Скачать 231.41 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») «Утверждаю» Проректор по научной работе ______________________ Д.М. Федяев «24» марта 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА «Клеточная биология, цитология, гистология» НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ 06.06.01 – Биологические науки (код, шифр, наименование направления подготовки) Клеточная биология, цитология, гистология направленность Составители: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии О.З. Мкртчан, ____________________________ Программа рекомендована кафедрой биологии Протокол №____от 21 марта 2014 г. Зав. кафедрой__________________/____________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Омск, 2014 ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 03.03.04 - клеточная биология, цитология, гистология составители: профессор О.З. Мкртчан I. Пояснительная записка Экзамен проходит по традиционной форме, в соответствии с содержанием курса гистологии и клеточной биологии. В ходе вступительного экзамена происходит освоение следующих компетенций: Общекультурные компетенции: - ОК-2 - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - ОК-3 - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - ОК-5 - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием; - ОК-6 - быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку; - ОК-7 - организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности; - ОК-8 - вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. - ОК-14 – проявляет творческие качества; - ОК-15 – правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении; - ОК-16 – заботится о качестве выполняемой работы; Общепрофессиональные компетенции: - ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов; - ПК-4 – демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов; - ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой; - ПК-15 – способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; - ПК-17 – понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований; - ПК-19 - пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов. Профильно-специализированные (ПСК) компетенции: ПСК-1 - основные понятия и определения курса (понятийный аппарат); ПСК-2 - структурно-функциональную организацию тканевых систем; ПСК-3 - имеет современные теоретические представления о строении, организации и функционировании тканевых систем животных и человека с позиции уровневой организации живых систем; ПСК-4 - закономерности существования клеток во времени и структурно-функциональной организации генетического материала; ПСК-5 - развитие тканей (фило- и онтогенетическое); ПСК-6 - классификацию тканей, ПСК-7 – механизм установления межклеточных коммуникаций, в пределах тканевых систем обеспечивающие их специфическое функционирование; ПСК-8 - эволюционную динамику тканей; ПСК-9 - закономерности физиологической и репаративной регенерации; ПСК-10 – механизм развития патологических процессов (старение, опухолевая трансформация, гибель); ПСК-11 - методы культивирования клеточных и тканевых систем in vitro и использование их в прикладной и фундаментальной биологии; ПСК-12 - иметь представление о методах биологической инженерии и создании тканевых систем и использование их в медицине; ПСК-13 - принципы биоэтики и правовые основы работы с живыми объектами; ПСК-14 - работать с микроскопом и гистологическими препаратами; ПСК-15 - уметь «читать» гистологические препараты, электроннограммы и информосхемы; ПСК-16 - самостоятельно разрабатывать схематический и табличный материал; ПСК-17 - выявлять закономерности в развитии и функционировании тканей на примере различных животных; ПСК-18 - выявлять эволюционную динамику становления различных тканевых систем; ПСК-19 - свободно ориентироваться в современных проблемах гистологии; ПСК-20 - выявлять связь между закономерностями жизнедеятельности на тканевом уровне с закономерностями жизнедеятельности на клеточном, субклеточном и молекулярном уровне организации биологических систем; ПСК-21 - выявлять морфофункциональную сопряженность; ПСК-22 - выявлять взаимосвязь с курсами «Зоология», «Ботаника», «Химия», «Общая биология». ПСК-23 - применять теоретические знания на практических (лабораторных) занятиях. ПСК-24 – пользоваться методическими приемами\методами необходимые для гистологической, цитологической, биохимической, математической, компьютерной обработки и анализа тканевых систем (клеточных, постклеточных структур и компонентов межклеточного вещества); ПСК-25 – пользоваться умениями организации научно-исследовательской работы (в лабораторных и полевых условиях); ПСК-26 – применять умения организации учебно-методической работы; ПСК-27 – использовать навыки трансформации первичных профессиональных знаний и умений в навыки. II. Основное содержание Гистология Понятие о ткани. Организация и классификации тканей. Теории происхождения тканей. Теория эволюционной динамики тканей акад. А.А. Заварзина. Методы исследования в гистологии. Эпителиальные ткани. Общие признаки организации. Кишечный тип эпителия позвоночных и беспозвоночных животных. Системная организация и клеточный состав кишечного эпителия млекопитающих. Кожный тип эпителия позвоночных и беспозвоночных животных, их общая характеристика и классификация. Многослойные эпителии позвоночных животных и человека. Кутикулярные эпителии беспозвоночных. Кутикулярные эпителии артроподного, аннелидного и нематодного типа. Железистый тип эпителия. Типы желез и способы секреции. Общая характеристика экзокринных желез. Общая характеристика эндокринных желез. Осморегулирующий и выделительный тип эпителия, их основные функции и принципы организации у позвоночных и беспозвоночных животных. Почка позвоночных животных. Организация нефрона. Особенности эволюционной динамики эпителиальных тканей. Ткани внутренней среды – классификация, функции, организация. Основные теории происхождения тканей внутренней среды. Рыхлая соединительная ткань. Организация и образование внеклеточного матрикса, клеточный состав, волокнистые структуры. Организация плотной соединительной ткани позвоночных животных. Соединительная ткань со специальными свойствами. Костные и хрящевые ткани позвоночных животных. Структурно-функциональная организация (межклеточное вещество, клеточный состав, волокнистые структуры), классификация, функции. Гистогенез и регенерация. Кровь и лимфоидная ткань. Современные теории кроветворения. Форменные элементы крови млекопитающих их организация и функции – клетки (лейкоциты – грануло- и агранулоциты), постклеточные структуры (кровяные пластинки/тромбоциты, эритроциты). Участие клеток крови в защитных реакциях. Воспалительная реакция, ее характерные признаки. Общая схема развития реакций гуморального и клеточного иммунитета. Т- и В-лимфоциты, их разновидности. Антиген-презентирующие клетки и их роль в иммунных реакциях. Иммунная система. Общая характеристика центральных и периферических органов иммунитета. Строение красного костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. Гемопоэз в эмбриональный период и во взрослом организме. Особенности эволюционной динамики тканей внутренней среды. Мышечные ткани их общая характеристика, классификация и функции. Поперечно-полосатая соматическая мышечная ткань позвоночных и беспозвоночных животных. Особенности строения сократительного, энергетического/трофического, опорного, лизосомального аппрата, аппарата проведения возбуждения симпласта; механизм сокращения актомиозинового комплекса саркомера (модель «качелей»/скольжения). Гистогенез и регенерация. Сердечная целомическая мышечная ткань у позвоночных и беспозвоночных животных, особенности ее организации. Классификация кардиомиоцитов. Особенности строения сократительного, энергетического/трофического, опорного, лизосомального аппрата, аппарата проведения возбуждения типичных кардиомиоцитов; механизм сокращения актомиозинового комплекса саркомера (модель «качелей»/скольжения). Особенности организации, функции атипичных кардиомиоцитов. Формирование автономной системы сердца. Гистогенез и регенерация. Гладкая мышечная ткань позвоночных и беспозвоночных животных. Структурно-функциональная организация леймиоцитов - строение сократительного, энергетического/трофического, опорного, лизосомального аппрата, аппарата проведения возбуждения; механизм сокращения актомиозинового комплекса (модель «щеколды»). Гистогенез и регенерация. Миоидные элементы. Особенности эволюционной динамики мышечных тканей. Нервная ткань. Происхождение и гистогенез нервной ткани. Нейрон – организация, классификация. Межнейронные взаимодействия - общая характеристика химических, электротонических и модуляторных синапсов. Особенности постсинаптических структур, синаптические рецепторы. Рецепторные нервные окончания, их морфо-функциональная классификация и строение. Нейросекреция. Организация нейросекреторных клеток. Глия, ее классификация и организация у позвоночных животных. Функции глиальных клеток. Нейроглиальные взаимоотношения. Регенерация нервной ткани. Современные представления о принципах организации нервных центров. Модульная концепция строения нервной системы. Особенности эволюционной динамики нервной ткани. Цитология и клеточная биология Определение понятия клетка, цитология. Методы цитологии. Общая организация клетки. Положения клеточной теории. Происхождение клетки. Химическая организация клетки – белки, липиды, углеводы нуклеиновые кислоты. Организация мономерных звеньев, полимеров. Ферменты. Процессинг полимеров. Синтез, процессинг первичных транскриптов ДНК-дуплексов и мессежерной, транспортной, рибосомной РНК. Общая характеристика процессов транскрипции, трансляции, репликации. Шапероны и их роль в клеточной жизнедеятельности. Плазматическая мембрана. Развитие представлений об организации клеточных мембран. Современное состояние проблемы; жидкостно-мозаичная модель организации мембраны. Мембранные липиды: структура, классификация, функции. Мембранные белки: структура, классификация, функции. Конститутивные и окаймленные везикулы. Современные представления о фагоцитозе, пиноцитозе, эндо и экзоцитозе. Механизм рецептор-опосредованного эндоцитоза. Поросомы. Клеточные рецепторы. Пути передачи сигнала в клетке: сигнализация через G-белки (аденилатциклазный и фосфатидилинозитоловые пути) и тирозинкиназные рецепторы. Вторичные мессенджеры сигнальных путей. Ростовые факторы. Кальций-связывающие белки. Клеточная адгезия. Интегриновые рецепторы и их роль в клеточной адгезии. Cтруктурно-функциональная характеристика белков клеточной адгезии. Фокальные контакты. Постоянные межклеточные контакты. Искусственные мембраны. Поверхностный аппарат клетки и цитоскелет. Организация цитоскелета. Микрофибриллярная система цитоскелета. Актин, его полимеризация и актин-связывающие белки. Морфологические формы актиновых структур в клетке; их роль в жизнедеятельности клетки. Миозин, его разновидности в клетках; структурная и функциональная характеристика. Тубулиновая система цитоскелета (система микротрубочек). Тубулин, его полимеризация. “Ассоциированные” и моторные белки микротрубочек. Система промежуточных филаментов. Центриоли, жгутик - организация и функция. Метаболический аппарат цитоплазмы. Рибосомы. Организация рибосом про- и эукариотического типов. Эндоплазматический ретикулум. Шероховатая эндоплазматическая сеть, ее организация и функция. Особенности синтеза белка на рибосомах ассоциированных с мембраной ЭПР. Постсинтетические модификации беловых молекул. Транслокация белков через мембрану. Ко-трансляционный перенос белков в эндоплазматическую сеть, котрансляционное гликозилирование, упаковка (фолдинг) в эндоплазматической сети. Белки-резиденты ЭПС. Посттрансляционный транспорт белков в мембранные органеллы. Гладкая эндоплазматическая сеть, ее морфологическая и функциональная характеристика. Протеасомы - их структура и функция. Внелизосомная убиквитин-зависимая деградация белков. Аппарат Гольджи - морфологические варианты структуры и его функциональная организация. Полярная организация (цис- и транс сторона), сортировка белковых молекул, гликозилирование белков. Процессинг макромолекул. Резидентные белки аппарата Гольджи. Везикулярный транспорт - функции и молекулярные механизмы. Механизм рецептор-опосредованного экзоцитоза. Лизосомы – структурная организация, классификация и функциональная характеристика. Гетерофагический и автофагический цикл клетки. Пероксисомы, их структура и функциональная характеристика. Понятие о гликосомах и гидрогеносомах. Эндосомы - структурная организация, классификация и функциональная характеристика. Митохондрии - их структура и функциональная характеристика. Организация наружной и внутренней мембраны, митоплазмы. Функции связанные с синтезом АТФ – цикл Кребса, электроннотранспортная цепь, окислительное фосфорилирование. Другие функции митохондрий. Особенности организации митохондриальных рибосом и синтеза белка. Особенности организации генома митохондрий. Репродукция митохондрий. Значение в эволюции живых организмов. Матричные синтезы – основа биологического функционирования – репликация ДНК. Биосинтез белка - транскрипция РНК, трансляция белка. Инициация, элонгация, терминация и процессинг. Ядерный аппарат клетки. Сравнительная характеристика ядерного аппарата про- и эукариот. Мембраны ядра. Организация наружной и внутренней мембраны. Структура порового комплекса. Белки ламины. Механизмы ядерно-цитоплазматического транспорта. Организация хроматина. ДНК и белки хроматина. Уровни компактизации хроматина. Понятие об эухроматине и гетерохроматине. Митотическое и интерфазное состояние хроматина Организация ядрышка. Амплификация ядрышек, его биологическое значение. Транскрипция рибосомных генов, процессинг первичных транскриптов рРНК и формирование зрелых рибосом. Типы ядрышек. Ядерный белковый матрикс, представления о его организации. Клеточный цикл и клеточная репродукция. Клеточный цикл - характеристика основных этапов клеточного цикла, механизмы регуляции клеточного цикла. Митоз – биологическое значение, характеристика фаз, пространственная и структурная организация митотического аппарата. Типы митоза. Мейоз – биологическое значение. Характеристика фаз мейоза I и мейоза II. Типы мейоза. Эндорепродукция – эндомитоз, полиплоидия и политения. Понятие о клеточной дифференцировке и ее механизмах. Понятие о стволовых клетках и клеточном диффероне. Механизмы физиологической и репаративной регенерации. Патология клетки. Старение клети. Пути программируемой клеточной гибели – апоптоз, программируемый некроз, аутофагия, митотическая катастрофа. III. Вопросы и экзаменационные задания Гистология
Цитология
IV. Список литературы для подготовки Основная литература
Дополнительная литература
Электронные учебные пособия, рекомендуемые для самостоятельной работы
Internet – ресурсы
|
Программа вступительного экзамена по специальности «Клеточная биология, цитология, гистология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Структурно-функциональная организация хромосом описторхид 03. 03.... ... | ||
Система цитокинов и их рецепторов при хронических вирусных инфекциях:... Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | Учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность... Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных... Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во... Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 4 Гистология сд... ... | Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология,... Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология,... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
№1. Цитология занятие №2. Строение клетки: клеточная оболочка. Цитоплазма Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во... Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Методы биологического эксперимента», «Цитология... |