Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ





НазваниеРабочая учебная программа по экология популяций и сообществ
страница1/5
Дата публикации24.11.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калмыцкий государственный университет
Факультет педагогического образования и биологии


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета
____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ И СООБЩЕСТВ

(название)

ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
___________020400 Биология___________

(код по ОКСО и название)
Квалификация (степень) выпускника

__________бакалавр биологии__________

(Бакалавр, магистр)
Форма обучения

_______________очная_______________

(очная, очно-заочная и др.)


Элиста
2012 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению

подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом МОиН РФ 04 февраля 2010 № 101

Программа составлена: Лиджиевой Н.Ц., доктором биологических наук, профессором

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образивания и биологии

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

  1. Цели освоения дисциплины (модуля) «Экология популяций и сообществ»

Целями освоения дисциплины «Экология популяций и сообществ» являются изучение принципов организации и функционирование двух надорганизменных биологических систем: популяции и сообщества; рассмотрение основных закономерностей взаимодействия организмов со средой обитания на уровне популяции и сообщества.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Профессиональный цикл (Б3), базовая (общепрофессиональная часть).

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:


п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции




-

-

-

Профессиональные компетенции

ПК-9

демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы

Экология и рациональное природопользование, 6 с.;

Экология человека и социальные проблемы, 6 с.;


Экологический мониторинг, 8 с.;

ПК-12

знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий


Организм и среда, 1 с.;

Экология и рациональное природопользование, 6 с.;

Экология человека и социальные проблемы, 6 с.;

Биологический контроль окружающей среды, 6 с.


Экологический мониторинг, 8 с.;




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Профессиональные:

  • ПК-9: демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы;

  • ПК-12: знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • на уровне представлений:

- о природных популяциях как системе иерархически взаимосвязанных единиц существования вида в природе;

- об основных типах структур популяции (пространственной, демографической, поведенческой, генетической) поддерживающих их целостность и устойчивость в пределах занимаемого ими объёма среды;

- о динамике численности природных популяций и факторах её определяющих;

  • на уровне воспроизведения:

- об экологической и эволюционной роли природных популяций как уникальных эколого-генетических единицах вида;

- о типах природных сообществ и путях их выделения в ходе изучения различных систематических и пространственных форм организации биоты;

  • на уровне понимания:

- об основных закономерностях организации популяций как основной форме существования вида в природе;

- формы протекания популяционных процессов отражающих форму их приспособления к окружающей среде;

- о механизмах организации и принципах функционирования природных сообществ;

- о динамике и эволюции биоценозов, а так же о параметрах и механизмах устойчивости многовидовых сообществ в пространственно-временных экологических градиентах различного масштаба;

Уметь:

- проводить исследования с целью установления важнейших характеристик природных популяций и сообществ;

- использовать знания по природным популяциям и сообществам при проведении работ по экологическому мониторингу и оценке биоразнообразия;

- применять и использовать полученные знания по организации природных популяций и сообществ при оценке состояния экосистем;

- организовывать мероприятия по охране природных комплексов с учётом популяционного, синэкологического и экосистемного подходов;

Владеть:

- опытом проведения полевых исследований и экспериментальной работы;

- опытом анализа и обобщения теоретического материала и эмпирических данных при изучении природных популяций, сообществ и экосистем;

- методами работы с вычислительной техникой, математическими методами обработки результатов экологических исследований;

- методами оценки устойчивости природных систем и комплексов с учётом популяционных и синэкологических показателей;





  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Экология популяций и сообществ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 81 часов.


    1. Структура преподавания дисциплины

№ п/п


Наименование модулей, разделов, (№ тем)

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия

СРС

Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена (ч/кредит)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ., семинары

Лабораторные р.

СРС с преподавателем

Всего

часы



Экология популяций (демэкология)

7




6




18




24

9

33/1,3

Опрос на практи-ческих занятиях
Совпадает с итоговой аттестацией




Взаимодействия популяций

7




6




6




12

9

21/0,7



Экология сообществ (синэкология)

7




6




12




18

9

27/1,0




Всего

7

18

18




36




54

27

108/3

экзамен




    1. Содержание дисциплины




      1. Лекции

п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

Тема лекции



1

2

Популяционная структура вида



1

2

Структура популяций



1

2

Динамика и гомеостаз популяций



2

2

Биотические связи в биоценозах



2

2

Основные формы взаимоотношений организмов в биоценозах



2

2

Экологические ниши и жизненные формы



3

2

Трофическая структура биоценозов



3

2

Структура биоценозов. Основные типы наземных и водных экосистем.



3

2

Устойчивость и динамика биоценозов

Итого:

18







      1. Практические занятия:

№ п/п

Номер раздела дисциплины

Наименование практического занятия

Наименование лаборатории

Трудоемкость (часов)



1

Популяционная структура вида

Лаборатория

2



1

Пространственная структура популяции

генетики и

2



1

Половая структура популяции

теории

2



1

Возрастная структура популяции

эволюции

2



1

Генетическая структура популяции




2



1

Биотический потенциал. Емкость и сопротивление среды




2



1

Типы популяций во времени. Колебания численности в популяциях




2



1

Экологические стратегии и типы динамики численности




2



1

Факторы динамики и регуляция численности




2



2

Биотические связи в биоценозах




2



2

Основные формы взаимоотношений в биоценозах




2



2

Экологические ниши и жизненные формы




2



3

Трофическая структура биоценозов




2



3

Вертикальная, горизонтальная и видовая структура биоценозов




2



3

Основные типы экосистем




2



3

Развитие биоценозов




2



3

Устойчивость и динамика биоценозов




2



3

Искусственные экосистемы




2

Итого:

36
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ icon’’экология’’
В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в...
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconТема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3
Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских...
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconМодульный урок №3
Научиться работать с раздаточным материалом, выполнять задания, приводить примеры популяций, моделировать схемы состава популяций,...
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов...
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconТехногенная трансформация видового разнообразия растительных сообществ...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconРабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем
«Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г....
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconРабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология

Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconРабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология

Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconСтруктура сообществ и эколого-этологические особенности муравьев...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconЭкологического исследования
Номинация: Экология лесных растений (флористические и геоботаничес-кие исследования лесных растительных сообществ)
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Рабочая учебная программа по экология популяций и сообществ iconВ. Л. Рябикова экология водорослей
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск