Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню





Скачать 354.15 Kb.
НазваниеПояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню
страница1/3
Дата публикации05.01.2015
Размер354.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка………………………………………2-4

2.Тематическое планирование………………………………….5

3. Содержание учебной программы…………………………6-8

4. Практическая часть программы.

Лабораторный практикум……………………………………9

5.Требования к уровню подготовки учащихся……………10-12

6.Критерии и нормы оценки знаний учащихся ………......13-17

7. Список литературы…………………………………………18

8. Приложение к рабочей учебной программе……………19-60

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах, основанных в начальной школе и курсах «Живой организм» в 6 и «Многообразие живых организмов» в 7 классах.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Примерной программы основного общего образования по биологии.

  3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

7. Программно - методические материалы: Биология 6-11 класс/ Сост. В.С.

Кучменко.

8. Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина,

В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. Природоведение 5 класс, Биология. 6 – 11

классы» М: Дрофа, 2006г., полностью отражающих содержание Примерной

программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню

подготовки учащихся

Цели и задачи изучения курса.
Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В завершении рассматривается биосоциальная природа человека.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Информация о количестве учебных часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУСОШ №1 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Лабораторных работ 11, практических 6. Резервное время потрачено на более глубокое изучение отдельных тем программы.
Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся : Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов
Обоснование выбора УМК

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 -7 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся
Тематическое планирование

Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

Название раздела

Количество часов

По программе

По КТП

Лабораторные работы

Практические работы

1

Место человека в системе органического мира

2

2







2

Происхождение человека

2

2







3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1







4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

3

2




5

Координация и регуляция

10

11

2




6

Опора и движение

8

8

2




7

Внутренняя среда организма

3

3

1




8

Транспорт веществ

4

5




3

9

Дыхание

5

5

2




10

Пищеварение

5

6

2

1

11

Обмен веществ и энергии

2

4




1

12

Выделение

2

2







13

Покровы тела

3

4







14

Размножение и развитие

3

3







15

Высшая нервная деятельность

5

7







16

Человек и его здоровье

4

2




1

17

Резерв

7

-










Итого

70

68

11

6



Требования к уровню подготовки учащихся по биологии в 8 классе

В результате изучения биологии ученик 8 класса должен

Знать/понимать

  • биологические и социальные факторы антропогенеза;

  • основные этапы эволюции человека, их особенности;

  • клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки;

  • строение и значение тканей; органы и системы органов;

  • строение и роль эндокринного аппарата в организме человека;

  • основные функции эндокринных желез;

  • основные отделы скелета (кости) и группы мышц;

  • состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

  • строение и функции нервной системы, ее частей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга;

  • роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной деятельности органов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной (автономной) нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга;

  • основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови;

  • сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

  • строение органов кровообращения;

  • сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

  • строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу; меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы;

  • состав пищи человека и воль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма;

  • сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение процесса всасывания;

  • роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения;

  • гигиенические требования к составу пищи; меры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы;

  • суть и значение обмена веществ и энергии;

  • анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене, значении питательных веществ, витаминах и авитаминозах, нормах питания;

  • роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения;

  • строение кожи, ее функции; относительное постоянство температуры тела человека; значение закаливания организма; гигиенические требования к коже, одежде, обуви; меры предупреждающие перегревание и переохлаждение организма;

  • сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиенические требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье и потомство;

  • органы чувств человека в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека;

  • особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды, ориентацию в ней;

  • значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

Уметь Объяснять:

  • совершенствование человека в процессе эволюции (предшественники людей – ископаемые вымершие обезьяны, древнейшие и древние люди);

  • значение внутренней среды организма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции ее форменных элементов;

  • взаимосвязь строения и функции органов дыхания;

  • биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи организма со средой;

  • почему заболевания почек оказывают очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.

  • свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).

  • Роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; психическую деятельность человека как функцию мозга; понятия потребность организма, психика человека, память, внимание, характер, личность, темперамент.

Сравнивать:

  • строение нервной системы человека и животных;

  • черты строения зародыша и плода млекопитающих животных и человека;

Раскрывать:

  • особенности строения и функции отдельных частей органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;

  • сущность понятий дыхание, жизненная емкость легких, процесс газообмена в легких и тканях;

Характеризовать:

  • черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры;

  • строение костей, типы их соединений, работу мышц;

  • торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение;

  • гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса;

  • поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.

Называть:

  • части и органы клетки человека, типы тканей, органы и системы органов;

Распознавать и описывать на таблицах, рисунках, моделях:

  • расы человека, их исторические формы;

  • части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей; основные органы;

  • основные железы внутренней секреции;

  • основные части нервной системы;

  • части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы);

  • клетки крови (лейкоциты, эритроциты, тромбоциты);

  • органы кровообращения;

  • органы дыхания;

  • органы пищеварительной системы;

  • органы выделительной системы;

Владеть учебными умениями и навыками:

  • работы с учебником, книгой;

  • составлять таблицы, схемы;

Осуществлять:

  • самоконтроль, проводить наблюдения;

Оказывать:

  • первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;

  • первую доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;

  • первую доврачебную помощь при остановке дыхания;

  • первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;

  • первую доврачебную помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции;

Соблюдать:

  • Правильную осанку;

  • Гигиенические требования;

  • Правила личной гигиены питания и зубной полости рта;

Показывать:

  • На своем теле, модели, скелете основные кости скелета;

Разъяснять:

  • процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

  • приоритет отечественной науки в открытии витаминов, в исследовании обмена веществ в организме человека;

  • механизмы терморегуляции и закаливания;

Обосновывать:

  • основные гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания;

  • основные гигиенические правила питания и пищеварения, вредное воздействие алкоголя, курения, наркотиков на пищеварение;

  • на конкретных примерах вред алкоголя и наркотиков для организма подростков;

Устанавливать:

  • связь между строением частей скелета и выполняемыми функциями;

  • взаимосвязь строения и функции кожи;

Доказывать:

  • сходство млекопитающих животных и человека;

  • эволюционное развитие человека с использованием эмбриологических данных.

Содержание программы по биологии в 8 классе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconРабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины) Предмет
Наличие структурных элементов программы ( титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников,...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка Общая характеристика программы Описание программы...
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа,...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка 2-8 Учебно-тематический план 9 Учебно-методическое...
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconРабочая программа по биологии 7 класс Пояснительная записка
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой /Биология в основной школе:...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconРабочей программы Паспорт рабочей программы 3 Пояснительная записка...
Мбоу «сош №41» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено...
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconПояснительная записка. Основное содержание. Требования к уровню подготовки...
Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconРабочая программа по «Природоведению» для 5 го класса На 2011-2012 учебный год
Программа состоит из разделов: пояснительная записка, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, перечень...
Пояснительная записка Тематическое планирование Содержание учебной программы Практическая часть программы. Лабораторный практикум Требования к уровню iconРабочая программа по информатике и икт 4 класс
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск