Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности





НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности
страница1/4
Дата публикации05.12.2014
Размер0.96 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4
«Забайкальский аграрный институт»- филиал ФГБУ ВПО «Иркутская ГСХА»

Технологический факультет

кафедра ветеринарной медицины
Карамушкина С.В.


ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы

Студентам –заочникам специальности

111801.65-Ветеринария

ЧИТА 2013

УДК 612:636 (075)

Публикуется по решению учебно-методического совета технологического факультета (протокол №___ от ______2013)

Рецензент:

Карамушкина С.В. Физиология и этология сельскохозяйственных животных / методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы.- Чита: Изд-во ФГБУ ВПО «Забайкальский аграрный институт», 2013.- 64 с.

Предназначено для студентов-заочников специальности

111801.65-Ветеринария
ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи дисциплины: Целью изучения физиологии и этологии животных при подготовке специалистов высшей квалификации, является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о их качественном своеобразии в организме продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов.

Задачами физиологии и этологии животных являются:

- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;

- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и ветеринарии.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;

- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой клинического исследования животных, назначает необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом;

- способен и готов анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний;

- способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности;

- способен и готов участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;

- способен и готов проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных;

- способен и готов осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности;

- способен и готов проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей.

- способен и готов осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвавать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты;

- способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: Закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, кормления и эксплуатации, механизмы их нейрогуморальной регуляции, сенсорные системы; высшую нервную деятельность; поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты.

Уметь: Использовать знания физиологии и этологии при оценке состояния животного; самостоятельно проводить исследования на животных.

Владеть: Знаниями и навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента.

Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает процессы жизнедеятельности здорового организма, функции его органов, тканей, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология рассматривает функции организма сельскохозяйственных животных во взаимной связи и с учетом их возраста, пола, продуктивности и воздействия на них факторов внешней среды, технологии их содержания и эксплуатации.

Этот курс тесно связан с дисциплинами морфологического профиля, а также с физикой, биофизикой, химией, биохимией, зоологией и служит теоретической базой для зоотехнических и ветеринарных дисциплин. Поэтому физиология занимает центральное место в общебиологической подготовке ветеринарных врачей, способных решать сложные задачи по развитию животноводства.

При изучении физиологии у студентов одновременно формируется диалектико-материалистическое мировоззрение. Они приобретают теоретические знания о функциях органов и систем, механизмах нервно-гуморальной регуляции физиологических процессов, адаптации (приспособления) организма животных к изменяющимся условиям содержания, кормления, микроклимата в животноводческих помещениях, об основах этологии — науке о поведении животных.

Живой организм представляет собой самоорганизующуюся и самоконтролируемую, очень стабильную систему, которая по принципу саморегуляции осуществляет активный поиск оптимального и наиболее устойчивого состояния, что выражается в гомеостазе и адаптации, то есть в способности удерживать переменчивые показатели организма (температура тела, кровяное давление, рН и осмотическое давление крови и др.) в физиологических пределах, несмотря на изменения условий существования.

Процесс саморегуляции, механизмы согласования функций органов и тканей, адаптация организма к окружающей среде осуществляются нервно-гуморальной системой, состоящей из двух звеньев: нервного и гуморального (гуморальное звено включает главным образом гормоны и другие вещества различной сложности, в том числе продукты обмена веществ).

Деятельность нервной системы проявляется в рефлексах — безусловных, или врожденных, и условных, приобретаемых животным уже после его рождения. Поэтому нервные процессы в организме животных являются сложнорефлекторными.

Регуляция деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем организма осуществляется по принципу обратной связи. Он заключается в том, что функция любого органа регулируется ее результатом (продуктом, секретом) или результатом (продуктом, секретом) работы «подчиненного» органа. Изучая функцию любой системы, надо стремиться уяснить, каким образом регулируется, направляется и изменяется в соответствии с потребностями организма ее деятельность и возвращается к норме. Например, как обеспечивается нужный режим работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при физической нагрузке, необходимый уровень обмена веществ, теплообразования и теплоотдачи при разной температуре и влажности внешней среды или при стрессе.

Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

(Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц)

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

18/0,5

-

18

В том числе:

-

-

-

Лекции

8

-

8

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

10

-

10

Самостоятельная работа (всего)

342/9,5

171

171

В том числе:










Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Контрольная работа

+

+

+

Другие виды самостоятельной работы

+

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







Экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

360

171

189

10

4

6

Приступая к работе над учебником, надо сначала ознакомиться с «Введением» в методических указаниях и нашими советами по изучению материала соответствующего раздела программы. Здесь вы найдете рекомендации, на что обратить главное внимание, в каком порядке изучать материал и как облегчить его изучение и усвоение. Здесь же помещен материал, который отсутствует в учебнике.

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л.

П.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

1

-

-

-

30

31

2.

ФИЗИОЛОГИЯ РЕГУЛИРУЮЩИХ СИСТЕМЫ

1

-

1

-

30

32

3.

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ

-

-

1

-

28

29

4.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

КРОВИ

-

-

1

-

34

35

5.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМ

КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ

1

-

-

-

34

35

6.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ДЫХАНИЯ

1

-

-

-

28

29

7.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБМЕНА

ВЕЩЕСТВ

2

-

1

-

32

35

8.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ВЫДЕЛЕНИЯ

-

-

1

-

34

35

9.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

РАЗМНОЖЕНИЯ И ЛАКТАЦИИ

1

-

2

-

28

31

10.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ

НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-

-

2

-

36

38

11.

ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

1

-

1

-

28

30

ИТОГО:

8

-

10

-

342

360

В процессе изучения материала необходимо проводить самоконтроль за ходом его усвоения. Для лучшего запоминания материала очень полезно составлять . краткий конспект и схемы.

Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Тема 1. Физиология возбудимых тканей

Основными физиологическими свойствами нервной и мышечной тканей являются: раздражимость, возбудимость, проводимость, рефрактерность и лабильность (функциональная подвижность). Для того, чтобы понять сущность процесса возбуждения, необходимо изучить механизм возникновения мембранного потенциала и потенциала действия.

Электрические явления в возбудимых тканях обусловлены свойствами и строением мембраны клеток: наличием в них натриевых, калиевых и кальциевых каналов, разной концентрацией ионов калия и натрия внутри и снаружи, работой калий-натриевого и кальциевого насосов.

Освоив общие вопросы, переходите к изучению физиологии мышечной ткани. Необходимо иметь представление не только о свойствах поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, но и, факторах, влияющих на них. Изучите механизм мышечного сокращения и роль АТФ в этом процессе, закономерности работы мускулов, как возникает утомление.

По теме физиологии нервного волокна обязательно обратите внимание на теорию Н. Е. Введенского о парабиозе, объясняющей природу торможения. Эта теория раскрывает диалектическое единство процессов возбуждения и торможения.

Изучая природу передачи возбуждения с нерва на другую возбудимую ткань, вспомните из гистологии строение синапсов, ознакомьтесь с физиологией возбуждающих и тормозящих синапсов, с особенностями проведения через синапсы возбуждения — с этим связаны основные свойства нервных центров и механизм их утомления.
Вопросы для самопроверки

  1. Что такое раздражитель (стимул) и какие существуют виды раздражителей? В чем заключаются раздражение и раздражимость?

  2. Что такое возбудимость, возбуждение и торможение?

  3. Что такое порог раздражения, хронаксия и функциональная лабильность (подвижность)?

  1. Каков механизм возникновения мембранного потенциала и потенциала действия?

  2. В чем проявляются особенности в проведении импульсов по мякотному и безмякотному нервным волокнам?

  3. Каковы строение, функции и свойства возбуждающих и тормозных синапсов?

  4. Что такое утомление и в чем заключается его сущность?

  5. Возникает ли потенциал действия, если концентрация ионов натрия в цитоплазме клетки и в окружающей среде будет одинаковой?


Тема 2. Физиология регулирующих систем

Нервная система

Живой организм вынужден постоянно адаптироваться к меняющимся условиям внешнего мира при сохранении постоянства внутренней среды. Эта связь организма с внешней средой и согласованность действий различных органов и систем в нем для поддержания гомеостаза (внутреннего постоянства) осуществляется посредством нервной системы. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Нервную систему условно подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. К ЦНС относится спинной и головной мозг. Необходимо изучить основные свойства нервных центров, обусловленные свойствами синапсов. Обратите особое внимание на пять свойств, характеризующих доминанту, так как последняя лежит в основе координационной деятельности ЦНС и поведения животных.

Доминанта — временное, достаточно стойкое возбуждение, объединяющее ряд центров различных отделов ЦНС, изменяющее и подчиняющее себе работу других нервных центров, направленное на разрешение в данный момент жизненно важной функции животного. Доминанта характеризуется следующими свойствами:

  1. Повышенной возбудимостью — способностью воспринимать импульсы, приходящие из отдельных областей ЦНС.

  2. Стойкостью возбуждения — затяжным возбуждением, продолжающимся до выполнения определенной физиологической функции или до возникновения новой, еще более важной для организма доминирующей мотивации.

Способностью к суммированию возбуждения, то есть способностью притягивать импульсы, приходящие из центров, не относящихся к доминанте, суммировать (копить) эти возбуждения с возбуждением доминирующих центров, усиливаться за счет суммации.

  1. Инерцией — то есть способностью к длительному удержанию возбуждения.

  2. Сопряженным торможением. Это свойство характеризуется тем, что доминирующие центры не только первыми отвечают на поступающие импульсы, но и оказывают сопряженное торможение на другие нервные центры, не входящие в состав доминанты и обладающие более низкой возбудимостью.

Изучать физиологию ЦНС рекомендуем в такой последовательности: строение и функции спинного мозга, продолговатого, среднего, мозжечка, промежуточного, подкорковых ядер, ретикулярной формации (сетевидного образования). На двойном листе бумаги из тетради нарисуйте схему последовательного расположения всех отделов ЦНС. При изучении их функций кратко запишите сведения о них.

В рекомендуемом учебнике несколько сложно изложен материал о роли ретикулярной (сетевидной) формации. Ретикулярная формация располагается в передней части спинного мозга, в продолговатом, среднем и промежуточном мозге (т. е. в мозговом стволе) и связана проводящими путями с корой больших полушарий. Ретикулярная формация играет важную роль в регуляции возбудимости и тонуса всех отделов ЦНС, обусловливая силу и продолжительность проведения нервных импульсов. Функционально нервную систему подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система иннервирует скелетную мускулатуру, а вегетативная нервная система осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов и обмена веществ.

Важно уяснить сущность трофического влияния нервной системы. Оно заключается в изменении проницаемости мембран клеток для соответствующих веществ, изменении обмена веществ, потреблении кислорода, повышении активности ферментных систем клетки.
Вопросы для самопроверки

1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Из каких эле-
ментов состоит рефлекторная дуга?


2. Что такое обратная афферентация (связь)?

3. Какими свойствами обладают нервные центры и нерв-
ные волокна?


  1. Какие функции выполняют различные отделы ЦНС?

  2. Какие функции выполняет ретикулярная формация?

  3. Каковы строение и функции симпатической, парасимпатической и соматической нервной системы?

Эндокринная система

Регуляция деятельности органов и тканей, обмена веществ и энергии, всех других жизненных процессов осуществляется нервно-гуморальной системой. Гуморальное звено регулирующей системы представлено в основном гормонами, вырабатываемыми железами внутренней секреции.

Основное назначение гормонов:

  1. Участвуют в регуляции обмена белков, жиров, углеводов и водно-солевого обмена (соматотропный, липотропный, тироксин, глюкокортикоиды, глюкагон, инсулин, адреналин, альдостерон, адиуретин).

  2. Некоторые гормоны передней доли гипофиза регулируют деятельность других эндокринных желез: адренокортико-тропный (АКТГ), тиреотропный (ТТГ), фолликулостимули-рующий (ФСГ), лютеинизирующий (ЛГ).

Поэтому от слаженности в работе эндокринных желез зависит интенсивность роста, воспроизводительная функция, уровень лактации, яйцекладки, линька и другие отправления организма животных.

Механизм функциональной связи и единства нервной системы и желез внутренней секреции прояснился лишь с открытием нейросекреции. Оказалось, что часть нервных клеток способна (у всех позвоночных и многих представителей классов беспозвоночных) не только порождать и проводить возбуждение, но и обладает секреторной функцией.

У высших позвоночных животных нейросекреторные клетки в виде ядер (скоплений) располагаются в гипоталамусе, важнейшем отделе промежуточного мозга.

Гипоталамус имеет непосредственную связь с гипофизом, представляя с ним единую анатомическую и функциональную систему.

В нейронах паравентрикулярных и супраоптических ядер передней части гипоталамуса синтезируются, соответственно, два гормона — окситоцин и вазопрессин (адиуретин). По мере образования оба эти гормона по аксонам нейросекреторных клеток в комплексе с белком-носителем в виде гранул (зерен) продвигаются в заднюю долю гипофиза. Здесь они накапливаются и отсюда выводятся в кровь.

Передняя доля гипофиза (ПДГ) лишена нервных связей с мозгом, но имеет специальную сосудистую воротную систему. Кровь по воротной системе направляется от гипоталамуса (срединного возвышения) по ножке гипофиза к передней его доле. Было доказано, что гипоталамус с помощью нейросекретов контролирует выделение гормонов передней и средней долями гипофиза.

Восемь нейросекретов гипоталамуса, стимулирующих выделение гормонов из соответствующих клеток передней и средней долей гипофиза получили название рилизинг-факторов (либеринов). Не исключается, что рилизинг-факторы не только стимулируют выделение клетками гормонов, но и влияют на биосинтез в них гормонов.

Рилизинг-факторы — это пептиды с молекулярной массой от 400 до 2500, не обладающие видовой специфичностью.

Из ткани гипоталамуса выделено 3 нейросекрета (статина), которые тормозят выделение в кровоток пролактина, соматотропного и меланоцитостимулирующего гормонов.

Из ткани эпифиза выделен гормон мелатонин, который угнетает секрецию фолликулостимулирующего (ФСГ) и лютеинизирующего (ЛГ) гормонов гипофиза и, следовательно, функцию половых желез. Установлено, что эпифиз птиц и многих видов диких зверей вырабатывает больше мелатонина в зимние месяцы, когда продолжительность светового дня самая короткая. Таким образом, эпифиз, получая информацию о внешнем освещении через орган зрения, участвует в работе механизма «биологических часов» и определяет фотопериодизм в размножении этих видов животных.

При изучении физиологии желез внутренней секреции ре-комендуем сосредоточить главное внимание на регуляции синтеза гормонов выведения их в кровь, на роли гормонов в обмене веществ и осуществлении различных физиологических функций. Напишите основные физиологические свойства гормонов по образцу, приведенному в табл. 3.
Таблица 3. Гормоны и их действие

Гормоны и их физиологическое действие

Железа внутренней секреции

Название гормона

Физиологическое действие гормона

1. Способствует развитию тканей в молочной железе.

2 Активирует ферменты, участвующие всинтезе лактозы и казеина молока.

3 В комплексе с другими гормонами передней доли гипофиза и инсулином участвует в поддержании установившейся лактации.

4 Действуя на центральную нервную систему, стимулирует родительский инстинкт.

5. Активирует ферменты, участвующие в превращении углеводов в жиры.

Гипофиз

Пролактин



Очень полезно группировать гормоны в различные комбинации в зависимости от их участия в регуляции белкового, углеводного, жирового и водно-солевого обмена.

Обратите внимание на роль гормонов в реакциях адаптации (приспособления) организма животных при стрессе (состоянии напряжения). Стресс — неспецифическая, стереотипная реакция организма на воздействие различного рода раздражителей — стрессоров.

Стрессор — это любой раздражитель, который по интенсивности и длительности своего влияния на организм превышает пределы повседневных воздействий и вызывает включение не только нервного, но и гормонального звена адаптации.

Вопросы для самопроверки

  1. Каким образом гипоталамус регулирует деятельность гипофиза и других желез внутренней секреции? Что такое нейросекреция?

  2. Какова роль гормонов гипофиза в регуляции физиологических процессов?

  3. Гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной и половых желез и их физиологическое значение.

  4. Изобразите в виде схемы роль инсулина, глюкагона, адреналина и глюкокортикоидов в регуляции обмена углеводов?

  5. Каким образом паратгормон, тиреокальцитонин и витамин Д поддерживают относительное постоянство концентрации кальция и фосфора в крови?

  6. Что такое стресс и какова роль гипоталамуса, гипофиза, коры надпочечников и других желез в реакции адаптации организма к неблагоприятным воздействиям среды — стрессоров?

  7. Какова роль гормонов в регуляции жирового и белкового обмена?

Тема 3. Физиология сенсорных систем

Животные все время находятся в условиях постоянного воздействия разнообразных сигналов внешней среды и состояния внутренних органов. Все эти сигналы превращаются в ощущения с помощью анализаторов. Тем самым устанавливается связь организма с внешней средой, а также между его системами.

В данной теме главными являются вопросы:

1. Общие свойства анализаторов.

2. Как осуществляются функции отдельных элементов
каждого анализатора: зрительного, слухового, вкусового, обо-
нятельного, кожного, вестибулярного, двигательного?


3. Способы общения животных с помощью анализаторов.
При изучении материала и выполнении контрольной ра-
боты необходимо учитывать следующее:


1. Каждый анализатор состоит из трех отделов: рецепторного (воспринимающего), проводящего (нервные волокна) и центрального (подкорковые и корковые центры). Советуем заполнить таблицу 2 сведениями об остальных анализаторах.

Таблица 2. Строение анализаторов

Анализатор

Рецепторный

Проводящий

Центральный

Зрительный

Палочки и колбочки сетчатки глаза

Зрительный нерв

Передние холмы четверохолмия, наружное коленчатое тело таламуса, затылочная область коры

Кожный

Механические тепловые, холо-довые, болевые рецепторы

Нервные волокна кожи

Спинной и продолговатый мозг, таламус, теменная область коры

Обонятельный

Обонятельные клетки обонятельной выстилки

Обонятельный тракт

Обонятельная луковица, височная область коры


Назначение рецепторного отдела — восприятие различных видов энергии (световой, химической, механической, тепловой и др.) и превращение их в энергию нервного импульса и его передача в нервный центр.

В зрительном анализаторе рецепторы — световые, в обонятельном и вкусовом — химические, в слуховом, вестибулярном и двигательном — механические, в кожном — несколько видов рецепторов. Причем в каждом анализаторе рецепторы представлены несколькими группами, реагирующими на отдельные (элементарные) характеристики одного и того же сигнала. Например, внутренние и наружные волосковые (слуховые) клетки внутреннего уха воспринимают, соответственно, громкие и тихие звуки; вкусовые луковицы в разных участках языка воспринимают горький, кислый, соленый или сладкий вкусы и т. д.

Назначение центрального отдела каждого анализатора — создание цельного образа сигнала (предмета, явления) внешней и внутренней среды путем анализа и' синтеза нервных импульсов, поступивших от соответствующих рецепторов. Точность соответствия создающегося в мозге образа истинному внешнему или внутреннему сигналу достигается постепенно на пути от подкорковых центров к корковому. Например, с помощью задних холмов четверохолмия (средний мозг), осуществляется ориентировочная реакция на звуковой сигнал, во внутреннем коленчатом теле таламуса (промежуточный мозг) создается его приблизительная (контурная) копия, а в височной области коры — точный образ звукового сигнала.

Анализаторы постоянно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая тонкую информацию об окружающем мире и способствуя тем самым лучшему приспособлению животного к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое анализатор и из каких отделов он состоит?

  2. Каковы строение и функции сетчатки глаза? Какова роль четверохолмия, наружного коленчатого тела и коры в функции зрения? Сущность механизма восприятия черно-белого и цветного изображений.

  3. Строение и функции наружного, среднего и внутреннею уха. Механизм восприятия звуковых раздражителей разных частот и силы. Какова роль четверохолмия, внутреннего коленчатого тела и коры мозга в восприятии звуков?

  1. Строение и функции обонятельного и вкусового анализаторов. Какова роль обонятельной луковицы, таламуса и коры мозга в восприятии химических раздражителей?

  2. Строение и функции кожного анализатора. Что представляют собой рецепторы кожи и каковы их функции? Какое значение имеют спинной мозг, таламус и кора мозга в восприятии раздражений кожи? Роль кожного анализатора в теплорегуляции.

  3. Строение и функции вестибулярного и двигательного анализаторов. Какое значение имеют продолговатый и средний мозг, таламус, мозжечок и кора мозга в регуляции положения тела в пространстве?

  4. Какова роль анализаторов в познании внешнего мира?

  5. Какова роль анализаторов в пищевом и половом поведении животных?

Темы 4, 5. Физиология системы крови, кровообращение и лимфообращение.

Кровь, тканевая жидкость, лимфа и органы, в которых происходит образование кровяных клеток и их разрушение (костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, печень), объединены в единую систему крови.

Химический состав и физико-химические свойства крови, тканевой жидкости и лимфы, составляющих внутреннюю среду организма, находятся в динамическом равновесии, т. е. состав их относительно постоянен. Это постоянство (гомеостаз) обеспечивается непрерывной работой всех органов и тканей в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Благодаря регуляторным механизмам, обеспечивающим поддерживание относительного постоянства внутренней среды организма, его клетки всегда функционируют в одинаковых условиях, они мало подвержены влияниям внешней среды.

Изучите основные функции и физико-химические свойства крови и лимфы, вспомните, каков их состав, строение и количество форменных элементов у животных разных видов, где они образуются и разрушаются, какова их роль в организме.

Важно уяснить, что такое группы крови и системы групп крови. Термином группа крови обозначают иммунобиологические свойства крови, на основании которых кровь животных независимо от пола, возраста, породы можно разделить на строго определенные группы. Принадлежность к той или иной группе обусловлена наличием или отсутствием в клетках крови соответствующих антигенов (агглютиногенов). Групповые антигены передаются по наследству. Сочетание их у каждого животного индивидуально. Исключение — однояйцовые близнецы. Систему групп крови обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

В настоящее время у животных установлено следующее количество антигенов и систем групп крови:

Таблица 5. Группы крови

Вид животных

Количество

Количество систем




антигенов

групп крови

Крупный рогатый скот

>100

12

Свиньи

>70

16

Овцы

30

8

Лошади

30

8

Буйволы

15

7

Собаки

15

11

Куры

60

14

Индейки

12

6

Группы крови у животных определяют для уточнения их происхождения.

Кровь и лимфа осуществляют свои функции благодаря постоянной их циркуляции по кровеносным и лимфатическим сосудам. Непрерывность движения крови и лимфы обеспечивается работой сердца, вспомогательными механизмами и специфическим строением сосудов.

Вспомните строение сердца, фазы его работы, внешние признаки проявления его деятельности. Изучите свойства сердечной мышцы, обратив особое внимание на автоматию сердца и ее «природу». Импульсы возбуждения в сердце возникают в синусном узле — специфической мышечной ткани, сосредоточенной в стенке правого предсердия между устьями полых вен. Автоматия этих клеток обусловлена изменениями их электрического состояния.

Сложным вопросом является механизм саморегуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Пользуясь рисунками и текстом учебника, разберитесь, как изменяются ритм и сила сокращений сердца, а также просвет сосудов под влиянием импульсов, поступающих к ним по волокнам симпатического и блуждающего нервов.

Особое место в кровообращении занимает процесс микроциркуляции. Совокупность прекапилляров, капилляров и посткапилляров составляют микроциркуляторное русло. Благодаря тому, что стенки этих мельчайших кровеносных сосудов представляют собой полупроницаемую мембрану, а скорость кровотока в «их необычно мала (0,3—0,5 мм/с), в них происходит обмен веществ между кровью и тканями.

Через ультрамикропоры стенки капилляров происходит фильтрация жидкой части крови, которая заполняет межклеточные пространства. Из нее в клетки поступают необходимые для жизнедеятельности вещества, а из клеток — продукты обмена веществ. Таким образом, межклеточная жидкость образуется как из крови, так и из продуктов внутриклеточного обмена веществ. Попав в лимфатические сосуды, она становится лимфой.

Лимфообращение — неотъемлемая часть общей системы кровообращения.

Ознакомьтесь с особенностями кровообращения в сердце, легких, селезенке, почках, печени.

Представьте в виде схемы, как происходит саморегуляция работы сердца и просвета сосудов при повышении давления крови и, наоборот, при его снижении.



Вопросы для самопроверки

  1. Какие функции выполняет кровь?

  2. Чем различаются плазма и сыворотка крови, межклеточная жидкость и лимфа?

  3. Как происходит свертывание крови?

  4. Что такое группы крови и системы групп крови? Для каких целей их изучают у животных?

  5. Какие фазы составляют цикл работы сердца?

  6. Какие силы обусловливают движение крови по разным сосудам кровеносной системы?

  7. Из каких сосудов складывается микроциркуляторное русло? Каково физиологическое значение микроциркуляции?

  8. От чего зависит величина кровяного давления? Каков механизм саморегуляции кровяного давления?

  9. Как образуется и движется лимфа по сосудам?


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по изучению курса и задания для контрольной...
Автоматика: методические указания по изучению курса и задания для контрольной работы/ агау; Сост. Ц. И. Калинин, И. Н. Свистун –...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами»
Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по выполнению контрольной работы разработаны...
Экономика и организация производства: методические указания по выполнению контрольной работы/ сост.: В. В. Беспалова, И. А. Иготти....
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические разработки по изучению дисциплины и задания для контрольной...
За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по выполнению и оформлению контрольной работы....
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии организационно – технических дисциплин
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансы»
Задания к контрольной работе даны в 10-ти вариантах. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по изучению учебного материала 18 Задания для...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Целью дисциплины является изучение автомобильных дорог как транспортной инфраструктуры. Основной задачей дисциплины является закрепление...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия»
Программа курса, задания и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Имиджелогия» для студентов заочной...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания по выполнению контрольных работ общие положения...
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы Студентам -заочникам специальности iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Изучение дисциплины начинается с четкого осознания ее целей и задач, которые должны быть решены в результате изучения дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск