание школьников к изучаемому предмету. Для учащихся, проявляющих интерес к предметам биология и химия, разработаны программы элективных курсов. Курс «Комплексная оценка состояния водоемов» в прошлом учебном году был рассчитан на 8 часов. Учитывая опыт его проведения, в новом учебном году он доработан и рассчитан на 18 часов.

Учащиеся Л.В. Коноваловой принимают участие в предметных олимпиадах на муниципальном и региональном уровнях и хотя их достижения пока еще далеки от желаемых, учитель довольна не порядковыми номерами занятых мест, и их последствиями. Ведь многие по окончании школы поступают в средние и высшие учебные заведения, успешно завершают учебу и трудятся на предприятиях и в учреждениях области.

Педагог не замыкается в рамках уроков и ведет большую и целенаправленную внеурочную и воспитательную деятельность. Ее усилия направлены на развитие экологической культуры школьников, на знание экологических закономерностей. Учащиеся осознают практическую и личностную значимость учебного материала по экологии, потому что знают, как связана «сухая теория» с «пышным древом жизни». Педагог и ее воспитанники постоянно обращаются к местным экологическим проблемам. Школьники проводили исследования по различным темам экологического характера: «Влияние весенних палов на рост травы», «Исследование растительности реки Шилки», «Человек и его малая родина: обычаи и верования жителей Забайкалья – наших предков и современников». Результаты этих проектных исследований используются при проведении уроков.

Опишем комплексом информационно-педагогического модуля (ИПМ) одно из исследований, проведенных учащимися школы.

Информационно-педагогический модуль
Тема: Организация работы по проекту: «Человек и его малая родина: обычаи и верования жителей Забайкалья».

Автор: Коновалова Л.В., учитель биологии и химии.

Дата:15.12.2004 г. Не опубликовано

Этапы:

  1. Выбор темы и методов исследования, постановка задач, прогнозирование результатов.

  2. Сбор информации и материалов по теме проекта, их обработка.

  3. Изучение учащимися опыта народной экологии:

  • народная строительная экология;

  • народная сельскохозяйственная экология;

  • природная промысловая экология и традиции питания;

  • народная природотерапия;

  • духовный мир жителей села:

  • православные праздники;

  • мифология современников.

  1. Подготовка материалов для их защиты. Защита проекта.

Результат: выполнение данного проекта способствует развитию исследовательских умений и навыков школьников, их знакомству с историей малой родины, вызывает чувство сопричастности к происходящим событиям. При работе над проектом органично интегрировались знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, при этом они имели возможность применить полученные знания на практике и выдвигают новые идеи. При подготовке проекта к защите от учащихся потребовались знания экологии, истории, географии, литературы, биологии.

Изучая местный фольклор, обычаи и приметы, уходящие в глубь веков, учащиеся учатся видеть свои корни и корни своих предков.

Реализуя идеи проекта на практике, следует сказать и о том, как учащиеся школы участвуют в жизни села. Например, результаты своего исследования о влиянии весенних палов на рост травы они доложили на родительском собрании. В здании управления ПСК «Ломовской» старшеклассники вывешивают стенгазету «Берегите лес от пожаров». Ежегодно весной проводятся общешкольные линейки, беседы, на которых дети рассказывают о вреде поджогов травы и об охране лесов. Учащиеся проводят экологические десанты по очистке русел малых рек и реки Шилки от загрязнения. Для ребят, посещающих летний лагерь, проводятся занятия по различной тематике, связанной со средой обитания животных, рыб и прочих обитателей реки Шилки. В рамках областной акции «Дни Амура» был создан и показан видеофильм «Таинственная Силькарь».

Продолжая разговор о формировании у учащихся активной жизненной позиции, необходимо сказать о том, что экологическое воспитание тесно связано с патриотическим. Поэтому последние три года педагог руководила реализацией учебными проектов по изучению истории села, среди них следует назвать следующие: «Я им бы каждому отлил по обелиску…», «Война запала в души с детства», которые были представлены на конкурсе «Человек в истории. Россия – XX век».

Весь педагогический и ученический коллективы школы живут преобразующими жизнь школы, идеями и добрыми начинаниями. Старшеклассники активно участвуют в жизни школы: предлагают темы вечеров, различных мероприятий, готовятся к ним, организуют игры для младших школьников. Им нравится активный ритм жизни, участие в школьных делах. А инициатором всех коллективных творческих дел является Коновалова Л.В. – учитель биологии и химии, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Распространение педагогического опыта
Модернизация образования требует от учителя постоянного самообразования и самосовершенствования, и это не веление времени, а необходимая часть того труда, которому он себя посвятил. Педагог берет на вооружение новые идеи из профессиональных журналов, педагогических трудов и методических разработок, сама готовит рекомендации и щедро делится ими со своими коллегами. Кроме того, по мнению учителя, на поиск нового и прогрессивного вдохновляют курсы повышения квалификации работников образования ЧИПКРО, советы и рекомендации методистов и преподавателей института.

Опытом работы, достижениями в обучении и воспитании своих воспитанников учитель Л.В. Коновалова делилась с коллегами на научно - практической конференции преподавателей Сретенского педагогического колледжа и учителей Сретенского района с участием научных работников ЗабГГПУ и Читинского ИПКРО в марте 1998 года, на региональной конференции «Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования"» апреле 1998 года, проходившей в городе Чите, на областной конференции «Смысловая педагогика как феномен современного образования» (2002 г.). В 2002 году Любовь Викторовна участвовала в работе первой региональной научно-практической конференции «Практика преподавания экологии в школах, лицеях, ссузах и вузах Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».

Педагог после выступлений на данных конференциях говорит о том, что такие конференции оставляют глубокий след в душе, наводят на размышления, заставляют пересмотреть многое в работе, так как при подготовке к ним систематизируется то, что и как делаешь, а общение с педагогами других образовательных учреждений доставляет ни с чем несравнимое интеллектуальное удовольствие.

Педагог о своих методических находках рассказывает на заседаниях школьного и районного методического объединениях, на секции учителей биологии, химии и географии во время проведения августовских конференций педагогов района. Часто проводит открытые уроки и мастер-классы, на которых показывает на практике реализацию идеи развития познавательного интереса на уроках химии и биологии с опорой на субъектный опыт учащихся.

2007 год подарил педагогу много совершенно новых впечатлений: это участие в муниципальном и региональном конкурсах «Учитель года» и заслуженное второе место в области, предстоящая в 2008 году поездка на Всероссийский конкурс «Учитель года России-2008». Но главное, на взгляд педагога, новые знакомства, радость общения с талантливыми людьми, среди которых много молодых учителей и это радует.

Заканчивая описания опыта работы педагога Л.В. Коноваловой, хотелось бы отметить, что система ее работы устоялась и имеет тенденцию к дальнейшему совершенствованию и развитию. Об этом говорят и результаты обученности учащихся и их интерес к предмету «Биология», который реализуется не только через учебно-познавательную поисковую деятельность, но и через участие в разработке школьных проектов, через исследование и эксперимент.

В этом и состоит заслуга учителя – новатора Л.В. Коноваловой, способной увлечь своих школьников, увидеть в каждом из них доброжелательного, умного, старательного и способного ученика, побудить его к творчеству и самовыражению.
«Смысл моей жизни в том, чтобы быть кому-то нужной. Я нужна своим родным и близким людям, своим ученикам.

Я хочу помочь детям стать хорошими людьми, научить их любить и беречь окружающий мир».

Коновалова Л.В.

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении биологии с опорой на субъективный опыт (Из опыта работы Коноваловой Любови Викторовны, учителя биологии СОШ с. Ломы Сретенского района) / Под ред. А.И. Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 23 с.



Литературный редактор: Дзасохова А.К.

Компьютерная верстка и дизайн: Никитина М.Ю.

Издательство Читинского института

повышения квалификации работников образования
672007, г. Чита, ул. им. Фрунзе, 1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бубер Л. Л., образование высшее техническое, педагогический стаж работы 41 год, Ошур И. П., образование высшее педагогическое, педагогический...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconОбобщение передового опыта
Терентьева Светлана Ивановна, 1975 года рождения, образование высшее, окончила в 2000 году Оренбургский государственный педагогический...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconСоловьянову Татьяну Анатольевну, учителя немецкого языка
...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconСухотина Надежда Аркадьевна
Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconПопкова Ольга Александровна Визитная карточка
Преподаватель специальных дисциплин боу чувашской Республики спо «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии....
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconГоршкова Надежда Алексеевна
...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование: высшее педагогическое, стаж педагогической работы – 27 лет, в должности заведующего 24 года
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Николенко Марины Анатольевны, 1969 года рождения, образование высшее, педагогический стаж -18 лет
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconВысшее профессиональное образование; стаж государственной гражданской...
Полное название учебного учреждения: Республика Татарстан город Альметьевск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж icon2006 2007 г г. городская олимпиада развивающих практик (1 место в...
Ивановна учитель первой квалификационной категории, педагогический стаж 19 лет. Имеет среднее специальное образование (тпу, 1995г.)...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconДиплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010»
Образование: высшее (Ростовский Государственный университет по специальности «история».)
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconИзучение культурологической проблематики подростками в горизонте деятельностного подхода
Фгбоу впо «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование: Высшее, в 1988 году окончила Карельский государственный педагогический институт, по специальности «учитель немецкого...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Образование: высшее педагогическое, Ярославский государственный университет по специальности преподаватель биологии и химии (1986 г.) Педагогический стаж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск