Скачать 161.94 Kb.
|
Муниципальная ярмарка методических идей Компетентностный подход к системе оценки и контроля знаний по биологии в профильной школе Михайлова ЗинаидаМихайловна учитель биологии гимназии №2 Страны, стремящиеся построить систему высшего образования по Болонскому типу, рассматривают компетенции как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным быстроменяющимся условиям труда. Стремление к использованию компетентностного подхода не оставило в стороне и систему общего образования. Школа призвана давать востребованное в реальной жизни образование, то есть педагоги должны давать не только привычные академические «знания, умения и навыки», но и пользоваться ими на широком поле жизненных ситуаций. На это направлено профильная школа, когда ребенок самостоятельно выбирает интересные ему направления, получает теоретические знания, учится применять их в жизни, у него формируется интерес к бедующей профессии, а следовательно, желание глубже изучать предметы, необходимые для его дальнейшей профориентации. В связи с этим мы - педагоги, работающие в профильных классах должны изменить и совершенствовать подход не только к изучению теоретической, практической части, но и к системе контроля и оценки знаний. Сегодня я поделюсь опытом работы по данному вопросу. Проверка знаний и умений – важное звено в обучении биологии. Она направлено на достижение цели обучения: формирование научной картины мира, овладения системы биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природу. Главная задача проверки – контроль знаний и умений, в этом случае проверка направлена на восполнение пробелов в подготовке, на повторение и включение новых знаний в систему уже усвоенных. Воспитывающая функция состоит в выработке у учащихся ответственного отношения к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Формы и методы проверки знаний. Различают текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитание и развитие в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. В обучении биологии до недавнего времени применяли в основном традиционные формы контроля: устный и письменный опрос. При устной – учитель сразу получает информацию о уровне подготовке учащихся. В процессе ее проведения контроль знаний сочетается с их дальнейшем углублением и расширением. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить как усвоен обязательный материал, определить насколько хорошо они овладели умениями. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнивать ответы учащихся и сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников всего класса. Эти недостатки можно преодолеть с помощь других видов контроля: письменные работы, когда проверяются знания всего класса, но для этого требуется много времени и учитель не может установить обратную связь с учащимися, дать полный анализ их ответов, поработать над ошибками. Поэтому все большее применение находит методы проверки с помощью тестовых заданий, что дает возможность систематически контролировать знания всего класса и формировать у них установку на постоянный контроль. Большая роль отводится биологическим терминам, так как учащиеся своевременно и систематически познают язык науки через усвоение специальных терминов. Систематический контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовится к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их. Дифференциация проверки знаний Введение в школу стандарта среднего биологического образования позволяет реализовать дифференцированный подход в обучение, проводить проверку знаний, как на уровне обязательной общей образовательной подготовки, так и на профильном уровне. Особенности преподавания «Общей биологии» в классах химико-биологического профиля в гимназии №2 г. Балаково Преподавание в профильной школе ведётся по программе, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерство – образования РФ. Автор В. Б. Захаров (для профильной школы), которая рассчитана на 3 часа учебных занятий. Для определения качества обученности учащихся использую программу, разработанную в лаборатории биологического образования института общеобразовательной школы РАС. Считаю, что она определяет обязательный минимум предмета, максимальный объём нагрузки учащихся и требования к уровню их подготовки. Наша гимназия пользуется гимназическим стандартом, право на это нам даёт диплом статуса «федеральной экспериментальной площадки», открытой министерством общего и профессионального образования РФ и советом по управлению экспериментальными площадками для реализации проекта «Внутришкольный мониторинг результата педагогического процесса биологического образования даёт возможность определить обязательный минимум содержания программы, чётко сформулировать заданные цели, а также построить технологию процесса обучения биологии и спланировать контроль за усвоение материала. Анализ обучения учащихся провожу в три этапа, т. к. поэтапность изучения результатов усвоения обязательного программного материала является непреложным условием контроля. Первый этап – входной контроль. Цель – изучение исходного уровня готовности учащихся. Второй этап – текущий контроль. Цель- анализ динамики эффективности образовательного процесса в классе с результатами входной диагностики. На этом этапе составляю карту заданий, называю тему, по которой будет проводиться контроль знаний, указываю формы контроля знаний и умений. Задания проверяю, на их основе составляю диагностическую карту. Третий этап – определение уровня готовности учащихся к изучению на следующей ступени, анализ результатов контроля. Итогом изучения темы является контрольная работа, зачёт или экзамен. Диагностические работы тщательно проверяю, результаты обрабатываю и на основании их анализа составляю диагностические карты, которые позволяют сделать качественный и количественный анализ. Качественный анализ позволяет выявлять типичные для класса ошибки и наметить пути их исправления, выявить индивидуальные ошибки, требующие индивидуальной помощи учащимся. Количественный анализ позволяет выявить уровень усвоения материала каждым учащимся и наметить организацию индивидуальной работы по коррекции усвоенного. Результаты диагностического анализа представляю графически. Пользуясь медиком Н.Н. Решетникова, профессора Самарского ГУ определяю четыре уровня качества обученности: оптимальный – с заданиями справляются 95-100% учащихся, тревожный – 75-95%, критический – 55-75%, катастрофический – ниже 55% . Такая форма анализа позволяет не только полностью видеть картинку успеваемости всего класса, но и ученика отдельно. Такие исследования позволяют мне определить конкретные факторы, влияющие на результативность учебного процесса, отобрать наиболее эффективные методы обучения, использовать необходимые программы и учебники, произвести самооценку собственной работы. Вывод Анализ этой программы показывает, что при её выполнении ученик проходит все звенья учебного процесса и последовательно реализует цели обучения. Такие исследования позволяют мне определить конкретные факторы, влияющие на результативность учебного процесса, отобрать наиболее эффективные методы обучения, использовать необходимые программы и учебники, произвести самооценку собственной работы. Формы и методы контроля знаний и умений учащихся в курсе «Общей биологии» по теме: «Основы цитологии. Размножение и индивидуальное развитие организмов» Для более полного усвоения знаний и умений необходим чёткий и разнообразный контроль знаний и умений, необходимы методики контроля, ориентированные непосредственно на личность школьника, его индивидуальные достижения в учебной процессе. Важным фактором в этой системе является положительная мотивация учеников на полное усвоение учебного материала. При разработке системы контроля в отношении «учитель – ученик» необходимо учитывать следующие звенья: - подготовку учащихся к сознательному и активному восприятию знаний той или иной темы предмета биологии - сообщение мною и восприятие учащимися конкретного учебного материала - осознание учащимися воспринятого и выделение существенного, обобщение результатов или сравнений - закрепление учащимися приобретённого процесса по данным обратной связи Итак, технологические подход к конструированию учебного процесса базируется на конкретном формировании целей обучения на уровне моей повседневной работы; определение результата обучения, которого должны достичь все ученики, оперативной обратной связи, позволяющей определить степень обученности учащихся. При актуализации знаний учащихся нацеливаю их на изучение нового материала и ставлю перед ними вопросы, позволяющие определить исходный уровень обученности учащихся. Так, для определения исходного уровня готовности учащихся к дальнейшему изучению темы «Основы цитологии» предлагаю следующие вопросы – задания по вариантам: 1 вариант
2 вариант
Такой вид входного контроля нацеливает учащихся на изучение новой темы, а мне помогает определить степень готовности класса к изучению сложной темы. Только постоянный и разнообразный контроль знаний поможет достичь определённых успехов в изучении науки. В своей практике я применяю следующие виды текущего контроля знаний и умений.
При выполнении лабораторной работы учащиеся закрепляют свои знания по изученной теме, проводят сравнительный анализ, формируют выводы. Лабораторные работы провожу с применением инструктивных карточек. В качестве примера рассмотрим лабораторную работу «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи» Инструктивная карточка
По результатам лабораторной работы провожу обобщающую беседу, в ходе которой формируются выводы о наличии в клетках листа элодеи фермента пероксидазы, ускоряющего реакции расщепления пероксида водорода до воды и кислорода, об огромном значении ферментов в реакциях обмена веществ. Лабораторная работа обязательно оценивается отметкой, которая выставляется в журнал. Ни что так не вызывает интерес к предмету, как лабораторная работа, которая позволяет наглядно подтвердить теоретический материал и надолго его запомнить. Поэтому формирование умений и навыков – важный результат получения глубоких и прочных знаний.
Тема: «Основа цитологии, размножение и индивидуальное развитие» включает ряд уроков, теоретический материал которых закрепляется с помощью задач по молекулярной биологии. Уроки по темам «Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК. Виды РНК, их роль в клетки. Подготовка клетки к делению. Митоз, его биологическое значение», «Наследственность, ее материальные основы. Понятие о гене. Генетический код, его структура и свойства», «Реакции матричного синтеза в клетке - репликация, транскрипция, трансляция. Биосинтез белка в клетке», «Гаметогенез и место мейоза в этом процессе». При выборе заданий использую учебно-методические пособия, предназначенные для работы учащихся химико - биологических классов гимназий, лицеев, под редакцией доктора биологических наук, профессора С.И. Беляниной «Решение задач по генетике».(учебно-методическое пособие, Саратов 1998 г.),где представлены задания в соответствии с программой по биологии для абитуриентов, поступающих в медицинский университет и другие вузы с биологическим профилем, а также многие другие пособия для поступающих в высшие учебные заведения. Считаю, что биологию как и алгебру, нельзя хорошо усвоить без решения задач, размышления над которыми тренируют ум, развивают мышление, помогают лучше разобраться в теоретических вопросах. 3.Работа с терминами при контроле знаний и умений. На уроках биологии учащиеся получают знания основных законов жизни на всех уровнях ее организации, они знакомятся с процессами, происходящими в клетке и организме в целом. Поэтому необходимо добиться того, чтобы учащиеся осмыслили понятие, поняли его сущность. Поэтому считаю работу с терминами главным условием в получении прочных знаний. Наиболее интересно и полезно для учащихся организую самостоятельную работу с терминами, используя учебник. Так в химико-биологическом классе, который занимается дополнительно по учебнику «Общая биология» под редакцией академика В. К. Шумного, профессора Г. М. Дымшица и профессора А. О. Рувинского предусмотрен указатель биологических терминов. Для этого предлагаю учащимся задания следующего характера: «Пользуясь указателем терминов стр. 529-540, найдите на соответствующих страницах объяснение следующих биологических терминов к уроку на тему: «Клетка-единица строения и жизнедеятельности живых организмов: акросома, буферность, гиалоплазма, гликоген, гомеостаз, дискретность, диффузия, кариоплазма, клетчатка, макромолекула, матрикс, микротрубочка, нуклеотид, органелла, плазмалемма, цитоскелет, экзоцитоз». Как видим, перечень биологических терминов велик, и очень необходим при изучении и закреплении знаний. Такую работу провожу перед изучением новой темы, т. е. когда на уроке сообщаю цели и задачи изучаемой темы и делаю краткое введение в нее. Затем в ходе объяснения нового материала ввожу новые термины и предлагаю учащимся объяснить их смысловое значение. Таким образом, учащиеся активно включаются в процесс изучения нового материала, а термины еще раз прорабатываются и лучше запоминаются. Если учащиеся затрудняются в объяснении биологических терминов, предлагаю воспользоваться словарем, который есть в кабинете. Такая форма облегчает обучение в вузах моим выпускникам. После изучения темы обязательно провожу письменный контроль знаний биологических терминов, после анализа работы оценка выставляется в журнал. 4.Письменный контроль знаний и умений. С целью промежуточной проверки знаний провожу письменные работы. Письменная проверочная работа проводится в течении целого урока, учащиеся при этом выполняют задания на базовом или углублённом уровне. Такая форма контроля очень важна, так как я готовлю абитуриентов для Саратовского государственного медицинского университета, а там вступительный экзамен по биологии проводится в форме письменной работы. Для более полного контроля, исключающего списывание, использую четыре варианта, в каждом из которых могут быть не только теоретические вопросы, но и практические задания и задачи. Приведу пример заданий и оценки знаний письменной работы по теме: «Основы цитологии». 5.Контроль знаний и умений на обобщающе-повторительных уроках. Для подготовки учащихся к повторительно-обобщающим урокам заранее знакомлю их с вопросами и заданиями, которые направлены на раскрытие сущности изучаемых теорий, систематизацию и обобщение на основе фактических знаний и применение знаний на практике. Поскольку обучение общей биологии предполагает формирование у школьников специальных биологических знаний, необходимо применение и практических знаний, а также работу с научно-популярной литературой. Вопросы к таким урокам готовлю заранее разной степени сложности, направленные на выявление знаний и умений базового и более глубокого уровней. Например, при подготовке к обобщающему уроку «Учение о клетке» предлагаю темы рефератов: 1.Автотрофы, фотосинтез и жизнь на Земле. 2. Функции белков в живом организме. 3. Проблема пищевого белка. 4. Вирусные заболевания. 5. Вода и жизнь клетки. 6. Ферменты – биологические катализаторы. А также вопросы к семинарскому занятию:
Такая форма контроля позволяет определить глубину знаний по изученной теме, умение работать с литературными источниками, умение формировать выводы и научно объяснять свою точку зрения. Для большего охвата учащихся на повторительно-обобщающих уроках применяю задания различной сложности: дидактические карточки, тестовые задания, биологические диктанты. 6.Зачёт – одна из форм контроля знаний. С целью тематической проверки знаний и умений провожу устные и письменные уроки- зачеты, к которым готовятся заранее. Перед изучением темы знакомлю их с вопросами, которые они должны знать, а затем выношу их на зачет. Вопросы к зачету вывешиваются в кабинете, при подготовке к зачету учащиеся могут получить консультацию у учителя, познакомится с методикой проведения опытов и лабораторных работ, если они выносятся на зачет. Так к зачету по теме « Размножение и индивидуальное развитие» предлагаю следующие вопросы:
При оценки знаний на устном зачете по билетам особо ценными является элемент сравнения или доказательства биологического явления, показывающего более высокий уровень организаций. Например, на зачете применяю следующие вопросы:
Для более объективной оценки знаний и умений предлагаю учащимся задачи, при решении которых они показывают глубину своих знаний. После зачета полный анализ, указываю не только его положительные стороны, но и недостатки, т.е. анализирую, даю задания учащимся, получившим оценку «3» для дополнительной подготовки. Зачет может проходить в виде тестового контроля. В кабинете биологии на каждого учащегося имеются пособия для самостоятельной работы абитуриентов медицинских университетов, в которых разработаны тестовые задания в соответствии с программой общей биологии. При помощи тестов проверяются теоретические, практические и прикладные знания учащихся, сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Поэтому тестовый контроль знаний на зачете применяю достаточно часто. Главным условием зачета является включение заданий различной степени сложности, которые позволяют проверить базовый и более глубокий уровень знаний школьников. Очень удачным, на мой взгляд, является подбор тестовых заданий к уроку – зачету « Клетка - единица строения, жизнедеятельности и размножения организмов. В данный зачет включены тесты обязательного уровня и дополнительного, т.е. углубленного, Обязательная часть включает задания тестового характера, доступные для выполнения всеми учащимися. Дополнительная часть содержит задания со свободным ответом повышенной сложности. Таким образом, задание имеют дифференцированный характер и требуют ответов как на обязательном для всех уровне, так и на повышенном. Тематический зачет содержит 24-25 заданий, из которых 18-19 заданий с выбором одного правильного ответа и шесть заданий со свободными ответом. Выполнение обязательной части оцениваются одним баллом, а каждого задания дополнительной части- двумя баллами. С целью получения зачета необходимо набрать 12 баллов за обязательную часть работы, т.е. выполнить правильно 12 заданий обязательного уровня. Чтобы получить отметку «4» необходимо набрать 16 баллов за обязательную часть работы и 8 баллов за дополнительную часть. Для получения оценки «5» необходимо набрать 18 баллов за обязательную часть 8 баллов за дополнительную часть. Для наглядности выставления отметки предлагаю таблицу. Затем подвожу итог зачёта. Таким образом, учащиеся сами могут сделать вывод о степени подготовленности по данному разделу.
Итогом проверки знаний является экзамен. В нашей гимназии учащиеся сдают экзамен два раза в год – в конце декабря и в последних числах мая. В 10 классе, согласно календарно-тематическому планированию, в декабре заканчивается изучение темы «Основы цитологии. Размножение и индивидуальное развитие организмов», и в зимнюю сессию учащиеся сдают итоговый экзамен по билетам, или тестам, рекомендованных для проведения промежуточной аттестации. Экзаменационный материал рассматривается и утверждается на кафедре естественных наук. Учащиеся письменно отвечают на вопросы, решают задачи, работы проверяю я в присутствии ассистента, затем выставляю полугодовую оценку. По итогам экзамена обязательно составляю анализированною справку в которой указываю позитивные результаты и недостатки в ответах, с которыми знакомлю учащихся. Выводы Такая форма контроля дает возможность:
Такие исследования по теме позволяют мне:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка этого урока была опубликована в сборнике научно-методических идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию» и принимала... | Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный... Компетентностный подход в образовании: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под... | ||
Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина Юридический факультет Кафедра... Рейтинговая система оценки знаний студентов вводится в соответствии с приказом ргу нефти и газа им. И. М. Губкина от 11. 09. 2008... | Различные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | ||
«Модульно-компетентностный подход как основа профессиональной подготовки... Изменение методических подходов к подготовке современного специалиста со средним медицинским образованием | Методическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности... Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» | ||
Название конференции, фестиваля, семинара Инновационный подход к обучению и воспитанию. Международный фестиваль методических идей. – Чебоксары: Учебно-методический центр,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Результаты обучения, приведённые в рабочей программе, сформулированные в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.... | ||
План работы школы на 2010-2011 уч. Год Тема: «Компетентностный подход... Внедрение новых форм обучения, приемлемых для классов-комплектов, основанных на ключевых компетенциях школьного образования | Казенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа Положение о системе оценок, форм, порядке текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся и итоговой аттестации выпускников | ||
Урок контроля и оценки знаний При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению... | Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,... Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых... | ||
Реферата заранее согласовывается с заведующим профильной кафедрой... Реферат рецензируется на профильной кафедре и оценивается по 5-ти балльной шкале. При наличии положительной рецензии профильной кафедры... | Положение о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной... Для обучающихся 2-11 классов в школе используется 4-х-бальная система оценки знаний, умений и навыков минимальный балл 2 | ||
Рабочая программа педагога чичиленко Галины Владимировны Критерии и нормы оценки знаний, умений навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний | Рабочая программа по географии для учащихся 5 6 классов Структура программы Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний |