Скачать 252.32 Kb.
|
Министерство образования РФ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Альмяковская основная общеобразовательная школа Реферат по теме: «Фразеологизмы о животных в жизни человека. Люди говорят…» Выполнили: ученицы 5 класса Иконникова Анастасия, Лайс Дарья, ученица 6 класса Суханова Эля. Руководитель Хлебенкова Маргарита Петровна, учитель русского языка и литературы. 2013 год. Оглавление Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
3.1. … о баранах-------------------------------------------------------------------------------6 3.2. … о белках---------------------------------------------------------------------------------7 3.3. … о быках---------------------------------------------------------------------------------7 3.4. … о волках--------------------------------------------------------------------------------7 3.5. … о зайцах---------------------------------------------------------------------------------7 3.6. … о змеях----------------------------------------------------------------------------------7 3.7. … о козлах---------------------------------------------------------------------------------7 3.8. … о коровах-------------------------------------------------------------------------------7 3.9. … о котах----------------------------------------------------------------------------------8 3.10. … о кошках------------------------------------------------------------------------------8 3.11. … о крокодилах------------------------------------------------------------------------ 8 3.12. … о крысах------------------------------------------------------------------------------ 8 3.13. … о курицах-----------------------------------------------------------------------------9 3.14. … о ласточках---------------------------------------------------------------------------9 3.15. … о лебедях------------------------------------------------------------------------------9 3.16. … о лошадях---------------------------------------------------------------------------10 3.17. … о львах-------------------------------------------------------------------------------10 3.18. … о медведях--------------------------------------------------------------------------10 3.19. … о мухах------------------------------------------------------------------------------11 3.20. … о мышах-----------------------------------------------------------------------------11 3.21. … о петухах----------------------------------------------------------------------------12 3.22. … о птенцах----------------------------------------------------------------------------12 3.23. … о рыбах------------------------------------------------------------------------------12 3.24. … о собаках----------------------------------------------------------------------------12 3.25. … о червях------------------------------------------------------------------------------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------14 Список литературы--------------------------------------------------------------------------15 Приложения-----------------------------------------------------------------------------------16 Введение В жизни каждому человеку приходится часто слышать разные выражения. «Воробушек поклевал», - говорит мама, когда ребёнок плохо поел. «Комарик укусит», - произносит доктор, когда ребёнок боится ставит прививку. И много подобных. Когда мы пошли в школу, то узнали, что в языке есть много выражений, которые употребляются совсем в другом смысле, чем в начале кажется. Люди говорят одно, а подразумевают другое. Нам всегда было интересно изучать эти выражения, поэтому мы занимаемся в школьной Академии русского языка и литературы «КАДРИЛЬ». Темой реферата мы выбрали изучение фразеологизмов, которыми человек постоянно пользуется в речи на протяжении жизни. На занятиях Академии «КАДРИЛЬ» мы научились также проводить социологический опрос по теме «Какие фразеологизмы в своей речи вы употребляете?». Мы опросили 43 человека в возрасте от 7 лет до 52 (Приложение 1. Таблица 1). Самая большая группа опрашиваемых – это школьники от 9 до 14 лет. Но фразеологизмы часто употребляют в речи люди старшего поколения. Школьники и молодёжь мало знают фразеологизмы вообще и о животных в частности. Ведь сейчас в ходу другая лексика: сленг, молодёжный жаргон и ненормативная речь (Приложение 1. Таблица 2). Наиболее часто употребляются фразеологизмы негативной окраски: «как курица лапой», «ломовая лошадь». Даже среди взрослых некоторые фразеологизмы употребляются очень редко: «птенец желторотый», «первая ласточка», «лебединая песня» (Приложение 1. Таблица 3) Нам захотелось изложить более подробные сведения о фразеологизмах о животных, их значении, сфере употребления. Эту информацию мы также доведём и до сведения окружающих нас людей. В форме специального выпуска Альмяковской сельской газеты «Крепкий орешек». Мы хотим, чтобы люди, живущие рядом с нами, становились грамотнее, обогащали свою речь фразеологической лексикой, вытесняя ненормативную. Цель работы: изложить информацию о значении и причинах употребления фразеологизмов о животных, описать большую группу таких фразеологизмов, определить некоторые пути культурного развития окружающих за счёт употребления фразеологизмов в речи взамен ненормативной лексики, В работе ставятся следующие задачи:
Реферат состоит из четырёх глав, третья глава включает в себя 25 пунктов. Нами были изучены и обработаны материалы 12 источников, среди которых учебная, справочная, научная литература, периодические издания и Интернет-сайты. Оформлены два приложения, в которых содержатся иллюстративные и аналитические сведения, а также подготовлена презентация, сделанная в редакторе Power Point.
По мнению Э. А. Вартаньяна, фразеологизмы – это «двусмысленные выражения»[3, стр.3]. Один смысл у них прямой, а другой – переносный. Значение их со временем переосмысливалось, но первоначально было мотивировано различными обстоятельствами. Слова нельзя вывести из оборота, нельзя употреблять их по отдельности, так как смысл уже будет другой: «Кручусь как баран в колесе», «Смотрит как белка на новые ворота». Фразеологических оборотов очень много, мы в реферате затронем только те из них, в названии которых употребляются животные. Мы придумали термин, которым называем их между собой «фразоологизмы». Кто знает, может в будущем, он понравится исследователям, учёным и они будут пользоваться им. Но в данном реферате будем пользоваться общепринятой терминологией. Кто же выдумывает фразеологизмы? Мы выделяем пять источников происхождения фразеологизмов о животных (Приложение 2) Во-первых: авторские басни, песни, пьесы. Во-вторых: европейские выражения. В-третьих: религиозные книги. В-четвёртых: суеверия, обряды. В-пятых: современный быт, социальная среда. Наших предков постоянно окружали животные, поэтому использовать названия в речи привычно. Человек переносил повадки, особенности из животного мира в свой собственный. Таким образом, происходило единение человека с природой. И даже превосходство природы над человеком. Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок — написаны они русскими писателями или иностранными или созданы безвестными сочинителями. И не только из сказок. Очень много словосочетаний возникло из басен, песен, рассказов, романов, различных театральных пьес и киносценариев. По мнению исследователя В.М. Мокиенко, «Басни И.А. Крылова давно уже без сомнения считают источником фразеологических оборотов» [10, стр.44]. Русский источник выражения «белка в колесе», означающее «безостановочную работу» - это басня «Белка». Но пришло выражение из Европы, об этом «свидетельствует немецкое сравнение rennen wie ein Hamster im Rad (буквально бегать как хомяк в колесе) – беспокойно двигаться, постоянно бегать туда и сюда, быть очень занятым, очень много работать» [10, стр.47]. Мы согласны с точкой зрения В.М. Мокиенко. Мы считаем, что название басни И.А. Крылова «Слон и Моська» имеет значение «не обращать внимание на препятствие, мелкое, досадное». Выражение «Кукушка хвалит Петуха» означает «говорить комплимент, чтобы получить ответный». Мы заметили, что часто у И.А. Крылова мораль басни превращается в о фразеологический оборот. Так в басне «Ворона и Курица» её конец «Попался как ворона в суп!» стал фразеологическим оборотом, означающим попаданием в сложную и неприятную ситуацию. Хотя основой для оборота является «кулинарно» переосмысленная основа древнего выражения: ярославское попасть как гусь во щи; новгородское попасть как гусь в кашу; украинское (львов) впав в бiду як курка в борщ»[10, стр.145] Берутся ли еще откуда-нибудь такие меткие слова, образные выражения? Да, есть еще «немало мощных речевых потоков, поставляющих такие «двусмысленные» слова в неоглядное море русской речи»[3, стр.12]. Один из таких источников — религиозные книги, которые в течение сотен лет священники и монахи читали и пересказывали верующим. И в наше время люди, уже начисто забыв о легендах и притчах, то и дело употребляют взятые из них выражения. Из тех же книг дошло и изречение «Не мечите бисера перед свиньями». Уже там оно представляет собой иносказание: «Не мечите бисера перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими», то есть: не тратьте хороших слов и дел на того, кто не способен их оценить. В нашей речи выражение стало ходким благодаря комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Дьячок Кутейкин смешно рассказывает, как его исключили из духовной школы — семинарии — на том основании, что «писано бо есть: не мечите бисера перед свиньями». И сейчас мы употребляем фразеологизм «метать бисер перед свиньями». Мы согласны с мнением Э. А. Вартаньяна и в том, что нередко фразеологизмы «порождались самыми разнообразными суевериями, обычаями, обрядами и приметами»[3, стр.17]. А их было предостаточно в старые времена — и у нашего народа, и в других странах. Скажем, древние египтяне считали крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Один древнегреческий ученый писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по которым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва поскользнется и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает. Другие рассказывали, будто чудовище, проглотив туловище человека, почему-то всегда орошает его голову слезами и только тогда заканчивает свое страшное пиршество. Вот это «лицемерие» крокодилов еще в древности дало повод для возникновения выражения, известного у всех народов. Крокодиловы слезы — фальшивые слезы, притворные сожаления. Ну, а все-таки — льют ли крокодилы слезы? Эту тайну разгадали ученые. Оказалось, что крокодилы и в самом деле плаксивые существа. Но вызвано это не избытком чувств, а избытком... солей. У крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы, выходящие у самых глаз животного. В современности фразеологизмы используются в речи, чтобы придать красочность, образность, выразительность. Когда мы называем животное, перед глазами сразу встаёт его облик, повадки. Говоря словами подростков: «Чтобы лучше дошло». Однажды в автобусе водитель сказал пассажирам: «Я не осьминог, всем сразу сдачу дать не могу». С тех пор мы используем между собой выражение: «Сегодня я водитель-осьминог». Сделал одновременно много дел. Так на наш взгляд родился фразеологизм. Часто мы слышим от ровесников выражения «тащится как удав по стекловате» в значении «делать очень медленно»; «обезьяна с гранатой», означающее «дилетант, представляющий опасность для окружающих». 2.Использование фразеологизмов в малых социальных группах Объектами нашего изучения стали фразеологизмы, употребляемые в малых социальных группах. Человек на протяжении всей жизни переходит из одной малой группы в другую. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»[№ 5 стр.88 ] Деятельность группы влияет на её формирование и развитие. Первичной малой группой мы называем семью, класс, друзья, уличная компания, в которой человек проводит свободное время. Когда человек вырастает, он входит в малую группу по своей профессии. И т.д. Мы провели опрос среди малых групп. Попросили людей перечислить те фразеологизмы о животных, которые они часто употребляют в общении между собой. Нами были опрошены классы младших и старших школьников, группы друзей, водителей, учителей, врачей, продавцов, домохозяек. Мы просмотрели в Интернете блоги, где молодёжь общается, обсуждает значимые жизненные проблемы, очень часто там используют фразеологизмы, обмениваются информацией о значении фразеологизмов, о том, где можно больше узнать о них. 3.Наиболее часто используемые фразеологизмы о животных Люди говорят… 3.1. … о баранах Как баран на новые ворота – с недоумением, ничего не понимая. Имеется в виду, что лицо, будучи не в состоянии разобраться в происходящем, ведёт себя странно, глуповато. Говорится с неодобрением. Неформальное. Смотрит как баран на новые ворота. В основе создания фразеологизма лежит эталонизация глупости. Такое свойство человека, как неумение разобраться в ситуации, уподоблено свойствам, которые человек «приписал» барану, - тупости, ограниченности. Фразеологизм в целом является эталоном интеллектуальной неразвитости, тупости человека. 3.2. … о белках Крутится как белка в колесе – находится в беспрестанных хлопотах. 3.3. … о быках Взять быка за рога – смело, энергично начинать с самого важного. 3.4. … о волках Волк в овечьей шкуре – злой, свирепый человек, притворяющийся кротким и безобидным, опасный лицемер. .Имеется в виду ,что лицо скрывает свои истинные цели, собственную жестокость под маской мягкости и доброты. Говорится с неодобрением. Неформальный. Волк выступает как символ хищности, жестокости и агрессивности, а овца – как символ кротости и смирения. 3.5. … о зайцах Убить двух зайцев – одновременно выполнять два нужных, важных дела. Имеется в виду, что лицо одним действием или, приняв одно решение, может реализовать сразу несколько целей. Говорится с одобрением. Речевой стандарт. Фразеологизм контрастирует с пословицей За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Фразеологизм в целом отражает стереотипное представление об удачном, обычно хитроумном, решении каких – либо проблем. 3.6. … о змеях Змея подколодная – коварный, опасный человек. 3.7. … о козлах Козёл отпущения – ответчик за чужую вину, за ошибки других. Подразумевается, что истинный виновник не может быть найден или кто – либо хочет уйти от ответственности за свои поступки. Говорится с неодобрением. Неформальное. Фразеологизм содержит метафору, которая связана с древнейшим представлением русских о козле как животном «нечистом», зловонном, наделённом демонической силой. В библейском тексте козёл обрекается на вечное наказание в аду как носитель греховной нечистоты. 3.8. … о коровах Как корова языком слизала – нигде не видно, пропал бесследно, начисто исчез. Имеется в виду, что говорящий неожиданно для себя не обнаружил на привычном месте вещей предметов собственности или лица, группы лиц, живого существа. Говорится с неодобрением. Основано на наблюдении за поведением домашнего животного – коровы - жвачном всеядном существе, способном слизать языком, поглотить любую пищу, находящуюся в пределах его досягаемости. Подобное же представление характерно для русских пословиц; например, Была бы жена, да корова сожрала; да кабы не стог сена, самого бы съела. [4, с.373] 3.9. … о котах Кот наплакал – ничтожно мало. Имеется в виду ситуация, когда предметов собственности, продуктов, веществ, ума и тому подобного гораздо меньше необходимого, ожидаемого. Говорится с неодобрением, если действие представляется говорящему предосудительным. Неформальное. Фразеологизм основан на наблюдении за поведением домашнего животного. Отражает представление о том, что это животное не умеет плакать. 3.10. … о кошках Кошка пробежала – неожиданно возникла неприязнь, отчуждение, недоброжелательность, по отношению друг к другу. Имеется в виду, что между лицами, находившимися до этого в дружеских отношениях, произошла внезапная размолвка, переросшая в ссору. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Фразеологизм выступает в роли символа ссоры, возникновения недоброжелательства между людьми. Кошки скребут – состояние щемящей тоски, беспокойства. Подразумевается глубокое внутреннее переживание, скрываемое от других. Лицо испытывает сильное чувство тоски, грусти, тревоги. Говорится с неодобрением. Неформальное. В представлениях большинства европейских народов кошка ассоциировалась с тёмными, злыми силами. Фразеологизм образован метафорой, уподобляющей состояние тоски, тревоги переживанию, возникающему при нанесении человеку мелких болезненных ран. 3.11. … о крокодилах Крокодиловы слёзы – неискреннее, лживое сожаление; лицемерное сочувствие, сострадание. Имеется в виду, что лицо притворно демонстрирует жалость к кому - либо, скорбь по поводу чего – либо, действуя при этом зачастую жестоко и безжалостно. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Льёт крокодиловы слёзы. «Выражение возникло из древнего (но не соответствующего реальности) поверья о том, что крокодил, прежде, чем окончательно проглотить жертву, плачет». [9, с. 659 ] 3.12. … о крысах Как крысы с корабля – покидать кого – либо, что – либо в трудную минуту. Имеется в виду, что лицо предательски бежит от опасности. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Бежал как крыса с корабля. Крыса канцелярская – бездушный бюрократ, чинуша, формалист. Имеется в виду, что лицо является мелким чиновником – крючкотвором, погружённым в бумаги, не имеющим духовных интересов, которые ему заменяют служебные инструкции. Говорится с неодобрением. Неформальное. В основе лежит метафора, то есть уподобление животного и человеческого миров. Через стереотипный образ крысы, который связан с серым цветом, символизирующим нечто заурядное, ничтожное, интеллектуально убогое. 3.13. … о курицах Как курица лапой – неразборчиво, неряшливо, некрасиво. Имеется в виду, что лицо обладает скверным почерком, неаккуратным, неопрятным. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Курица связана со стереотипным представлением о глупом, неловком существе, совершающем нелепые поступки. Лапа как часть тела животного противопоставлена человеческой руке; лапа не приспособлена для выполнения действий, требующих точности и аккуратности. Фразеологизм в целом выполняет роль эталона очень плохого и очень неразборчивого почерка. Курам на смех – нелепо, глупо, смехотворно, несуразно. Имеется в виду, что некоторое явление, событие, действие не может восприниматься всерьёз и заслуживает насмешки. Говорится с неодобрением. Неформальное. Курица связывается со стереотипным представлением о скудоумии и выступает как символ крайней глупости. Куриные мозги – ограниченный недалёкий слабый ум. Имеется в виду, что у лица незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень. Говорится с иронией или пренебрежением. Неформальное. В основе образа лежит метафора, уподобляющая интеллект человека интеллекту курицы. Куры не клюют – очень много, в избытке. Имеется в виду, что у лица много чего- либо. Преимущественно о деньгах. Неформальное. В основе фразеологизма лежит гипербола; она « отталкивается от реальных бытовых наблюдений над курами, которые отличаются большой прожорливостью и постоянно клюют хотя бы по зёрнышку»[9, с.201]. Если даже куры оказываются пресыщенными какой- либо пищей, значит, её имеется в изобилии. 3.14. … о ласточках Первая ласточка – самый первый среди подобных, таких же. 3.15. … о лебедях Лебединая песня – последнее высшее достижение, последнее проявление таланта, способностей. Имеется в виду, что созданный лицом предмет – произведение искусства, литературное произведение или осуществлённое дело стали последними яркими и значительными событиями в жизни или деятельности. Книжный. Фразеологизмы встречается в сочинениях древнегреческих и древнеримских авторов, и не исключено, что он является калькой с греческого или латинского выражений. В образе фразеологизмы отображены также стереотипные представления русских о лебеде как об эталоне красоты, изящества; его прощальная песня так же прекрасна, как и он сам. 3.16. … о лошадях Бред сивой кобылы – Бессмыслица, чушь, вздор, нелепица. Имеется в виду чья – либо речь, высказывание, произведение. Говорится с неодобрением. Неформальное. Собственно русское выражение. Сивая (серая с лёгкой примесью другого цвета) лошадь считалась в русском народе глупой, видеть её во сне значило столкнулся с ложью. Фразеологизм в целом играет роль эталона, т.е. меры, глупости и несуразности высказанных мыслей. Ломовая лошадь - много и тяжело работающий. Имеется в виду, что лицо или группа лиц несёт на себе бремя тяжёлой, изнурительной физической или умственной работы и отличается особым упорством, выносливостью и усердием в труде. Преимущественно о женщинах. Говорится с одобрением, если говорящий считает такое отношение к работе целесообразным и правильным, с неодобрением - если говорящий не согласен с таким отношением. Речевой стандарт. В основе образа лежит метафора, уподобляющая человека, занимающегося тяжёлой, изнурительной работой, деятельностью, требующей больших усилий, физических или умственных затрат, домашнему животному - тяжеловозу (лошади, приспособленной для перевозки тяжёлых грузов). 3.17. … о львах Львиная доля – большая часть. Имеется в виду самая значительная составляющая чего – либо (денег, информации, чувств и др.). Речевой стандарт. В основе образа фразеологизмов лежит метафора, то есть уподобление животного и человеческого миров. Лев в мифопоэтических представлениях – царь зверей; это позволяет ему играть роль символа царственной власти (изображение льва в геральдических системах разных монархий). Именно льву как царю принадлежит самая крупная и наилучшая часть добычи. Фразеологизмы в целом выступает в роли эталона большей доли чего – либо. В образе фразеологизмов отражено также стереотипное представление о традиционных качествах женщины, характеризующих её в работе, - об усердии, трудолюбии. 3.18. … о медведях Делить шкуру неубитого медведя – заранее делить прибыль в ещё не осуществлённом деле. Медведь на ухо наступил – совершенно нет музыкального слуха. Имеется в виду, что лицо лишено каких – либо музыкальных способностей, фальшивит при пении, пугает мелодии и.т.п. Неформальное. Медведь символически связан с представлением о дикости, грубости, неуклюжести, неделикатности, воспринимает как существо, вольно или невольно производящее необратимые разрушения. Образ фразеологизма содержит метонимию: ухо как орган слуха обозначает здесь слух как таковой. Медвежий угол – глухое, труднодоступное место. Имеется в виду поселение или другой географический объект, максимально удалённые от центров культуры и цивилизации. Речевой стандарт. Медведь занимает одно из важнейших мест в восточнославянской мифологии и выступает как хозяин леса – пространства, противопоставленного пространству человеческого жилья. Это позволяет медведю быть символически связанным с представлением о дикости и нелюдимости. Угол ассоциируется с непроходимым, глухим местом, откуда нет выхода, с отрезанным от других поселений захолустьем. Медвежья услуга – Непрошеная помощь, приносящая вред. Имеется в виду, что лицо, желая помочь другому лицу, делает это крайне неумело и неуклюже, лишь создавая помехи в каком – либо деле, доставляя неприятности. Говорится с неодобрением. Речной стандарт. Медведь символически связан с представлением о дикости, грубости, неуклюжести, неделикатности. Фразеологизм в целом выступает в роли эталона неуместной и неуклюжей попытки помочь кому – либо. 3.19. … о мухах Как сонная муха - вялый, расслабленный. Имеется в виду, что лицо замедленно реагирует на происходящее, плохо соображает, обычно из-за того, что не выспалось, устало, больно и т.д. Основано на наблюдении за поведением мух поздней осенью, когда снижается их активность, и они становятся сонными, вялыми, малоподвижными. В целом фразеологизм выполняет роль эталона, то есть меры пониженной активности человека. Мухи не обидит – добродушный, кроткий. Имеется в виду, что лицо оценивается говорящим, как безобидное, кроткое, тихое, незлобивое, не способное к агрессии. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Отражено стереотипное представление о мухе как о незначительном в силу своих размеров и отрицательных свойств насекомом. Которое не жалко убить, но от которого трудно избавиться. 3.20. … о мышах Как мышь на крупу – очень сильно (дуешься, злишься на кого – либо). Мышиная возня – Мелкие интриги, недостойные дела. Подразумевается группа лиц, участвующая в ситуациях, связанных с разделом имущества, с распределением сфер влияния, с приобретением нового социального статуса, часто с целью получения личной выгод. Имеется в виду, что совершаемые действия и поступки оцениваются говорящим как нечистоплотные и неблаговидные или как суетные, мелочные хлопоты. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Фразеологизм отображает стереотипное представление о мыши как о юрком, проворном существе, которое может проникать в жильё даже через маленькие щели, незаметно портит продукты, оставляя после себя грязь (крошки, мелкие кусочки еды), наносит ущерб вещам, суетливо скребётся, шуршит, «возится». Фразеологизм в целом связывается со стереотипным представлением о неблаговидных делах и мелочных суетных хлопотах, вызванных потенциальной возможностью получить личную выгоду. 3.21. … о петухах Красный петух – поджог, пожар. Пускать петуха – сорвав голос на высокой ноте во время пения (при разговоре), издавать пискливые звуки. 3.22. … о птенцах Желторотый птенец – Молодой, неопытный, наивный. Имеется в виду, что лицо находится в юном возрасте и потому является неискушённым в житейских делах или ситуациях, не имеет ещё достаточного жизненного или профессионального опыта. Преимущественного о лицах мужского пола. Говорится с пренебрежением или с иронией. Речевой стандарт. Птенцы многих птиц вылупляются голыми, слепыми и беспомощными. В течение долгого времени они находятся под пристальным вниманием и опекой родителей, обеспечивающих им корм и защищающих их от внешних врагов. Отличительной чертой, а также весьма важной особенностью всех птенцов являются их яркие рты, которые служат сигнальными визуальными раздражителями для взрослых птиц - «мишенями для корма», обеспечивающими его доставку точно по названию. Желторотый символически осмысляется как преждевременно вступивший во взрослую жизнь , а также не готовый, не способный к самостоятельной жизни. 3.23. … о рыбах Как рыба молчать – абсолютно ничего не говорить, не произносить ни единого звука. Имеется в виду, что лицо не участвует в разговоре, не раскрывает секрета, тайны, демонстрирует молчаливость, не разговорчивость. В основе фразеологизма лежит древнее представление о том, что рыбы якобы лишены слуха и способности говорить. Как рыба в воде – чувствовать себя свободно, непринуждённо, хорошо. Имеется в виду, что лицо уверено в себе, ощущает себя естественно и просто, комфортно, словно пребывая в привычной для себя обстановке, и ведёт себя со знанием дела. Речевой стандарт. Фразеологизм содержит метафору, в которой человек уподобляется рыбе. 3.24. … о собаках Собака на сене – ни себе, ни другим. Имеется в виду, что лицо имеет в своём распоряжении что – либо, но не использует это и не даёт пользоваться другим. Говорится с неодобрением. Речевой стандарт. Выражение восходит к басне древнегреческого баснописца Эзопа о собаке, которая рычит на лошадей, не подпуская их к сену, хотя сама сена не ест. 3.25. … о червях Червячок сомнения гложет – подозрение, недоверие, опасение мучает, не даёт покоя. Имеется в виду, что лицо охватывает беспокойство, тревога за кого – либо, за что – либо. Червь символизирует нечто пагубное. В религиозном мировосприятии червь является символом греха: образ червя ассоциируется с образом змея, твари, вид которой принял дьявол, прельщая Еву вкусить запретный плод и нарушить долг повиновения Богу. Фразеологизм символизирует нравственные мучения человека, связанные с недоверием к кому – либо, чему – либо. Червячок сосёт – какая – либо мысль или чувство мучает, угнетает, причиняет нравственные страдания кому – либо. Имеется в виду, что негативное чувство (раздражение, самолюбие и т.д.) не даёт покоя лицу, подтачивает его нравственные силы. Говорится с неодобрением. Книжный. Фразеологизм выступает как стереотип нравственного, душевного дискомфорта. 4.А может лучше обходиться без них? Мы считаем, что фразеологизмы надо изучать, сохранять, использовать в речи, так как «они приобретают характер культурного наследия и могут стать объектом специального изучения. Так происходит в последние годы с анекдотами, преданиями, песнями и пр. жанровыми разновидностями, бытующими в разных социальных группах, сообществах различного масштаба» [5] Нельзя допустить, чтобы все технические новшества вытеснили фразеологизмы, присущие народной культуре, из речи. Именно они позволяют передать эмоции, неоднозначность высказывания, особую прелесть живого общения. Поэтому использование в речи фразеологизмов неизменно сохраняет свою значимость и привлекательность. Заключение В своём реферате мы собрали, систематизировали и изложили информацию о большой группе фразеологизмов о животных. В результате удалось выяснить их значение с помощью различных источников: словарей, справочников, Интернета; определили сферу их употребления в малых социальных группах нашего села. Общие выводы достаточно пессимистичны. Ребята младшего и среднего школьного возраста мало знают фразеологизмов и редко употребляют их в речи. Для изменения этой ситуации в лучшую сторону необходимы дальнейшие действия:
Нам было интересно работать над выбранной темой реферата. У Антона Павловича Чехова есть интересные строчки: «Я был щенком, когда родился, гусем лапчатым, когда вступил в жизнь. Определившись на государственную службу, я стал крапивным семенем. Начальник величал меня дубиной, приятели — ослом, вольнодумцы — скотиной. Путешествуя по железным дорогам, я был зайцем, живя в деревне среди мужичья, я чувствовал себя пиявкой. После одной из растрат я был некоторое время козлом отпущения. Женившись, я стал рогатым скотом. Выбившись, наконец, на настоящую дорогу, я приобрел брюшко и стал торжествующей свиньей».[13] Мы осознали, что фразеологизмы – это тоже культурное наследие языка. Надо помнить об этом, изучать их, применять в речи. Наибольший интерес у нас вызвала работа по поиску значений фразеологизмов в различных первоисточниках, особенно в Интернете, а также создание презентации Pover Point. Мы считаем, что грамотное использование Интернета, как и других компьютерных технологий, помогло развитию наших общеучебных и коммуникационных навыков, а значит мы стали ещё успешнее. Список литературы.
Приложение 1. Результаты социологического опроса Таблица 1. Возраст и количество опрошенных человек Таблица 2. Количество фразеологизмов, употребляемых в речи (из 38 предложенных) Таблица 3. Сравнение частоты употребления фразеологизмов Приложение 2. Происхождение фразеологизмов
|
Самоанализ Общие сведения: Школа Обучающая: ознакомить учащихся с понятием «Фразеологизмы», как устойчивые сочетания слов,научить узнавать в речи фразеологизмы, выяснить,... | Реферат Например, мне очень трудно представляется люди с другим мировоззрением, мыслями, приоритетами и традициями, люди, которые так не... | ||
Краткое содержание проекта Проект по теме «Тепловые машины в жизни человека» Проект по теме «Тепловые машины в жизни человека» раскрывает исторические факты создания тепловых двигателей, их конструкцию и принцип... | Тема: Многообразие животных Цель: Познакомить с разнообразием животного мира Земли, ролью животных в природе и жизни человека | ||
Урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного» | Урок природоведения по теме «Жизнь животных» «читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни... | ||
План-конспект урока по теме «Здоровье человека и безопасность жизни» ... | Реферат Различия мировоззрений Гераклита и Пифагора Люди с глубокой древности задумывались о происхождении окружающей реальности, о смысле существования мира и человека. Задаваясь этими... | ||
Реферат Различия мировоззрений Гераклита и Пифагора Люди с глубокой древности задумывались о происхождении окружающей реальности, о смысле существования мира и человека. Задаваясь этими... | Литература по теме. План урока I. Оргмомент. Озвучивание целей урока. II Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных... | ||
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова.... | Реферат по теме: вода и ее химический состав Вода необходима для жизни и деятельности человека. Но в последнее время все чаще деятельность человека приводит к тому, что большие... | ||
Электроэнергия (реферат) «вода» и «воздух». Люди пользуются этим словом, считая его совершенно понятным. Кажется, будто говорят об одном и том же, но если... | Реферат по теме: «Герои Отечества» Война самое ужасное бедствие для каждого здравомыслящего человека. Люди-пленники войны. Одни погибают от пуль, другие предаются насильственной... | ||
Реферат по теме: «Рекорды животных» Самые плодовитые | Урок-лекция. Тема урока: Фразеология русского языка Цели: систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке, формировать умения различать фразеологизмы по... |