Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа»





Скачать 313.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа»
страница1/2
Дата публикации27.07.2013
Размер313.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


Муниципальное образовательное учреждение

«Ровеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»



«Согласовано»

Руководитель МО

_______ .
Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Ровеньская ООШ»

_____________ .

«____»____________2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Ровеньская ООШ»

___________ .

Приказ № ___ от «___»______________2011 г.


Рабочая программа

по биологии

для 9 класса
Составитель: Манченко Иван Сергеевич,

учитель биологии и химии МОУ «Ровеньская

основная общеобразовательная школа»

п. Ровеньки

2011 год

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Увеличено количество часов на изучение тем: «Введение», «Возникновение и развитие жизни», за счет сокращения часов на изучение тем: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».
Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).



Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии учащиеся должны

называть:

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы;

  • причины и результаты эволюции;


приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;


характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие организмов;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;


обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;


распознавать:

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;


сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;


применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;


делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;


соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.



Учебно-тематический план




п/п

Тема

Количество часов

В том числе

демонстраций, экскурсий

лабораторных

работ

1.

Введение


3







2

Раздел 1.Уровни организации живой природы

Тема 1.1. Молекулярный уровень

Тема 1.2. Клеточный уровень

Тема 1.3. Организменный уровень

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

Тема 1.5. Экосистемный уровень

Тема 1.6. Биосферный уровень

50

10
15

14
2
6
3


4
5

1
2
3, 1 (экс)

6

1


1

1
1

3.

Раздел 2.Эволюция

7

4, 1 (экс)




4.

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

8




1




Итого:

68

26,

2 экскурсии

4



Календарно-тематическое планирование

по биологии в 9 классе (68 часов, 2 часа в неделю)


п/п

Кол-во часов

Тема урока

Подг. к ГИА

Дата по плану

Дата факт.

Введение (3 часа)










1.

1

Биология – наука о жизни

1.1







2.

1

Методы исследования в биологии










3.

1

Сущность жизни и свойства живого

1.1







Молекулярный уровень (10 часов)










4.

1

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

2.3







5.

1

Углеводы

2.3







6.

1

Липиды

2.3







7.

1

Состав и строение белков

2.3







8.

1

Функции белков

2.3







9.

1

Нуклеиновые кислоты

2.3







10.

1

АТФ и другие органические соединения










11.

1

Биологические катализаторы










12.

1

Вирусы










13.

1

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»










Клеточный уровень (15 часов)










14.

1

Основные положения клеточной теории. Л.Р. №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

2.1







15.

1

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

2.1







16.

1

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

2.4







17.

1

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

2.4







18.

1

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

2.4







19.

1

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

2.4







20.

1

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

2.4







21.

1

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

2.5







22.

1

Энергетический обмен в клетке

2.5







23.

1

Типы питания клеток

2.5







24.

1

Фотосинтез и хемосинтез










25.

1

Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция

2.6







26.

1

Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция

2.6







27.

1

Деление клетки. Митоз

2.7







28.

1

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»










Организменный уровень (14 часов)










29.

1

Размножение организмов. Бесполое размножение

3.2







30.

1

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

3.2







31.

1

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

3.2







32.

1

Закономерности наследования признаков установленных Менделем. Моногибридное скрещивание

3.5







33.

1

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

3.5







34.

1

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

3.5







35.

1

Дигибридное скрещивание

3.5







36.

1

Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана

3.5







37.

1

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

3.5







38.

1

Модификационная изменчивость. Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов»

3.6







39.

1

Мутационная изменчивость

3.6







40.

1

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

3.8







41.

1

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

3.8







42.

1

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»










Популяционно-видовой уровень (2 часа)










43.

1

Вид. Критерии вида. Л.Р. №3 «Изучение морфологического критерия вида»

6.1







44.

1

Популяци.










Экосистемный уровень (6 часов)










45.

1

Сообщество. Экосистема. Биоценоз

7.2







46.

1

Состав и структура сообщества

7.2







47.

1

Потоки вещества и энергии в экосистеме

7.2







48.

1

Саморазвитие экосистемы

7.3







49.

1

Экскурсия в биогеоценоз










50.

1

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экосистемный уровень»










Биосферный уровень (3 часа)










51.

1

Биосфера. Среды жизни

7.5







52.

1

Круговорот веществ в биосфере

7.5







53.

1

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень»










Эволюция (7 часов)










54.

1

Развитие эволюционного учения

6.2







55.

1

Изменчивость организмов

6.2







56.

1

Борьба за существование. Естественный отбор

6.3







57.

1

Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

6.3







58.

1

Макроэволюция










59.

1

Основные закономерности эволюции










60.

1

Контрольно-обобщающий по теме: «Эволюция»










Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов)










61.

1

Гипотезы возникновения жизни. Л.Р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

6.4







62.

1

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

6.4







63.

1

Развитие жизни в архее, протерозое

6.4







64.

1

Развитие жизни в палеозое

6.4







65.

1

Развитие жизни в мезозое

6.4







66.

1

Развитие жизни в кайнозое

6.4







67.

1

Контрольно-обобщающий по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»










68.

1

Обобщение по курсу биологии 9 класса












Содержание тем учебного курса биологии 9 класса
Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (50 часов)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconПлесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 10 класс (35 часов) умк в. В. Пасечник...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева»
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии 7 класса разработана на основании:...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нороворотаевская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconУрок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель
Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconФормирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как...
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой...
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель
«Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района рт
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) Учитель биологии и химии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Желтинская средняя общеобразовательная школа» Саракташского района Оренбургской...
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа По биологии 7класс Составитель: учитель биологии...
Данная рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина...
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа По природоведению
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа по биологии для 8 класса составлена с учетом примерной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №597
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа По химии Год составления: 2013 – 2014 учебный год Класс 10 11
Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко Иван Сергеевич, учитель биологии и химии моу «Ровеньская основная общеобразовательная школа» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск